Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технология педагогических мастерских





Технология педагогических мастерских (по-французски дословно звучит: «ателье»), разработанная объединением французских педагогов «Новое образование» (П. Ланжевен, А. Валлон, А. Бассис, Ж. Пиаже и др.), основывается на идеях свободного вос­питания и близка по духу гуманистической педагогике С. Френе.

 

 

Цель технологии – несообщить и усвоить информацию, а передать учащимся способы деятельности и, одновременно, предоставить им психологические средства, позволяющие личностно самовыражаться и саморазвиваться, осознать самих себя и свое место в мире, понимать других людей, а также закономерности мира, в котором они живут, перспективы будущего.

Сущность технологии мастерских заключается в том, что в ходе особым образом организованного учебного занятия учащиеся сами добывают, конструируют и осмысливают знания по предмету. В мастерской создаются условия для самостоятельного выдвижения учащимися идеи, дальнейшее развитие которой происходит как в индивидуальной, так и в групповой работе. В процессе совместного обдумывания рождается новое видение проблемы.

Исходные идеи, на которых базируется технология педагогических мастерских:

1. Идея вызова. Имеется в виду вызов традиционной педагогике: ученик должен находиться в активной позиции, должен сам строить свое знание.

2. Личность с новым менталитетом. Ученик должен развиваться как самостоятельная, творческая, ответственная, конструктивно вооруженная личность.

3. Лозунг «Все способны!» («Неспособных нет!»). Каждый ребенок признается способным практически ко всем видам деятельности; вопрос лишь в том, какие методы будут применяться в процессе его образования и развития. Необходимо перейти от равенства по праву к равенству на деле.

4. Интенсивное обучение и развитие. Не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное строительство знания на основе критического мышления.

5. Новый тип педагога. Учитель – не авторитарный наставник, а талантливый скульптор или заботливый садовник. Педагог должен относиться к ученику как равному себе.

6. Точный расчет педагогических воздействий. Система воздействия на личность разработана так тщательно, что каждый участник Мастерской удивляется происходящему с ним (смог сам сочинить, нарисовать, выразить интересную мысль).

Принципы, на которых строится мастерская:

1) равенство всех участников образовательного процесса, включая учителя-мастера;

2) ненасильственное привлечение учащихся к деятельности;

3) отсутствие отметки и даже явной оценки учителя, соревнования, соперничества;

4) диалогичность, создание атмосферы сотрудничества, развитие коммуникативной культуры школьников;

5) приоритет процесса учения над его результатом;

6) проблемность в обучении;

7) работа со словом, сочинение и рисование (независимо от предмета);

8) вариативность, возможность выбораучащимися материала, вида деятельности и способа предъявления результата.

По форме педагогическая мастерская представляет собой совместное решение познавательной проблемы в процессе особым образом организованного практического занятия в составе малой группы (7–15 учеников) при участии учителя-мастера. Эта необычная форма занятия состоит из последовательности взаимосвязанных стадий.

 

Стадии педагогической мастерской Действия учителя Действия учащихся
I. «Индукция» – создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личного отношения к изучаемому объекту. Создает проблемную ситуацию, называемую «индуктором» (например, предлагает учащимся нарисовать изучаемый объект, записать возникающие вопросы, ассоциации и т. п.). Рисуют в тетрадях изучаемый объект. Составляют вопросы или записывают личные ассоциации
II. «Самоконструкция» – индивидуальное решение каждым учеником познавательной задачи (создание гипотезы, текста, рисунка, проекта и т. п.). Предлагает записать все, что ученики знают об изучаемом объекте. Либо дает задание определить признаки того или иного понятия, решить ту или иную задачу, составить тот или иной проект на основании только имеющихся у учащихся (актуальных) знаний и умений Работая индивидуально, записывают все, что знают об изучаемом объекте (такая актуализация знаний, умений по проблеме называется «панель»)
III. «Социоконструкция» – работа учащихся в парах Организует работу в парах. Например, предлагает поменяться тетрадями и дополнить друг друга. Либо подумать над заданием вместе Работают в парах, обмениваются знаниями об изучаемом объекте
IV. «Социализация» – работа учащихся в малых группах (сопоставление, сверка, взаимодополнение, взаимооценка, коррекция) Организует работу в малых группах. Например, предлагает объединиться в группы по четыре человека и поделиться полученными результатами. Предлагает учащимся дополнительные задания по теме Работают в малых группах с ранее рассмотренными в парах объектами. Выполняют дополнительные задания
V. «Афиширование» –создание и демонстрация (выставка) «афиш» – групповых ученических работ (текстов, рисунков, схем, проектов) и ознакомление с ними всего класса Организует обсуждение результатов групповой работы. Дает необходимые пояснения по ходу презентации группами результатов выполнения заданий Представляют результаты работы групп в виде «афиш». Задают вопросы друг другу по выполненным заданиям
VI. «Разрыв» – внутреннее осознание каждым участником мастерской неполноты своего прежнего знания или его несоответствия новому Фиксирует внимание учащихся на возникших познавательных противоречиях. Организует работу учащихся в группах с источниками информации, позволяющими разрешить возникшие противоречия Осознают возникшие познавательные противоречия. Работают с источниками информации. Закрепляют и применяют полученные знания
VII. «Рефлексия» Инициирует и активизирует рефлексию учащихся по поводу индивидуальной и совместной деятельности Осуществляют рефлексию

 


Выделяют различные типы педагогических мастерских: проектные мастерские, мастерские конструирования, мастерские письма, мастерские сотрудничества, мастерские отношений, мастерские ценностных ориентаций и др.


Примечание. Близкими к технологиям мастерских являются:

– студииА.Н. Тубельского (разновозрастные формирования детей, занимающихся в свободном режиме под руководством учителя весьма высокой квалификации);

– погружения(Г.К. Лозанов, Болгария, М.П. Щетинин, А.В. Хуторской, Россия) – занятия в урочной и внеурочной форме по одной учебной дисциплине продолжительностью от одного до нескольких учеб­ных дней. Режим полного погружения предполагает выезд в дом отдыха или пионерский лагерь на смену от 1 до 3 недель, ибо необходимо создать соответствующую атмосферу «интенсива», которая не исчерпывается учебным процессом, а позволяет включить в сферу педагогического дей­ствия многие жизненные процессы, важные для становления творческой личности.








Date: 2015-07-17; view: 1128; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию