Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Технология коллективного творческого воспитания (И.П. Иванов). Коллективное творческое дело (КТД), его отличительные признаки, разновидности, этапы реализации
Иванов Игорь Петрович – российский педагог-новатор, представитель педагогики сотрудничества, профессор Ленинградского государственного педагогического института, академик Российской академии образования.
Руководил коммуной юных фрунзенцев и коммуной им. А.С. Макаренко в Ленинграде, успешно воплотил макаренковские идеи воспитания в коллективе в современной городской школе.
Автор методики коммунарского воспитания (иначе: методика коллективных творческих дел, методика КТД, «орлятская» методика).
Цель технологии: воспитать социально активную творческую личность, способную внести вклад в построение правового демократического общества.
Концептуальные идеи:
а) сотрудничество, сотворчество детей и взрослых;
б) коллективная деятельность, позволяющая создать мощное творческое поле;
в) свободные группы, в которых ребенок чувствует себя раскованно, не чувствует подчинения учителю;
г) сочетание разнообразных методов коллективной творческой работы (мозговая атака, игра, свободная дискуссия);
д) диалог всех возникающих точек зрения;
е) уважение личности ребенка, его уникальной позиции в мире;
ж) социально полезная направленность деятельности;
з) использование феномена группового влияния на индивидуальные способности личности;
и) постепенный переход от близких перспектив к средним, от средних к далеким (в соответствии с принципом перспективных линий, открытым А.С. Макаренко).
Основная форма организации воспитания в технологии И.П. Иванова – коллективное творческое дело.

Суть КТД – в социальном творчестве детей и взрослых. Это, по сути, органическое продолжение идеи Н.К. Крупской о главной задаче детского движения – улучшать окружающую жизнь и думать, как это сделать.
Основу КТД составляет совместная деятельность детей и взрослых, при которой все члены группы участвуют в планировании и анализе, вносят вклад в создание социального продукта. Чаще всего КТД связаны с какими-либо общественными событиями или событиями из жизни коллектива школы, класса. Как правило, КТД предполагают более или менее длительную подготовку и приобретают характер традиции школы (класса).
Виды КТД: общественно-политические, трудовые, познавательные, экологические, художественные, спортивные, досуговые.
Алгоритм организации и проведения КТД:
Стадия КТД
| Какие вопросы
решаются?
| Формы и методы
деятельности коллектива
| 1. Предвари-тельная работа педагога
| С какой целью?
Что лучше сделать?
Для чего и с кем?
Кто может помочь?
Как подключить детей, родителей?
Кому быть организатором?
| «Стартовые» («нацеливающие») воспитательные мероприятия:
- товарищеская беседа,
- рассказ-размышление,
- убеждение на собственном опыте.
При этом взрослые не навязывают дело, а размышляют вместе с детьми. Тон разговора – доброжелательный, заинтересованный.
| 2. Коллективное планирование
| Какое дело проведем?
На радость и пользу кому?
Где его провести?
Как лучше провести?
С кем вместе провести?
Кто будет ответственным?
Кто будет ведущим?
| - Сбор-старт (обсуждение, предложений, анализ задач, совместное размышление);
- разведка дел;
- мозговой штурм;
- открытая дискуссия;
- деловая игра;
- побуждение (ободрением, похвалой, помощью, советом, доверием).
Выборы совета дела, творческой инициативной группы. Взрослые принимают участие в общей работе на равных основаниях.
| 3. Подготовка дела
| Как развивать положительные качества воспитанников?
Как преодолеть их отрицательные качества?
Как включить всех в активный творческий поиск?
Как научить воспитанников преодолевать трудности?
| - Увлечение добрым сюрпризом;
- помощь товарищеским советом;
- оказание доверия;
- товарищеское требование;
- подготовка проекта по «секрету»;
- товарищеский контроль;
- товарищеское обсуждение;
- увлечение делом, поиском, романтикой, героикой, игрой;
- уточнение проекта КТД;
- товарищеское поощрение от имени коллектива;
- традиции коллективной работы.
Позиция взрослых – выполнять стимулирующую функцию.
| 4. Проведение дела
| Как воодушевить воспитанников и помочь им сосредоточиться на главном в КТД?
Как увлечь воспитанников личным примером?
Как добиться радостной перспективы близкого успеха?
Как научить ребят выходить из затруднительных положений?
| Формы проведения КТД:
- «операции»;
- эстафеты;
- конкурсы;
- смотры;
- диспуты;
- соревнования и т.д.
Задача взрослых – вызвать и утвердить у ребят мажорный тон, бодрость, уверенность в своих силах и стремление преодолеть трудности. Главное – спокойствие, выдержка, мажор.
| 5. Подведение итогов
| Как научить ребят коллективно подводить итоги своей работы?
Как помочь воспитанникам проанализировать и оценить проделанную работу?
Как сделать, чтобы коллективный анализ стал традицией?
| Сборы-«огоньки»:
- товарищеский разбор;
- гласное обсуждение;
- анализ и самоанализ;
- рефлексия;
- похвала;
- поддержка;
- деловой спор;
- награда;
- контроль;
- требование;
- товарищеская критика;
- порицание.
Взрослые должны помочь воспитанникам выяснить причины, породившие успех или неудачу.
| 6. Ближайшее последействие
| Как научить ребят реализовывать выводы и предложения?
Как научить учащихся использовать полученный опыт в жизни коллектива?
Как научить воспитанников реализовывать собственные решения?
Как убедить ребят в необходимости дальнейшего улучшения своей и окружающей жизни?
| - Радостная перспектива;
- творческие группы;
- расстановка сил;
- доверие;
- изменение режима;
- чередующиеся творческие поручения;
- преемственность в делах;
- взаимопомощь;
- товарищеское приучение.
Педагоги по-товарищески помогают в выполнении решений, принятых общим сбором. Смысл последействия – в расширении круга добрых дел.
|
Date: 2015-07-17; view: 2477; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|