Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ)
(Краткая учебная информация)
Автор ТРИЗ – Альтшуллер Генрих Саулович, советский изобретатель и писатель-фантаст (литературный псевдоним – Г. Альтов). Цели технологии: обучить учащихся использованию разнообразных приемов и правил творческой деятельности, научить решать изобретательские задачи (причем не только технические, но в любой области). Базисные идеи ТРИЗ: Ø теория есть катализатор творческого решения проблемы, а знания – инструмент и основа творческой интуиции; Ø творческими способностями наделен каждый (изобретать могут все); Ø творчеству, как и любой деятельности, можно научиться. Для этого нужно постоянно обращать внимание учащихся не только на ход решения конкретных творческих задач, но и на универсальность приемов, с помощью которого оно достигается; Ø нельзя ограничивать цель обучения только решением творческих задач; главное – учить самостоятельно находить и формулировать такие задачи. Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ) включает следующие стадии: 1) выбор задачи, уточнение ее условий, вычленение технического противоречия; 2) формулировка идеального решения (не задумываясь пока о том, как оно будет достигнуто); 3) переход от технического противоречия к диалектическому противоречию между предметами, процессами, явлениями; 4) применение «эвристик для изобретателей» – типовых приёмов, отражающих информацию о наиболее эффективных, апробированных в прошлом способах преодоления противоречия. Г.С. Альтшуллер выделяет 40 типов «эвристик для изобретателей», с помощью которых можно устранить технические противоречия: дробление, вытеснение, асимметрия, объединение, «матрёшка», «заранее подложенная подушка», противовес, переход в другое измерение, непрерывность полезного действия, проскок, «обращение вреда в пользу», обратная связь, «посредник», отброс и регенерация частей, фазовые переходы и др. Вот несколько примеров изобретательских задач. Задача 1. В одном русском городе был отлит колокол весом две тысячи пудов. Чтобы доставить этот колокол к месту назначения на тяжеловозной повозке обычным способом, требовалось, по расчетам инженеров, 80 лошадей (дороги были плохие). Это обошлось бы очень дорого, и перевозка казалась невозможной. Инженеры не могли придумать рационального решения. Тогда к президенту Академии художеств явился простой русский умелец-мастеровой и объявил, что он привезет колокол на шести и даже четырех лошадях. «Каким манером?» – спросил его президент. «Это секрет, – ответил мастер, если я скажу, то всякий его привезет». Президент обещал не разглашать тайну, и изобретатель благополучно доставил колокол с помощью меньшего количества лошадей, за что и получил большую награду. Как он поступил? Ответ. Мастер сделал в величину колокола четыре обода, обшил досками, в боковых стенках сделал оси и покатил колокол как бочку или как огромное колесо. При этом он не только не испортил дорогу, а еще укатал её1. Задача 2. Как из шести спичек построить четыре равносторонних треугольника (длина стороны треугольника равна длине спички)? Ответ. Необходимо отказался от этой попытки сгруппировать спички на плоскости и построить из спичек пирамиду (выход в новое измерение)2. Задача 3. В длинной печи керамического завода по транспортеру при высокой температуре движется посуда. Вдруг в потолке середины печи стал торцом кирпич, и вся посуда разбилась. Как устранить аварию, не останавливая печь (что экономически невыгодно) и не залезать туда (это очень трудно и опасно: печь очень узкая и длинная). Ответ. Задачу решили просто: из соседнего военного училища пригласили снайпера, и он сбил кирпич пулей3. У учащихся необходимо вырабатывать умение и стремление составлять личную картотеку физических, химических, биологических и других эффектов, которые составляют основу «эвристик для изобретателей». Особое место в ТРИЗ принадлежит курсу РТВ (развития творческого воображения).
_____________ 1 Задача взята из книги: Эсаулов А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов. М., 1982. С. 33–34. 2 Там же. С. 30. 3 Задача взята из книги: Современная дидактика: теория – практике / Под науч. ред. И.Я. Лернера, И.К. Журавлева. М., 1993. С. 142. Date: 2015-07-17; view: 1423; Нарушение авторских прав |