Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
И реализацией продукции
4.1. Научные и организационные основы планирования на предприятии Сущность, назначение и принципы планирования. Планирование представляет собой процесс научной разработки и претворения в жизнь комплекса мероприятий, определяющих направления и темпы развития производства, обеспечивающих его соответствие потребностям рынка, и на основе этого увеличение объема продаж и прибыли предприятия. Планирование является главной функцией управления производством, поскольку успех предпринимательской деятельности во многом зависит от качества планирования, которое включает определение перспективных целей, способов их достижения и соответствующего ресурсного обеспечения. Основные задачи планирования: - увеличение объема продаж продукции, прибыли и рентабельности; - повышение конкурентоспособности продукции; - снижение издержек; - создание новых рабочих мест. Принципы планирования: Принцип необходимости планирования предусматривает обязательность применения планов при выполнении любого вида трудовой деятельности. Принцип непрерывности заключается в том, что на каждом предприятии процессы планирования должны осуществляться постоянно и разрабатываемые планы должны непрерывно приходить на смену друг другу. Принцип единства предполагает разработку общего или сводного плана социально-экономического развития предприятия. Принцип гибкости предполагает возможность корректировки уже разработанных плановых показателей. Принцип точности определяется влиянием различных внутренних и внешних факторов, поэтому планы должны быть максимально конкретизированы и детализированы. Принцип оптимальности основывается на необходимости выбора лучшего варианта из нескольких возможных на всех этапах планирования. Принцип участия предполагает активное воздействие персонала на процесс планирования. Принцип эффективности требует разработки такого варианта плана, который при существующих ограничениях используемых ресурсов обеспечивает получение наибольшего экономического эффекта. Методы планирования. Нормативный метод основан на использовании норм и нормативов живого и овеществленного труда для определения переменных величин. Сетевой метод применяется при планировании подготовки производства новой продукции. Составляется Сетевой график подготовки производства. Графические методы могут иметь различные формы: сетевой; линейный, который составляется в осях координат, где x – время работы, y – вид работы. По такому же методу рассматривается точка безубыточности предприятия, где x – объем производства, y – стоимость продукции. Программно-целевой метод применяется при разработке сложных проектов, где участвуют много исполнителей. Экономико-математические модели в планировании применяются в различных модификациях. Их смысл состоит в том, что составляется модель из ряда показателей и коэффициентов. Находится переменная планируемая величина (y), как зависимая от других факторов. Зная x1 и x2 на плановый период, можно рассчитать, например, планируемый расход электроэнергии. Чаще всего применяются комбинации методов, которые должны основываться на системном научном подходе при изучении состояния предприятия, его внешней и внутренней среды. Виды планирования и их краткая характеристика. Выделяют два основных вида планирования: технико-экономическое и оперативно-производственное. Технико-экономическое планирование предусматривает разработку системы показателей развития техники и экономики предприятия. В ходе данного планирования обосновываются оптимальные объемы производства, выбираются необходимые производственные ресурсы и устанавливаются рациональные нормы их использования, определяются конечные финансово-экономические показатели функционирования. Оперативно-производственное планирование предполагает последующую детализацию технико-экономических планов предприятия. Оно предусматривает установление текущих производственных заданий различным структурным подразделениям и корректировку плановых заданий в процессе производства. Классификация планирования
Планирование производства и реализации продукции План производства и реализации продукции является важнейшим и определяющим разделом годового плана и служит исходной базой для расчета потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах. Он составляется на основе: данных об изучении спроса на выпускаемую продукцию; плана технического развития предприятия; мероприятий по повышению эффективности производства; договоров на поставку продукции, прогноза изменения спроса; данных об обеспечении предприятия сырьем, материалами; сведений о наличии нереализованной продукции. План производства составляется: 1) в натуральном выражении (применяются натуральные измерители, выражающие физический объем конкретных видов выпускаемой продукции).2) в стоимостном выражении. Связь между натуральными и стоимостными объемами производства осуществляется через систему цен на промышленную продукцию. Стоимостными показателями выпуска продукции являются валовая, товарная и чистая продукция. Объем валовой продукции (Впр.) включает весь объем работ, намеченный к выполнению в данном плановом периоде. Товарная продукция включает в себя объем выпуска готовых изделий, укомплектованных и сданных на склад готовой продукции; полуфабрикаты, предназначенные для поставки на сторону; изделия и запчасти для своего капитального строительства и капитального ремонта; услуги вспомогательных цехов на сторону, своему капитальному строительству или непромышленным хозяйствам своего предприятия; инструменты и приспособления собственного производства, необходимые для поставки или зачисленные в основные средства своего предприятия. Чистая продукция характеризует ту часть стоимости продукции, которая создана трудом работников данного предприятия. Объем чистой продукции определяется путем вычитания из товарной продукции материальных затрат, а также суммы амортизации основных фондов. Применение данного показателя позволяет исключить повторный счет продукции, более точно определить усилия коллективов предприятия по выполнению ряда важнейших качественных показателей – производительности труда, фондоотдаче и др. План продаж содержит показатели объема и сроков поставок продукции конкретным потребителям в развернутом ассортименте. Объем поставок может планироваться как в натуральном, так и в стоимостном выражении. По экономической структуре реализованная продукция идентична валовой и товарной продукции, но отличается от них качественным признаком: это продукция, уже оплаченная покупателем. Если же продукция покупателем не оплачена, то речь идет о показателе реализуемой товарной продукции. Сущность бизнес-плана и его назначение. Бизнес-план представляет собой документ, содержащий обоснование действий, которые намечается осуществить для реализации или создания нового предприятия. Он является важным инструментом при рассмотрении большого количества ситуаций для выбора приемлемых и определения средств для их достижения. Бизнес-план охватывает период обычно – 3-5 лет Для работающего предприятия бизнес-план составляется после проведения тщательного всестороннего анализа успехов и неудач хозяйствующего субъекта. Применительно к новому предприятию бизнес-план разрабатывается в соответствии с общепринятой в международной экономической практике методикой. Содержание и объем бизнес-плана зависят от различных факторов: размеров предприятия (для малого бизнеса – 10 – 20 страниц, для крупного предприятия – 40 – 50); стоимости проекта (40 страниц – при стоимости проекта менее 500 тыс. дол. США и до 80 страниц – при стоимости проекта свыше 500 тыс. дол. США); полноты составных частей (укрупненный или детализированный); назначения (для внутреннего использования, для инвесторов, как заявка на банковский кредит); периода планирования (на один год или несколько лет); квалификации и практического опыта составителей бизнес-плана. Бизнес-план должен давать полное представление обо всех аспектах проекта и состоять из следующих основных разделов: - резюме; - характеристика предприятия и стратегия его развития; - описание продукции (услуги); - анализ рынков сбыта, стратегия маркетинга; - производственный план; - организационный план; - план реализации проекта; - инвестиционный план; - прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности; - показатели эффективности проекта; - юридический план; - информация о разработчике бизнес-плана. Организация планово-экономической работы на предприятии. Организация планово-экономической работы на предприятии во многом зависит от размера и типа предприятия. На малых предприятиях обычно не существует глубокого разделения управленческих функций, и высшие руководители самостоятельно определяют все детали планирования и организации производства. На крупных и средних предприятиях разработка планов производится децентрализованно с учетом принятой организационной структуры, распределения обязанностей между коллективами различных служб и т.д. На практике применяются три схемы организации работ по составлению планов: сверху вниз, снизу вверх, круговой способ (встречное планирование). При планировании «сверху вниз» плановые стратегии разрабатываются на высшем уровне управления, где определяются цели, основные направления и главные хозяйственные задачи развития предприятия, проводится взаимоувязка всех плановых предложений и механизма их реализации. Затем эти цели, задачи и показатели во все более детализированной форме по мере продвижения на более низкие уровни структуры предприятия включаются в планы подразделений. После согласования плановых заданий с конкретными исполнителями планы окончательно утверждаются высшим руководством предприятия. Планирование «снизу вверх» осуществляется от планов на местах через планы подразделений к общему плану путем согласований, объединений и корректировок. При этом участки, цехи составляют подробные планы, которые объединяются на верхней ступени, образуя в итоге общий единый план предприятия. Встречное планирование объединяет оба предыдущих способа. В процессе, происходящем сверху вниз, осуществляется предварительное планирование по главным целям и составление общего плана на уровне предприятия. На более низких уровнях этот план корректируется. Затем начинается обратный ход планирования снизу вверх. Аппарат, осуществляющий планирование, включает функциональные подразделения на разных уровнях управления предприятием (генеральный директор, заместитель директора по экономике и финансам, главный экономист, начальник планового отдела и т.д.).
Date: 2015-07-17; view: 464; Нарушение авторских прав |