Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функции телевещания. Трансформации функций в зависимости от исторического периода и типа телекомпаний





Исторически сложились три типа творчества: художественное, научное и публицистическое. Они выделились в отдельные категории, когда стало понятно, что тексты отличаются друг от друга не только формой и содержанием (поэма и диссертация), но и не могут выполнять одинаковую функцию, например, просвещение. Типы творчества решают разные функциональные задачи:
1. Художественный тип => воспитание
Здесь можно отметить содержание телеканала «Культура», где с помощью в частности произведений художественного творчества идет воспитание граждан. Патриотизм, сохранение культурного наследия, созидание и противостояние информационной агрессии – уроки, вынесенные зрителями при вдумчивом просмотре передач. На канале «ТВ-Ц» существует программа «Опасная зона», посвященная проблемам молодежи. В ходе ее создания используются художественные приемы, она нацелена на воспитание нравственно здорового поколения.
Может быть, наступил такой момент в нашей стране..., когда телевидение для нас является важнейшим и заменяющим семью, школу, церковь, искусство, - воспитательным фактором. (Цитата из выступления А.Гордона, ведущего ток-шоу «Стресс», во время прямого эфира программы «Ищем выходы» на радиостанции «Эхо Москвы»)
2. Научный тип => образование
Сюда относятся всевозможные регулярные публикации и циклы передач с дидактическим материалом. Учебное ТВ СССР, современный канал «Школьник – ТВ». Во всем мире действуют различные телевизионные университеты, высылающие своим зрителям лекции и задания и даже выдающие диплом при успешном окончании курса.
3. Публицистический тип => информирование
ТВ-вещание, как и все СМИ, способное удовлетворить информационные потребности индивида, общества, государства. Пример: программа «Время» 1 канала, «Вести» РТР, «Сегодня» НТВ – рассчитаны на максимально массовую аудиторию.
Телевизионная программа может состоять из произведений трех типов творчества. Важно отметить, что типы творчества соответствуют функциям TV, признанным универсальными. Но какой вид творчества выполняет рекреативную функцию (Рекреация (от лат. recreatio – восстановление) – отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда. Социологический словарь)? Тип деятельности, развлекающий в чистом виде, - игра.
Телеигры, такие как «Любовь с первого взгляда», «Поцелуй навылет», и др. можно почти полностью отнести к развлекательным программам, но есть элемент воспитания. Молодое поколение на примере поведения героев передач в смоделированных ситуациях формирует свое собственное, в реальной жизни. Критериями, согласно которым на экране сложилась пара, будет руководствоваться юный зритель при выборе спутника жизни, партнера.
Интеллектуальные телевизионные игры «КВН», «Что?Где?Когда?» выполняют не только рекреативную, но и организаторскую функцию, потому что, подобно ток-шоу или телемостам, привлекают массовую аудиторию.
Первый телемост между СССР и США состоялся в 1982г. Вели его В.Познер и Ф.Донахью. Тогда наша страна заявила о «новом мышлении» и открытости миру. Советской аудитории были интересны не столько зарубежные партнеры, сколько «мы – их глазами».
На этих примерах мы убедились, что редко определенная передача несет одну определенную функцию. Вообще, классификация – это некая абстракция. Но без нее невозможно упорядочить поток информации, циркулирующий в обществе. Классификация конкретно ТВ-передач делится на виды: адресная (целевая аудитория), жанровая (по содержанию и по форме) и т.д.
Телевизионная передача должна прежде всего удовлетворять определенную социальную потребность. Значит, найти «нишу» - неудовлетворенную потребность. При создании новой программы авторам важно обратиться «по адресу» - на тот канал, функциям которого соответствует замысел. Журналист должен понимать и прогнозировать результаты телевизионного воздействия на массы людей, то есть осознавать социальную ответственность.
Назначение журналистики состоит в преобразующем воздействии на практику в соответствии с актуальными интересами общества и человека и целями социального прогресса. («Основы журналистики» С.Г.Корконосенко М:2004.)

115. Новости на телеэкране: жанрово-функциональный анализ. Тенденции в развитии информационного вещания. Инфотейнмент.

Новость как жанр СМИ является, по сути, исторически сложившимся универсальным форматом представления информации об окружающей нас действительности. Новостные сообщения и новостные потоки - один из основных инструментов СМИ и в силу их высокой технологичности, и по причине их понятности и доступности максимально большому человеческому сообществу (а требование максимальной масштабности и всеохватности восприятия, как уже было указано, является одним из основных). Новости являются основным инструментом, связывающим разнообразные локальные коммуникационные системы в единую мировую систему массовых коммуникаций. Это возможно потому, что новости из всех журналистских жанров в наименьшей степени несут на себе влияние специфики конкретной редакционной политики. По большому счету, можно без особых усилий любую новость опубликовать в любом СМИ - разумеется, с учетом тематических ограничений: даже совершенно нейтральные сообщения о новостях из мира бабочек будут смотреться достаточно странно в журнале, посвященном вопросам угледобычи; хотя и в этом случае, наверное, может быть легко найдено удовлетворительное решение, не требующее «переписывания» новости. Новости, как правило, рассчитаны на привлечение интереса максимально широкой части целевой аудитории. И это определяет повышенные требования к их виду, процессу производства и обращения, формируя своего рода систему качества, очень похожую на ту, что в последние годы внедряется в производственных комплексах. Новость, таким образом, является исторически и технологически обусловленным минимальным форматом универсального изложения обобщенных представлений об общественно значимых событиях.

Универсальность - синоним независимости. Новостник, в отличие от «отраслевого» или «жанрового» журналистов, может качественно писать на любую тему и для любого СМИ. Есть масса примеров (один из самых наглядных и актуальных - переход телевизионной команды Евгения Киселева на радиостанцию «Эхо Москвы») совершенно безболезненного перехода журналистов-новостников из одного СМИ в другое - иногда совершенно непохожее по формату, редакционной политике, особенностям аудитории.

Качественная новость должна соответствовать следующим требованиям:

· Лаконичность · Технологичность · Оперативность · Понятность · Новизна · Актуальность · Значимость

· Содержательность · Достоверность · Объективность · Интересность · Человечность · Стандартность

Исследования Дзялошинского показало, что люди смотрят новости для того, чтобы узнать:
1) все ли хорошо в мире;2) могут ли они быть спокойны за свою семью;3) безопасно ли все;
Новости выпускаются по схеме:
1) внутренние;2) международные;3) спорт;4) погода;
Около 80-х гг. в Америке появились новости с элементом развлечения. В них была информация о погоде, курсах валют, зрителям напоминалось время. Это касалось, прежде всего, утренних новостей.
Телевизионный магнат Тед Тернер к 70 гг. первым начал использовать спутник для передачи новостей. Тем самым он абсолютизировал такое качество телевидение как «симультанность»(simultanе (фр.) – одновременный, т.е. одновременность демонстрации и наблюдения, параллельно с живой жизнью Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: История, теория, практика. Аспект Пресс, 2004 г., с. 205). Тэду Тернеру говорили, что новости не нужны, но он видел будущее бизнеса. Он основатель американской корпорации CNN, которая первой начала показывать новости круглосуточно в режиме нон-стоп.
Если ранее на телевидении были дикторы, с отлаженной и безупречной речью, читающие по бумажке, то тут появились репортажи с места событий, корреспонденты.
Инфотейнмент зародился в 80-е годы в США. Начавшееся в те годы падение рейтингов информационных программ, вынудило журналистов изменять формат телевизионных новостей. Изменения коснулись, во-первых, принципа отбора информации – снизилась доля «официоза», возросло число сообщений на социальные и культурные темы. Во-вторых, изменились способы подачи информации: в репортажах на первый план стали «вытаскиваться» детали, интересные всем зрителям. Среди новостей выделилась отдельная группа – информационно-развлекательные программы. Пионером в этом направлении принято считать еженедельную программу «60 минут» (CBS), где ведущие стали активно включать в репортажи свое отношение к событиям, более того, журналисты начали появляться в кадре наравне с героями репортажей, чтобы было совершенно нетипично для американского телевидения. Инфотейнмент возник не из-за прихоти продюсеров американских телекомпаний, а под влиянием изменения интересов аудитории. Первой программой на российском телевидении, которая рискнула сделать ставку на инфотейнмент, стала программа «Намедни» (2001-2004 гг.) Леонида Парфенова. Николай Картозия, шеф-редактор НТВ, в статье «Программа «Намедни»: русский инфотейнмент»[5] отмечал, что при разработке концепции программы журналисты сознательно ориентировались на американский опыт. Своей главной задачей разработчики передачи объявили создание «панорамы главных новостей недели, их экспресс-анализ, обсуждение, выявление причинно-следственных связей и тенденций». В этой задаче нет ничего неожиданного или революционного. Нетипичными для российского телевидения были методы предъявления информации, положенные в основу концепции программы, такие как сокращение времени сюжета, метафорически-образная трактовка событий, «овеществление» новости, повышенный интерес к деталям, нетипичным героям и нетипическим обстоятельствам. И в чисто информационных программах в настоящее время увеличивается роль развлекательного начала.

Итог:
1. Социологические исследование, проводившиеся в США в конце 70-х годов XX века, констатировали усталость общества от «серьезной» информации. В эти же годы американская журналистика столкнулась с процессом падения рейтингов информационных программ. Об опасности этого явления предупреждали многие исследователи информационного общества. Мозг современного человека перегружен обилием поступающей информации, все чаще встречаются формы «плохой индивидуальной адаптации», о которых предупреждал Э. Тоффлер: «блокирование» пугающей информации, специализация, реверсионизм, «сверхупростительство». Стремление уйти от стрессов и проблем породило бегство от реальности – «эскейпизм». Журналистика не может оставаться в стороне от этих процессов, она должна искать такие формы предъявления информации, которые бы, во-первых, могли преодолеть состояние тревожности человека перед новой информацией, а во-вторых, позволяли бы реализовать традиционную для журналистики просветительскую функцию, помочь человеку разобраться в окружающем мире в новых, быстро изменяющихся условиях. Ответом на эти требования стало появление инфотейнмента.

2. Инфотейнмент базируется на традициях интеллектуальной «игры», когда с помощью специальных приемов зритель незаметно втягивается в эвристический процесс. Например, намеренное дробление новости на отдельные факты, образы, мнения, заставляет аудиторию самостоятельно выстраивать полную картину события на основе предоставленного журналистом набора отдельных деталей. Поэтому инфотейнмент представляет собой нечто большее, чем просто подача развлекательной информации. Важнейшей особенностью игры, отличающей ее от других видов человеческой деятельности, является свойство доставлять удовольствие от самого процесса действования, независимо от результата (теория функционального удовольствия К. Бюлера). При этом игра, хоть и не осознается играющими как серьезное действие, способствует развитию человека. Как показал Хейзинга, все виды человеческой культуры: поэзия, философия, музыка, танец, изобразительное искусство, правосудие, ратное дело и др. – возникли первоначально в игровых формах. Таким образом, инфотейнмент, опираясь на игру, обращается к глубинным свойствам человеческой психики.
3. Релаксирующее начало в информационно-аналитических программах проявляется как на уровне содержания, так и на уровне предъявления информации. Влияние инфотейнмента на содержание характеризуется тем, что объектом внимания журналиста часто становится не только суть явлений, событий, но яркие детали происходящего, иногда не имеющие особого значения для раскрытия темы, но обогащающие сюжеты образно и эмоционально. Другая тенденция состоит в том, что социальные и политические изменения начинают иллюстрироваться через изображение конкретного («частного») человека. На уровне предъявления информации заметны следующие приемы: визуализация проблемы, яркая образность, преднамеренное упрощение информации, обыгрывание кадра, повышение роли репортера (иногда он сам становится частью репортажа). Важную роль в подаче материала играют лингвистические приемы – языковая игра и ирония. Также можно отметить драматизацию репортажей, когда в них вводится элемент интриги, и сравнительно быстрый темп подачи информационных сообщений в программах, использующих принципы инфотейнмента. Все вышеназванные приемы не только привлекают внимание аудитории, но через игру способствуют ее просвещению. В этом отношении показательной является программа «Времена», в которой игровые элементы (интрига, распределение ролей, соревновательный момент) гармонично сочетаются со статистическими данными и результатами экспертных исследований.
4. Использование (неиспользование) приемов инфотейнмента в значительной степени зависит от концепции телевизионной информационной программы. Этот вывод можно сделать на основании проделанного нами сравнительного анализа трех еженедельных информационно-аналитических программ: «Зеркало», «Времена», «Неделя». С другой стороны, ирония и самоирония, интертекстуальность, языковая игра, лежащие в основе эстетики постмодернизма, прочно вошли в журналистскую практику вместе с ценностями масскультуры. Поэтому даже в ежедневных новостных программах, провозглашающих объективность и отстраненность в подаче информации, сегодня все заметнее становится присутствие игрового начала.

116. Основные этапы развития телевещания в России: от начала экспериментального вещания до постсоветского ТВ.

К началу ХХ в. в одиннадцати странах было выдвинуто не менее двадцати пяти проектов (из них пять – в России) под названиями «телефотограф», «электрический телескоп», «телефот» и т.п. В основе их лежали три физических процесса: 1) деление передаваемой картинки на элементарные участки и последующее преобразование их в последовательность электрических сигналов; 2) передача этой последовательности на приемный пункт; 3) восстановление из принятого сигнала видимого изображения. В 1929–1930 гг. началось телевещание в ряде стран Европы и США на аппаратуре с механической разверткой. С 1 октября 1931 г. из студии при Московском радиоузле велись телепередачи по немецкому стандарту: 30 строк, 12,5 кадра в секунду, на средних волнах, что позволяло принимать их в других городах и даже за рубежом. Аппаратура была разработана в Москве В.И.Архангельским и другими сотрудниками Всесоюзного электротехнического института (ВЭИ) под руководством П.В.Шмакова. В следующем году к показу собственных программ приступили студии в ряде других городов СССР, в том числе в ЛенинградеПервые телепередачи начались в Москве в 1935 году. В 1941—1945 годах телевидение не работало. Передачи были возобновлены 7 мая 1945 года, а 15 деабря москвичи первыми в Европе перешли на регулярное вещание. Основные телепередачи тех лет были посвящены жизни Советского союза, культурным мероприятиям, науке, спорту.

В декабре 1948 года Московский телецентр приостановил передачи на время реконструкции. 16 июня 1949 года с Шаболовки началось вещание по стандарту 625 строк. 22 марта 1951 года телецентр был преобразован в Центральную студию телевидения. Программа не имела чётко выраженной тематики, транслируя, как новостные, так и музыкальные программы и кинофильмы, мультфильмы киностудии Союзмультфильм, а также образовательные программы. С 1 января 1955 года работает ежедневно.

14 февраля 1956 года в эфир вышла Вторая (московская) программа ЦТ. Эксперименты с передачими в цвете начались 14 января 1960 года. С 29 марта 1965 года вещает Третья (учебно-образовательная) программа, а с 4 ноября 1967 года — Четвертая. 10 октября 1967 Первая программа начала регулярное вещание в цвете. На европейскую часть СССР сигнал передавался по наземным радиорелейным линиям. 1 мая 1965 года был проведен эксперимент по ретрансляции программ ЦТ через спутник связи «Молния-1» на Дальний Восток. Регулярную работу система «Орбита» начала 2 ноября 1967 года, когда был открыт ТВ центр в Останкино. Передачи предназначались для Крайннго Севера, Сибири, Дальнего Востока и Средней Азии. В 1971 году на Среднюю Азию и часть Казахстана передается дубль первой программы — программа «Восток», учитывающая поясное время. С 1 января 1976 Останкино ведет передачи на восьми каналах: помимо четырех основных программ еще четыре дубля Первой программы по спутниковой системе «Орбита» передаются специально для восточных территорий СССР с временным сдвигом +2, +4, +6 и +8 часов. Так, первый выпуск программы «Время» по системе «Орбита-1» выходил в эфир в 12:30 московского времени. Спутниковая система «Экран», заработавшая 26 октября 1976 года, позволяет принимать передачи ЦТ на приемники коллективного пользования в населенных пунктах Сибири и Крайнего Севера. С 1 января 1977 все программы ЦТ вещают в цвете. 1 января 1982 года ЦТ перепланировало свои программы: вечерняя Четвертая стала Второй программой, общесоюзный статус которой обеспечивали четыре дубля для восточных территорий. Работу она начинала в 8:00 и после дневного перерыва возобновляла эфир в 18:00 выпуском «Новостей». Развитие телевидения связано не только с Москвой, но и Ленинградом, Уралом, Сибирью, Украиной. Каждая республика, область, край имели свои телепередачи. В 1980-х работали 3-я программа (московская), 4-я программа (образовательная), в 1991 г. ликвидирована, и 5-я программа (ленинградская). Эти программы были доступны только для зрителей Москвы и Ленинграда.

2 ноября 1989 года в СССР вышла в эфир первая коммерческая телекомпания 2×2.

В настоящее время в России есть следующие телеканалы: Первый канал, Россия, НТВ, ТНТ, РЕН ТВ, СТС, Культура, Домашний, Пятый канал, ТВ Центр, Спорт, ДТВ, Муз-ТВ, MTV, ТВ3, A-ONE, 7ТВ, 2×2, РБК, Звезда, Бибигон, Живое ТВ, Bridge TV, Евроновости, VH1, Мир, Vita TV, Спас, Союз, Благовест, Ностальгия, ТДК и множество других спутниковых, кабельных, региональных телеканалов. Ранее были 4-й канал Останкино, Российские университеты, AMTV, МТК, Телеэкспо, ТВ-6 и ТВС.[1]

Телепрограммы:

1) Первая программа ЦТ — Первый канал «Останкино» — ОРТ — Первый канал

2) Вторая программа ЦТ — РТР — Россия

3) Третья программа ЦТ — МТК и 2×2 — ТВ Центр и Московия — ТВ Центр и 3 канал

4) Четвёртая программа ЦТ — Четвертый канал «Останкино» и Российские университеты, НТВ и Российские университеты — НТВ

5) Ленинградская — Петербург — Пятый канал — Петербург и Телеэкспо — Культура и Телеэкспо — Культура и MTV — Культура и EuroNews,

6) ТВ-6 — НТВ+Спорт — ТВС — Спорт.

Центральное телевидение Гостелерадио СССР (ЦТ СССР) — советская государственная организация, отвечающая за всесоюзное и частично региональное телевизионное вещание в составе Гостелерадио СССР, существовала наряду с республиканским и местным (областным, городским) телевидением с нач. 50-х гг. XX века до 1991 года. ТВ в СССР.

Советское телевидение было единым и монолитным, находясь "под крышей" Государственного Комитета по телевидению и радиовещанию. Оно контролировалось соответствующим отделом ЦК, финансировалось исключительно из госбюджета. 1-ый и 2-ой каналы Центрального телевидения вещали практически на весь Союз, 4-ый учебный - на европейскую часть РСФСР и Украину. Москва и Петербург, учитывая их особый политический и культурный статус, имели вещавшие на собственных частотах станции. Кроме того, в каждой из союзных республик, за исключением РСФСР, было собственное Гостелерадио и, соответственно, свое республиканское ТВ.

К концу 1991 г. вместе с СССР было похоронено и союзное телевидение. Наследство Гостелерадио СССР было поделено между ВГТРК и вновь образованными государственными телерадиокомпаниями "Останкино", "Петербург-5-й канал", "Москва".

Ельцин осознал, что ситуация в стране становится слабоуправляемой и решил установить надежный контроль над государственным телевидением. С этой целью он предпринял ряд кадровых перестановок.

В октябре 1992 г. санкт-петербургского ТВ (5-ый канал) возглавила Бэлла Куркова, которая сразу же заявила, что будет проводить политику Президента.

26 декабря 1992 г. был опубликован указ о создании Федерального информационного центра (ФИЦ). Новая структура, руководителем которой стал бывший министр печати Михаил Полторанин, предназначалась для "обеспечения через печать и средства массовой информации своевременного и широкого распространения точной и правдивой информации о ходе реформ в России и разъяснения государственной политики Российской Федерации". Очень скоро на всех каналах, за исключением РТВ, практически перестали появляться лидеры оппозиции, с экрана исчезла критика в адрес исполнительной власти, эфир наполнился массой передач, настойчиво пропагандирующих реформы и курс президента.

"Демократическая" цензура порой доходила до абсурда.

В.Гусинский стал основным учредителем частной телекомпании НТВ, а Б.Березовский (с подачи А.Н.Яковлева) стал инициатором, а затем и участником "акционирования" РГТРК "Останкино".

С 10 октября 1993 г. НТВ стало транслировать по Петербургскому каналу отдельные свои информационные программы, а с января 1994 г. получило в распоряжение 6 часов эфира на 4-ом канале (после 18.00). Когда спустя некоторое время телекомпания стала критиковать политику президента, Б.Ельцин (по словам А.Коржакова) захотел вернуть 4-ый канал обратно государству, но сделать это законным путем оказалось уже невозможно.

В 1997 г. к двум телевизионным "королям": Б.Березовскому и В.Гусинскому, - стал присоединяться Юрий Лужков. На базе МТК и коммерческого телеканала "2х2" московский мэр, стремивщийся в большую политику и поэтому нуждавщийся в информационной поддержке, инициировал создание телекомпании "ТВ-Центр", которая стала вещать на 3-ем метровом канале.

С появлением в России т. н. олигархов и образованием "теневых" центров власти, государство утрачивает возможность тотального политического контроля над телевидением. Происходит раздел метрового частотного вещательного диапазона между сильнейшими финансово-политическими группировками, которые начинают использовать телеканалы для борьбы друг с другом. Информационные войны в телеэфире становятся постоянным и привычным явлением.

Если демократия превратила ТВ в объект и средство политической борьбы, то введение начал рынка провозгласило, что с его помощью можно делать деньги. На рубеже 80-х - 90-х гг. начинается коммерциализация отечественного телевидения. Она осуществлялась в виде двух взаимосвязанных процессов:

Возникновение и развитие частных телекомпаний.

С исчезновением государственной телемонополии начинается слабо управляемое разделение на отдельные неравнозначные части единого производственно-вещательного комплекса, скреплявшегося рамками Гостелерадио СССР. Возникают телекомпании, специализирующиеся на отдельных телевизионных функциях: производстве программ, вещании, посреднических услугах.

Их появление в эфире, по сути, завершило раздел метрового частотного диапазона между вещателями. Поэтому во второй половине 90-х гг. начинается активное освоение дециметровых частот и объединения региональных дециметровых станций в национальные телесети. В отличие от традиционных эфирных каналов они строились по сетевому принципу: центральная станция передает сигнал в регионы, где местные станции ретранслируют программы, а в оговоренные эфирные окна вставляют передачи собственного производства.

Date: 2015-07-17; view: 705; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.004 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию