Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Практика эгалитаризма, или Последствия равенства
В России попытка конструирования социума на основаниях равенства, в том числе в отношении полов, имеет 70-летнюю историю. Советские женщины наравне с мужчинами получили право на труд в большинстве сфер, в том числе в политической, а также право на аборт и на отдых. Но исторический опыт государственного эгалитаризма показывает, что проблема в терминах (не)равенства не соответствует сложности положения женщин в современной России. Постоянно наши представления, в том числе и те, которые лежат в основе гендерных исследований (аналитических, статистических), ограничиваются определенными стереотипами об «идеальной ситуации». Мы ищем и находим «неравенство» не везде и не для всех, а избирательно, точно также избирательно затем реализуем идеи равенства. Прежние образцы идеальной ситуации, как правило, преодолевали различные ипостаси так называемого мужского доминирования (господства, подавления) и представляли женщин, равных мужчинам. Такой социальный норматив обернулся для российских женщин «оранжевыми» жилетами, работой в три смены, а для мужчин — настойчивым исключением из семьи. Заключенные гендерные контракты «работающей матери» и «невидимого отца» не решили проблемы. Не было ни адекватных представлений о том, каким образом включать мужчин в пространство, традиционно ассоциируемое с женщинами, ни осознания нечеткости границ этого пространства. Частная сфера, связываемая с женщиной, была труднодоступна и скрыта в тени табу и предрассудков. Другие «женские» сферы в общественной жизни — воспитание и образование, к примеру, — не осмысливались с точки зрения проявления в них особых отношений и женских стратегий. Социальный заказ не допускал иного рассмотрения. В результате такого рода практика эгалитаризма вела к игнорированию женских различий или к сведению их к репродуктивному поведению. При этом допускалась одинаковость мужчин и женщин через символическое уничтожение женских различий в сведении их к общечеловеческим показателям. Таким образом, советская женщина становилась еще более прозрачной, менее видимой культурно и социально. Поэтому неравенство «по-прежнему» сохраняется, о чем свидетельствуют «беспристрастные» статистические данные последних лет и просто житейские наблюдения. «Как свидетельствует статистика», существуют диспропорции полов по возрастам (перевес женщин старших возрастов), по продолжительности жизни (женщины живут дольше), по экономической активности (женщины чаще оказываются в числе безработных и малооплачиваемых), плюс ко всему упала рождаемость. Если исходить из идеологии равенства, то картинка получается (или делается?) безрадостной. Этот список диспропорций в позициях мужчин и женщин можно интерпретировать в зависимости от исследовательских/политических интересов. Уже избитыми аргументами стали те, что традиционными сферами занятости для женщин являются образование, культура, искусство — как постоянно напоминается, сферы малооплачиваемые. До недавнего времени, «жалуются» в гендерной социологии, женскими отраслями были связь, торговля, финансы, страхование, а сейчас их активно «осваивают» мужчины, делая их более престижными и высокооплачиваемыми. Женщины во властных органах представлены мало, да и они туда не рвутся — еще один типичный аргумент. Где же женщина и почему так «упорна» мужская активность? Статистика, по своей этимологии и истории — государственная наука, и сферы ее учета всегда были соответственно избирательны. Что подсчитывается и публикуется — вопрос всегда политический [1]. И дело совсем не в том, когда в статистике появляется женщина: в разделе о «домашней работе», в ведении семейного бюджета, — а в том, что данные претендуют только на «политическую корректность» и не больше в представлении женской социальной позиции. Так происходит и в отечественных гендерных исследованиях. «Гендер» стал своеобразной модой, широко обсуждаемой проблемой и объектом администрирования. При этом зачастую воспроизводится прежнее стратегическое знание, ориентированное на достижение равенства мужчин и женщин в профессиональной, политической, частной сферах, что только скрывает глубину проблем по вопросу о половом различии. Вновь не проговаривается вопрос о том, какие различия преодолеваются или будут преодолеваться таким образом, какие различия попадают в фокус внимания, а какие просто ускользают от взгляда смотрящего и почему. Так, в противовес социальному часто предлагается частное (сегодня все чаще пользуются словом — приватное). Помимо того, что здесь воспроизводится снова опустошенный дуализм социального и частного, еще проблемнее все сводить к ставшему привычным рассуждению о том, что мужчины реализуются в профессиональной сфере, а женщины — в семейной, или о том, что мужчины — кормильцы, а женщины — хранительницы домашнего очага — а ведь такие аргументы можно услышать в серьезных академических кругах. Поэтому многим ясно, что необходимо что-то предпринимать по этому вопросу. Однако совсем не хочется «равенства», представляемого в виде борьбы с мужчинами за их возвращение в семью и с женщинами за превращение их (еще больше!) в мужчин согласно стереотипам бизнесмена или киногероя. Именно так, к сожалению, воспринимаются в повседневной жизни идеи переустройства социального порядка на основаниях гендерного равенства. Вспоминается отповедь одной женщины при обсуждении «женских проблем» и способов их разрешения. Она настолько рьяно не принимала российскую практику уравнивания полов, защищая незыблемые ценности брака, семьи и женского предназначения, и настолько эта реакция не вязалась с ее рассказами о собственном поведении в быту и на работе, что сразу взяли сомнения о состоятельности простого сведения проблемы к (не)равенству и гендерной дискриминации. Эгалитарный подход не только дискредитирован из-за своего империализма и ориентализма, но и нечувствителен к другим социально-значимым различиям между женщинами, скрытым в тени обсуждаемых диспропорций. Более того он упрощает многообразие стратегий обоих полов в ответ на проявление властных отношений в их взаимодействии, опосредованном к тому же обсуждением и регулированием различными заинтересованными сторонами. Для понимания половых различий следует понять механизм распределения власти, и идеи М.Фуко о властных отношения здесь незаменимы. И несомненно важным в этом понимании является тот образец преобразования, который возникает на пересечении взаимодействия множества разнообразных силовых потоков.
Практика распределения ролей,
|