Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этническая культура –национальная культура – массовая культура: генезис(возникновение) и специфика явлений. Особенности их изучения в рамках культурологических наук.





Эпоха Возрождения – исток культурофилософской мысли Нового Времени,

Просвещение – завершение процесса, мысль обретает стройную форму – классика для последующих философских направлений. Просвещение заимствовало многое у предшественников, метафизиков – 17 век(Декарт, Спиноза, Лейбниц) и английских сенсуалистов(Локк), эта эпоха скорее упорядочила, доразвила унаследованное, чем открыла и обосновала собственные идеи.

Главный пафос просветителей – в критике несовершенства политических институтов: государства и общественный порядков, неравенства, социальной несправедливости. Философия – не возвышающаяся над жизнью и науками область отвлечённого знания, а способ решения проблем, самые важные из них – проблемы социального развития и морального воспитания. Основа всех идей Просвещения – вера в человеческий разум, призванный обеспечить прогресс человечества. С выдвижением «идеи прогресса» главный интерес просветителей перемещался в область «философии истории», предметом для которой должна стать «история человеческого разума, а не подробный разбор мелких фактов, почти всегда искажённых», по мнению Вольтера. Цель: показать по каким путям происходило движение от варварской грубости к цивилизованности нашего времени.

В центре внимания историографии просветителей – исторически меняющийся «дух народов» - национальная культура: коллективные формы народной жизни, общественные институты, обычаи и нравы. Термин «культура» в английском и французском Просвещении отсутствует, его заменяет термин «цивилизация», данное понятие возникнет лишь в литературе немецкого Просвещения.

Смысл и цель всего исторического движения – «совершенное государство». Само по себе существование государства не есть благо, оно может стать орудием возвышения и обогащения немногих за счёт всех. Искажение сущности государства развращает как правителей, так и подданных, и является причиной порочности всех его учреждений и институтов, поэтому подлежит исправлению.

Решению этой задачи служит человеческий разум. Рост сознательности, разумности человека достигается средствами просвещения. Только разум способен вывести человека из противоречий существующей цивилизации, в которые он попал по причине недостаточного развития собственного разума.

Что такое разум?

Разум – не вместилище вечных истин, имеющих божественное происхождение, а обобщение того, что дано в чувственном опыте. Опыт – единственный источник наших идей, ничто за его пределами не может претендовать на звание истины. Такой разум критичен по отношению ко всему, что базируется на авторитете и традиции. Направленный на человека разум руководствуется опытом и наблюдением человеческой природы.

 

 

Что такое человеческая природа?

Просветители ставили следующий мысленный эксперимент. Индивид помещался в «естественное состояние»: ситуацию лишённую всех признаков цивилизации – государства, торговли, денег, искусства, наук, социальных различий. Тогда индивиду не оставалось ничего иного, кроме как вести себя соответственно своей «природе». По мнению просветителей, индивид должен вести себя так, как если бы он оставался современным бюргером, то есть меняются только декорации и костюмы.

Маркс не согласен: «Индивид 18 века представляется им не результатом истории, а исходным пунктом, соответствующим природе. Эта иллюзия была до сих пор свойственна каждой эпохе».

В отличие от философов 17 века(Гоббс), усматривающих в «естественном состоянии» дух вражды и соперничества, просветители делают упор на природной благожелательности и естественном благоразумии людей. Причина утраты свободы человеком с приходом цивилизации – забвение своей природы.

Какова цель самого разума?

Цель разума – счастье человека. Что угодно природе, угодно и разуму. Разум призван содействовать осуществлению цели природы в отношении человека, то есть его счастью. Эвдемонизм – учение о счастье как высшем предназначении человека.

Свою миссию просветители видят в систематическом изложении основных результатов истории политики, наук, искусств, ремёсел и их популяризации в обществе. Этой цели должна была служить созданная под руководством Дени Дидро и Д’Аламбера «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел». Философской метафизике противопоставлена картина реальных достижений культуры.

Именно просветители являются родоначальниками атеистических мировоззрений, хотя их атеизм не так радикален, каким он станет позже. Просветители отрицают не Бога как первопричину и творца мира, а представление о вмешательстве его в земные дела человека. Знаменитый призыв Вольтера «Раздавите гадину» был направлен не против Бога, а против церкви, против суеверий. «Позитивная религия» должна быть заменена на «религию разума». Очень важно формирование юридического мировоззрения, правового сознания. Как Реформация сделала мирянина лично ответственным за свои отношения с Богом, так Просвещение превратило каждого индивида в гражданина, берущего на себя ответственность за государство и действующие законы.

Просвещение создало особый стиль в искусстве – неоклассицизм, пришедший на смену барокко и рококо. Это искусство можно назвать рационалистическим, поддающимся теоретической рационализации. Появилось множество правил, законов и норм художественного творчества. Разум синоним гармонии, царящей в природе, только следование ему является гарантией нравственного здоровья и морального совершенства.

Руссо

Природа, создавшая человека, нравственна, цивилизация, сформировавшая его современный облик, безнравственна. Руссо – основоположник сентиментализм как литературного направления, против энциклопедистов. Руссо обвиняет науку в безразличии к разграничиванию добра и зла, искусство – в развращении цивилизации. Идеал – «естественный человек» человек, живущий в невежестве, но в согласии с природой.

Философия немецкого Просвещения

А. Баумгартен – заложил основы чувственной эстетики.

Г.Э. Лессинг – драматург, писатель, автор работ по философии искусства и религии.

И.Г. Гердер.

Немецких мыслителей волнует в первую очередь не политическое устройство общества, а духовное развитие человека, их взгляд на историю антропоцентричен. Культура - интеллектуальное и моральное развитие индивида. Французские просветители: просветить человека относительно существующей в нём «природы». Немецкие просветители: «природа» должна быть создана в человеке.

С. Пуфендорф впервые употребил слово «культура» вместо слова «цивилизация»: культура – всё что существует благодаря человеку и его деятельности. И.К. Аделунг «Опыт истории культуры»: история культуры – история материальных и духовных достижений человечества в противоположность политической истории династических правлений и войн. Гердер: внутренний «естественный» порядок царит не только в природе, но и в истории, его обнаружение – главная задача философии истории. Бог – та мудрость, с какой устроена Вселенная, продуманность и согласованность всех частей мироздания. Каждый индивид связан тысячами нитей с другими людьми, зависит от них, эта связь обнаруживается в процессе воспитания, через традиции. Воспитание человеческого рода - это процесс и генетический, и органический; процесс генетический - благодаря передаче традиции, процесс органический - благодаря усвоению и применению переданного. Различие между народами просвещенными и непросвещенными, культурными и некультурными - не качественное, а только количественное.

Ответственность за судьбу человека Гердер перекладывает с самого человека на природу, которая и берет на себя главную заботу о нем, оставляя на его долю лишь неукоснительное исполнение ее требований. В результате «история культуры» оказывается частью, продолжением «естественной истории».

Гердер сформулировал идею целостных культурных миров, культуры обладают равной исторической значимостью и ценностью. В каждой нациолнальной культуре следует различать культуру образованных слоёв общества – искусство, образование, просвещение – и народную культуру, где главную роль играет религия.

Гердер + Гумбольт «Теория языка» - основоположники лингвистики. «Трактат о происхождении языков»: язык – изначальное свойство человека, предшествующее остальным, определяет его как разумное существо, человек создан языком(не язык человеком).

 

Наука – главный позитивный результат предшествующей культурной истории.

Просвещение означает в конечном счете подчинение природы власти людей, превращение всего в объект науки (объективацию наличного мира), возвышение и власть над миром субъективного начала. Ставя знание на место мифа, Просвещение утверждает в качестве идеала культуры рационально-технический, или технико-инструментальный, тип мышления и поведения людей. Именно здесь, по мнению авторов «Диалектики Просвещения», заложена причина последующего превращения Просвещения в «культурную индустрию», служащую не развитию свободного духа и индивидуальности, а «обману масс», т. е. предлагающую им в качестве культуры то, что культурой вовсе не является.

Подобная негативная оценка культурных последствий Просвещения объясняется критическим отношением философов более позднего времени к обществу, которое мы называем индустриальным и капиталистическим.

Просвещение заложило основы идеологии либерализма, сформулировало основные принципы гражданского общества и правовой демократии. Здесь же корни и утопического социализма XIX века (Сен-Симон, Фурье, Оуэн), которые следует отличать от гуманистических утопий XVI века.

Завещанная просветителями «вера в разум» сохранится и в последующих направлениях европейской философской мысли. Но из объекта догматического почитания разум сам станет предметом критического (т. е. столь же рационального) рассмотрения и анализа, уяснения того, на что он реально способен и как именно устроены его способности. Безусловное доверие разуму, свойственное первому поколению просветителей, сменится более строгим, критическим отношением к нему, продиктованным желанием не расшатать, а, наоборот, укрепить эту веру. По этому пути пойдет немецкая классическая философия - прежде всего философия трансцендентального идеализма Иммануила Канта.

 

Date: 2016-08-30; view: 302; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию