Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос 5. Средневековая картина мира: основные характеристики и проблемы изучения.
(по тексту Гуревича А.Я. Категории средневековой культуры)
Проблемы, с которыми приходится сталкиваться при изучении средневековой картины миры:
1.Понятие “средний век” (medium aevum) возникло несколько столетий назад для обозначения периода, отделяющего греко-римскую древность (классическую Античность) от нового времени (эпохи Возрождения). С самого начала это понятие несло критическую, уничижительную оценку - провал, перерыв в культурной истории Европы, - и по сей день это понятие не утратило этой коннотации. 2.С данной эпохой связано огромное количество стереотипов и предрассудков. В XVII - XVIII веках Средневековье воспринимали, как синоним мрачного и отсталого. Это было связано с тем, что молодая буржуазия собиралась бороться с феодализмом, господством церкви и дворянства, подобная позиция была оправдана, но в настоящее время не стоит забывать, что именно в средние века зародились европейские нации, появились многие современные государства и сложились языки. 3. Современному человеку крайне сложно рассматривать эпоху Средневековья, не пропуская ее через призму своего времени, не навязывая современного видения мира, так как нам совершенно чужда система взглядов средневекового человека. 4. Невозможно вычленить и изучить по-отдельности разные сферы, области Средневековой культуры, жизни. Все они составляют единое целое («единство мироздания»), но в то же время при изучении выявляются множество контрастов и противоположностей). 5. Приходится изучать сразу 2 картины миры: варварскую и средневековую, так как большинство народов Европы в эпоху античности еще были варварами; с переходом к средневековью они стали приобщаться к христианству и к греко-римской культуре, но их традиционное мировосприятие не было стерто воздействием античной цивилизации. 6. Классовое деление в феодальном обществе -> “образ мира”, рисовавшийся сознанию представителей разных общественных слоев и классов феодального общества, не был одинаков. Акцент необходимо делать на массовых проявлениях средневековой культуры.
Основные характеристики средневековой картины мира:
• «Декорации» Средневековья: рыцарские замки, готические соборы, крестовые походы, инквизиция, феодальные турниры и т.д. • Вера в Бога в то время была высшей истиной, постулатом. Все сферы жизни, культуры были так или иначе связаны с Богом. • Картина мира в средневековье очень стабильна, изменения совершались медленно по сравнению с новым и новейшим временем. • СЛОВО, ИДЕЯ в средневековом сознании обладали мерой реальности, т.е. были материальны, на равне с предметами, вещами. • Конкретное и абстрактное не разграничивалось! (или же весьма нечетко). • Доблестью считалось повторение мыслей древних авторитетов, а осуждению подвергалось высказывание новых идей. • Плагиат приветствовался, а оригинальность принимали за ересь. •! Не существовало представления о детстве, как об особом состоянии человека => детей воспринимали как маленьких взрослых. • Исход судебных тяжб зачастую решала сила и власть, а в качестве обвиняемого мог быть осужден не только человек, но и животное, или неодушевленный предмет. • Единица времени - час обладал неодинаковой протяженностью в разные времена года • В бедности видели состояние более угодное богу, нежели богатство. и т д. В культуре: • Наиболее распространенный и популярный в эту эпоху жанр литературного произведения - жития святых, самый типичный образчик архитектуры - собор, в живописи преобладает икона, в скульптуре -персонажи Священного писания. • Средневековые мастера пренебрегали окружающим их земным миром, а больше интересовались потустороннем миром. • Индивидуализации мастера Средневековья предпочитали типизацию. Мир и люди, которые их окружили казались им безликими и однотипными, абсолютно одинаковыми в разных странах. • При созерцании творений средневековых художников создается впечатление, будто они не знали, что мир трехмерен, обладает глубиной и время протекает. На их картинах пространство заменено плоскостью: последовательные действия изображаются симультанно, т.е. в картине совмещаются несколько сцен, разделенных временем. • В пределах одной фрески/миниатюры/ картины нередко изображаются разные миры с ровной степенью отчетливости.
Date: 2016-08-30; view: 632; Нарушение авторских прав |