Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






По тексту «Аббат Сюжер и аббатство Сен-Дени» Э.Панофский.





Сюжер (11-12 век) – глава и преобразователь одного из самых больших аббаств Франции; Регент Франции во время 2-ого крестового похода, советник и друг 2–х королей Франции в то время. Отец французской монархии.

Сен-Дени оставалось королевским аббатством в течение многих столетий. В нем располагались гробницы французских королей, многие принцы получали здесь начальное образование.

Аббатство сравниваются с «кузницей Вулкана» и «синагогой Сатаны». Условия в Сен-Дени до прихода туда Сюжера были далеки от удовлетворительных: поврежденные колонны, башни которые вот-вот рухнут, светильники и предметы, разваливающиеся от недостатка ухода за ними и ремонта, ценные изделья из слоновой кости, которые «погибают в сундуках сокровищницы», утерянные алтарные сосуды.

Сюжер строил прочные дома, «пригодные для обороны», обнёс аббатство новыми стенами, возвел иные фортификации и поставил новую башню над главными воротами.

После набегов графов Корбей, владения Сен-Дени в Эссоне пришли в запустение, но не подверглась окончательному разрушению лишь часовня – Нотр-Дам-де-Шан. Сюжеру сообщили, что там больные излечиваются чудодейственным способом и он отправил туда монахов и часовня была восстановлена. Сюжер также отправил туда плуги, давильни для вина, алтарные сосуды, одеяния и небольшую библиотеку и через несколько лет это место превратилось в своего рода средневековый санаторий.

У Сюжера конечно были те, кто были не согласны с его тактикой. Например Св. Бернар, однако в итоге он предложил перемирие и они наладили отношения. Св. Бернар опасался того, что помпа и пышность окружавшая Сюжера, начинают выглядеть высокомерными и оскорбительными. Св. Бернара же был просто слеп к видимому миру и его красоте

Келья Сюжера была размеров приблизительно 3 на 5 метров, ложе было «не очень мягким, но и не очень твердым», в дневное время было «застелено цветным покрывалом». Выглядело, в общем-то, весьма скромно. Ему не нужны были свое личное пространство и роскошь потому, что пространство и роскошь церкви были в не меньшей степени его собственными, чем скромный уют его кельи. Церковь Аббатства принадлежала ему потому, что он принадлежал ей.

Сюжер полагал, что он обязан заботиться о телесном благополучии своих монахов. Поэтому сидения на хорах, которые были из меди и мрамора - заменил на деревянные.

Сюжер хотел, что бы как можно больше людей приходили в Дом Божий, а значит и церковь нужна была большого размера. Он стремился выставлять реликвии как можно более благородным и заметным способом, чтобы любой мог лицезреть их. Однако он не желал допустить излишней толкучки и давки и посему приказал переместить реликвии из крипты в chevet (проходы позади хоров), которому суждено было стать непревзойденным типом восточного конца Готического собора. По мнению Сюжера непростительно пренебрегать тем, что Бог создал природой и дал человеку в виде материалов, которые необходимо довести до совершенства: сосуды из минералов, украшенные жемчугами и самоцветами, золотые канделябры и алтарные панели, скульптуру, и витражное стекло, мозаики и эмали, прекрасные облачения и гобелены. Именно все это и было осуждено Большим Трактатом Ордена Цистерцианцев и против этого выступал Св. Бернар. Последний считал, что не должно быть позволено никаких живописных изображений или скульптуры, за исключением распятия из дерева, драгоценных камней, жемчугов, золота и серебра. Одеяния должны быть изготовлены из льняного полотна или бумазеи, подсвечники и кадильницы – из железа, только потиры можно серебрить или изготовлять из серебра.

Сюжер напротив был влюблен в великолепие и красоту во всех их проявлениях. Его восприятие церковной обрядности было в значительно степени эстетическим. Можно сказать, что если стремление достичь духовного превосходства Сен-Дени входило в сферу убеждений Сюжера, то украшение Аббатства прекрасными предметами было его страстью.

Базиликальная церковь уже после его смерти была полностью обновлена и наполнена сокровищами, которые уступали по своему богатству сокровищам, сосредоточенным в Святой Софии Константинопольской.

Устраивая всяческого рода процессии, церемонии и посвящения, Сюжер выступал в роли некоего прототипа устроителя современных массовых действ, таких, например, как организация массовок при съемках фильмов или международных ярмарок, а собирая жемчуга и драгоценные камни, редкие вазы, витражное стекло, эмали и ткани, он предвосхищал ту страсть собирательства, которая присуща современному нам директору музея: ни тот, ни другой не делают это из личной выгоды или жажды стяжательства.

Он создал самую блистательную церковь во всем Западном мире и поднял ритуальность и церемониальность до уровня изящного искусства. Если его Аббатство Сен-Дени перестало быть «синагогой Сатаны», то оно, несомненно - стало «кузницей Вулкана».

Сюжер все время пытался сделать реликвии еще более помпезными. Он хотел чтобы Большой Крест был полностью украшен драгоценными камнями и жемчугом, а гробницы Святых Мучеников – покрыты чистым золотом. Ему постоянно было недостаточно этой роскоши и он хотел еще больше.

Сюжер рассказывает о своих чувствах, возникавших у него при созерцании драгоценных камней, которые сияли на главном алтаре и его украшениях - Кресте Св. Эльва и Ларце Карла Великого. Он дает яркое описание того трансоподобного состояния, которое может быть вызвано длительным созерцанием таких сияющих предметов, как кристальные шары или драгоценные камни. Но он описывает это состояние не как психологическое, а как религиозное переживание, и описание это ведется, в основном как переход от «низшего», дольнего к «высшему», горнему миру, (как переход из материального в имматериальное), а «разнообразие священных добродетелей и сил», которое раскрывается в различных свойствах драгоценных камней, напоминает и о «небесных силах», являющихся Пророкам «в каких-то видимых формах», и о духовном «прояснении», которое можно получить от любого физического объекта.

Он полагал, что физическое «сияние» произведения искусства «осияет» умы созерцающих его духовным просвещением.

Будучи не в состоянии достичь истины без помощи того, что материально, душа будет направляться «истинными», чувственно воспринимаемыми «светами» сверкающих рельефов к «Истинному Свету», который и есть Христос, а душа, таким образом, будет «вызволена» из земного плена.

Сюжер стремился не к ненавязчивой изысканности и утонченности, а к пышности и великолепию.

По словам Сюжера мозаика (которая была совершенно неподходящим образом совмещена со скульптурой портала, уже имеющего прото-Готический вид) была выложена там «по его приказу и вопреки современным обычаям». Когда он призывает восторгающегося рельефами его двери «восхищаться не золотом и затратами, но работой».

Оправдывая свои разрушительно-созидательные архитектурные начинания, которые определят курс Западной архитектуры на более чем столетие,- Сюжер не устает подчеркивать четыре момента. Первое: все, что ни делалось, делалось лишь после тщательного обсуждения с братьями-монахами. Второе: проведенные работы снискали Благоволенье Божье и Святых Мучеников, и этому были явлены знаки: так, Ими было чудодейственно явлено наличие подходящих строительных материалов, причем о существовании подобных материалов раньше никто не подозревал; Ими был защищен от страшной бури незаконченный свод и Ими же поощрялось проведение работ наиразличнейшими и наискорейшими способами, так что восточный конец церкви был построен в невероятно короткий (и полный символического значения) срок в три года и три месяца. Третье: было сделано все, чтобы сохранить старые камни перестраиваемой церкви, к которым относились так, словно это были реликвии. Четвертое - перестройка церкви являлась бесспорной необходимостью в связи с ее обветшалым состоянием.

Деятельность художников и ремесленников, приглашенных им «изо всех частей королевства», открывала в Иль-де-Франс, районе, до сих пор относительно бесплодном в художественно-творческом отношении, тот великий селективный процесс, который привел к синтезу всех французских региональных стилей, который мы теперь называем «Готикой». Его окно-роза на западном фасаде церкви (первое появление этого архитектурного элемента на западном фасаде церковного здания) было одной из великих инноваций в истории архитектуры.

Сюжер очень остро осознавал то стилистическое различие, которое существовало между его собственными «современными» постройками и старой базиликой Каролингских времен. Пока части старого здания все еще существовали, он ясно видел необходимость приведения «современной» архитектуры в соответствие со «старой». И, конечно же, Сюжер видел отличительные эстетические особенности нового стиля в архитектуре. Также считал необходимым сделать церковь просторной и вместительной.

 

Date: 2016-08-30; view: 294; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию