Развитие пространственных представлений
Пространственные представления — сложная многофакторная структура психики. Их развитие в онтогенезе проходит длинный путь от ориентации в схеме тела до вербальной маркировки пространства («впереди», «сзади», «под», «над» и т.д.). Работу над освоением пространства необходимо разбить на следующие этапы: освоение пространства собственного тела, уточнение и
обогащение представлений о внешнем пространстве, определение пространственных направлений по отношению к себе, определение ориентации предметов по отношению друг к другу, конструирование, пространственная ориентация на листе бумаги, вербальная маркировка пространства. Работа по уточнению пространственных представлений также должна быть жестко иерархически выстроена; только после овладения одним этапом можно переходить к следующему.
Соматогнозис
Освоение телесного пространства — наиболее онтогенетически ранняя система ориентации, поэтому формирование пространственных представлений правильно начинать именно с этого этапа работы. Ребенок должен прежде всего осознать собственное тело, знать части тела и их взаимное расположение, усвоить, что взаиморасположение частей тела неизменно.
«Верх — низ»
Условно поделить вместе с ребенком перед зеркалом его тело на верхнюю и нижнюю части (по линии талии). Детально обговорить с ним, какие части тела располагаются внизу, а какие вверху. Связать направления пространства собственного тела с движениями: верх — встать на цыпочки, подпрыгнуть, поднять руки; низ — присесть, наклониться, опустить руки.
Примеры упражнений.
• Назови и покажи верхние, затем нижние части тела, сначала стоя у зеркала, потом по памяти.
• Назови, что выше (ниже) всего, сначала стоя у зеркала, затем по памяти.
• «Путаница». Логопед неверно называетчасти тела, находящиеся вверху (внизу), или их расположение от носительно друг друга. Ребенок должен его исправить. Затем они могут поменяться ролями.
• «Верх». Покажи и назови действия, которые мож но совершать верхними частями тела (повороты, накло ны головы, махи руками, вращение туловища и т.д.).
• «Низ». Покажи и назови действия, которые мож но совершать нижними частями тела (приседание, махи ногами, вращение бедрами и т.д.).
«Спереди — сзади»
Условно поделить вместе с ребенком его тело на переднюю и заднюю части. Детально разобрать с ним у зеркала, какие части тела находятся у него спереди и сзади.
Примеры упражнений.
• Назови и покажи части тела, которые находятся у тебя спереди (сзади), сначала стоя у зеркала, затем по памяти.
• «Скажи, где?». Логопед дотрагивается до разных частей тела ребенка, надо назвать часть тела и сказать, где она расположена (спереди или сзади).
• «Вперед». Выполнять движения только в направ лении вперед (ходьба, прыжки, сгибание колен, махи руками, наклоны головы и т.д.).
• «Назад». Выполнять движения только в направле нии назад (ходьба, прыжки, махи руками, ногами, от кидывание головы и т.д.).
• «Путаница». Аналогично упражнению, описан ному ранее в разделе «Блок 1. Верх — низ».
• «Совмещение понятий». Логопед называет (пока зывает) часть тела, ребенок должен сказать, где она на ходится: лицо — вверху спереди, пятки — внизу сзади и т.д.
«Право — лево»
Условно поделить с ребенком его тело на левую и правую половины в соотнесении с правой и левой рукой (по средней линии тела). Этот этап в освоении телесного пространства наиболее сложен, поскольку не имеется зрительных маркеров, способных облегчить ребенку формирование правильных представлений (правая и левая части тела одинаковы). Следовательно, вначале необходимо дать ребенку такую маркировку. Лучше всего завязать ему на левой руке прочную нитку (можно надеть часы, резинку), которую он будет носить постоянно.
Примеры упражнений.
• Назови и покажи правые и левые части тела.
• Игры с мячом (начинать лучше с мяча большо го диаметра, затем постепенно вводить в игру мячики меньшего размера): броски правой, левой рукой; посту кивание мячом об пол правой, левой рукой; отбивание мяча правой, левой ногой, коленом, локтем, бедром и т.д.
• Поймать, отбить мяч правой (левой) рукой, затем ногой.
• «Направо». Выполнять движения только в на правлении направо (махи руками, ногами, приседания на правое колено, наклоны головы и т.д.).
• «Налево». Выполнять движения только в направ лении налево.
• «Путаница». Аналогично описанному ранее упражнению.
• «Право —лево». Предложить ребенку дотронуться правой рукой до левой коленки, левой рукой до право го уха и т.д.
• «Совмещение понятий». Логопед дотрагивается до любой части тела ребенка и просит его определить, где она находится: ухо — вверху слева, колено — внизу справа, спереди и т.д.
Уточнение и обогащение представлений
О ВНЕШНЕМ ПРОСТРАНСТВЕ
Внешнее пространство условно можно разделить на три зоны — нижнюю, среднюю и верхнюю. Вначале нужно отработать с ребенком умение видеть эти зоны, затем — какие из окружающих его предметов находятся в каждой зоне и, наконец, можно переходить к уточнению пространственных представлений в природном мире.
• «Моя квартира». Назвать предметы, расположен ные в нижней, средней, верхней зоне.
• «Мой детский сад (класс)». Назвать предметы, расположенные в нижней, средней, верхней зоне.
• «Мой двор, улица». Назвать предметы, располо женные в нижней, средней, верхней зоне.
• «Водное царство» — нижняя зона. Вспомнить водоплавающих животных и рыб (тюлень, морж, кро кодил, щука и др.), имитировать их движения лежа на полу. Упражнение выполняется с опорой на картинки.
• «Пустыня». Вспомнить животных, живущих в пу стыне (змея, суслик, тушканчик и т.д.), имитировать их движения в нижней зоне. Упражнение выполняется с опорой на картинки.
• «Царство зверей». Вспомнить животных (домаш них и диких), живущих в средней полосе, в жарких странах, на севере. Имитировать их движения стоя на четвереньках — средняя зона. Упражнение выполняет ся с опорой на картинки.
• «Царство птиц». Вспомнить диких птиц. Ими тировать их движения, стоя на ногах — верхняя зона. Упражнение выполняется с опорой на картинки.
• Отработка противоположных понятий: открыто — закрыто, большой — маленький, высокий — низкий, толстый — тонкий, короткий — длинный, узкий — ши рокий (реальных и на картинке).
Определение пространственных направлений по отношению к себе
На этом этапе работы важно объяснить ребенку, что внешнее пространство воспринимается по отношению к нему. При этом пространство его тела всегда остается неизменным. Помощь в ориентировке «право — лево» ребенку по-прежнему оказывает маркер — нитка на руке или кольцо, браслет и т. д.
• «Справа — слева, спереди — сзади». Назвать как можно больше предметов, которые находятся справа (слева), спереди (сзади). Логопед должен подвести ре бенка к мысли о том, что если тот повернется, то коли чество названных предметов увеличится.
• «Повороты». Перечисляем предметы, находящи еся справа (слева), спереди (сзади), постепенно пово рачиваясь вокруг своей оси на 45, 90, 135, 180 граду сов.
• «Мысленные повороты». Упражнение аналогич но предыдущему, однако поворот выполняется мыс ленно.
• «Шеренга». В упражнении принимают участие несколько детей; если занятие проводится индивиду ально, можно в ряд выстроить игрушки. Назвать, кто где стоит (справа, слева).
• «Паровоз». Выстроить детей (игрушки) в затылок друг другу. Ребенок должен сказать, кто где стоит (спе реди, сзади).
• «Далеко — близко». Стоя на одном месте, назвать предметы, которые расположены далеко (близко). По вторить это же упражнение, изменяя реально и мыс ленно положение тела в пространстве.
• «Высоко — низко». Стоя на одном месте, назвать предметы, которые расположены высоко (низко). По вторить это же упражнение, изменяя реально и мыс ленно положение тела в пространстве (подняться на стол, стул, подоконник и т.д.).
• «Солдат». Ребенок выполняет команды логопеда: один шаг налево, два вперед, три направо, один назад и т.д. Затем ребенок и логопед меняются ролями.
• «Неисправный робот». Ребенок выполняет ко манды логопеда, двигаясь в противоположном назван ному направлении. Затем ребенок и логопед меняются ролями.
• «Куда пойдешь, то и найдешь». Игрушки прячем под бумажные колпаки по 4 стороны от ребенка. «На право пойдешь — мишку найдешь. Налево пойдешь — зайца найдешь. Куда хочешь пойти, что хочешь найти?»
• «Ищейка». Ребенок ищет спрятанную игрушку, зыполняя команды логопеда. Упражнение можно вы полнять, отсчитывая шаги (по аналогии с описанными выше упражнениями) или ориентируясь на предметы: пройди справа от стула, но слева от стола и т.д. Затем ребенок и логопед меняются ролями.
• «Ориентация по памяти». Предложите ребенку описать маршрут от дома до сада (школы), от группы до кабинета логопеда и т.д. Нарисуйте вместе с ним схемы пути. Обратите его внимание, что на обратном пути на правление движения изменяется в противоположную сторону.
• «Водитель». Рассмотрите вместе с ребенком план улиц. Поставьте на дорогу нарисованную или игрушеч ную машинку, предложите проехать из одной части го рода в другую по вашей команде, затем самостоятельно, комментируя свои действия.
Определение ориентации предметов по отношению друг к другу
• «Попади в ворота». Закатывать мяч в ворота с комментариями: мяч слева (справа от ворот), за ними, перед ними. Вначале при выполнении упражнения сле дует ввести пространственные маркеры (положить сле ва кружок). Аналогично упражнение выполняется по картинке.
• «Комната, класс». Рассказать, как предметы в комнате расположены по отношению друг к другу (сле ва — справа, вверху — внизу, впереди — сзади). Анало гично упражнение выполняется по картинке.
• «Кинотеатр». Рассадить игрушки в два ряда, ком ментируя при этом свои действия: «Мишка сядет в пер вый ряд, слева от него — зайка, справа — кукла Маша, сзади — слоник» и т.д. Аналогично упражнение выпол няется по картинке.
• Отработка дихотомических (противоположных) понятий: больше — меньше, толще —- тоньше, коро че — длиннее, уже — шире (реально и на картинке).
• Отработка дихотомических понятий: выше — ниже, левее — правее, дальше — ближе (реально и на картинке).
Ориентация в схеме тела человека, стоящего напротив
Для ребенка этот этап работы представляет наибольшую трудность, поэтому необходимо обратить на него особое внимание. При выполнении упражнений
обязательно использовать маркеры как ребенку, так и логопеду.
• Ребенок стоит впереди, логопед сзади него перед зеркалом. По команде логопеда оба одновременно под нимают вверх правую руку, делают мах правой ногой. Аналогичные упражнения выполняются левой рукой и ногой. Внимание ребенка акцентируется на том, что правые (левые) части тела расположены с одной сторо ны.
• Стоя лицом к ребенку, попросите его показать вашу левую руку (не отмеченную маркером). Ско рее всего, ребенок покажет на правую руку. Наденьте на нее яркий браслет и встаньте к ребенку спиной. Опять попросите указать на левую руку. Пометьте ее маркером. Продемонстрируйте ему обе руки. Объяс ните, что когда человек стоит лицом к вам, левые ча сти тела находятся у него с той стороны, где у ребенка правые.
• «Оля — Яло». «Жила-была девочка. Звали ее Оля. Подошла она как-то к зеркалу, посмотрелась в него. Увидела там точно такую же девочку. Подняла правую руку, а девочка в зеркале подняла левую. Зажмурила ле вый глаз, а девочка в зеркале — правый. Удивилась Оля и спросила, как зовут девочку. А та отвечает, что зовут ее Яло, то есть Оля наоборот, потому что она делает все как Оля, только наоборот». Объясните ребенку, что когда он смотрит в зеркало, происходит аналогичная ситуация. «Переверните» вместе с ребенком его имя и поиграйте перед зеркалом, комментируя действия («Маша подняла правую руку, а Ашам левую»).
• «Расскажи про меня». Логопед стоит лицом к ре бенку, который показывает и называет его части тела (правая рука, левый глаз и т.д.).
• «Делай так». Логопед поднимает флажок (вы полняет другие действия) левой, правой рукой, двумя руками, ребенок повторяет движения одноименными руками, стоя позади взрослого, рядом с ним, напротив него.
• «Будь моим зеркалом». Логопед выполняет раз личные движения, стоя напротив ребенка, который копирует его действия (движения ребенка должны вы полняться одноименными частями тела).
• «Зеркало треснуло». То же, только действия долж ны выполняться разноименными частями тела.
• На картинках ребенок по заданию логопеда на ходит, какие герои действуют правыми частями тела, а какие левыми.
Конструирование
Этот этап развития пространственных представлений логопед может отрабатывать как изолированно, так и совмещать с этапом ориентации на листе бумаги для экономии времени. Возможна также работа в виде домашних заданий. Используются спички, геометрические фигуры, кубики (выкладывание по аналогии с комментариями, по инструкции), разнообразные конструкторы, «Лего», пазлы, мозаика, доска Сегена и т.д. Важно, чтобы ребенок комментировал свои действия.
Ориентация на листе бумаги
На этом этапе по-прежнему используется маркер — нитка. Также необходимо маркировать пространство стола (в верхней левой его части приклеить красный кружок).
• Положите перед ребенком квадрат, нарисованный на листе бумаги. Определите и обозначьте разноцвет ными линиями его стороны: верхняя, нижняя, левая, правая. Соотнесите их со сторонами листа. Найдите на квадрате верхний левый угол. Отметьте его красной точкой. Аналогичную работу проделайте с листом бу маги. Соотнесите с красным кружком на столе и марке ром на левой руке ребенка. Объясните ребенку, что вы полнение заданий на бумаге он будет всегда начинать, ориентируясь на верхний левый угол листа и продвига ясь вправо вниз.
• «Волшебные квадраты». Предложите ребенку обвести верхние, затем нижние левые, потом правые стороны квадратов, отметить точками углы (верхний левый, верхний правый, нижний левый, нижний пра вый). Усложненный вариант задания — наложенные квадраты.
• «Муха». Положите перед ребенком квадрат, раз деленный на 9—25 одинаковых частей. В центральную часть квадрата поместите рисунок мухи. По вашей команде ребенок должен передвигать муху по квадрату. После того как ребенок полностью освоит упражнение, предложите ему передвигать муху мысленно.
• Пространственные диктанты. Поставьте на листе бумаги в клетку точку. Научите ребенка вести линию от точки по вашей команде (два шага вверх, три — вправо и т.д.).
• «Следопыт». Положите перед ребенком лист, рас черченный на 9—25 квадратов, в левом верхнем углу ко торого стоит красная точка. Такой же лист, в одном из квадратов которого нарисован «клад», положите перед собой, закрыв от ребенка ширмой. Предварительно проведите на своем листе дорожку от точки до клада. Продиктуйте ребенку путь. Затем сравните получив шиеся рисунки.
• «Дорожки». Для закрепления правильного навыка работы на листе бумаги предложите ребенку провести дорожки от кошки к миске, от пчелы к цветку, от тучки к траве, от парашютистов к земле и т.д.
• «Обводка». Предложите ребенку обвести сначала простые фигуры, затем сложные, соблюдая правильное направление движения: слева направо, сверху вниз.
• «Копирование». Предложите ребенку скопировать вначале геометрические фигуры, затем более сложные рисунки, состоящие из геометрических фигур. Работа проводится на листе бумаги в крупную клетку.
• Копирование сложных фигур на чистом листе.
Вербальная маркировка пространства
Проводя работу по уточнению пространственных представлений, мы постоянно стремились к их вербализации. Однако на заключительном этапе необходимо провести отдельную работу, включающую следующие компоненты: последовательности (время суток, времена
года, дни недели, месяцы), предлоги, составление рассказа по сюжетной серии, составление рассказа по картине, логико-грамматические речевые конструкции.
Освоение последовательности
1. «Время суток». Необходимо объяснить ребенку, что времена суток сменяют друг друга и каждому вре мени соответствуют те или иные моменты распорядка дня.
• Схематично обозначьте или напишите вместе с ребенком на полоске бумаги времена суток по поряд ку, склейте противоположные стороны полоски. У вас получится круг. Пусть ребенок расскажет, какое время суток следует за (бывает перед или между) другим.
• Выверните полоску обратной стороной. Схема тично обозначьте или напишите вместе с ребенком режимные моменты в соответствии со временем суток (утро — подъем, умывание, завтрак, занятия; день — обед, тихий час и т.д.). Затем обсудите с ребенком его распорядок дня, соотнося с частями суток. Осущест вляйте контроль, попеременно выворачивая полоску на разные стороны.
• «Раньше — позже». Используя полоску, обсудите с ребенком, какое время суток раньше, какое позже, что он делает до сна, после обеда и т.д.
• Рассмотрите картинки со схематичным изобра жением времен суток, режимных моментов. Попроси те ребенка определить, что где нарисовано, разложить картинки по порядку.
• «Мой день». Логопед показывает ребенку картин ку со схематичным изображением времен суток, ребе нок молча показывает действия, которые он обычно выполняет в это время суток. Затем логопед выполняет действие — ребенок угадывает время суток (потягива ется — утро, ест столовой ложкой — день, зевает — ве чер, спит — ночь).
• Надо поймать мяч, если логопед назовет правиль ную последовательность времен суток («После ночи будет утро»), и отбросить его, если последовательность будет неверной («После ночи будет день»).
• «Путаница». Упражнение выполняется устно или по картинкам. Логопед неверно приводит порядок вре мен суток (сначала наступила ночь, затем был день) или ошибочно соотносит режимные моменты со временем суток («Утром я обедала»). Ребенок должен найти и ис править ошибку.
2. «Времена года, месяцы, дни недели». При отработке этих последовательностей также используется полоска бумаги и соответствующие упражнения, которые вклю чают в себя большое количество разнообразных карти нок, стихов, загадок. Детально прорабатываются при знаки каждого времени года и месяца.
3. «Предлоги». Первоначально предлоги (рис. 10—15) отрабатываются в реальных действиях ребенка (по ин струкции, в действиях с игрушками, по схеме). Затем с опорой на картинки составляются предложения с ис пользованием схем. Попросите родителей вместе с ре бенком вырезать из плотного картона 3 полоски бумаги
Date: 2016-08-30; view: 502; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|