Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Его книги и его ученики





Раби Нахман много писал. Уже в молодости он имел обыкновение набрасывать для себя заметки. Но чем больше он писал, тем чаще он сжигал написанное. Он сжег сам или приказал сжечь большинство своих рукописей. Из написанного им уцелела только небольшая книга: "Сэфэр – идот" ("Книга нравственных качеств"). Это сборник кратких изречений, разбитых по темам (молитва; цадик; любовь; истина и т.п.) Эти изречения большей частью взяты из Танаха и других священных книг. Раби Нахман не приводил изречений буквально, но изменял язык, расширял и обобщал смысл изречений, высказанных в другой форме и в другом контексте. Особенно сложны изречения, приводимые во второй части книги. Она вышла во многих изданиях, и некоторые мудрецы – главным образом из браславских хасидов, но также раби Цадок а-Коэн из Люблина – снабдили книгу ссылками на источники и указателями, облегчающими поиск определенного места.

Главным трудом раби Нахмана является книга "Ликутэй Моаран" (Собрание поучений раби Нахмана). Первая часть ее опубликована при жизни раби Нахмана, а вторая часть вышла в свет после его смерти. В этой книге приводятся поучения, преподанные им общине или отдельным хасидам. Книга вызвала горячее одобрение со стороны великих адморов его поколения. Отдельные поучения, приводимые в ней, записаны им самим, другие основываются на его подготовительных записях, а некоторые были записаны слушателями и затем проверены и исправлены им. Поучения, приведенные в книге, исключительно оригинальны и по содержанию и по форме. Они касаются почти всех тем, связанных с еврейством и его миропониманием, путей служения Всевышнему, отношений между людьми, отношений между Исраэлем и народами мира, проблематики веры и познания. С точки зрения формы, многие из них основаны на стихах Торы или на изречениях наших благословенной памяти мудрецов Талмуда и Книги Зоар. Опираясь на них, раби Нахман строит свое поучение так, что каждое слово из самого стиха или изречения приобретает целый ряд смысловых значений – аллегорических и мистических. В этой книге поражает владение раби Нахмана источниками: без усилия он связывает вместе темы и проблемы из многих, подчас далеких друг от друга, областей в единое целое. Эта книга является основополагающим трудом браславского хасидизма. Многие поколения хасидов раби Нахмана и хасидов других направлений изучали ее и находили в ней, каждый для себя, поучение, мудрость и наставление.

Книга "Сипурэй Маасиет" ("Рассказы о необычайном") вышла в свет после его смерти. Большинство рассказов он поведал своим хасидам в последний год жизни на языке идиш. Его выдающийся ученик раби Натан записал рассказы, которые слышал сам, добавил к ним рассказы, которые слышали его товарищи, перевел их на иврит и издал. Затем, согласно пожеланию раби Нахмана, истории выходили, как правило, с параллельным текстом: вверху – текст на иврите, под ним – текст на языке идиш.

Помимо этих основных трудов, появились еще три книги, посвященные раби Нахману и его наследию: "Сихот а-Ран" ("Беседы раби Нахмана"), "Шивхэй а-Ран" ("Восхваления раби Нахмана") и "Хайей Моаран" ("Жизнь учителя нашего раби Нахмана"). В них рассказывается о его жизни и деяниях и приводятся его мысли, высказанные им при различных обстоятельствах, в том числе – основополагающие принципы его учения.

Со временем появились еще десятки книг и сборников, связанных с раби Нахманом. Большинство из них представляют собой переработанные и более полные издания ранее опубликованных книг, но в некоторых из них содержится также новый материал, посвященный раби Нахману.

Ученики и хасиды раби Нахмана – это особая тема. Уже в юности он был наделен способностью привлекать к себе приверженцев, которые не только учились у него Торе и добрым делам, но и были связаны с ним глубокими узами, порвать которые не смогли все преследования и мучения. Его хасидская община была разношерстной. Часть ее составляли знатоки Торы, руководители местных общин, а часть – простолюдины и бедняки. Раби Нахман был наделен даром находить общий язык с каждым из них. Однако он сам страстно стремился приблизить к себе главным образом достойных людей, способных постичь глубину его мысли, усвоить и распространить его учение. Действительно, в числе его учеников и учеников его учеников встречались такие люди, и самым замечательным из них был ближайший ученик раби Нахмана – рабиНатан Штернарц.

Раби Натан происходил из уважаемой и состоятельной семьи и уже в молодости пользовался репутацией знатока Священного Писания, человека разносторонне одаренного. Со временем он стал зятем раби Давида Цви, раввина Шаргорода, известного своей ученостью и высокой нравственностью. Раби Натан сблизился с раби Нахманом из Браслава в 5562 году (1802) и с первой их встречи между ними установилась чудесная и единственная в своем роде связь. Об их отношениях сам раби Нахман сказал во время встречи: "Мы давно знакомы друг с другом, но до времени были разлучены".

Раби Натан, именно он, был тем, кто записывал высказывания и поучения своего учителя, составлял сборники, издавал их и пропагандировал учение раби Нахмана еще при его жизни, но главным образом – после его смерти. Если бы не раби Натан, сомнительно, осталось ли бы от учения раби Нахмана что-нибудь, кроме нескольких разрозненных высказываний. Раби Натан посвятил всю свою энергию и способности, в сущности всю свою жизнь, распространению учения своего учителя. Все книги раби Нахмана и все первые книги, написанные о нем, все это – дело рук раби Натана. Он продолжал и развивал учение раби Нахмана. Его книга "Ликутэй Тфилот" ("Собрание молитв") является подлинно поэтическим творением. Эта книга была написана по желанию самого раби Нахмана, который хотел, чтобы его поучения были облечены в форму молитвы. И раби Натан создал задушевные, исполненные поэзии и глубины молитвы, основывающиеся на поучениях раби Нахмана. Его творческая сила проявилась в большом труде "Ликутэй Алахот". Он не только многое почерпнул у своего учителя, но внес несравненный вклад в развитие воспринятого им наследия. После смерти раби Нахмана руководство его хасидами как бы само собой перешло к раби Натану, но он решительно отверг предложение занять место адмора и довольствовался положением "вечного" ученика своего великого учителя. Благодаря этому возникло уникальное явление в мире хасидизма – община хасидов без живого рэбэ, которые считают себя по сей день хасидами одного только раби Нахмана.

Также и другие ученики раби Нахмана и их ученики, жившие после них (в немалой степени и ученики раби Натана и их ученики, жившие после них), вопреки преследованиям, которым они подвергались, и вопреки своей изолированности, продолжали идти его путем и создавать произведения, объясняющие и обогащающие его учение. Они верны ему и ныне.

Date: 2016-07-25; view: 203; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию