Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Предтече постструктурализма
М. Вебер, выделяя власть и богатство как основания структурации социального пространства и конструирования статусов, писал, что они первоначально (да и потом) проистекают из социального признания роли групп. «…Проявление экономической власти может быть всего лишь следствием власти, возникшей из иных источников» (Основные понятия стратификации.) А основной источник – престиж: признание высокой значимости и важности того общего дела, которое делает некоторая совокупность людей. Это общее дело объединяет их. Складывается общий образ и стиль жизни. Этих людей также объединяют общие ценности и мировоззрение. В итоге складывается единая мотивация и основанная на ней направленность социальных действий. Для обозначения такой группы как субъекта социального действия М. Вебер предлагает понятие «Stand» – группа людей, объединённых совместными социально значимыми действиями благодаря единству мотивации. Представляется, что русским эквивалентом этого слова является – «соратники». Основание структурообразования Вебер видел в образе жизни, возникающем на основе мировоззрения, в харизме и символических способах присвоения власти. Отделение какой-либо общности от других и создание ореола исключительности, который выступает формой номинального символического капитала, происходит путём узурпирования «статусной» почести. «Развитие статуса – важный вопрос структурации, основанный на узурпации. Узурпация – естественный источник почти всех статусных почестей». Статус Вебер определяет как «совместное действие закрытого типа» – это определённая позиция по отношению к «своим» и «чужим». Таким образом, статус понимается Вебером как реальные притязания на привилегии престижа. Процесс структурообразования совпадает с процессом узурпации власти. Это двуединый процесс: конструирование ранжированных статусов создаёт систему распределения социальных ресурсов, использование которой порождает власть. М. Фуко ( французский мыслитель, 1926-1984)также исходит из тезиса, что общество – это представления людей о «правильном» и «должном» поведении. Но представления эти разные. А значит всегда существует вопрос: кто прав? Выяснение истины в социальном плане означает борьбу за право на интерпретацию мира. «Нет непосредственно данных субъектов борьбы (с одной стороны пролетариат, с другой – буржуазия). Кто против кого борется? Мы все боремся друг с другом». Тот, кто утвердил за собой это право – получает власть как право устанавливать «правила жизни»: «…мы не можем утверждать власть иначе, как через производство истины». Но в понятие истины он вкладывает другой, не традиционный смысл: не как объективное знание, а как знание-власть, как право на производство дискурса – системы высказываний, задающей смысловой контекст и определяющей значения предметов, действий, аспектов реальности. В конечном счёте, дискурс есть способ обоснования распределения социальных благ и ресурсов. Кто же является или кто становится господствующим классом в современном обществе? Тот, кто сумел навязать свой дискурс. А. Турен (французский социолог, род. 1925) в своих работах постоянно призывает: «мы должны вернуть идею о том, что люди сами делают свою историю». Общество и история создаются благодаря действию социальных акторов – совокупности индивидов, которые самоопределяются на основе присущих им культурных ориентаций. Они действуют. Социальное действие «есть поведение актора, управляемое культурными ориентациями и утверждаемое внутри социальных отношений, определённых неравными возможностями контроля за этими культурными ориентациями». Совокупность действий составляет «социальное движение – решающий агент истории, поскольку историческая реальность формируется посредством конфликтов, а также требований, выдвигаемых социальными движениями и придающих специфическую социальную форму культурным ориентациям». В современных обществах основу социальных движений составляет не экономическиеинтересы и ориентации. Это общемировоззренческие, интеллектуальные, культурные интересы и ориентации. Социальная борьба – это борьба взглядов, воззрений на мир, образов и стилей жизни – это идейная борьба. «Невозможно отделить класс, классовое сознание и социальное движение». Форма господства в современном обществе – интеллектуальная, базирующаяся на знаниях и образовании. «Правящий класс – есть группа осуществляющих своё господство инноваторов». Непосредственные производители более не эксплуатируются, а подвергаются манипулированию символическими средствами. Интеллектуалами нарабатываются технологии и механизмы «коллективного обучения» (М. Крозье). Date: 2016-07-25; view: 245; Нарушение авторских прав |