Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методологические проблемы стратификационной концепции
1. Проблема ранга: кто и на основании чего задаёт шкалу оценки и, тем самым, устанавливает ранг страты (группы). С точки зрения этой концепции место страты в социальной иерархии (ранг) обусловлено престижем вида деятельности или, по-другому говоря, функциональной значимостью позиции. Суть проблемы состоит в том, что для ранжирования необходимо задать критерий функциональной значимости, т.е. решить вопрос: на основании чего мы можем определить социальную значимость (важность с точки зрения всего общества) функциональных позиций. Этот вопрос даже в рамках стратификационной концепции является дискуссионным и перспектива его решения неопределённа. Ряд социологов полагает, что этот вопрос в принципе не может быть решён, точнее, он для каждого общества (в историческом и территориальном плане) решается отдельно. Основания проблемы: 1. Неаддитивность системы: несводимость свойств системы к сумме её составных частей. Если общество – система функциональных позиций, то все позиции должны быть одинаково важны для функционирования всей системы. Например, как определить наиболее важный орган человеческого организма? 2. Специальная подготовка (образование) и талант в действительности являются относительными и условными критериями важности занимаемой позиции, т.к.: · В реальной жизни нередко имеет место несоответствие между личностными качествами и занимаемой позицией; · Оценка способностей, талантов, образованности носит культурно-исторический характер: в каждом обществе – они свои; · В каждом обществе имеет место социокультурный дрейф оснований престижа в социетальном и индивидуальном плане. 2. Проблема стандарта: как возникают (какова природа) правила и предписания поведения для представителей страты? Относительно стандартное поведение, характерное для представителей какой-либо страты, обусловлено, с одной стороны, функциональными требованиями, а с другой – представлениями о «правильном» поведении. Однако неясно, ни то, какое из этих обстоятельств является более существенным, ни то, откуда берутся эти представления. Суть проблемы заключается в том, что неясно: в какой мере социальная идентификация индивида и группы обусловлены статусными характеристиками и функционально-ролевыми предписаниями, а в какой – представлениями субъекта о её роли и месте в обществе? Основания проблемы: · Несовпадение статусных и ролевых предписаний; · Статусная инконсистенция. 3. Проблема гомогенности страты: являются ли социально-статистические слои однородными в культурно-мировоззренческом и поведенческом плане? Суть проблемы в том, что страта как теоретический конструкт предполагает существование собственной субкультуры для субъектов с однородным статусом, однако в реальности это наблюдается далеко не всегда. Так, например, в страте предпринимателей нашей страны теоретически находятся очень разные люди, ведущие очень разный образ жизни и обладающие разной мотивацией. Однородность последней особенно важна для того, чтобы «класс на бумаге» в реальной жизни конкретного общества был субъектом социального действия, т.е. осуществлял социально и исторически значимые действия. Это прежде всего относится к высшим, привилегированным стратам, на которых возлагается функция и с которыми связывается надежда на проведение радикальных позитивных изменений в интересах всего общества или большинства его членов. Но если среди представителей этих страт нет прежде всего единства взглядов, то «на лад их дело не пойдёт» и ситуация может стать похожей на ту, которую описал И. Крылов в басне «Лебедь, рак и щука». Лекция 18
2.5. Символическая концепция социальной структуры
2.5.1. Основания постструктурализма в социологии 2.5.2. Предтече постструктурализма 2.5.3. Концепция символического капитала П. Бурдье 2.5.3.1. Теория инкорпорированных классов 2.5.3.2. Символические механизмы легитимации социальной перцепции 2.5.3.3. Символические процедуры структурации общества Date: 2016-07-25; view: 276; Нарушение авторских прав |