Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Структурный функционализм
Онтология. Общество – представляется функциональной системой, цель которой – самосохранение через функционирование. Условиями функционирования являются: 1) адаптация к изменению окружающей среды (природной, культурной, личностной); 2) контроль процессов, происходящих внутри системы. Социологический анализ функциональной системы означает: 1) выделение и описание устройства частей системы (структурных элементов), 2) описание функций элементов и механизмов функционирования, 3) дисфункций: условий, затрудняющих функционирование структурных элементов. Описание системы – совокупность социальных фактов, констатирующих наличие и свойства социальных объектов. Гносеология. Общество – поле объектов, ожидающих своего объяснения. Объяснение социальных и природных явлений принципиально одинаково и должно строится на следующих принципах: 1) каузальность: причина события – непосредственно предшествующее действие; 2) операциональность: понятия, описывающие поведение – условное обозначение совокупности действий (операций); 3) кумулятивность: линия поведения – сумма частных влияний; 4) функциональность: поведение – функция условий в которых находится человек. Основными методами описания и объяснения социальных фактов являются: 1) квантификация: количественное измерение качественных фактов поведения; 2) факторный анализ: установление связей между социальными фактами. Основными методическими требованиями к теории (объяснению) являются: 1) верифицируемость понятий: возможность эмпирической проверки суждений и воспроизводимость указанных свойств явлений. Это достигается посредством: 1. операционализации понятий: разложение понятия на ряд более простых суждений и описание процедур их измерения; 2. указания на эмпирические индикаторы определяемых явлений. 2) фальсифицируемость суждений: описание условий, при которых описываемые явления наблюдаться не будут. Критика структурного функционализма может быть сведена к следующему: 1) По онтологическому основанию. Нет универсальной социальной системы. Каждое общество уникально. Общество непрерывно и постоянно изменяется, причём социальные изменения в его различных частях различны как по темпам, так и по направлениям. В современных обществах уровень социальной динамики и социальной мобильности настолько высок, что говорить о стабильной и ясной социальной структуре не приходится. Идёт непрерывный процесс структурации и переструктурации по разным основаниям. В результате всё большее число людей попадает в маргинальную (социально-пограничную) ситуацию, когда определение социального положения становится всё более проблематичным по традиционным статусным позициям. 2) По гносеологическому основанию. Поведение мотивировано, а не жёстко детерминировано. Человеческая активность имеет двойную причинность: со стороны внешних условий (факторы) и со стороны смысла, придаваемых явлениям и действиям. Смысл нельзя объяснить, его можно лишь понять. Из социологов, первым об этом начал говорить М. Вебер. Культурные смыслы как коды поведения недоступны непосредственному наблюдению через поведение индивидов. Математико-статистические методы фиксируют лишь некоторую степень вероятности сочетания внешне наблюдаемых признаков интенции – субъективной направленности на некоторый предмет активности, о которой можно судить лишь на основании анализа значений, придаваемых людьми различным аспектам своего окружения. Объяснить мотивацию – значит понять внутренний мир человека, но не через его объяснения и не через «фактологическое» описание поведения, а через понимание того, как человек видит окружающий мир, как он интерпретирует конкретную ситуацию. Постструктурализм Онтология. Общество – субъективная реальность, совокупность жизненных миров конкретных людей; это то, что люди думают об обществе, о себе и о своём месте и предназначении в жизни. Социальный мир – мир значений, придаваемых действиям и явлениям. Социальные явления – это мир конституированных смыслов – феноменов, а не фактов. Феномены – акты человеческого отношения к предметам объективного мира (вещам, людям, событиям), представления, возникающие в процессе интерпретирующей деятельности. Феномены реальны, но не потому, что они существуют вне и независимо от нас, а потому, что мы организуем свою деятельность таким образом, что постоянно подтверждаем их реальное существование. «Если люди определяют какую-то ситуацию как реальную, она действительно становится реальной по своим последствиям» (У.А. Томас, современный американский социолог). Базовой реальностью является «жизненный мир» – наши чувства, представления, желания, действия, совокупность потоков индивидуального опыта повседневной жизни (А. Щюц, современный австро-американский социолог). Реальны прежде всего мы сами. Всё остальное существует для нас, но не ради нас, а из-за нас и из нас. Что существует помимо нас – для нас не существует, т.е. мы на это просто не реагируем. Опорными точками пространства, в котором мы находимся, являются элементы жизненного опыта и структуры практического действия. Но элементы и структуры постоянно меняются; устойчивой и однозначной социальной системы нет. Общество – «процессуальная структура», совокупность «полей влияния» одних людей на других (П. Бурдьё, современный французский социолог). Гносеология. Восприятие и наблюдение неотделимо от интерпретации. Не существует какого-либо одного «правильного» объяснения социального мира. Общество конструируется в процессе взаимодействия посредством интерпретации. Социальный мир – мир множества реальностей: разные индивиды сосредотачивают своё внимание на разных аспектах социальной ситуации и поэтому разным образом «прочитывают», объясняют одну и туже ситуацию. Нет оснований доверять ни одному объяснению. Рациональные схемы – это конструкты второго порядка. Первая конструкция – структуры обыденного мышления. «Поэтому, если ставится задача понять людей и их поступки, надо исходить из их собственных определений ситуации, выяснить, как они сами воспринимают окружающую их действительность» (П. Монсон, современный шведский социолог). Элементами познания и анализа должны быть образы. Это такая познавательная ситуация, когда целое придаёт смысл и значение отдельным частям. «Собственно говоря, никто не может утверждать, что он видит действительность такой, какова она есть на самом деле. Она всегда рассматривается как находящаяся в определённом отношении к тому, кто её рассматривает» (П. Монсон). Есть два способа понять мир. Первый – это объяснить его, создать рациональную схему. Второй – внутренне соотнести себя с какими-либо явлениями и предметами окружающего мира. Результатом такого познания является рисунок, наполненный смыслом. Познавательный интерес сдвигается, в связи с этим, от объективных фактов к субъективному восприятию, к образам. Социальность при этом трактуется как разделённая субъективность, как интерсубъективные феномены, которые предшествуют объективным фактам и структурам. Социологи здесь занимаются расшифровкой, истолкованием социального содержания, которое наполняет социальную структуру. «Хорошее разъяснение чего-либо – это истолкование, которое может соединить множество отдельных деталей в понимаемое целое» (П. Монсон).
Date: 2016-07-25; view: 244; Нарушение авторских прав |