Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Страны Востока в период средневековья.
Индия. Арабские завоевания не обошли стороной Индию. Первые попытки подчинения Сев. Индии были предприняты арабами еще во 2-й половине VII в., почти сразу после завоевания ими Персидской державы. Наконец, в н. VIII в. арабская армия сумела прорваться к устью Инда и подчинить себе ряд индийских княжеств. К этому времени на территории Индии существовало множество независимых и полунезависимых княжеств. Возвышение одних княжеств, приводило к кратковременной централизации значительной части территории Индии, а затем сменялось их упадком. При распаде государственных образований бывшие наместничества превращались в независимые княжества, а вчерашние управители обретали там всю полноту власти, приняв титул раджи. Длительный период политической нестабильности в Индии может быть объяснён огромной ролью, которую в жизни средневековой Индии играла община. Общины представляли собой довольно крупные территориальные единицы, включавшие в себя несколько соседних деревень и находившиеся под управлением общинного совета, состоявшего из старост каждой деревни. Общинный совет рассматривал жалобы общинников, вершил суд, собирал налоги, которые расходовались на различные общинные нужды, в частности на поддержание оросительных каналов. В принципе общины могли обходиться без сильной централизованной власти. Важным стабилизирующим элементом в индийском обществе оставалась кастовая система, завершение становления которой пришлось как раз на VII-Х вв. Кастовая система закрепляла существовавшую в Индии социальную структуру, препятствовала её изменению и тем самым наряду с индийской общиной в определённой степени компенсировала слабость государственного аппарата в раннесредневсковой Индии. Преобладали в общине земледельцы, являвшиеся владельцами земельных наделов с наследственными правами на них. Семьи брахманов и некоторых других зажиточных общинников использовали труд соседей или сдавали им свою землю в аренду. Арендаторы и батраки чаще всего принадлежали к низшим кастам. Труд представителей низших каст, тем более всеми презираемых неприкасаемых, был малооплачиваем. Это принималось ими с покорностью. В сознании средневекового индийца — «таков закон жизни, такова их карма». Общинно-кастовая система охватывала также и города Индии, население которых строго делилось на касты (красильщиков, торговцев фруктами, ткачей и т. д.). Правители, хотя и ослабленные общинно-кастовой системой власти, обладали неписаным правом распоряжаться подчинённой им территорией, население которой несло различные повинности и платило налог. Доходы казны использовались на нужды правителей, на содержание воинов и чиновников, на обслуживание жрецов-брахманов. Войны в Индии происходили на уровне борьбы правителей за власть. Общины придерживались нейтралитета, уплачивая победителю установленную издревле одну шестую часть урожая. В конце XII – н. XIII в. натиск мусульманских завоевателей на Индию усиливается. В 1206 г. было положено начало существованию Делийского султаната — крупного мусульманского государства, объединившего под своей властью в период своего максимального расширения почти всю Северную и значительную часть Центральной Индии. Как и в Арабском халифате, воины-мусульмане получали здесь землю в условное держание. На немусульманское население Индии был наложен особый подушный налог, которым облагались мужчины, достигшие зрелого возраста. Индийские князья были насильно обращены в ислам, что стало условием получения ими должностей в административном аппарате султаната. Но мусульманские правители Индии должны были считаться с тем обстоятельством, что их единоверцы в Индии составляли меньшинство. Поэтому среди широких слоёв населения исламизация не получила большого распространения, а религиозная политика мусульманских властей в Индии отличалась относительной терпимостью. На протяжении XIII – н. XIV в. Делийский султанат вёл напряжённую и почти непрерывную борьбу с монгольскими нашествиями. Несмотря на временные успехи, монголам так и не удалось закрепиться на территории Индии, а в начале XIV в. султан Ала ад-дин Хилджи нанёс им несколько поражений, после которых монгольский натиск на Индию постепенно прекратился. В XIV в. Делийский султанат переживал эпоху наивысшего расцвета.
Но этот расцвет оказался недолог. Сокрушительный удар по Делийскому султанату был нанесён в 1398 г. войсками великого среднеазиатского завоевателя Тимура (Тамерлана), правителя могучего государства со столицей в Самарканде. XV в. стал для султаната периодом кризиса: одна за другой от власти Делийского султана отпадали области и провинции. Наконец, в 1526-1527 гг. потомок Тимура Бабур подчинил своей власти большую часть северной Индии, положив конец существованию Делийского султаната. Созданное Бабуром государство — империя Великих Моголов — уже не было мусульманским государством классического типа, каким был Делийский султанат: при внуке Бабура падишахе Акбаре (1556-1605 гг.) была восстановлена в своих правах индуистская религия.
Китай Империя Хань существовавшая в Китае со II века до н.э. до III века н.э. распалась на несколько самостоятельных государственных образований. Наступил почти 400-летий период смут и междоусобных войн, сопровождавшихся нападениями кочевников. Единство страны было восстановлено лишь в к. VI в. В это время был осуществлён ряд реформ, направленных на укрепление централизованного государства: упорядочены налоги, выпущены новые деньги, отменены чрезвычайные поборы и пр. В основу аграрной надельной системы был положен принцип права каждого взрослого человека на земельный надел. В рамках надельной системы все население наделялось землей, сама земля объявлялась собственностью государства, а ее держатели обязывались выполнять повинности. «Система равных наделов» обеспечивала стабильность в обществе, пополнение государственной казны. В н.VII в. был вырыт Великий канал, соединивший реки Янцзы и Хуанхэ, проведена реконструкция Великой Китайской стены, которая за последнее тысячелетие сильно обветшала. Настоящий расцвет Китая пришёлся на период правления следующей династии Тан(618-907 гг.) при которой китайцы разгромили тюрков и присоединили к себе значительные территории Тюркского каганата. При династии Тан в Китае происходит значительный рост городов, серьёзный прогресс в развитии ремесла и торговли, складывается чёткая, хотя и весьма сложная административная система. Именно в эпоху Тан назначения на все административные должности начинают производиться в соответствии с конкурсным отбором на основании экзаменов, сданных претендентами на ту или иную должность. Те, кто успешно сдавал экзамен специальной комиссии, получали первую степень, а затем могли попытаться сдать экзамен на вторую и третью. Из числа обладателей третьей степени назначались чиновники административного аппарата, начиная с уездных начальников. Таким образом, в Китае, в отличие от Западной Европы, главными качествами администратора были не его военная подготовка и ратные подвиги, а образованность и управленческий талант. При этом новый управленец мог быть представителем любого социального слоя: его деловые качества и верность интересам империи были намного важнее его социального происхождения. Для сдачи экзамена следовало хорошо знать сочинения древних мудрецов, прежде всего классические конфуцианские каноны, уметь творчески интерпретировать сюжеты из истории, отвлечённо рассуждать на темы философских трактатов и обладать литературным вкусом, уметь сочинять стихи. При династии Тан значительно увеличилось количество городов, росло их богатство. В городах проживали чиновники, аристократы, монахи, слуги знатных людей, представители богатых сельских кланов, ремесленники и торговцы, актёры, врачи и предсказатели. За порядком в городах следили специальные чиновники и подчинённая им городская стража. Они также отвечали за соблюдение чистоты на мощённых камнем улицах и за водоснабжение. В богатых домах имелись бани и бассейны, для остального населения строились платные городские бани. Больших успехов достигло ремесло. Ткани и фарфор были главным товаром во внешней торговле Китая с другими странами. Как торговцы, большая часть ремесленников Китая была объединена в цехи. Цеховые мастера тщательно хранили секреты и передавали их из поколения в поколение. Так, секретом выделки одного из сортов шелка владели лишь две семьи. На протяжении трехсот лет они связывались друг с другом брачными узами, чтобы этот секрет не вышел за пределы их семей. Императоры династии Тан стремились распространить свою власть и на соседние государства. Китайские войска окончательно подчинили Северный Вьетнам, Тюркский каганат и вторглись в Среднюю Азию, но в 751 г. были разгромлены арабами в битве на р. Талас.
Внешнеполитическая активность требовала немалых затрат, что привело к росту недовольства широких слоёв населения. В 874 г. в Китае разразилась грандиозная крестьянская война под руководством Хуан Чао, который смог захватить столицу и даже провозгласить себя императором. Однако никакой программы переустройства китайского общества Хуан Чао предложить не смог и лишь заменил танских чиновников своими сторонниками. Поэтому к 884 г. силы старой аристократии смогли восстановить свою власть. Власть поздних императоров династии Тан была крайне непрочной и в н. X в. начался полувековой период междоусобных войн. Лишь в 60-е гг. X в. представителям династии Сун удалось вновь объединить Китай под своей властью. В период правления династии Сун (960-1279 гг.) продолжился экономический и культурный расцвет Китая. Слава китайского фарфора, шёлковых изделий, а также изделий из дерева и слоновой кости распространяется далеко за пределы страны, проникая через Византию в Западную Европу. В период правления династии Сун в Китае были изобретены порох и компас, широкое применение находит книгопечатание (оттиски с резных досок), что косвенно говорит о значительном росте образованности. Однако в области внешней политики всё обстояло гораздо сложнее. С сер. X в. династия Сун была вынуждена постоянно воевать со своими соседями и к с. XII в. под ее властью остался лишь Южный Китай. В XIII в. все государства, расположенные на территории Китая, стали объектом монгольских завоеваний. Монголы, степной народ кочевников являлись северными соседями Китая, который оказывал на них значительное культурное влияние. На всемонгольском курултае 1206 г. влиятельный вождь Темучин, был провозглашён правителем всех монголов под именем и с титулом Чингисхан. Он начал с того, что создал хорошо организованную армию, состоявшую из десятков, сотен, тысяч и десятитысячных отрядов. Армия Чингисхана стала важнейшим политическим фактором в степной зоне Азии, послужив костяком всей военно-политической структуры монгольской державы. Именно армия помогла Чингисхану и его преемникам завоевать и подчинить себе почти полмира. Род монгольских правителей на китайском престоле получил название династия Юань (1280-1368 гг.). Период Юань стал одной из самых тяжёлых эпох в истории Китая. Значительная часть населения Китая была обращена в рабов. Административные должности оказались в руках монгольских военачальников и среднеазиатских чиновников мусульманского вероисповедания. Завоеватели-монголы с презрением относились к коренному населению, китайским обычаям и культуре. Подданные были разделены на четыре категории, к двум низшим принадлежали китайцы: в третью категорию входили китайцы-северяне, в четвёртую — южные китайцы. Высшей категорией считались монголы, только они могли командовать войсками и занимать административные посты. Во вторую категорию были включены иностранцы. Китайцы допускались только на вспомогательные должности. Широкое распространение в 20-30-е гг. XIV в. среди монголов ислама привело к значительному усилению мусульманской религии в Китае. Однако официальной религией монгольского двора стал ламаизм — тибетская разновидность буддизма. Китайское общество упорно сопротивлялось монгольскому владычеству и его религиозным приоритетам. В китайском обществе возникали тайные конфуцианские и буддийские секты, призывавшие покончить с монгольским владычеством. Одна из них — секта «Белого лотоса» — стала организатором антимонгольского восстания, получившего название восстание «красных повязок». К 1387 г. территория Китая была освобождена от монгольского владычества. В стране были восстановлены традиционные система управления и религиозно-этические принципы. Основанная в это время династия Мин правила Китаем вплоть до 1644 г. Императоры династии Мин вновь укрепили центральную власть, провели аграрную реформу, упорядочили налогообложение, восстановили систему экзаменов для чиновников всех рангов по классической коифуцианско-танской модели, укрепили государственный командно-административный строй, коренным образом отличающийся от того, что было в Западной Европе. В эпоху Мин был создан мощный военно-морской флот. В первой трети XV в., незадолго до экспедиции Колумба, Васко да Гамы и Магеллана, китайский флот, состоявший из нескольких десятков многопалубных кораблей, совершил несколько походов в страны Юго- Восточной Азии, Индию и к побережью Африки. Однако в отличие от западноевропейских мореплавателей, начавших эпоху Великих географических открытий, китайские правители в этих плаваниях увидели только значительные финансовые расходы. Япония Процесс складывания японской государственности относится к III-V вв. Именно в это время на территории страны возникает первое государственное образование во главе с принцем Наканооэ, осуществившим ряд преобразований: вместо племенного союза было создано государство по образу китайского, а высшим органом стал совет при правителе (которого условно называют императором- микадо). Вся страна была поделена на провинции, которые в свою очередь, делились на уезды. Каждый крестьянский двор получал от государства во временное пользование надел земли соответственно числу членов семьи. Крестьяне кроме платы государству зерном и изделиями ремесла должны были выполнять барщину. Однако китайская государственная модель в Японии не прижилась, прежде всего, из-за отсутствия конкурсной системы отбора чиновников. Должности губернаторов и уездных начальников в скором времени стали передаваться по наследству и оказались сконцентрированы в руках местных аристократических родов. Приобретя в своём уезде земельные владения, чиновники становились почти полновластными хозяевами и стремились к закреплению подвластных им крестьян на своих землях, ведь от количества крестьян зависел их личный доход. Чтобы удержать крестьян, а вместе с тем и закрепить свою власть на контролируемой территории, японские аристократы стали создавать вооружённые отряды профессиональных воинов — самураев, предоставляя им в пользование условные земельные наделы. Таким образом, в Японии возникли порядки, напоминающие феодальные. Основная масса самурайства вышла из зажиточного крестьянства. Другой путь заключался в наделении землей домашних слуг. Верхи самурайского сословия пополнялись и за счет правителей провинций. В основе жизни самурая лежали законы бусидо («Путь воина»). В качестве норм поведения прославлялись верность господину, скромность, мужество, готовность к самопожертвованию. Самурай, отправляясь в поход, давал три клятвы: забыть свой дом, забыть о жене и детях, забыть о собственной жизни. Стойким обычаем было самоубийство самурая после гибели господина. Опираясь на отряды самураев, крупнейшие аристократические дома вели между собой ожесточённую борьбу, в том числе и за политическую власть. В 1185 г. самурайский род Минамотоодержал победу над своими противниками из рода Тайра и в 1192 г. он принял титул сёгуна, то есть «военного предводителя». Минамото конфисковал земли побеждённых противников и передал их в качестве условных пожалований своим самураям. Таким образом, мелкое феодальное землевладение в Японии возобладало над крупным, что стало залогом успешной централизации Японского государства. Система сёгуната сосуществовала в Японии с императорской властью на протяжении многих столетий (вплоть до 1867 г.). В XVI в. Япония распалась на несколько самостоятельных государственных образований, центральное правительство перестало существовать. В ХШ-ХIV вв. расцветают японские города, ремёсла и торговля, которая регулярно велась с Китаем, Кореей и странами Юго-Восточной Азии. Именно в городах образовывались многочисленные корпорации торговцев и ремесленников. Если в XIV в. в Японии было 40 городов, то уже в XV в. их стало 85, а в XVI в. — 269. Развитие городов способствовало росту товарно-денежных отношений, обогащало и укрепляло японское общество в целом.
Date: 2016-07-25; view: 1147; Нарушение авторских прав |