Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Страны Востока в период средневековья.





Индия.

Арабские завоевания не обошли стороной Индию. Первые попытки подчинения Сев. Индии были предприняты арабами еще во 2-й половине VII в., почти сразу после завоева­ния ими Персидской державы. Наконец, в н. VIII в. арабская армия сумела прорваться к устью Инда и подчинить себе ряд индийских княжеств.

К этому времени на территории Индии существовало множест­во независимых и полунезависимых княжеств. Возвышение одних княжеств, приводило к кратковременной централизации значи­тельной части территории Индии, а затем сменялось их упадком. При распаде государ­ственных образований бывшие наместничества превращались в независимые княжества, а вчерашние управители обретали там всю полноту власти, приняв титул раджи.

Длительный период политической нестабильности в Индии может быть объяснён огромной ролью, которую в жизни сред­невековой Индии играла община. Общины представляли со­бой довольно крупные территориальные единицы, включавшие в себя несколько соседних деревень и находившиеся под управле­нием общинного совета, состоявшего из старост каждой деревни. Общинный совет рассматривал жалобы общинников, вершил суд, собирал налоги, которые расходовались на различные общинные нужды, в частности на поддержание оросительных каналов. В принципе общины могли обходиться без сильной централизо­ванной власти.

Важным стабилизирующим элементом в индийском обществе оставалась кастовая система, завершение становления которой пришлось как раз на VII-Х вв. Кастовая система закрепляла существовавшую в Индии социальную структуру, пре­пятствовала её изменению и тем самым наряду с индийской общи­ной в определённой степени компенсировала слабость государст­венного аппарата в раннесредневсковой Индии.

Преобладали в общине земледельцы, являвшиеся владельцами земельных наделов с наследственными правами на них. Семьи брах­манов и некоторых других зажиточных общинников использовали труд соседей или сдавали им свою землю в аренду. Арендаторы и бат­раки чаще всего принадлежали к низшим кастам. Труд представите­лей низших каст, тем более всеми презираемых неприкасаемых, был малооплачиваем. Это принималось ими с покорностью. В сознании средневекового индийца — «таков закон жизни, такова их карма». Общинно-кастовая сис­тема охватывала также и города Индии, население которых строго дели­лось на касты (красильщиков, торговцев фруктами, ткачей и т. д.).

Правители, хотя и ослабленные общинно-кастовой системой власти, обладали неписаным правом распоряжаться подчинённой им территорией, население которой несло различные повинности и платило налог. Доходы казны использовались на нужды правите­лей, на содержание воинов и чиновников, на обслуживание жрецов-брахманов. Войны в Индии происходили на уровне борьбы пра­вителей за власть. Общины придерживались нейтралитета, уплачи­вая победителю установленную издревле одну шестую часть урожая.

В конце XII – н. XIII в. натиск мусульманских завоевателей на Индию усиливается. В 1206 г. было положено начало существо­ванию Делийского султаната — крупного мусульманского государ­ства, объединившего под своей властью в период своего максималь­ного расширения почти всю Северную и значительную часть Цен­тральной Индии. Как и в Арабском халифате, воины-мусульмане по­лучали здесь землю в условное держание. На немусульманское население Индии был наложен особый подушный налог, которым облагались мужчины, достигшие зрелого возраста. Индийские князья были насильно обращены в ислам, что стало условием получения ими должностей в административном ап­парате султаната. Но мусульманские правители Индии должны бы­ли считаться с тем обстоятельством, что их единоверцы в Индии составляли меньшинство. Поэтому среди широких слоёв населения исламизация не получила большого распространения, а религиоз­ная политика мусульманских властей в Индии отличалась относи­тельной терпимостью.

На протяжении XIII – н. XIV в. Делийский султанат вёл на­пряжённую и почти непрерывную борьбу с монгольскими нашест­виями. Несмотря на временные успехи, монголам так и не удалось закрепиться на территории Индии, а в начале XIV в. султан Ала ад-дин Хилджи нанёс им несколько поражений, после которых мон­гольский натиск на Индию постепенно прекратился. В XIV в. Де­лийский султанат переживал эпоху наивысшего расцвета.

 

 

Но этот расцвет оказался недолог. Сокрушительный удар по Делийскому султанату был нанесён в 1398 г. войсками великого среднеазиатско­го завоевателя Тимура (Та­мерлана), правителя могучего государ­ства со столицей в Самарканде.

XV в. стал для султаната периодом кризиса: одна за другой от власти Делийского султана отпадали области и провинции. Наконец, в 1526-1527 гг. потомок Тимура Бабур под­чинил своей власти большую часть северной Индии, положив ко­нец существованию Делийского султаната. Созданное Бабуром госу­дарство — империя Великих Моголов уже не было мусульманским государством классического типа, каким был Делийский султанат: при внуке Бабура падишахе Акбаре (1556-1605 гг.) была восстанов­лена в своих правах индуистская религия.

 

Китай

Империя Хань существовавшая в Китае со II века до н.э. до III века н.э. распалась на несколько самостоятельных государственных образований. Наступил почти 400-летий период смут и междоусобных войн, сопровождавшихся нападениями кочевников. Единство страны было восстановлено лишь в к. VI в.

В это время был осуществлён ряд реформ, направленных на ук­репление централизованного государства: упорядочены налоги, выпущены новые деньги, отменены чрезвычайные поборы и пр. В основу аграрной надельной системы был положен принцип права каждого взрослого чело­века на земельный надел. В рамках надельной систе­мы все население наделялось землей, сама земля объявля­лась собственностью государства, а ее держатели обязыва­лись выполнять повинности. «Система равных наделов» обес­печивала стабильность в обществе, пополнение государствен­ной казны. В н.VII в. был вырыт Великий канал, соединивший реки Янцзы и Хуанхэ, проведена реконструкция Великой Китай­ской стены, которая за последнее тысячелетие силь­но обветшала.

Настоящий расцвет Китая пришёлся на период правления следующей династии Тан(618-907 гг.) при которой китайцы разгромили тюрков и при­соединили к себе значительные территории Тюрк­ского каганата.

При династии Тан в Китае происхо­дит значительный рост городов, серьёзный прогресс в развитии ремесла и торговли, складывается чёткая, хотя и весьма сложная ад­министративная система. Именно в эпоху Тан назначения на все ад­министративные должности начинают производиться в соответст­вии с конкурсным отбором на основании экзаменов, сданных пре­тендентами на ту или иную должность. Те, кто успешно сдавал экзамен специальной комиссии, получали первую степень, а затем могли попытаться сдать экзамен на вторую и третью. Из числа обладателей третьей степени назначались чи­новники административного аппарата, начиная с уездных началь­ников. Таким образом, в Китае, в отличие от Западной Европы, главными качествами администратора были не его военная подго­товка и ратные подвиги, а образованность и управленческий та­лант. При этом новый управленец мог быть представителем любого социального слоя: его деловые качества и верность интересам им­перии были намного важнее его социального происхождения.

Для сдачи экзамена следовало хорошо знать сочинения древних мудре­цов, прежде всего классические конфуцианские каноны, уметь творчески ин­терпретировать сюжеты из истории, отвлечённо рассуждать на темы фило­софских трактатов и обладать литературным вкусом, уметь сочинять стихи.

При династии Тан значительно увеличилось количество горо­дов, росло их богатство. В городах проживали чиновники, аристократы, монахи, слуги знатных людей, представители богатых сельских кланов, ремесленники и торговцы, актёры, врачи и предсказатели. За порядком в городах следили специальные чиновники и подчинён­ная им городская стража. Они также отвечали за соблюдение чисто­ты на мощённых камнем улицах и за водоснабжение. В богатых до­мах имелись бани и бассейны, для остального населения строились платные городские бани.

Больших успехов достигло ремесло. Ткани и фарфор были глав­ным товаром во внешней торговле Китая с другими странами. Как торговцы, большая часть ремесленников Китая была объедине­на в цехи. Цеховые мастера тщательно хранили секреты и переда­вали их из поколения в поколение. Так, секретом выделки одного из сортов шелка владели лишь две семьи. На протяжении трехсот лет они связывались друг с другом брачными узами, чтобы этот секрет не вышел за пределы их семей.

Императоры династии Тан стремились распространить свою власть и на соседние государства. Китайские войска окончательно подчинили Северный Вьетнам, Тюркский каганат и вторглись в Среднюю Азию, но в 751 г. были разгромлены арабами в битве на р. Талас.

 

Внешнеполитическая активность требовала немалых затрат, что привело к росту недовольства широких слоёв населения. В 874 г. в Китае разразилась грандиозная крестьянская война под руководством Хуан Чао, который смог захватить столицу и даже провозгласить себя императором.

Однако никакой программы переустройства китайского общества Хуан Чао предложить не смог и лишь заменил танских чиновников своими сторонниками. Поэто­му к 884 г. силы старой аристократии смог­ли восстановить свою власть.

Власть поздних императоров династии Тан была крайне непрочной и в н. X в. начался полувековой период меж­доусобных войн. Лишь в 60-е гг. X в. пред­ставителям династии Сун удалось вновь объединить Китай под своей властью.

В период правления династии Сун (960-1279 гг.) продолжился экономиче­ский и культурный расцвет Китая. Слава китайского фарфора, шёлковых изделий, а также из­делий из дерева и слоновой кости распространяется далеко за преде­лы страны, проникая через Византию в Западную Европу. В период правления династии Сун в Китае были изобретены порох и компас, широкое применение находит книгопечатание (оттиски с резных до­сок), что косвенно говорит о значительном росте образованности.

Однако в области внешней политики всё обстояло гораздо слож­нее. С сер. X в. династия Сун была вынуждена постоянно воевать со своими соседями и к с. XII в. под ее властью остался лишь Южный Китай.

В XIII в. все государства, расположенные на территории Китая, стали объектом монгольских завоеваний. Монголы, степной народ кочевников являлись се­верными соседями Китая, который оказывал на них значи­тельное культурное влияние. На всемонгольском курултае 1206 г. влиятельный вождь Темучин, был про­возглашён правителем всех монголов под именем и с титу­лом Чингисхан. Он начал с того, что создал хорошо органи­зованную армию, состоявшую из десятков, сотен, тысяч и десятитысячных отрядов. Армия Чингисхана стала важ­нейшим политическим фактором в степной зоне Азии, по­служив костяком всей военно-политической структуры мон­гольской державы. Именно армия помогла Чингисхану и его преемникам завоевать и подчинить себе почти полмира. Род монгольских правителей на китайском престоле получил название династия Юань (1280-1368 гг.).

Период Юань стал одной из самых тяжёлых эпох в истории Китая. Значительная часть населения Китая была обращена в рабов. Административные должности оказались в руках монгольских военачаль­ников и среднеазиатских чиновников мусульманско­го вероисповедания. Завоеватели-монголы с презрением относи­лись к коренному населению, китайским обычаям и культуре. Подданные были разделены на четыре категории, к двум низшим принадлежали китайцы: в третью категорию входили китайцы-севе­ряне, в четвёртую — южные китайцы.

Высшей категорией считались монголы, только они могли командовать войсками и занимать адми­нистративные посты. Во вторую категорию были включены иност­ранцы. Китайцы допускались только на вспомогательные должнос­ти.

Широкое распространение в 20-30-е гг. XIV в. среди монголов ислама привело к значительному усилению мусульманской религии в Китае. Однако официальной религией монгольского двора стал ламаизм — тибетская разновидность буддизма.

Китай­ское общество упорно сопротивлялось монгольскому владычеству и его религиозным приоритетам. В китайском обществе возникали тайные конфуцианские и буддийские секты, призывавшие покон­чить с монгольским владычеством. Одна из них — секта «Белого ло­тоса» — стала организатором антимонгольского восстания, полу­чившего название восстание «красных повязок». К 1387 г. территория Китая была освобождена от монгольского владычества. В стране были восстановлены традиционные система управления и религиозно-этические принципы. Основанная в это время династия Мин правила Китаем вплоть до 1644 г.

Императоры династии Мин вновь укрепили центральную власть, провели аграрную реформу, упорядочили налогообложе­ние, восстановили систему экзаменов для чиновников всех рангов по классической коифуцианско-танской модели, укрепили государ­ственный командно-административный строй, коренным образом отличающийся от того, что было в Западной Европе.

В эпоху Мин был создан мощный военно-морской флот. В первой трети XV в., незадолго до экспедиции Колумба, Вас­ко да Гамы и Магеллана, китайский флот, состоявший из нескольких десят­ков многопалубных кораблей, совершил несколько походов в страны Юго- Восточной Азии, Индию и к побережью Африки. Однако в отличие от западноевропейских мореплавателей, начавших эпоху Великих географи­ческих открытий, китайские правители в этих плаваниях увидели только значительные финансовые расходы.

Япония

Процесс складывания японской государственности относится к III-V вв. Именно в это время на территории страны возникает первое государственное образование во главе с принцем Наканооэ, осуществившим ряд преобразований: вместо племенного союза было создано государство по образу китайского, а высшим органом стал совет при правителе (которого условно называют императором- микадо). Вся страна была поделена на провинции, которые в свою очередь, делились на уезды.

Каждый крестьянский двор по­лучал от государства во временное пользование надел земли соответственно числу членов семьи. Крестьяне кроме платы госу­дарству зерном и изделиями ремесла должны были выполнять барщину.

Однако китайская государст­венная модель в Японии не прижилась, прежде всего, из-за отсутст­вия конкурсной системы отбора чиновников. Должности губерна­торов и уездных начальников в скором времени стали передаваться по наследству и оказались сконцентрированы в руках местных ари­стократических родов. Приобретя в своём уезде земельные владе­ния, чиновники становились почти полновластными хозяевами и стремились к закреплению подвластных им крестьян на своих землях, ведь от количества крестьян зависел их личный доход.

Что­бы удержать крестьян, а вместе с тем и закрепить свою власть на кон­тролируемой территории, японские аристократы стали создавать вооружённые отряды профессиональных воинов — самураев, пре­доставляя им в пользование условные земельные наделы. Таким образом, в Япо­нии возникли порядки, напоминающие феодальные. Основная масса самурайства вышла из зажиточного крестьянства. Другой путь заключался в наделении землей домашних слуг. Верхи самурай­ского сословия пополнялись и за счет правителей провинций.

В основе жизни самурая лежали законы бусидо («Путь воина»). В качестве норм поведения прославлялись верность господину, скромность, мужество, готовность к самопожертвованию. Саму­рай, отправляясь в поход, давал три клятвы: забыть свой дом, забыть о жене и детях, забыть о собственной жизни. Стойким обы­чаем было самоубийство самурая после гибели господина.

Опираясь на отряды самураев, крупнейшие аристократические дома вели между собой ожесточённую борьбу, в том числе и за поли­тическую власть. В 1185 г. самурайский род Минамотоодержал победу над своими противниками из рода Тайра и в 1192 г. он принял титул сё­гуна, то есть «военного предводителя».

Мина­мото конфисковал земли побеждённых противников и пе­редал их в качестве условных пожалований своим самураям. Таким образом, мелкое феодальное землевладение в Японии возобладало над крупным, что стало залогом успешной централизации Японско­го государства. Система сёгуната сосуществовала в Японии с импе­раторской властью на протяжении многих столетий (вплоть до 1867 г.). В XVI в. Япония распалась на несколько самостоятельных государственных образований, центральное правительство перестало существовать.

В ХШ-ХIV вв. расцветают японские города, ремёсла и торговля, которая регулярно велась с Китаем, Кореей и странами Юго-Вос­точной Азии. Именно в городах образовывались многочисленные корпорации торговцев и ремесленников. Если в XIV в. в Японии было 40 городов, то уже в XV в. их стало 85, а в XVI в. — 269. Разви­тие городов способствовало росту товарно-денежных отношений, обогащало и укрепляло японское общество в целом.

 

 

Date: 2016-07-25; view: 1083; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию