Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Возникновение и распространение ислама.
В VIIв. вАравии зародилась третья по времени возникновения - после буддизма (V в. до н. э.) и христианства (I в.) - мировая религия. Ее название - «ислам» — значит «покорность Богу», а принятое в Европе наименование «мусульманство» происходит от арабского «муслим» — «покорный богу». До принятия ислама арабы поклонялись разным богам, но главной святыней для всех арабов была Кааба — храм в городе Мекка, в углу которого был вмурован черный камень. Черный камень - камень яйцевидной формы, вмонтированный в одну из стен Каабы (мечеть). Чёрный камень находится в восточном углу Каабы на высоте 1,5 м и заключён в серебряную оправу. Видимая поверхность камня имеет площадь примерно 16,5x20 см. Чёрный камень состоит из нескольких обломков красновато-чёрного цвета, вставленных в темную основу. Видимы 7-8 кусочков камня. Согласно исламскому преданию, Чёрный камень когда-то находился в раю и был подарен Адаму Аллахом. Первоначально он был белым яхонтом, но постепенно почернел, пропитавшись человеческими грехами. Немусульманская традиция, как правило, считает его метеоритом, но однозначно доказать это до сих пор не удалось (доступ для исследования закрыт). Одним из ритуалов паломничества (хаджа) является целование Чёрного камня. Эта традиция восходит к пророку Мухаммеду. В авторитетных сборниках хадисов приводятся слова праведного халифа Умара, который после целования Чёрного камня сказал: «Я знаю, что это просто камень, и он не может ни помочь, ни навредить. Но, если бы я не видел, как его целует Пророк, мир ему и благословение, я бы его не целовал». Смысл целования камня в том, что паломник учится полностью подчиняться своему Господу и приходит к пониманию того, что в предписанных Аллахом законах и ритуалах есть мудрость и благо. Ежегодно в Мекку со всего полуострова стекались тысячи арабов, чтобы поклониться черному камню. Богатые купцы, обладавшие властью в Мекке, извлекали из этих посещений немалую выгоду.
Зародился ислам в среде кочевых арабских племён. В племени курейшитов появился проповедник, звали его Мухаммед (570 - 632 гг.). Он утверждал, что ему открылась высшая истина и дано было узнать Аллаха — единого Бога. Проповедь Мухаммеда поначалу была встречена довольно скептически, тем более что он был человеком незнатного происхождения, бедным, пока не женился на богатой вдове. Кроме того, новая религия могла неблагоприятно сказаться на посещении Каабы, а значит доходах от паломничества. Мухаммед призывал не поклоняться многочисленным богам, а только Аллаху, кроме того его проповедь включала и призыв к социальной справедливости. Это вызвало раздражение у богатой верхушки племени курейшитов: Мухаммед был изгнан из Мекки и вынужден был переселиться в Ясриб, переименованный в его честь в Медину (город пророка). Год, когда случилось переселение (хиджра) Мухаммеда из Мекки в Медину (622 г. по христианскому летосчислению), стал началом мусульманского летосчисления. Учение Мухаммеда стремительно распространялось среди арабских племён, вскоре и курейшиты примкнули к сторонникам Мухаммеда. Кааба стала главным святилищем мусульман. Победа ислама над более древними верованиями привела к сплочению арабских племен и созданию государства. Окончательное объединение Аравии произошло вскоре после смерти Мухаммеда (632 г.). Тогда же была составлена священная книга ислама — Коран (по-арабски — «то, что читают»). Она содержит речи Мухаммеда, записанные его сподвижниками. Для мусульман Коран — прямая речь Аллаха, обращенная к Мухаммеду, а через него ко всем людям. Большая часть Корана написана стихами; эта книга является главным источником вероучения, содержит наставления, правила поведения, запреты и т. п. Со временем в исламе появлялись дополнения и изменения. Кроме Священного Писания, возникло Священное предание — дополнение к Корану, которое называется Сунна. В Сунне рассказывается о поступках и изречениях пророка Мухаммеда. С возникновением в VIII в. Сунны связано разделение ислама на два течения — шиизм и суннизм. Шииты ограничиваются почитанием Корана, а также считают, что наследниками миссии Мухаммеда могут быть только его прямые потомки. Сунниты, сторонники наиболее многочисленного направления в исламе, наряду с Кораном признают святость Сунны и возвеличивают ряд халифов, не признаваемых шиитами. Семь важнейших догматов составляют основу ислама: вера в единого Бога — Аллаха, в ангелов, во все Книги Божьи, во всех посланников Аллаха, в конец света и Страшный суд (судьей в тот час будет Иисус Христос - Исса), в предопределение, в воскресение из мёртвых. В исламе важна культовая, обрядовая сторона. Культ ислама опирается на «пять столпов веры»: оглашение догмата «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед пророк Его»; ежедневная пятикратная молитва; ураза — пост в месяц рамазан; закят — обязательная благотворительность; хадж — паломничество в Мекку, священный город мусульман. К обязанностям верующего причисляют джихад, под которым понимается отдача всех сил и возможностей ради торжества ислама, вплоть до «священной войны» против не мусульман (называемой газават). Ислам возник под влиянием иудаизма и христианства. Бог, согласно исламу, посылал людям своих посланников — Моисея, Иисуса (его мусульмане почитают как пророка Иссу), которые несли слово Божье. Однако люди забыли то, чему те учили. Поэтому Аллах и направил людям Мухаммеда, чтобы наставить их на праведный путь. Это было последнее предупреждение Бога людям, после которого наступит конец мира. Как и любая другая религия, ислам неоднороден, имеет много ответвлений и сект. Ислам стал мировой религией. В современном мире у него около полутора миллиардов последователей.
Арабский халифат. Ислам — религия, которая не просто освящает власть, но и даёт исключительное право на неё. Преемником Мухаммеда как религиозно-политического главы мусульман, называвших себя правоверными, стал халиф Абу Бекр. При нём было создано теократическое мусульманское государство — халифат. Халиф же объединил функции светского и духовного правителя, пользовавшегося беспрекословным авторитетом у своих подданных и абсолютной властью над ними. Уже при первых халифах государство арабов разрослось до грандиозных размеров. В него вошли земли Ирака, части Ирана, Сирии, Палестины, Северной Африки, в том числе Египта и Ливии. На основе Корана был разработан шариат, т.е. свод мусульманских правовых и религиозных нормативов, выполняющий в халифате роль кодекса законов.
Однако халифат был неустойчивым государственным образованием. Его раздирали внутренние противоречия. Исламская родовая знать и ближайшие родственники пророка Мухаммеда боролись за власть. Четвёртым халифом стал Али, зять Мухаммеда, женатый на его единственной дочери Фатиме. Однако родственная близость к пророку не спасла его. Он был убит представителем одной из мусульманских сект. После смерти Али был возвеличен шиитами, которые объявили Али первым имамом — верховным главой мусульман. В 661 г. к власти пришли халифы из рода Омейядов.
При Омейядах продолжались военные походы арабов, которые отторгали территории от Византии, Ирана, дошли до Кавказа, Средней Азии на востоке и до Атлантического океана на западе, захватив значительную часть Пиренейского полуострова. Включение новых народов в орбиту власти Омейядов сопровождалось активной исламизацией, носившей в большинстве случаев мирный характер, возможно, потому, что и персы-зороастрийцы, и христиане находили в исламе установления, в чём-то созвучные с их собственными религиозными представлениями. Но, скорее всего, успешной исламизации способствовала экономическая политика арабов. Налоги на мусульман были значительно ниже тех, которые должны были платить не мусульмане.
Земля принадлежала Аллаху, от его имени землёй распоряжался правитель государства — халиф. В его лице государство являлось реальным верховным собственником земли, а халиф — её распорядителем. При Омейядах произошла концентрация центральной власти, они создали эффективный государственный аппарат. Была налажена регулярная связь со всеми частями халифата (в том числе почтовая). Распоряжения центра оперативно доставлялись на места. Было реорганизовано войско, солдаты находились на жалованье у казны, они и их командиры вознаграждались за службу земельными наделами. Государство Омейядов было разделено на пять крупных наместничеств, центры которых находились в Ираке, Аравии, Египте, Закавказье и Западной Африке. Эти наместничества управлялись эмирами, назначенными из центра. До поры до времени халифам удавалось удерживать эмиров в повиновении.
Усилению власти халифов способствовала и арабизация полиэтнического населения халифата. Арабский язык был языком религии, объединявшей народы мусульманского государства. Коран и другие священные тексты запрещалось переводить на иные языки. Всё государственное делопроизводство было переведено на арабский язык. К Аллаху предписывалось обращаться на арабском языке, что способствовало языковой интеграции населения. На всей территории халифата утверждался единый порядок землепользования, складывались феодальные отношения, имеющие свои особенности. Наиболее распространённым было общинное землевладение. Владельцы наделов выплачивали налог-ренту в государственную казну. Значительную часть земельных владений составляли небольшие наделы отчуждаемой земли. Земли халифа и членов правящего дома и владения религиозных учреждений налогами не облагались. Чиновники и военные за службу получали от государства земельные пожалования, точнее, право взимания налога (включая подушную подать) с этого владения — принцип, общий для большинства средневековых государств Востока. Земля обрабатывалась крестьянами, но были и рабы, в том числе государственные. Основу социальной структуры халифата составляла религиозная мусульманская община. Структура общины задавалась шариатом — путём, предопределённым Аллахом в Коране и Сунне, официальным религиозным сводом правил и норм поведения. Все члены общины равны перед Аллахом, но в реальной жизни мусульманского общества существовало значительное имущественное и социальное неравенство, хотя в халифате не сложилась иерархическая система господствующих слоёв, подобная феодальной лестнице в Западной Европе. В середине VIII в. власть в халифате перешла в руки династии Аббасидов, направлявших основные усилия на то, чтобы сохранить завоёванное. Они попытались уравнять в правах арабов и всех мусульман неарабского происхождения. Это способствовало дальнейшей религиозно-культурной интеграции мусульманского мира, которая, однако, не помешала постепенному политическому распаду халифата на ряд крупных и мелких исламских государств.
Date: 2016-07-25; view: 941; Нарушение авторских прав |