Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возникновение и распространение ислама.





В VIIв. вАравии зародилась третья по времени возникновения - пос­ле буддизма (V в. до н. э.) и христианства (I в.) - мировая религия. Ее название - «ислам» значит «покорность Богу», а принятое в Европе наименование «мусульманство» проис­ходит от арабского «муслим» — «покорный богу». До приня­тия ислама арабы поклонялись разным богам, но главной святыней для всех арабов была Кааба — храм в городе Мекка, в углу которого был вмурован черный камень.

Черный камень - камень яйцевидной формы, вмонтированный в одну из стен Каабы (мечеть). Чёрный камень находится в восточном углу Каабы на высоте 1,5 м и заключён в серебряную оправу. Видимая поверхность камня имеет площадь примерно 16,5x20 см. Чёрный камень состоит из нескольких обломков красновато-чёрного цвета, вставленных в темную основу. Видимы 7-8 кусочков камня. Согласно исламскому преданию, Чёрный камень когда-то находился в раю и был подарен Адаму Аллахом. Первоначально он был белым яхонтом, но постепенно почернел, пропитавшись человеческими грехами. Немусульманская традиция, как правило, считает его метеоритом, но однозначно доказать это до сих пор не удалось (доступ для исследования закрыт).

Одним из ритуалов паломничества (хаджа) является целование Чёрного камня. Эта традиция восходит к пророку Мухаммеду. В авторитетных сборниках хадисов приводятся слова праведного халифа Умара, который после целования Чёрного камня сказал: «Я знаю, что это просто камень, и он не может ни помочь, ни навредить. Но, если бы я не видел, как его целует Пророк, мир ему и благословение, я бы его не целовал». Смысл целования камня в том, что паломник учится полностью подчиняться своему Господу и приходит к пониманию того, что в предписанных Аллахом законах и ритуалах есть мудрость и благо. Ежегодно в Мекку со всего полуострова стекались тысячи арабов, что­бы поклониться черному камню. Богатые купцы, обладав­шие властью в Мекке, извлекали из этих посещений нема­лую выгоду.

 

Зародился ислам в среде кочевых арабских племён. В племени курейшитов появился проповедник, звали его Мухаммед (570 - 632 гг.). Он утверждал, что ему открылась высшая истина и дано было узнать Аллаха — еди­ного Бога. Проповедь Мухаммеда поначалу была встречена довольно скептически, тем более что он был человеком незнатного происхож­дения, бедным, пока не женился на богатой вдове. Кроме того, новая религия могла неблагоприятно сказаться на посещении Каабы, а значит доходах от паломничества. Мухаммед призывал не поклоняться многочисленным богам, а только Аллаху, кроме того его проповедь включала и призыв к социальной справедливости. Это вызвало раздражение у богатой верхушки пле­мени курейшитов: Мухаммед был изгнан из Мекки и вынужден был переселиться в Ясриб, переименован­ный в его честь в Медину (город пророка). Год, когда случилось пе­реселение (хиджра) Мухаммеда из Мекки в Медину (622 г. по христианскому летосчислению), стал началом мусульманского лето­счисления.

Учение Мухаммеда стремительно распространялось среди араб­ских племён, вскоре и курейшиты примкнули к сторонникам Мухам­меда. Кааба стала главным святилищем мусульман.

Победа ислама над более древними верованиями привела к сплоче­нию арабских племен и созданию государства. Окончатель­ное объединение Аравии произошло вскоре после смерти Мухаммеда (632 г.). Тогда же была составлена священная книга ислама — Коран (по-арабски — «то, что читают»). Она содержит речи Мухаммеда, записанные его сподвижни­ками. Для мусульман Коран — прямая речь Аллаха, обра­щенная к Мухаммеду, а через него ко всем людям. Большая часть Корана написана стихами; эта книга является глав­ным источником вероучения, содержит наставления, прави­ла поведения, запреты и т. п.

Со временем в исламе появлялись дополнения и изменения. Кроме Священного Писания, возникло Священное пре­даниедополнение к Корану, которое называется Сунна. В Сунне рассказывается о поступках и изречениях пророка Мухаммеда. С возникновением в VIII в. Сунны связано разделение ислама на два течения — шиизм и суннизм. Шииты ограничиваются почитанием Корана, а также считают, что наследниками миссии Мухаммеда могут быть только его прямые потомки. Сунниты, сторонники наи­более многочисленного направления в исламе, наряду с Кораном признают святость Сунны и возвеличивают ряд халифов, не призна­ваемых шиитами.

Семь важнейших догматов составляют основу ислама: вера в еди­ного Бога — Аллаха, в ангелов, во все Книги Божьи, во всех послан­ников Аллаха, в конец света и Страшный суд (судьей в тот час бу­дет Иисус Христос - Исса), в предопределение, в воскресение из мёртвых.


В исламе важна культовая, обрядовая сторона. Культ ислама опи­рается на «пять столпов веры»: оглашение догмата «Нет Бога, кро­ме Аллаха, и Мухаммед пророк Его»; ежедневная пятикратная мо­литва; ураза — пост в месяц рамазан; закят — обязательная благотворительность; хадж — паломничество в Мекку, священный город мусульман.

К обязанностям верующего причисляют джихад, под которым понимается отдача всех сил и возможностей ради торжества ислама, вплоть до «священной войны» против не мусульман (называемой газават).

Ислам возник под влия­нием иудаизма и христианства. Бог, согласно исламу, посы­лал людям своих посланников — Моисея, Иисуса (его мусульмане почитают как пророка Иссу), которые несли слово Божье. Однако люди забыли то, чему те учили. Поэтому Аллах и направил людям Мухаммеда, чтобы наста­вить их на праведный путь. Это было последнее предупреж­дение Бога людям, после которого наступит конец мира.

Как и любая другая религия, ислам неоднороден, имеет много от­ветвлений и сект. Ислам стал мировой религией. В современном ми­ре у него около полутора миллиардов последователей.

 

Арабский халифат. Ислам — религия, которая не просто ос­вящает власть, но и даёт исключительное право на неё. Преемни­ком Мухаммеда как религиозно-политического главы мусульман, называвших себя правоверными, стал халиф Абу Бекр. При нём бы­ло создано теократическое мусульманское государство — халифат. Халиф же объединил функции светского и духовного правителя, пользовавшегося беспрекословным авторитетом у своих подданных и абсолютной властью над ними.

Уже при первых халифах государство арабов разрос­лось до грандиозных размеров. В него вошли земли Ирака, части Ирана, Сирии, Палестины, Северной Африки, в том числе Египта и Ливии. На основе Корана был разработан шариат, т.е. свод мусульманских пра­вовых и религиозных нормативов, выполняющий в халифате роль ко­декса законов.

 

 

Однако халифат был неустойчивым государственным образовани­ем. Его раздирали внутренние противоречия. Исламская родовая знать и ближайшие родственники пророка Мухаммеда боролись за власть. Четвёртым халифом стал Али, зять Мухаммеда, женатый на его единственной дочери Фатиме. Однако родственная близость к пророку не спасла его. Он был убит представителем одной из мусульманских сект. После смерти Али был возвеличен шиитами, которые объявили Али первым имамом — верховным главой мусульман. В 661 г. к власти пришли халифы из рода Омейядов.

 

При Омейядах продолжались военные походы арабов, которые от­торгали территории от Византии, Ирана, дошли до Кавказа, Средней Азии на востоке и до Атлантического океана на западе, захватив зна­чительную часть Пиренейского полуострова. Включение новых наро­дов в орбиту власти Омейядов сопровождалось активной исламизацией, носившей в большинстве случаев мирный характер, возможно, потому, что и персы-зороастрийцы, и христиане находили в исламе установления, в чём-то созвучные с их собственными религиозными представлениями. Но, скорее всего, успешной исламизации способ­ствовала экономическая политика арабов. Налоги на мусульман были значительно ниже тех, которые должны были платить не мусульмане.


 

Земля принадлежала Аллаху, от его имени землёй распоря­жался правитель государства — халиф. В его лице государство являлось реальным верховным собственником земли, а халиф — её распорядителем.

При Омейядах произошла концентрация центральной власти, они создали эффективный государственный аппарат. Была налажена ре­гулярная связь со всеми частями халифата (в том числе почтовая). Распоряжения центра оперативно доставлялись на места. Было реор­ганизовано войско, солдаты находились на жалованье у казны, они и их командиры вознаграждались за службу земельными наделами.

Государство Омейядов было разделено на пять крупных наместничеств, центры которых находились в Ираке, Аравии, Египте, За­кавказье и Западной Африке. Эти наместничества управлялись эми­рами, назначенными из центра. До поры до времени халифам удавалось удерживать эмиров в повиновении.

 

Усилению власти халифов способствовала и арабизация полиэтни­ческого населения халифата. Арабский язык был языком религии, объединявшей народы мусульманского государства. Коран и другие священные тексты запрещалось переводить на иные языки. Всё го­сударственное делопроизводство было переведено на арабский язык. К Аллаху предписывалось обращаться на арабском языке, что способствовало языковой интеграции населения.

На всей территории халифата утверждался единый порядок зем­лепользования, складывались феодальные отношения, имеющие свои особенности. Наиболее распространённым было общинное землевла­дение. Владельцы наделов выплачивали налог-ренту в государствен­ную казну. Значительную часть земельных владений составляли не­большие наделы отчуждаемой земли. Земли халифа и членов правящего дома и владения религиозных учреждений налогами не облагались.

Чиновники и военные за службу получали от государства земель­ные пожалования, точнее, право взимания налога (включая подуш­ную подать) с этого владения — принцип, общий для большинства средневековых государств Востока. Земля обрабатывалась крестьяна­ми, но были и рабы, в том числе государственные.

Основу социальной структуры халифата составляла религиозная мусульманская община. Структура общины задавалась ша­риатом — путём, предопределённым Аллахом в Коране и Сунне, официальным религиозным сводом правил и норм поведения. Все члены общины равны перед Аллахом, но в реальной жизни мусуль­манского общества существовало значительное имущественное и со­циальное неравенство, хотя в халифате не сложилась иерархическая система господствующих слоёв, подобная феодальной лестнице в За­падной Европе.

В середине VIII в. власть в халифате перешла в руки династии Аббасидов, направлявших основные усилия на то, чтобы сохранить завоёванное. Они попытались уравнять в правах арабов и всех му­сульман неарабского происхождения. Это способствовало дальнейшей религиозно-культурной интеграции мусульманского мира, которая, однако, не помешала постепенному политическому распаду халифа­та на ряд крупных и мелких исламских государств.

 







Date: 2016-07-25; view: 941; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию