Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мусульманско-арабские государства в Европе и их культура.





В н.VIII в. начинается вторжение арабов в Испа­нию, а затем и во Франкское королевство. Однако здесь они потерпели поражение от франкского майордома Карла Мартелла. Продвижение ислама в З. Европы было остановлено. На востоке арабы смогли продвинуться в глубь Средней Азии, овладели Хивой, Бухарой, Самаркандом, завоевали Афганистан и северо-западную часть Индии. Трижды они пытались захватить Константинополь, но неудачно. В результате арабских завоеваний границы халифата Омейядов превысили такие государства древности, как Римская империя во времена ее расцвета или государство Александра Македонского.

 

В середине VIII в. на территории Пиренейского полуострова образуется Кордовский халифат, заняв­ший большую часть Пиренейского полуострова. Почти восемь веков будет длиться Реконкиста — отвоёвывание коренным населением Испании захваченных арабами земель. Она завершится только в 1492 г. падением Гранадского эмирата.

Тем не менее, в течение всех этих столетий мусульманская Испа­ния (аль Андалус) была посредником в культурном общении Восто­ка, Западной и Южной Европы.

 

Андалусские города Кордова, Гранада, Севилья, Валенсия и дру­гие славились не только великолепием и красотой своих дворцов, ме­четей, парков, фонтанов, но и богатейшими библиотеками. Так, на­пример, библиотека кордовского эмира состояла более чем из 400 тыс. томов. В прекрасно организованные учеб­ные заведения Андалусии устремлялись жаждущие приобщиться к передовой науке того времени учащиеся из разных стран мусульман­ского Востока и христианской Европы. В Кордове даже существова­ла своеобразная консерватория, в которой можно было обучиться иг­ре на восточных музыкальных инструментах и пению. При дворах мусульманских правителей существовал изысканный придворный этикет, публиковались даже специальные «календари мод».

Особое значение в мусульманской культуре занимало искусство каллиграфии. Её место в культуре мусульман сопоставимо с местом иконописи в восточно-христианской культуре. Арабское письмо во­брало священную символику ислама. Людям, искусным в каллигра­фии, пророк Мухаммед обещал место в раю, как и воинам — защит­никам ислама.

Исключительным уважением в мусульманстве пользовалось зна­ние. Знание и книги назывались «вечным потомством мудреца», они считались столь же необходимым для «сердца», как пища для тела. В мусульманском мире высокого уровня достигли самые разные на­уки. Через мусульманскую Испанию в Европу пришли десятичная система счисления, связанная с изобретением нуля; химические методы дистилляции, перегонки, кристаллизации, коагуляции; магнитная игла, ставшая основой компаса; механичес­кие часы; хлопчатая, а затем и льняная бумага. Не всё это было изобретено арабами, однако именно через них ряд открытий и изоб­ретений, осуществлённых в других регионах мира, получил широкое распространение и практическое применение.

 

Мусульманские государства в Африке. На рубеже IX-X вв. в Северной Африке был создан халифат Фатимидов, во главе которо­го встал имам, объявивший себя потомком дочери пророка Фатимы. Во владения Фатимидов входили также Сирия и Палестина. Хали­фат Фатимидов просуществовал более двух с половиной веков, пока в 1171 г. военачальник Салах-ад-дин не сверг последнего фатимидского султана. Салах-ад-дин провозгласил себя султаном и стал ос­нователем новой династии Айюбидов.

В конце XI в. на земли Фатимидов (в Сирию и Палестину) устремились рыцари-крестоносцы для освобождения Гроба Господня. На отвоёванной земле они основали свои государства, правда, просу­ществовавшие недолго. Особую роль в борьбе против крестоносцев сыграл Салах-ад-дин (в Европе его называли Саладином), который разгромил войска Третьего крестового похода, руководимого Ричар­дом Львиное Сердце. Однако он позволил христианам совершать беспрепятственно паломничества в Иерусалим и другие святые мес­та Палестины. Салах-ад-дин прославился не только своим военным искусством, но и благородством; даже в Западной Европе в нём ви­дели не врага, а благородного восточного рыцаря.

В середине XIII в. династия Айюбидов была свергнута мамлюка­ми — воинами-рабами, составлявшими гвардию Айюбидов. Мамлю­ки создали военное мусульманское государство, конец могуществу которого был положен в начале XVI в. турками-османами, захватив­шими Египет и прилегающие территории Северной Африки.

 

Понятие «Средневековье» в традиционном смысле слабо приложи­мо к истории Центральной и Южной Африки. Однако в период, ког­да Европа переживала эпоху Средневековья, в Африке существовали крупные государства, текло своё историческое время, происходили важные события, велись войны, развивались религии и культуры.

В III в. в верховьях рек Нигер и Сенегал, к югу от пустыни Сахары сложилось государство Гана. Его земли простирались от Атлантического океана до реки Ни­гер. Современники-арабы восхищались богатством этой страны, ко­торая имела огромные залежи золота и соли. Город Томбукту был важнейшим центром, в котором сходились африканские торговые пу­ти.

Его называли «королевой пустыни», «жемчужиной Сахары». С проникновением в глубь Африки мусульман Тимбукту стал одним из центров исламской культуры, имевшим мировое значение.

В конце XV в. в Африке появились первые европейцы. Они про­водили агрессивную политику по отношению к местному населению. Африка стала основным поставщиком рабов. Средневековые африкан­ские государства исчезли с лица континента.

 

Османская империя. В IX-X вв. ряд тюркских племён, жив­ших в Средней Азии, приняли ислам. Среди них выделились турки - сельджуки, которые в середине XI в. дошли до Багдада, захватили его, а их глава стал именоваться «султаном Востока и Запада». К концу XII в. держава сельджуков распалась на несколько государств. В XIII в. некоторые из них попали под власть монголов, установив­ших там свои династии.

В последнее десятилетие XIII в. султан Осман I подчинил сельд­жуков, собрал силы турок и стал правителем Османского эмирата, находившегося у границ Византии. Этот эмират впоследствии пере­рос в Османскую империю. Турки-османы заняли главенствующее положение в этом государстве. Осман отвоёвывал одну за другой зем­ли Византии. Его преемники протянули жадные руки на Балканы. В 1389 г. произошла битва на Косовом поле, в которой сербо-бос­нийские войска потерпели поражение от турок. Югославянские зем­ли на века попали в зависимость от Османской империи. В 1453 г. османский султан Мехмед Завоеватель взял Константинополь. Вто­рой Рим стал Стамбулом — столицей Османской империи.

В XVI в. Османская империя включала в себя практически все земли Арабского халифата, а также Балканы, Крым, часть Ирана. Турецкий султан стал безусловным политическим и религиозным вождём всех мусульман, преемником великих халифов и защитни­ком правоверных. Армия турецких султанов была сильнейшей в ми­ре, турецкий флот господствовал на Средиземном море. Османская империя стала угрозой Европе и Московскому государству — буду­щей России.

В глазах европейцев Османская империя была воплощением дес­потического государства, в котором жизнь каждого из подданных, от самого знатного до беднейшего простолюдина, зависела от произвола правителя. Однако могущество Османского государства внушало страх, а богатства турецкого султана потрясали воображение. В Ев­ропе Османскую империю называли Блистательной Портой.

 

В результате арабских завоеваний возникла цивилиза­ция, которая впитала достижения византийской, иранской, среднеазиатской, индийской, закавказской и римской куль­турных традиций. Арабская астрономия, медицина, алгеб­ра, философия, бесспорно, были на порядок выше европей­ской науки того времени. Система орошения полей, некото­рые сельскохозяйственные культуры были заимствованы европейцами у арабов. Многие го­рода халифата стали крупнейшими научными и культур­ными центрами Средневековья. Города Багдад, Басра, Да­маск, Иерусалим, Мекка, Медина, Бухара, Самарканд, Александрия, Кордова и др. восхищали своей архитекту­рой и на весь мир славились как крупнейшие центры ре­месленного производства и торговли.

 

Date: 2016-07-25; view: 3016; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию