Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Византийская империя





До XIX века Византийская империя во всех исторических источниках упоминается как Восточная Римская империя или, по-гречески, Ромейская, а ее жителей называли - ромеями. Лишь в XIX веке утвердилось новое название – Византийская империя по древнему названию её столицы Константинополя — Византия. Таким образом, византийцы считали себя наследниками Римской империи и прямыми продолжателями римских традиций.

Византийская империя в эпоху Средне­вековья стала связующим звеном между Востоком и Западом. Уникальное смеше­ние греко-римских и восточных традиций определило все стороны жизни византийского общества.

Природно-климатические условия Ви­зантии были исключительно благоприят­ны для развития земледелия и скотовод­ства. Зерновые культуры, составлявшие основу питания человека Средневековья, выращивали главным образом на терри­тории Египта и Фракии. Степи Сирии, Па­лестины, плоскогорья Малой Азии и Бал­канского полуострова были важнейшими районами скотоводства.

Население Византийской империи в V-VI вв. составляло не менее 25 млн. человек. На её территории проживали представители самых различных народностей, но наи­более многочисленную часть населения составляли греки, которые постепенно заняли в империи господствующее положение.

 

В отличие от З. Рим­ской империи, Восточная Римская империя устояла перед нашествиями варваров. Ее столицей стал г. Константинополь. Восточная Римская империя просуществовала более тысячи лет, до 1453 г., когда была захвачена турками. Первоначально Византийская империя включала в себя Балканский полуостров, Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет и другие земли. Языком общения народов, населяв­ших империю, был греческий.

 

В начале средних веков Восточная Римская империя находилась в более благоприятных условиях для своего развития, чем Западная ее часть, и в первую очередь потому, что она в меньшей степени пострадала от опустошительных набе­гов варваров. Кроме того, территориально в ее границах находились страны древнейшего земледелия, снабжавшие империю зерном, оливковым мас­лом, вином; во многих областях было развито скотоводство, ремесло. Значительную роль в сельскохозяйственном производстве, в отличие от Запада, где был распространен рабский труд, продолжали играть свобод­ные и полусвободные крестьяне.

В отличие от Западной Европы, где города обезлюдели, в Византии продолжали существовать возникшие еще в древ­ности оживленные города — центры ремесла и торговли.

Константино­поль в V в. представлял собой огромный, хорошо укреплённый город, население которого достигало 500 тыс. человек.

На террито­рии империи находились и другие крупные города, представляв­шие собой центры ремесла, торговли и высокой культуры: Алексан­дрия, Антиохия, Бейрут, Эфес, Смирна, Никея, Фессалоники, Коринф, Афины.

В городах действовали многочисленные ремес­ленные мастерские, однако и здесь применялся главным образом труд рабов и лиц, осуждённых за какие-либо преступ­ления. Уровень развития ремесла и торговли в Византийской импе­рии в V-Х вв., бесспорно, был на порядок выше, чем в странах западноевропейского региона. Недаром в эпоху Раннего Средневе­ковья византийские золотые солиды (монеты) играли роль международной валюты. Стоит вспомнить и тот факт, что Великий шёлковый путь, связывающий Китай, Среднюю Азию, Индию и Иран, завершался в торговых городах Византии. Лишь через неё восточные товары проникали в Западную Европу.

Византийская империя была христианским государством. Церковью управляли епископы крупнейших городов, кото­рые назывались патриархами. С конца V в. главным из них становится патриарх Константинополя. Богослужение в от­личие от Западной Европы велось на греческом, но допуска­лись и другие языки (например, славянские).

Власть императора Византии была огромной, император был одновременно главой правительства, высшим судьей и главнокомандующим большого, хорошо обученного наем­ного войска. В Византии про императора говорили, что он «ниже только Бога и следует за Богом».

Наи­большего могущества государство достигло при императоре Юстиниане (527-565 гг.). По его при­казу в столице воздвигли храм Святой Софии, ставший гор­достью Константинополя и всей империи.

Это монументальное, богато украшенное фресками и мозаиками сооружение потрясало воображение современников. Благодаря то­му, что грандиозный купол диаметром 31,5 метра опирался на мно­жество тонких колонн, издали казалось, что он буквально парит над собором. Поэтому среди путешественников распространилась ле­генда, что купол собора Святой Софии подвешен к небу в знак осо­бой благосклонности Господа Бога к императору Юстиниану.

При Юстиниане проводится кодификация законода­тельства. По приказу императора были собраны и изучены постановления и законы, когда-либо принятые в Римской империи. В результате был создан знаменитый труд, названный Свод гражданского права. Однако помимо римского права в Своде появляются и совсем новые идеи. Так, именно в Своде впервые была юридически зафикси­рована теория естественных прав человека, согласно которой все люди свободны от природы. Многие по­ложения Свода облегчали отпуск рабов на волю, за­щищали принцип частной собственности и права церкви.

Ведя активную внешнюю политику, Византийская империя доби­лась больших успехов в области дипломатии. Византийские дипло­маты, обученные языкам почти всех народов мира, разработали порядок приёма и отправления посольств, создали формулы междуна­родных соглашений, ставшие эталоном для многих народов. Для просвещения славян в их земли из Византии направлены братья-проповедники Кирилл и Мефодий (863 г.). Они создали на основе греческого славянский алфавит, кото­рым мы пользуемся и поныне.

Юстиниан предпринял попытку восстановить Римскую импе­рию в прежних границах. В упорных, кровопролитных вой­нах полководцы Византии разгромили войска многих гер­манских королевств и захватили их земли (Италию, Юж­ную Испанию, Северную Африку). Территория Византии почти удвоилась, хотя и не достигла размеров Римской им­перии II-Ш вв. Постоянные войны требовали денег, а рез­кое увеличение налогов привело к восстанию в Константинополе, едва не стоившему Юстиниану жизни. Несмотря на то, что мятеж удалось подавить, империя Юстиниана ока­залась непрочной: земли, завоеванные на Западе, были уте­ряны вскоре после смерти императора.

Начиная с VI в., в пределы империи с севера вторгают­ся славянские племена. Постепенно они заселили ряд об­ластей Балканского полуострова и приняли христианство. В ходе заселения ими Балкан значительно сократилось число крупных земель­ных владений магнатов, в которых использовали труд рабов и зависимых людей. Большей части рабов были предоставлены зе­мельные участки — пекулии, где они вели своё хозяйство.

Длитель­ное сохранение рабовладения было главным отличием обществен­ного строя Византии от стран западноевропейского региона. Со временем утвердилась крестьянская соседская община. Крестьяне стали свободными, но были обложены государствен­ными податями. Другое отличие средневековой Европы от Византии заключалось в верховенстве го­сударства на все земли подданных и огромные масштабы импера­торского земельного фонда, который занимал не менее 1\3 всех земель в стране. Поэтому система вассально-ленных отношений, характерная для З.Европы, в Византии не сложилась.

В VIII-IX в. в Византии развернулось иконоборческое движение. Сторонники этого движения, существовавшего с первых веков хри­стианства, утверждали, что Бог — это дух, изобразить который невозможно. Поэтому, молясь иконе, христианин впадает в ересь, по­скольку он, как язычник, поклоняется идолу. В VIII в. у иконоборцев нашлось немало последователей, выступивших уже не только против почитания икон, но и против роско­ши церкви вообще. Императоры Лев III и Констан­тин V активно поддержали иконоборцев. В 754 г. почитание икон было запрещено не только в храмах, но и в частных домах. Началось массовое закрытие монасты­рей, многие из которых были превраще­ны в казармы, монастырское имущество конфисковалось в пользу государства. Борьба иконоборцев и иконопочитателей, утверждавших, что икона — это свя­зующая нить между молящимся и тем, кто на ней изображён, продолжалась около 100 лет. И хотя в итоге иконопочитание в 843 г. было восстановлено императрицей Феодорой, результатом этой длительной борьбы стало ограничение монастырского землевладения и подчинение высших церковных иерархов император­ской власти. Император окончательно закрепил превосходство в Византии светской власти над властью церковной.

 

Достигнув своего максимального размера при императоре Юстиниане, империя после его смерти стала постепенно утрачивать свои владения. Вскоре после смерти Юстиниана германское племя лангобардов захватило большую часть Италии, в VII в. ара­бы завладели Палестиной, Сирией, Египтом, Северной Аф­рикой. Периодически византийцам удавалось совершать удачные военные походы и отвоевывать часть земель (у арабов - часть Малой Азии, Сирии и Закавказья, Болгарию).

Однако итогом всех этих войн стало ослабление империи и сокращение ее территории срав­нительно со временем Юстиниана в несколько раз.

В 1204 г. объединенное войско крестоносцев из различ­ных стран Европы штурмом овладело Константинополем (4-й крестовый поход) и разгромило ослабевшую Византийскую империю. На землях Византии захватчики создали новое государство — Латинскую империю. Власть византийского императора сохранилась лишь в Малой Азии. Ви­зантийцам постепенно удалось отвоевать у Латинской империи некоторые области и в 1261 г. они даже освободили Кон­стантинополь, но восстановленная Византия была лишь тенью некогда могущественной империи и уже не играла значи­тельной роли в мировой политике. В 1453 г. Константино­поль был взят турками, и Восточная Римская империя прекратила свое существование.

 

Date: 2016-07-25; view: 1734; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию