Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
СССР в 50-х - середине 80-х гг. XX в.
XX съезд КПСС: начало десталинизации страны. Предел хрущевской культурной «оттепели». С приходом к власти Хрущева начались заметные изменения в общественно-политической жизни страны. Прекратились массовые репрессии. На XX съезде КПСС в феврале 1956 Хрущев выступил с докладом, разоблачающим «культ личности Сталина». 30 июня 1956 по этому поводу было принято постановление ЦК. Оно способствовало проведению ряда мероприятий по укреплению законности в стране. Началась реабилитация невинно пострадавших людей. Придя к власти, Хрущев постарался внести существенные коррективы и в сферу международных отношений. Новые отношения внешней политики были сформулированы им в докладе на XX съезде партии в 1956. Главными принципами здесь были следующие: признание разнообразия путей построения социализма, возможность мирного сосуществования государств с различным общественным строем. С одной стороны, проявления «оттепели» - большей свободы, исчезновение страха перед диктатором давали толчок для развития творческой мысли. С другой – по-прежнему сильным оставался надзор административных и партийных органов. Середина 50-х характеризуется, прежде всего, расширением внешних связей советской науки и художественной культуры. Многие советские театры, оркестры, другие творческие коллективы побывали на гастролях за рубежом. В период «оттепели» возникли новые литературно-художественные журналы («Юность», «Молодая гвардия» и др.), новые театры. В литературу, изобразительное искусство, кино пришли молодые силы, не боявшиеся говорить правду о жизни. В хрущевское десятилетие в СССР успешно развивалась и наука. Позиции нашей страны в области фундаментальных исследований, в физике, математике и особенно в освоении космоса были признаны всем миром. Определенные успехи имели место и в гуманитарных науках. На страницах специальных, общественно-политических журналов печатались статьи по острым проблемам истории, философии, велись научные дискуссии. Все это способствовало развитию общественной мысли, а также поднимало престиж российской науки за рубежом. Но уже в начале 60-х «оттепель» заметно пошла на убыль. Некомпетентность и непоследовательность главы государства в вопросах идеологии и культуры умело использовали консерваторы в партийном и государственном аппарате. Значение «оттепели» в жизни советского общества трудно переоценить. Этот период времени воспитал целое поколение, впоследствии, в 80-е гг., активно участвовавшее в серьезных реформаторских процессах, названных «перестроечными». «Годы застоя» в СССР (1965-1985): политический консерватизм, советская номенклатура, кризис «развитого социализма», феномен диссидентства в СССР. После отстранения Хрущева от власти генеральным секретарем ЦК стал Брежнев. Это был опытный аппаратчик, а в первые годы своего руководства страной и достаточно энергичный политик. Уже 1965 председателем Совета Министров Косыгиным была разработана система экономических преобразований, смысл которых сводился к существенной корректировке системы планирования, а так же к новым принципам экономического стимулирования. Особое внимание уделялось интенсификации производства, а так же введению элементов хозрасчета на предприятиях. Все это должно было дать толчок для дальнейшего развития производства. Восьмая пятилетка (1966-1970) оказалась одной из самых успешных за послевоенное время. Но в дальнейшем темпы роста промышленного производства резко снизились. Основу промышленности составляли военно-промышленный и топливно-энергетический комплексы. СССР активно продавал сырье. Однако, разразившийся в 70-е г. энергетический кризис заставил западные державы создавать энергосберегающие технологии. Падение спроса на природное топливо привело к падению цен на нефть и газ, что ударило по советской экономике. В начале 80-х промышленность страны находилась в критическом состоянии. Аналогическая ситуация сложилась и в сельском хозяйстве. Обладая достаточным запасом плодородных земель, СССР постоянно покупал зерно за рубежом. Потери сельскохозяйственной продукции, вследствие низкого качества техники, неэффективной мелиорации и химизации почв, достигали 35-40%. По остаточному принципу финансировались социальные программы, что не могло не сказаться на уровне благосостояния людей. Снизились темпы роста строительства жилья, сравнительно мало средств тратилось на здравоохранение. В этот же период окончательно складывается административно-командная система управления страной. Главным действующим лицом в ней стал чиновник. Быстрыми темпами шло разрастание бюрократического аппарата. Несмотря на то, что в 1977 была принята новая Конституция страны, декларировавшая многие права и свободы человека, провозгласившая построение «развитого социализма» в СССР, гонения на диссидентов (инакомыслящих) возрастали. Часть этих людей была вынуждена эмигрировать из страны, другие подверглись аресту. После смерти Брежнева 1982 руководителем партии стал Андропов, прежде долгое время возглавлявший КГБ. Он взял жесткий курс на наведение «порядка» в стране, укрепление «социалистической законности». Ряд партийных чиновников высокого ранга были смещены с должности и попали под следствие. Однако весомых результатов эти акции не принесли. Коррупция в аппарате достигла слишком серьезных масштабов. Сменивший Андропова в 1984 Черненко попытался вернуть страну к брежневскому времени. Он занимался преимущественно пропагандой идей «развитого социализма». Правление Черненко, как и его предшественника, было не продолжительным. Он скончался в марте 1985. Вместе с ним отодвинулась в прошлое целая эпоха в истории нашего государства. 34. СССР в период «перестройки» (1985-1991 гг.). С избранием в 1985 г. генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачева в СССР наступает период «перестройки» и смены социально-эк–ческой системы. В апреле 1985 г. был провозглашен курс на «ускорение социально-эк–ческого развития» за счет более полного использования потенциала социалистической системы. Серьезный ущерб эк–ке и финансовой системе нанесла антиалкогольная кампания, приведшая к катастрофическому росту самогоноварения и токсикомании. Неудача этого курса на «ускорение» вынудила руководство страны в 1987 г. выдвинуть идею «перестройки» (модернизации) социализма. С приходом перестройки в советской внешней политике произошли серьезные изменения. Горбачев признает приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми. Была заявлена концепция «нового политического мышления», сводившаяся к отказу от основополагающего постулата советской идеологии о расколе современного мира на две противоборствующие общественно-политические системы (социалистическую и капиталистическую) и признанию мира единым и неделимым. В период перестройки произошла фактическая интеграция СССР в мировое сообщество. Это выражалось в снижении роли КПСС в общественной жизни, в возрождении парламентаризма, гласности, в ослаблении централизованного руководства эк–кой, в повышении прав и ответственности региональных органов власти. Это означало, что осуществлялся вариант реформирования эк–ки, когда при регулирующей роли государства должны были происходить постепенное разгосударствление части общественной собственности и внедрение в эк–ку рыночных отношений. Предполагались социальная переориентация, преобразование структуры эк–ки, реформа ценообразования и перестройка финансово-кредитной системы с целью перехода к регулируемой рыночной эк–ке. Но центральное правительство не смогло улучшить эк–ческое положение — эк–ческий кризис углублялся. В 1989г. по стране прокатилась волна эк–ческих забастовок. Во всех угледобывающих регионах Советского Союза начались массовые акции протеста шахтеров, требовавших большой эк–ческой самостоятельности, сохранения в регионах значительной доли прибыли, повышения зарплаты, улучшения снабжения, улучшения условий труда и т.д. Вышла из-под контроля и политическая обстановка в стране. В 1987 г. М.С. Горбачев заявил о необходимости введения в практику общественной жизни «гласности». В 1988 г. была осуществлена конституционная реформа. Высшим органом власти стал Съезд народных депутатов, избиравший постоянно действующий Верховный Совет. В 1990 г. президентом СССР стал М.С. Горбачев. Построения правового государства означало отстранение партийных органов от государственной власти. Начался развал КПСС. Политическая обстановка в стране вышла из под контроля развернулась борьба с коммунистической идеологией. Интеллигенция и представители уголовно-теневой эк–ки стремились к власти. Они разжигали межнациональный конфликт, к–е в конце 80-х — начале 90-х г.ов прокатились по стране. Вместо тоталитарной системы, Россия пошла по пути демократического развития. После 1991 г. впервые в государстве были созданы демократические институты. Ликвидировано господство одной партии и создана многопартийная система. Население получило демократические права (свобода слова, собраний, проживания в любом населенном пункте страны, передвижение в другие страны и пр.). Руководство союзных республик, краев и областей видели путь к улучшению в децентрализации управления, в предоставлении еще больших прав и эк–ческих возможностей регионам в решении на местах эк–ческих и социальных проблем. При этом их требования выразились в движении за оставление в распоряжении регионов большей доли созданного там национального дохода. Естественно, это вело к уменьшению доли, поступающей в централизованные фонды государства. Потребовалась разработка методических подходов к решению вопроса о региональном хозрасчете, когда объем национального дохода, оставляемый в распоряжении региона, должен был находиться в зависимости от вклада региона в эк–ческий потенциал страны. Этот вопрос не был и не мог быть решен. Во-первых, шла война в Афганистане, требовавшая больших затрат, а следовательно, расходов на содержание ВПК. Во-вторых, из-за того, что в стране действовала искаженная система цен, объем созданного национального дохода в республиках не отражал их истинного вклада в эк–ку государства. Искажали показатели вклада республик в эк–ку государства налоговая система и порядок взимания налогов. Один из главных источников бюджетных доходов — налог с оборота - взимался главным образом с товаров народного потребления, а он имелся в тех республиках, где эти товары производились. В сырьевых республиках налога с оборота не хватало для доходов их бюджетов. Для обеспечения из союзного бюджета выделялись дотации. В СССР часть партийного руководства и демократическая общественность стали призывать к более быстрым, радикальным реформам в политике и в эк–ке. Из-за усиление кризисных явлений в эк–ке и разразившиеся политические кризисы в Азербайджане, Армении, Грузии, Литве с массовыми выступлениями населения и кровавыми столкновениями. Народные фронты прибалтийских республик поставили вопрос о выходе их из состава СССР. К августу 1991 удалось подготовить проект договора об образовании Содружества Суверенных Государств. Фактически ССГ представлял собой конференцию с единой президентской властью, весьма ограниченной. За Центром оставались только координирующие функции. Это была последняя попытка предотвратить бесконтрольный распад державы. 19 августа 1991 группа высших должностных лиц, в отсутствие Горбачева, находившегося на отдыхе в Крыму, учредили Государственный комитет по чрезвычайному положению и ввели в Москву войска. Проект предстоящего союзного договора, означавший утрату контроля над республиками, этих руководителей не устраивал. В столице и ряде других крупных городов был организован отпор так называемым «путчистам». Процесс распада Союза заметно ускорился. Уже в августе из его состава вышли три прибалтийские республики, и Горбачев был вынужден подписать указ о признании этого факта. Подготовка нового Союзного договора зашла в тупик, в тоже время распад государства продолжается, и в этих условиях три республики заявили о создании СНГ. Позднее к России, Украине и Белоруссии присоединились другие бывшие союзные республики, за исключением прибалтийских и Грузии. 25 декабря 1991 г. президент Горбачев сложил с себя властные полномочия. СССР перестал существовать. Сопротивление ГКЧП возглавил Б. Ельцин.. Провал путча ускорил процесс развала СССР. Указом Ельцина на территории России была запрещена деятельность КПСС. В начале сентября 1991 г. руководство СССР признало независимость Латвии, Литвы и Эстонии. Непоследовательная политика, проводимая Президентом СССР М.С. Горбачевым, подорвала к нему доверие. 8 декабря в Беловежской Пуще президенты России, Украины и Белоруссии Б.Н. Ельцин, Л.М. Кравчук и С.С. Шушкевич подписали соглашение о прекращении существования СССР и образовали Содружество Независимых Государств (СНГ). Таким образом, на основе бывших союзных республик были образованы самостоятельные независимые государства. 25 декабря М.С. Горбачев сложил с себя президентские полномочия. Распад СССР привел к ликвидации баланса двух сверхдержав - СССР и США. В условиях многов.ового сосуществования в рамках единого государства народов, населявших СССР, было создано единое эк–ческое пространство, произошло смешение этих народов смена мест проживания десятков миллионов людей. Последствием такой политики стали не только распад самого большого в XX в. государства в мире, но и значительные эк–ческие потери в каждой из бывших республик СССР, необходимость перемещения из республики в республику огромного числа лиц.
Date: 2016-07-25; view: 406; Нарушение авторских прав |