Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взаимосвязь целей при целеполагании конкретного действия организатора





Цель личности Цель действия организатора Перспективная цель  
Цель микрогруппы Цель ближайшего этапа в работе  
Цель первичного коллектива  
Цель проводимого дела  
Цель школьной общности Цель предыдущего дела  

 

Количество уровней композиции и декомпозиции зависит от масштабов и сложности поставленных целей, от принятой в учреждении структуры. Целевая модель школы является исходной базой и основанием для разработки системы планов.

Одна из реальных практических проблем, встающих перед руководителем и педагогами, – определение не только целей, но и задач педагогической работы. Цель и задачи соотносятся как целое и часть. Задачи можно определить как частное выражение цели. Цель воспитания рассматривают и как систему решаемых воспитательных задач. Задачи возникают и ставятся в ходе достижения целей. Например, общая цель воспитания по О.С. Газману – воспитание труженика, семьянина, гражданина, которая достигается через систему, комплекс воспитательных задач, предложенных автором в работе «Об основных подходах к содержанию деятельности классного руководителя в новых условиях».

Задачи по отношению к цели могут рассматриваться и как главные пути достижения цели. Например, цель – «воспитание самостоятельности у ребёнка» достигается через формирование у него навыков самоорганизации, развитие потребности и умений ставить цели и задачи в конкретной работе, умений планировать работу и осуществлять самоконтроль и т.д.

Возможны и другие подходы к установлению взаимосвязи целей и задач. Так, В.П. Беспалько условно определил воспитательную задачу как конкретизацию цели в конкретных условиях и реализацию её с помощью конкретных средств и действий. Таким образом, воспитательная задача включает в себя три компонента: цель, условие и действие[9].

Воспитательная задача: цель+условие+действие.

Например:

1)развитие познавательных интересов учащихся через создание системы дополнительных занятий по выбору;

2)развитие познавательных интересов учащихся во внеучебное время в процессе проведения коллективных познавательных дел;

3)развитие познавательных интересов через организацию деятельности клубных объединений и др.

Отметим, что разграничение воспитательных целей и задач весьма относительно. Всё зависит от того, что и в какой системе целей и задач берётся за отправную точку. Так, развитие познавательных интересов учащихся может выступать как задача по отношению к цели «подготовка учащихся к сознательному выбору профессии». В другом случае «развитие познавательных интересов учащихся» может быть целью работы классного руководителя в конкретном учебном году.

Из всего многообразия типологии целей и организации соответствующих уровней целеполагания остановимся на определении следующих: общие цели и задачи педагогов, учащихся и родителей; цели и задачи родителей, учащихся; цели и задачи педагогов.

Общие цели, задачи педагогов, родителей и учащихся вырабатываются на этапе планирования их совместной деятельности и условно называются жизненно-практическими. Хотя они выражают общие потребности и интересы участников взаимодействия, но при этом определяющими являются интересы и потребности детей, запросы родителей. По содержанию и формулировке жизненно-практические цели и задачи могут быть самыми различными, сориентированы на преобразование окружающей действительности, отношений в коллективе, на совершенствование самих себя. Главное – они должны быть понятными, осознанными и принятыми школьниками и их родителями.

Общие цели, задачи, выработанные в процессе взаимодействия участников образовательного процесса, становятся основой для объединения их усилий в дальнейшей совместной работе. Учитывая это, педагоги определяют цели и задачи, которые сориентированы на развитие учащихся и их отношений, то есть жизненно-практические задачи выполняют роль основных средств в решении конкретных задач. В то же время воспитательные задачи педагоги декомпозируют в профессиональные, связанные с организацией воспитательного процесса (организационно-педагогические задачи) и ростом своего педагогического мастерства.

Таким образом, определив общую цель совместной деятельности, каждая сторона конкретизирует свою роль, групповые и индивидуальные цели, отражающие общие позиции, возможности участников целеполагания. Цель совместной деятельности педагогов и учащихся может заключаться в создании конечного материального продукта, в решении организационных вопросов, а зачастую она декомпозируется в воспитательные цели и педагогические задачи, решение которых создаёт условия для формирования у школьников нравственных качеств, отношений друг к другу и окружающему миру.


Воспитательные задачи сориентированы на развитие учащихся, отношений их с окружающими людьми и миром, сплочение коллектива детей и улучшение отношений в нём.

Организационно-педагогические задачи направлены на организацию воспитательного процесса и создание условий для развития детей. Приведём пример, показывающий взаимосвязь задач (табл. 15).

Таблица 15

Взаимосвязь жизненно-практических, воспитательных и организационно-педагогических задач

Жизненно-практические задачи Организовать интересно и полезно свободное время, досуг учащихся
Воспитательные задачи Развить потребность в культурном проведении свободного времени, творческие способности, умения общаться
Организационно-педагогические задачи Изучить интересы и потребности детей; сформировать группы по интересам и с учётом этого построить планирование и организацию внеучебной работы; выявить возможности родителей в организации свободного времени детей и привлечь их к внеучебной воспитательной работе и т.д.

Заметим, что воспитательные задачи могут быть одинаковыми для коллективов, групп детей и отдельных учащихся. Организационно-педагогические задачи определяются и конкретизируются в зависимости от условий, возможностей, потребностей детей и поэтому в каждом конкретном случае будут отличаться.

Из вышеизложенного очевидно, что целеполагание – это многоуровневый мыслительный процесс, включающий в себя сложнейшие операции (анализ, синтез, прогнозирование) и происходящий явно или скрыто на каждом этапе планирования, в каждом звене воспитательного процесса. Цель появляется как итог умозаключения, выраженного в устной или письменной форме.







Date: 2016-07-25; view: 529; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию