Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






К экзистенциальному выбору





 

По словам Ж.-П. Сартра, человек не только такой, ка­ким себя представляет, но такой, каким он хочет стать. «И поскольку он представляет себя уже после того, как начина­ет существовать, и проявляет волю уже после того, как на­чинает существовать, и после этого порыва к существова­нию, то он есть лишь то, что сам из себя сделал»[6]. Человек, по словам философа, это существо, которое устремлено к будущему, он прежде всего проект, который переживается субъективно. Это есть согласно Ж.-П.Сартру первый прин­цип экзистенциализма.

Несмотря на различия философских взглядов экзистен­циалистов, общее, что их объединяет, это акцент на понимании человеком самого себя и доминирующее влияние этого понима­ния на формирование личностных качеств и развитие его инди­видуальности.

Для понимания экзистенциального подхода к педагогике необходимо обратиться к трудам известного психолога В. Франкла, который пытался рассмотреть важнейшую категорию экзистенциальной психологии - смысл человеческого существо­вания. Свобода в понимании В. Франкла - это прежде всего сво­бода стать другим.

Говоря о смысле человеческого существования, он ука­зывает на наличие сверхсмысла, который превосходит познава­тельные способности человека и который все же доступен и представляет собой идеальные смыслы и ценности. Именно по­этому смысл нельзя выдумать, а можно только найти. Смысл также нельзя дать, так как «при восприятии смысла речь идет об обнаружении возможности на фоне действительности. И эта возможность всегда преходяща....Смысл должен быть найден, но не может быть создан»[7].

Человеку предстоит самостоятельно осуществить поиск смысла и на том основании, что смысл - это всякий раз также и конкретный смысл конкретной ситуации. Это всегда «требо­вание момента», адресованное конкретному человеку. Каждая ситуация предполагает новый смысл, и каждого человека ожи­дает свой смысл. Смысл должен меняться как от ситуации к ситуации, так и от человека к человеку.

В.Н. Дружинин в своей книге «Варианты жизни: очерки экзистенциальной психологии» высказал важные для понима­ния педагогического аспекта экзистенциализма концептуаль­ные идеи.

Он справедливо считает, что мы должны благодарить «судьбу и случай, который забросил нас в этот крохотный уча­сток «пространства-времени», в эпоху, когда можно - я наде­юсь - думать, говорить и действовать в соответствии со свои­ми желаниями испособностями, не рискуя многим, когда можно созидать свою уникальную жизнь»[8].

Основной идеей экзистенциального подхода к воспита­нию является выделение следующей идеальной цели - фор­мирование человека, умеющего прожить жизнь на ос­нове сделанного им экзистенциального выбора, осоз­нающего смысл жизни и реализующего себя в соот­ветствии с этим выбором. При этом важно отметить, что воспитание должно быть направлено не только на развитие личностных качеств человека, но и развитие его индивиду­альности.

Достижение этой цели возможно только через педагогическое влияние на жизнь ребенка, которая состоит из определенных значимых для него событий. Чтобы событие способствовало позитивным изменениям в человеке и создавало бы в его личности новообразования, необходимо педагогическое сопровождение события, которое обеспечивает включенность ребенка в данное событие и стимулирует его саморазвитие на основе рефлексии происходящего.

 

1.6. Цели воспитания

 

Одной из фундаментальных проблем педагогики является определение целей воспитания. Спор об этом предмете имеет достаточно давнюю историю. Каждая эпоха, каждое государство ставили свои задачи перед образовательными учреждениями. Цель определялась, исходя из доминирующих идеологических воззрений, и формулировалась в виде социального заказа. Государство и общество всегда рассматривали цель педагогической деятельности как аргументированную заботу о своем будущем. Поэтому формулировка цели чаще всего вбирала в себя постулаты, которые, по мнению правящей элиты, обеспечивали бы сохранение существующего строя и системы социальных отношений. В то же время в качестве основных аргументов выдвигалась забота о будущем подрастающего поколения.







Date: 2016-07-25; view: 341; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию