Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирования человека





«Но возможно ли уже в настоя­щее время, сведя все факты наук, приложимые к воспитанию, по­строить полную и совершенную теорию воспитания? Мы никак этого не полагаем, потому что науки, на которых должно осно­вываться воспитание, далеки от совершенства».

К.Д. Ушинский [1]

 

1.1. Общие признаки воспитания

 

Воспитание является основной категорией педагогики. Чело­век воспитывается с самого рождения и практически до самой смерти. Сила этого воспитательного воздействия, естественно, из­меняется в зависимости от возраста, социального положения и ста­туса.

Сегодня в педагогической науке трудно найти понятие, которое допускало бы столь различные определения. В буквальном смысле «воспитание» - это «вскармливание», «питание» ребенка. Считают, что термин «воспитание» в науку был введен И.И. Бецким (середина XVIII в.). Он надеялся путем воспитания создать «новую породу людей». Задача воспитания, по его мнению, «вкоренять добродетель, благочестие, склонность к опрятности, не терпеть праздности»[2]. Несмотря на то что в ряде языков нет точного аналога слову «воспитание», в россий­ской педагогической терминологии это слово сегодня является ус­тоявшимся термином. Проблема определения сути воспитания явля­ется одной из самых древних. В педагогиче­ской литературе в силу ряда объективных причин оно постоянно уточняется.

В различные исторические периоды общество характеризовало эту категорию, исходя из своих социальных установок и актуальных задач, при этом оно заботилось чаще всего о своей стабильности, чем о развитии отдельной личности.

Вообще воспита­ние рассматривалось как управление процессом формирования лич­ности в целом или отдельных ее качеств в соответствии с потребно­стями общества[3]. В условиях доминирования марксисткой идеологии воспита­ние рассматривалась как средство подготовки активных и созна­тельных строителей коммунизма.

Разнообразие трактовок понятия «воспитание» связано с тем, какой аспект данного явления представляется для исследователя наиболее значимым.

Воспитание тесно связано с целым рядом психологических и педагогических понятий. Прежде всего такая связь объективно су­ществует с понятием «формирование». Данный термин предполагает определенные изменения в человеке, это процесс, ведущий к завершенному результату, появлению физиче­ских и личностных новообразований в человеке.

Какой бы аспект мы ни поставили во главу угла, определяя воспитание, во всех случаях присутствуют общие признаки, характеризующие это явление.

Во-первых, воспитание - это процесс, то есть динамическое явление, предполагающее конкретные качест­венные и количественные изменения в людях, с которыми взаимодействует воспитатель.

Во-вторых, воспитание характеризуется целенаправленностью воздействий на воспитанника. Это означает, что воспитание всегда имеет целью достижение определенного резуль­тата, и он определяется прежде всего теми позитивными изме­нениями, которые происходят в личности воспитанника. Бесцельного воспитания (воспитания вообще) не существует.

В-третьих, воспитание имеет гуманистическую направленность. Она определяет вектор воздействия на воспитанников. Не всякое воздей­ствие воспитывает гуманистические качества. Несомненно, суще­ствует и «антивоспитание», при котором влияние окружающих формирует негативные, антигуманные черты.

В-четвертых, в качестве важнейшего признака воспитания большинство исследователей называет взаимодействие воспита­теля и воспитанника. Именно этот признак подчеркивает актив­ность самого воспитанника в процессе воспитания, определяет его субъектную позицию.

Таким образом, в самом общем виде воспитание можно определить как целенаправленный процесс формирования гума­нистических качеств личности, основанный на взаимодействии воспитателя и воспитанника.

Необходимо отметить дуализм в понятии «воспитание». В классической педагогике воспитание определялось в широком и уз­ком смысле слова (ранее говорили «тесном»). В первом случае вос­питание предполагает влияние на человека всех формирующих его факторов и практически отождествляется с социализацией.

В узком смысле под воспитанием понимали целенаправлен­ную деятельность педагогов, которые призваны формировать у че­ловека систему качеств или какое-нибудь конкретное качество (на­пример, творческую активность).

В дальнейшем мы рассмотрим различные аспекты термина «воспитание», которые придают ему спе­цифический смысл. Сущность этого понятия может быть раскрыта после рассмотрения этих аспектов.

 

1.2. Воспитание как компонент социализации

человека

 

Воспитание сегодня все чаще рассматривают в контексте про­цесса социализации человека.

Под социализацией понимают интеграцию человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей (группу, институт, организацию). Социализация рассматривается как усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности.

Анализ концепций социализации показывает, что существуют два подхода к пониманию ее сущности. Эти подходы различаются представлениями о человеке и его роли в процессе собственного развития. Так, одни исследователи указывают на то, что содержание процесса социализации определяется заинтересованностью обще­ства в том, чтобы его члены успешно овладевали общественными ролями, могли участвовать в производительной деятельности, созда­вали прочную семью, были законопослушными гражданами и т.д. Это характеризует человека как объект социализации.

Другой подход связан с тем, что человек становится полно­ценным членом общества, выступая не только объектом, но и субъ­ектом социализации. Как субъект он усваивает социальные нормы и культурные ценности общества в единстве с реализацией своей ак­тивности, саморазвития, самореализации в обществе, то есть не только адаптируется к обществу, а активно участвует в процессе со­циализации, влияет на самого себя и свои жизненные обстоятель­ства.

Обратим внимание на то, что процесс социализации сущест­венным образом зависит от норм, которые регулируют требования, предъявляемые обществом человеку, и обеспечивают его адекватное включение в социальную деятель­ность. Социализация выступает как элемент механизма саморегуля­ции социальной жизни, обеспечивает сохранение и развитие со­циума. Социализируясь, человек не только обогащается опытом, но и реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства и окружающих людей.

Различают стихийную и контролируемую социализацию. Есте­ственно, стихийная социализация существенным образом влияет на воспитанность ребенка. На него оказывает влияние окружающая среда и прежде всего система социальных отношений, в которую с самого раннего детства он включается.

Таким образом, можно рассматривать воспитание как педагоги­ческий компонент процесса социализации (контролируемую со­циализацию), который предполагает сознательные действия, направленные на интеграцию человека в общество, на освоение им комплекса социальных ролей. Создание таких условий осуществля­ется через включение ребенка в различные виды социальных отно­шений в учебе, общении, игре, практической деятельности.

В процессе социализации решаются две группы задач - соци­альной адаптации и социальной автономизации личности. Решение этих задач, противоречивых и в то же время диалектически единых, зависит от многих внешних и внутренних фак­торов. С.И. Гессен писал: «Давление внешней среды должно соот­ветствовать внутренней силе сопротивления растущей личности ре­бенка. Центростремительная сила в человеке должна всегда превы­шать центробежные силы внешней культуры, но и непрерывно ощущать их возрастающий напор».[4]

Социальная адаптация предполагает активное приспособление индивида к условиям социальной среды, а социальная автономиза­ция - реализацию совокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует самооценке личности, представлению ее о себе. Решение задач социальной адапта­ции и социальной автономизации регулируется понятиями «быть со всеми» и «оставаться самим собой». Они лишь кажутся противоречивыми. Несомненно, результатом социализации человека является также со­циальная активность - реализуемая готовность к социальным дейст­виям, которая проявляется в сферах социальных отношений чело­века. Таким образом, критериями, которые свидетельствуют о со­циализации человека, являются социальная адаптированность, со­циальная автономность и социальная активность.

Несмотря на то, что воспитание не может полностью обеспе­чить процесс социализации, данные критерии выступают в качестве важнейших задач воспитания человека.

Социализация ребенка зависит от многих видов воздействия на него. Особое место среди них отводится педагогическим влияниям. Они отличаются целенаправленностью и предполагают создание ком­плекса условий, обеспечивающих успешность социализации.

Выделяют три сферы, в которых происходит процесс станов­ления личности: деятельность, общение, самопознание.

По мере взросления человек имеет дело с освоением все новых и новых видов деятельности, а это требует умения ориентироваться в системе связей, при­сутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. При этом речь идет о личностно значимой доминанте, то есть об определении главного, сосредоточении внимания на нем. В дея­тельности происходит освоение новых социальных ролей и осмыс­ление их значимости.

Воспитание предполагает, что включение в социальную деятельность под руководством педагога происходит на основе осознания цели деятельности и сопоставления личност­ных целей; приобретения опыта деятельности; эмоциональной привлекательности деятельности (про­цесса, промежуточных результатов, системы межлично­стных отношений, возникающих в ходе этой деятельно­сти); достижения собственно состояния включенности лично­сти в социальную деятельность.

Общение как сфера социализации человека неразрывно свя­зано с деятельностью. При этом расширение общения можно пони­мать как умножение контактов человека с другими людьми. Кон­такты специфичны на каждом возрастном рубеже.

Третья сфера социализации - самопознание личности - предполагает становление в человеке «образца его «я»[5] 1, возникающего не сразу, а складывающегося на протяжении жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. Наиболее рас­пространенная схема самопознания своего «я» включает три компо­нента: познавательный (знание себя); эмоциональный (оценка себя); поведенческий (отношение к себе).

Процесс воспитания предполагает целенаправленные воздейст­вия на все три названные сферы. Воспитатель организует дея­тельность и общение воспитанника и стимулирует его самопознание.

Именно эти усилия воспитателя способствуют адекватной интеграции человека в систему социальных отношений, освоению им комплекса социальных ролей.

 

1.3. Воспитание как управление развитием личности

 

Данный аспект воспитания предполагает, что этот процесс должен быть направлен на развитие человека, оказание ему макси­мальной помощи в реализации потенциальных возможностей, должен спо­собствовать тому, чтобы человек достиг собственной «вершины».

Развитие личности представляет собой процесс, в котором происходят как количественные, так и качест­венные преобразования. Процесс предполагает разрешение различ­ного рода противоречий, которые являются источниками развития. Речь идет о следующих противоречиях:

1. между потребностями детей и возможно­стями их удовлетворения;

2. между потенциалами ребенка и возможно­стями их реализации;

3. между целями, которые ставит перед собой ребенок, и условиями их достижения.

Эти противоречия проявляются по-разному на различных воз­растных этапах развития человека.

Л.С. Выготский выделил два уровня развития детей:

1. «уровень актуального развития» – отражает наличные особенности психических функций ребенка, которые сложились на сегодняшний день;

2. «зона ближайшего развития» – отражает возможности достижений ребенка в условиях сотрудничества со взрос­лыми. Педагоги должны видеть завтрашний день развития ребенка; то, что он сегодня может делать с помощью взрослых, завтра он должен делать сам.

Задача педагога - способствовать развитию орга­низма ребенка (физическое развитие), психики (психическое развитие) и личности (социальное развитие). Развитие это начинается с самого начала жизни. Ему способствует уверенность воспитателя (родителя, учи­теля), а затем и ребенка, что всего можно добиться, если проявить достаточную настойчивость и упорство. Конфуций сказал: «Если я буду ежедневно приносить по корзине земли и не отступлюсь от этого, то создам гору».

Воспитатели реализуют комплекс средств, направленных на достижение оптимального результата в развитии ребенка. Они как бы упорядочивают разнообразные воздействия на него. Этот про­цесс можно назвать управлением. В нем реализуется весь спектр оперативных функ­ций управления: целеполагание, планирование, организация, анализ и т.п.

Таким образом, в рамках данного подхода воспи­тание можно рассматривать как управление процессом разви­тия личности и индивидуальности.

Управление процессом физического развития (физическое воспитание) предполагает организацию передачи от поко­ления к поколению способов и знаний, необходимых для физиче­ского совершенствования.

В процессе управления физическим развитием про­исходит укрепление здоровья человека на основе использования комплекса упражнений, использования естественных сил природы, соблюдения правил гигиены (личной, трудовой, быто­вой и т.п.).

Тесно связано с физическим психическое развитие. Оно способствует формированию всех сущностных сфер человека, в ко­торых отражается его индивидуальность. К ним относятся следующие сферы: интеллектуальная, моти­вационная, эмоциональная, волевая, предметно-практическая, эк­зистенциальная и сфера саморегуляции. Эти сферы в развитом виде характеризуют целостность, гармоничность индивидуально­сти, свободу и разносторонность человека.

 

1.4. Воспитание как средство трансляции культуры

 

Формирование многих личностных черт человека непосредст­венным образом зависит от степени ос­воения им культуры. Культурологическая парадигма в большей степени ориентирует не на знания, а на освоение элементов культуры. При этом акцент делается на особенностях того сообщества, в котором происходит процесс воспитания человека, на формировании этнической идентичности.

Этниче­ская принадлежность ин­дивида обеспечивается посредством освоения им элементов «своей» культуры, из которых главными выступают для него ценности и нормы жизни, деятельности и поведения. Про­цесс врастания инди­вида в его этническую общность и культуру обозначается понятием «инкультурация».

В результате ин­культурации человек приобретает способность свободно ориенти­роваться в окружающей его этнической среде, пользоваться боль­шинством предметов культуры, созданных преды­дущими поколения­ми, обмениваться результатами физического и умственного труда, добиваться взаимопонимания с другими на­родами.

Каждый человек проходит через процесс инкультурации, по­скольку без его результатов не может существовать как член обще­ства и своего этноса. Этот сложный процесс начинается в раннем детстве с приобретения навыков владения своим телом и усвоения элементов ближайшей жизненной среды и продолжается всю жизнь. В данном процессе принято выделять две основные стадии: первичную (детскую) и вторичную (взрослую).

На первом этапе инкультурации дети осваивают самые обще­распространенные, жизненно важные элементы своей куль­туры. При этом инкультурация характеризуется целенаправленным воздействием на ребенка с целью формирования у него адекватных навыков, необходимых для нормальной социокультурной жизни. В любой культуре сущест­вуют специальные формы и способы инкуль­турации, которые обес­печивают детям нужное количество знаний и навыков для их повсе­дневной практики.

Инкультурация ребенка является предпосылкой его транс­формации во взрослую, способную к адекватному участию в социо­культурной жизни личность.

Главная отличительная особенность инкульту­рации - выработка у индивида способности к самостоя­тельному ос­воению социокультурного окружения в пределах, уста­новленных в данном обществе. Индивид получает возможность ком­бинировать полученные знания и навыки для решения собственных жизненно важных проблем: расширяется его способность прини­мать решения, которые могут иметь значимые последствия для него и для других; он получает право участвовать в составе своей этни­ческой группы в действиях, результатами которых могут быть зна­чительные куль­турные изменения.

Первый этап инкультурации способствует сохранению ста­биль­ности культуры, поскольку основным здесь является воспроиз­веде­ние уже имеющихся образов, контроль за проникновением в куль­туру случайных и новых элементов. Второй этап обеспечивает членам общества возможность принять на себя ответственность за экс­периментирование в культуре, внесение в нее изменений различ­но­го масштаба. Гармоничное и последовательное развитие обоих эта­пов инкультурации завершается формированием менталитета лич­ности — совокупности установок и предрасположенностей ин­дивида действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир оп­ределен­ным образом. В свою очередь, это состояние ментальности является показателем нормального функционирования и развития как инди­вида, так и социокультурной среды.

 

Date: 2016-07-25; view: 454; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию