Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория и методика воспитания





М.И. Рожков, Л.В. Байбородова

 

 

 

Учебник

 

Рекомендован УМО по специальностям педагогического

образования в качестве учебника для студентов

высших учебных заведений, обучающихся по специальности

050706.65 (031000) — педагогика и психология

 

Ярославль

УДК 37.0(075.8) ББК 74. 200я73 Р 63 Печатается по решению редакционно-издательского совета ЯГПУ им. К.Д. Ушинского

 

 

Р е ц е н з е н т ы:

Алексей Васильевич Волохов,

доктор педагогических наук, профессор;

Валентина Марковна Басова, доктор педагогических наук,

профессор, заведующий кафедрой педагогики КГУ им. Н.А. Некрасова

 

  Р 63 Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2012. – 415 с.

ISBN 978-5-87555-831-3

 

В учебнике на основе анализа различных подходов к изучению проблемы воспитания, обобщения результатов исследований, проведенных авторами, раскрываются теоретические основы и методика воспитания молодежи.

Учебник соответствует современному стандарту профессиональной подготовки педагогов и педагогов-психологов в педагогическом вузе. Вопросы теории и методики воспитания рассматриваются на современной методологической основе с учетом передового педаго гического опыта.

Авторы — дважды лауреаты Премии Правительства Российской Федерации в области образования.

Для студентов учреждений высшего профессионального образования.

 

 

УДК 37.0(075.8)

ББК 74. 200я73

 

ISBN 978-5-87555-831-3   © ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского», 2012 © М.И. Рожков, Л.В. Байбородова, 2012

Содержание

Глава 1. Сущность воспитания и его место в целостной структуре процесса формирования человека…………………………………………………………    
1.1. Общие признаки воспитания..... …………………..  
1.2.Воспитание как компонент социализации человека....  
1.3.Воспитание как управление развитием личности...  
1.4. Воспитание как средство трансляции культуры.......  
1.5. Воспитание как обретение жизненного смысла…………  
1.6. Цели воспитания........................ …………………..  
1.7. Воспитание и обучение…………………………..........  
1.8. Воспитание во внеучебной деятельности……………  
Глава 2. Теории развития и воспитания личности……  
2.1.Теории развития личности ……………………………..  
2.2. Классические концепции воспитания...............................  
2.3. Современные концепции воспитания………………...  
Глава 3. Закономерности и принципы воспитания …..  
3.1. Закономерности процесса воспитания школьников  
3.2. Принципы воспитания…………………...……………  
Глава 4. Организация воспитательного процесса в школе……………………………………………………….  
4.1. Динамика воспитательного процесса...............................  
4.2. Виды воспитательного процесса……………………...  
4.3. Воспитательная работа………………………………...  
Глава 5. Воспитательные системы и их развитие ……  
5.1. Что такое воспитательная система……………………  
5.2. Развитие воспитательной системы школы…………….  
5.3.Методика создания воспитательной системы школы  
Глава 6. Педагогическое взаимодействие в воспитании…………………………………………………………..  
6.1. Сущность и структура взаимодействия...........................  
6.2. Типы взаимодействия.................................................  
6.3. Развитие взаимодействия педагогов и учащихся........  
6.4. Условия, влияющие на взаимодействие педагогов и детей ……………………………………………………….      
Глава 7. Самовоспитание как процесс и результат воспитания………………………………………………...  
7.1. Сущность самовоспитания……………………………  
7.2. Стимулирование самовоспитания как педагогическая задача …………………………………………………  
7.3. Диагностика готовности детей к самовоспитанию….  
Глава 8. Содержание воспитания……………………...  
8.1. Многоаспектность содержания воспитания школьников  
8.2. Развитие сущностных сфер человека……………………  
8.3. Формирование готовности школьников к социальным отношениям…………………………………………………..  
8.4.Формирование базовой культуры личности………...  
8.5. Содержание воспитания в свете федеральных государственных образовательных стандартов ……………...  
Глава 9. Методы и приемы воспитания………………..  
9.1. Что такое метод воспитания?.........................................  
9.2. Классификации методов воспитания………………….  
9.3. Приемы воспитания……………………………………  
9.4. Выбор методов и приемов воспитания………………..  
Глава 10. Коллектив как объект и субъект воспитания………………………………………………………….  
10.1. Коллектив как педагогический феномен, его сущность и функции…………………………………………...  
10.2. Современная модель школьного коллектива……...  
10.3. Этапы развития коллектива………………………...  
10.4. Методика создания воспитательного коллектива…  
10.5. Критерии сплоченности коллектива……………….  
Глава 11. Детское самоуправление……………………..  
11.1. Сущность самоуправления………………………….  
11.2. Развитие детского самоуправления…………………  
11.3. Структура самоуправления………………………….  
11.4. Сотрудничество педагогов и учащихся как фактор развития детского самоуправления……………………….  
Глава 12. Формы воспитания.... ……………………..  
12.1. Понятие «форма воспитательной работы» …………..  
12.2. Классификация форм воспитательной работы…….  
12.3. Проблема выбора форм воспитательной работы…..  
12.4. Диалоговые формы воспитания ……………………  
12.5. Формы коллективной творческой деятельности…...  
Глава 13. Функции и направления деятельности классного руководителя………………………………….  
13.1. Вариативность классного руководства...................  
13.2. Функции классного руководителя ………………...  
13.3. Направления деятельности классного руководителя  
13.4. Взаимодействие классного руководителя и семьи ученика……………………………………………………...  
13.5. Классный руководитель и педагогический коллектив…………………………………………………………...  
13.6. Классный воспитательный час………………………..  
13.7. Анализ и планирование работы классного руководителя ………………………………………………………  
Глава 14. Особенности воспитательного процесса в различных институтах воспитания……………………...  
14.1. Воспитательный процесс в сельской школе………...  
14.2. Организация воспитательной работы в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей……………………………………………...    
14.3. Особенности организации воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей...............................................................................................    
14.4. Воспитание в детских объединениях и организациях..............................................................................  
Глава 15. Взаимодействие школы и семьи в воспитании детей…………………………………………………...  
15.1. Воспитательные функции семьи....................................  
15.2. Педагогические основы взаимодействия школы и семьи ……………………………………………………….  
15.3. Содержание и формы совместной деятельности школы и семьи ……………………………………………..  
15.4. Формы взаимодействия педагогов и родителей……  

 



ОТ АВТОРОВ


 

О воспитании молодежи написано много работ, и каждая из них отражает взгляд ее авторов, которые, в свою очередь, пытаются отразить своеобразие времени и общества. Готовых универсальных рецептов организации процесса воспитания придумать невозможно, так как воспитание является одной из самых сложных педагогических проблем. Необходимо отметить, что процесс воспитания всегда персонифицирован, то есть направлен на конкретного человека. Но педагог должен работать с группой учащихся, и в этом главное противоречие любой методики воспитания. Несмотря на то что нет универсальных рецептов решения воспитательных проблем, существуют общие закономерности, принципы воспитания. Их необходимо учитывать. Но в то же время вариативные методики дают лучший воспитательный результат по отношению к большинству воспитанников. Именно о такой методике и пойдет речь в данной книге.

В предлагаемом читателям учебнике мы постарались по-новому взглянуть на проблему воспитания учащихся. Учитывая требования Федерального государственного образовательного стандарта, мы соединили в данном учебнике знания о теории и методике воспитания, которые традиционно изучаются студентами педагогических вузов, с данными, полученными авторами этой книги в процессе исследовательской работы.

Отличительной особенностью предлагаемого материала является общая идея субъектности воспитания, она выражается в активной позиции самого воспитанника. В пробуждении этой активности, создании условий для самореализации, саморазвития и заключается главная задача воспитательной работы. Мы постарались ответить на главные вопросы теории и методики воспитания.

Каково современное понимание сущности процесса воспитания? Какие теории воспитания сегодня стали основой педагогической деятельности в нашей стране и за рубежом? Что должен представлять собой воспитательный процесс? Каковы закономерности и принципы воспитания? Каковы содержание воспитательной работы и средства ее организации? На эти и другие вопросы найдет ответ читатель нашей книги.

Авторы попытались обобщить теоретические знания о воспитании и воспитательном процессе и опыт, накопленный педагогами, и на основе этого предложить конкретный инструментарий решения педагогических задач. Данный подход и определил логику построения учебника, который также является результатом ретроспективного анализа многолетней педагогической работы авторов по подготовке студентов к педагогической деятельности, осуществляемой в Ярославском государственном педагогическом университете им. К.Д. Ушинского. На основе этого опыта подобран хрестоматийный материал, составлены вопросы и задания. Они помогут студентам самостоятельно изучать теорию и методику воспитания.


Мы выражаем глубокую благодарность всем тем, кто принял участие в подготовке учебника: нашим коллегам, учителям, воспитателям, редакторам, рецензентам.

Мы надеемся, что учебник поможет будущим педагогам и психологам овладеть необходимыми знаниями и умениями для осуществления профессиональной педагогической деятельности.








Date: 2016-07-25; view: 1285; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию