![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Часть I. Тесты, ориентированные на нормы, и тесты, ориентированные на критерии. Классификация тестов
Тест как метод изучения индивидуальных различий возник сравнительно недавно. Временем его возникновения считается конец XIX – начало XX века, когда для определения физических, физиологических и психических особенностей человека психологи попытались применить различные способы измерения. Современное понимание тестов и тестирования можно развести по трем уровням. Первый уровень – бытовой. Здесь тест понимается как набор вопросов с вариантами ответов, который стоит в одном ряду с кроссвордами, головоломками и т.д. Второй уровень понимания тестирования можно назвать «словарным». В этом понимании выделяются основные составляющие понятия тестирования. При этом не учитываются особенности процедуры создания, использования, анализа, специфичные для той или иной сферы применения. Для этого понимания характерны разночтения и противоречия в понятиях и определениях. Третий уровень понимания может быть назван научным. Он наиболее точен, учитывает особенности тестов и отражает требования к тестам, которые появляются в процессе развития и научного обоснования тестирования. Приведем несколько современных словарных определений тестов для психолого-педагогической области. Тест – это объективное и стандартизированное измерение, легко поддающееся количественной оценке, статистической обработке и сравнительному анализу. Тест – стандартизированные задания, по результатам выполнения которых судят о психофизиологических и личностных характеристиках, а также знаниях, умениях и навыках испытуемого. Тест – это специфический инструмент, состоящий из совокупности заданий или вопросов и проводимый в стандартных условиях, позволяющий выявить типы поведения, уровень владения какими-либо видами деятельности. Из приведенных определений следует, что в состав теста входят тестовые задания, что тест должен быть стандартизован и что назначение теста – выявление личностных особенностей или приращений. Однако данное определение представляется несколько мелким и не совсем точным. Будем придерживаться определения, авторство которого принадлежит довольно большой группе специалистов из различных регионов России, которые в 1997–1998 гг. принимали участие в работах по разработке понятийного аппарате тестологии. Тест – это инструмент, состоящий из квалиметрически выверенной системы тестовых заданий, стандартизованной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов, предназначенный для измерения качеств и свойств личности, изменение которых возможно в процессе систематического обучения. В настоящее время существует два подхода, которые сложились в тестировании – тесты, ориентированные на критерий (критериально-ориентированные) и тесты, ориентированные на норму (нормативно-ориентированные). Тесты можно классифицировать по целому ряду оснований. 1. По процедуре создания – стандартизированные и нестандартизированные тесты. 2. По средствам предъявления: - бланковые (тесты «бумага и карандаш»), эти тесты в свою очередь можно разделить на два вида: - с использованием тестовых тетрадей, в которых находятся тестовые задания и в которых испытуемый фиксирует результаты; - с использованием бланков, в которых испытуемые отмечают или вписывают правильные ответы (фиксирует ответы). Бланки предъявляются отдельно от заданий; - предметные – в которых необходимо манипулировать материальными объектами, результативность выполнения этих тестов зависит от скорости и правильности выполнения заданий; - аппаратурные – тесты с использованием устройств для изучения особенностей внимания, восприятия, памяти, мышления; - практические – появившиеся относительно недавно эти тесты сходны с известными у нас лабораторными работами, однако снабженные соответствующими инструкциями и имеющими тестовое оснащение; - компьютерные. 3. По направленности, т.е. по тому, что именно предполагается изучать с помощью данного теста: - тесты интеллекта, выявляющие особенности последнего; - личностные тесты (тесты темперамента); - тесты достижений. 4. По характеру действий: - вербальные (связанные с необходимостью произведения умственных действий, словесно-логические тесты, вопросники на проверку знаний, установление закономерностей и т.д.); - невербальные (практические), связанные с практическим манипулированием предметами – карточками, блоками, деталями. 5. По ведущей ориентации: - тесты скорости, содержащие простые задания, время решения которых ограничено настолько, что ни один испытуемый не успевает решить все задания в заданное время; - тесты мощности или результативности, включающие трудные задачи, время решения которых либо вовсе не ограничено, либо мягко лимитировано. Оценке подлежит успешность и способ решения задачи. 6. По степени однородности задач: - гомогенные, имеющие, как правило, одну шкалу, которые позволяют оценить одно свойство или качество личности и включают задачи, сходные по характеру, но различающиеся конкретным содержанием; - гетерогенные – (многоразмерные), имеющие несколько шкал, которые позволяют оценить разнообразные характеристики личности и включают задания, отличающиеся и по характеру и по содержанию. 7. По целям использования можно выделить следующие группы тестов по целям: - знаний или поведения субъекта обучения в начале обучения (определяющий тест). Предназначен для оценки начальных способностей, обычно является несложным и охватывает очень небольшой диапазон знаний; - прогресса, достигнутого в процессе обучения (формирующий тест). Используется для контроля прогрессом обучения, затрагивает ограниченный сегмент обучения, например, раздел или главу. Акцент делается на оценке степени владения материалом изучаемых задач и обеспечения обратной связи с обучающимся по корректировке отдельных ошибок в тех областях, в которых они не достигли успехов. Данный тест разрабатывается таким образом, что обучающемуся даются конкретные инструкции для обнаруженных в результате теста ошибок; - трудностей обучения и их источников во время процесса обучения (диагностический тест). Содержит относительно большое число вопросов, имеющих отношение к конкретной тестируемой области. Этот тест больше фокусируется на распространенных ошибках, которые делают обучающиеся, чем на попытке широкого отбора ожидаемых результатов обучения; - основной тест достижений в конце обучения (суммирующий тест). Разрабатывается для оценки широкого диапазона результатов обучения, ожидаемого в конце учебного процесса. Сложность и представительность выборки являются важными аспектами данного теста в связи с тем, что результаты используются для простановки баллов и определения степени достижения задач курса обучения. Date: 2016-07-25; view: 1257; Нарушение авторских прав |