Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организационно-техническая инфраструктура рынка





Одним из важнейших организационно-технических элементов рыночной инфраструктуры являются биржи.

Термин „биржа” с лат. означает «кожный бумажник».

Биржи возникали как места, где коммерсанты осуществляют торговые операции. Первая биржа была зарегистрирована в Антверпене в 1531 г., вторая – в Лондоне в 1566 г. В России первая биржа появилась в 1705 г. в Санкт-Петербурге, а на территории Украины – в 1796 г. в Одессе. Оживление биржевой торговли состоялось в период Нэпа.

Биржа – это организационно-правовая форма оптовой торговли массовыми товарами по стандартам и образцам (товарная биржа) или систематических операций по купли-продаже ценных бумаг (фондовая биржа), валюты (валютная биржа), рабочей силы (биржа труда), соглашений по фрахтованию (фрахтовая биржа).

Товарная биржа – оптовый рынок, для которого характерны такие особенности:

- торговля товарами по стандартам и образцам, что дает возможность реализовать не сам товар, а контракт на его поставку;

- регулярность торгов на основе определенных правил;

- формирование цен на основе сопоставления спроса и предложения (котировка);

- свобода выбора контрагента по соглашению;

- стандартизация контрактов и минимальных партий поставок.

Товарные биржи бывают публичные и частные.

На публичных биржах соглашения могут заключать как их члены, так и не являющиеся таковыми. Деятельность этих бирж регулируется законами и правительственными актами.

Частные биржи организуют в форме акционерных компаний и закрытых корпораций. Заключать соглашения на таких биржах могут только акционеры. Члены биржи не получают дивиденды на вложенный капитал, их прибыль образуется за счет вознаграждений, полученных от клиентов, то есть биржи выступают в роли брокеров.

Экономическая роль бирж в том, что они способствуют установлению рыночного равновесия, воспроизводственным процессам, эффективности экономики.

Для осуществления операций на бирже должны быть зафиксированы три переменных факторы: цена, сумма и сроки поставок.

В последнее время распространились фьючерсные соглашения (договоренность о реализации товаров, которые будут выработаны в будущем). Они предусматривают не количество товаров, а число контрактов.

Первые товарные биржи этого этапа зарегистрированы в Украине в 1990 г., они были первыми и в СССР. К их числу принадлежит Киевская универсальная биржа (КУБ), где на то время было аккредитовано свыше 1,5 тыс. брокерских контор, больше половины из которых принимали участие в торгах дважды на неделю. В тот период биржи "прописались" во всех областях Украины (за исключением Житомирской, Киевской и Сумской) и в г. Киеве. Однако, наблюдалась концентрация биржевой торговли: на столичных биржах фиксировалась каждая вторая гривня из общего объема заключенных в Украине биржевых соглашений. В Киеве заключалась подавляющая часть соглашений с ценными бумагами и почти 2/3 – с недвижимостью. Соглашения на биржах Харьковской области составляли 17,3% всех соглашений, заключенных на биржах Украины, Донецкой, - 10, Одесской - 5, Запорожской - 4,4%. На эти пять биржевых центров приходилось 9/10 биржевых оборотов в Украине, тогда как биржи других 18 областей обслуживали 1/10 заключенных соглашений.

В этот период наблюдалась специализация ряда бирж по реализации отдельных товаров. Больше 2/3 топлива проходили через Донбассовскую биржу, а 2/5 биржевых оборотов сельхозпродукции – Приднепровскую. На часть 7 бирж (11% общего количества) приходилось 70% биржевых оборотов в Украине. "Прекрасную семерку" составляли (по нисходящей) Украинская биржа "Десятинная", Киевская универсальная товарная биржа, Харьковская и Одесская товарные, Биржа малых предприятий (Киев), Мариупольская универсально-товарная, Приднепровская товарная биржа (Днепропетровск). Оборот лидера – биржи "Десятинная" составлял 19,3 % общего объема биржевого оборота.

В последние годы ХХ ст. наметилась тенденция к уменьшению количества функционирующих в стране бирж. Если в 1992 г. практическую деятельность осуществляли 87 бирж, в 1993 г. – 74, в 1998 г. – 65, то в 1999 г. в Украине функционировало 66 бирж, то есть на четверть меньше, чем шесть лет тому назад.

В этот период каждая 5 биржа в Украине была товарно-фондовая и фондовая, каждая 9 - агропромышленная, каждая 13 – специализированная.

В 2008 г. в сравнении с 2007 г. в Украине количество зарегистрированных бирж сократились на 8,24% – до 461. При этом количество универсальных бирж за отмеченный период уменьшились с 118 до 100, товарных и товарно-сырьевых – с 288 до 284, аграрных – с 30 до 26, других – с 41 до 34. Количество фондовых бирж и их филиалов остались неизменным – 17.


На начало в 2009 г. количество зарегистрированных бирж составляло 503 ед., в т.ч. количество фондовых бирж и их филиалов выросло на 11,76% и составляло 19 ед., количество товарных выросло на 8,53% и составляло 318 ед. Количество агропромышленных и универсальных торговых площадок сократилось соответственно на 13,33 и 12,71%. Общая стоимость соглашений, заключенных за прошлый год, превысила 25 млрд. грн. 75% реализованных материальных ресурсов приходится на товарный рынок. Однако по убеждению специалистов, ежегодный рост происходит не так за счет расширения торгов, как благодаря подорожанию товара. Не смотря на некоторые колебания, основная тенденция – рост количества бирж, которая свидетельствует о росте потребностей Украины в развитии институтов рыночной инфраструктуры.

Особенностью украинских бирж является то, что по сравнению с западными, они имеют малый уставной капитал и универсальность, низкий уровень специализации и в зависимости от объекта продажи разделяются на универсальные и специализированные.

Объектом продажи Киевской универсальной биржи является картофель, капуста, консервированные помидоры и огурцы, свинина, говядина и скот.

Специализированные биржи в Украине разделяются на специализированные широкого профиля и узкоспециализированные.

Биржи специализированные широкого профиля в Украине встречаются чаще, среди них - „Украгропромбиржа”, которая включает центральную биржевую структуру и несколько региональных. Через неё реализуется сельскохозяйственная и промышленная продукция для удовлетворения потребностей АПК. В перспективе предусматривается проведение как национальных, так и международных торгов сахаром, зерном, металлоизделиями, сельхозтехникой, транспортными средствами.

Биржи классифицируются и по субъектам создания. В Украине большинство товарных бирж созданы государственными учреждениями (органами снабжения, министерством сельского хозяйства и питания, другими министерствами и ведомствами): такие, как Украинская универсальная биржа и „Украгропромбиржа”. Существуют в Украине биржи, основанные свободными предпринимателями, например, Одесская частная биржа „Светлана и К”.

Определенные позитивы имеет каждый из средств организации бирж: преимущества первых – в относительно развитой инфраструктуре; преимущества вторых – в их доступности для большего количества субъектов.

Рассмотрим другие элементы организационно-технической инфраструктуры: торгово-промышленную палату, торговый дом, ярмарку.

Торгово-промышленные палаты – коммерческие организации, главной задачей которых является содействие развитию экономических и торговых связей с партнерами зарубежных стран. Они являются юридическими лицами и осуществляют предоставление целевых информационных услуг.

Торговый дом – торговая фирма, которая закупает товары у производителей или оптовиков и перепродает их внутри своего государства или за его пределами.

Торговые дома осуществляют операции за свой счет, но могут выполнять функции комиссионера как для отечественных, так и зарубежных предпринимателей и торговых организаций.


Ярмарки бывают всемирные, международные, региональные, национальные и местные. В свое время ярмарки играли большую роль в экономической жизни стран Западной Европы. С развитием общественного производства, расширением торгово-обменных операций, усилением конкуренции из центров привоза больших партий имеющегося товара, ярмарки превратились в ярмарки-выставки образцов товаров, которые можно заказывать.

Ярмарки – это торги, рынки товаров, которые периодически организовывают в одном и том же месте, это выставка образцов товаров широкого потребления и (или) оборудования, транспортных средств, средств связи, ноу-хау, где экспоненты заключают соглашения в национальном и международном масштабе.

Важным элементом рыночной инфраструктуры являются транспортные коммуникации. Транспорт классифицируют:

1) по сферам использования – общего пользования, ведомственного пользования (внутрипроизводственный, внутризаводской, внутрипортовый), личного пользования;

2) по видам перевозок – пассажирский, грузовой;

3) по видам транспортных средств – железнодорожный, морской, речной, автомобильный и авиационный, электронный (линии электропередач), а также городской электротранспорт, в том числе метрополитен.

Все виды транспорта объединены в единственную транспортную систему страны (ЕТС) – совокупность путей сообщения, перевозочных средств, технических устройств и механизмов, средств управления и связи, оборудования всех видов транспорта, которые объединены системой технологических, технических, информационных, правовых и экономических отношений, которые обеспечивают удовлетворение потребностей народного хозяйства в перевозках грузов и пассажиров.

Формирование транспортной сети, ее видовая структура, густота путей сообщения определяются отраслевой структурой хозяйства, его производственной специализацией, территориальной организацией, плотностью населенных пунктов, особенностями исторического развития, естественными условиями, а также экономико- географическим положением территории страны или ее регионов.

Украина имеет благоприятные предпосылки для формирования и размещения транспортной сети. В частности отраслевая структура народного хозяйства и его территориальная организация, равнинный рельеф, выгодное экономико-географическое положение определили развитие и размещение железнодорожного, автомобильного, трубопроводного транспорта.

В формировании транспортной системы Украины важная роль принадлежит нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности. Возникла потребность в развитии сети трубопроводов для перегонки сырой нефти и нефтепродуктов, развития железнодорожного транспорта для ее транспортировки. Ориентация Украины на получение нефти из стран Ближнего Востока требует развития танкерного флота и строительства терминалов для хранения нефти.


Развитие туризма и деловых связей населения Украины увеличили объем пассажиропотоков в западном направлении. Рост связей Украины с европейскими странами привел к необходимости проведения комплекса мероприятий по интеграции транспортной системы Украины в общеевропейскую транспортную систему.

На развитие транспортной системы и формирование транзитных грузопотоков через территорию Украины влияние окажет создание сети международных транспортных коридоров. Международный транспортный коридор предусматривает использование железнодорожного, автомобильного и водного видов транспорта. Эти пути сообщения исполняют роль не только соединительного звена между государствами мира, также являются альтернативой всей транспортной сети Украины. Предусматривается, что сетью международных транспортных коридоров будет осуществляться около 50% всех внутренних перевозок. Этому способствует их удобное географическое положение, большая пропускная способность, наличие пунктов сервиса и лучшее техническое состояние.

Анализ состояния и функционирования транспорта в Украине показывает, что проблемами здесь является:

- возобновление морально и физически изношенного парка транспортной системы, ее конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках;

- отсутствие иностранных и отечественных инвестиций на модернизацию транспортной системы из-за непривлекательности и малой окупаемости проектов;

- несовершенство нормативно-правового обеспечения деятельности транспортно-дорожного комплекса, медленное решение вопросов унификации транспортного законодательства в соответствии с международным правом;

- плохое финансовое состояние предприятий транспорта, обремененных платежным кризисом и нерешенностью вопроса о компенсации потерь доходов от льготных перевозок населения и регулирования тарифов.

Связь является одним из наиболее науко- и капиталоемких составляющих инфраструктуры государства, которая отражает состояние экономики. Связь – отрасль народного хозяйства, которая обеспечивает передачу и получение информации почтовым, телеграфным, радио, телефонным и др. способами. Обслуживает отрасли материального производства, управления и оборону государства, служит для удовлетворения бытовых и культурных потребностей населения. Уровень развития средств связи зависит от развития производительных сил. Недостаточный уровень развития средств связи приводит к снижению темпов экономического развития, тормозит рост национального дохода и уровня жизни населения. Чтобы не сдерживать развитие народного хозяйства, эта отрасль должна опережать его развитие.

Структурные изменения, которые происходят в отрасли связи в Украине, предопределены влиянием факторов НТП и снижением жизненного уровня населения: за последние 10 лет количество отправленных газет и журналов уменьшились в 8,5 раз, почтовых посылок – в 15 раз. Увеличение денежных переводов и пенсионных выплат связано с ростом количества пенсионеров. Согласно мировым тенденциям за последние 15 лет часть почтовых и телеграфных услуг уменьшилась с 43 до 18%, а услуги телефонной связи увеличились с 44 до 73%. Для решения вопроса информатизации Украины необходимо провести структурные изменения в связи, следствием которых должна стать демонополизация отрасли, привлечения отечественного и зарубежного частного капитала, создания регулируемого рынка телекоммуникаций. Для этого надо найти компромис между интересами государства, которое отвечает за инфраструктурные системы жизнеобеспечения общества, и интересами частных владельцев, которые обеспечивают поступление инвестиций.







Date: 2016-07-25; view: 509; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию