Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рекомендации педагогам





1. Систематически использовать релаксационные техники для снятия нервно-психического напряжения после работы.

2. Использовать антистрессовые технологии для профилактики нервных срывов, профессионального выгорания и развития психосоматических заболеваний.

3. Высказывать критику в адрес других с позитивными эмоциями и с желанием помочь.

4. При получении заданий от администрации всегда просить время на раздумье, чтобы дать ответ по той или иной проблеме: это даст возможность избрать правильный способ действий.

5. Не бояться изначально воспринять и принять требования администрации, если они не вступают в серьезный конфликт с вашими основными жизненными принципами: это своеобразный кредит вашей будущей личной свободы.

6. Давать понять родителям и администрации, что вы пользуетесь уважением у воспитанников и прививаете им ценности, приоритеты, идеалы, традиции, принципы, необходимые для развития самостоятельности и успешной жизнедеятельности.

7. Не пренебрегать самообразованием, так как повышению профессионального мастерства нет границ, а человек по своей природе – самоактуализирующаяся личность.

Список литературы

1. Аболин Л.М. Эмоциональная устойчивость и пути ее повышения // Вопросы психологии. - №4, 1989.

2. Апчел В.Я., Цыган В.Н. Стресс и стрессоустойчивость человека. – СПб.: 1999, 86с.

3. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются, 1978 [статья из сети Интернет].

3.2.3. СОХРАНЕНИЕ ДУШЕВНОГО МИРА КАК ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ

Автор: Микляева Н.В.,

кандидат педагогических наук,

зав. кафедрой управления дошкольным образованием

Института педагогики и психологии образования МГПУ

Сегодня все чаще приходится наблюдать педагогов, которые, устав от бесконечных переделок и модернизаций образования и вместе с ними – трансформаций форм и обличий образовательного процесса, начинают чувствовать не просто усталость от самой необходимости ежедневно «бороться с ветряными мельницами», но и собираться с силами. Собираться с силами – еженедельно, ежедневно. И ладно бы эти силы восстанавливались общением с детьми, милыми сердцу воспитанниками – так часто бывало раньше! – но сегодня это происходит все реже. Видимо, потому что в том ритме, в котором нужно жить современному педагогу, дети часто попадают «мимо тактов» – у них другие временные измерения. Когда же педагоги и дети оказываются не вместе – не в одном месте бытия – то, как сквозь сито, уходят смыслы педагогической деятельности.

В итоге раскалывается, рассыпается структура личности педагога. Он уже сам не знает, чего хочет от детей и от себя, устает от того, что всем должен, и стремится не к саморазвитию, которого от него насильственно требуют под предлогом освоения инновационных методов и технологий, внедрения федеральных государственных требований и еще чего-нибудь, а к самосохранению. Он стремится обрести целостность и цель своей жизни, педагогической деятельности, которую утратил. И самое главное – он начинает жалеть себя – и все больше перестает замечать главного своего спасателя – ребенка. Педагог становится все больше равнодушным. Забывает о том, кто перед ним. Перестает понимать того ребенка, который живет внутри него самого и который когда-то так радовался выбору профессии воспитателя и учителя – продолжению детства во взрослом человеке.

Именно в этот момент педагогу как никогда нужна помощь. Диагностировать ее необходимость можно через предложение педагога-психолога или методиста детского сада сочинить сказку… про себя. Для этого можно воспользоваться алгоритмом сочинения историй по самопомощи, разработанным Л. Шапиро.

1. Начинается сказка с фразы «Жил-был...», затем представляется имя главного героя (его должны звать не так, как педагога).

2. Потом вводится в рассказ проблема, с которой он столкнулся (нужно описать ее с точки зрения педагога). Приводится пример, который позволяет представить проблему в еще большем масштабе.

3. Теперь в рассказе должен появиться «помощник» (но не сказочный персонаж), который переживает за решение этой проблемы ребенком.

4. Предлагается положительный и реалистический выход из положения.

5. Предлагается второй способ решения проблемы.

6. Ребенку предлагается по-новому взглянуть на саму проблему.

7. Придумывается реалистичный конфликт, ситуация, с которой герой столкнулся в жизни.

8. Пусть персонаж найдет какое-нибудь решение, справится с проблемой и проявит оптимизм.


9. Нужно сочинить развязку конфликта и мораль истории.

На создание такой сказки уходит минут пять. Тематику для нее удобнее всего брать детскую, способную разбудить ребенка внутри взрослого и спровоцировать его активность в решении проблем педагога. Поэтому можно предложить сочинить историю про любимую игрушку.

Опыт обобщения историй показывает, что часто такая игрушка наделяется педагогом выраженными обучающими или воспитательными функциями. И она же обнажает те проблемы, которые назревают или уже существуют в педагогическом общении и взаимодействии педагога с детьми, их родителями и коллегами.Такие сказки акцентируют внимание на негативных чувствах, на невозможности их преодоления, либо же на необходимости их разрешения с помощью насильственных или даже катастрофических мер. Педагог интуитивно прозревает кризис личностного роста, профессиональную деформацию, однако что с этим делать – не знает. Поэтому сказка часто заканчивается трагично.

В этом случае можно посоветовать провести тренинг профессионального выгорания прямо в условиях образовательного учреждения. Мы, например, пробовали проводить его в условиях вуза – во время проведения семинаров со студентами заочной и очно-заочной, очной формы обучения. Результаты оказались весьма интересными. Но обо всем по порядку.

Тренинг называется «Сотворение своего мира». Называние символично. С технологической точки зрения тренинг опирается на методику доктора психологических наук, ректора Санкт-Петербургского Института сказкотерапии Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой. Однако с точки зрения содержания он очень трансформирован: в нем заложены механизмы воссоздания целостности образа себя и картины мира, описанные К.Блага и М.Шебеком.

Проводится тренинг следующим образом. Группе педагогов предлагается сделать тесто из муки и соли: полстакана муки и полстакана соли перемешиваются, просеиваются сквозь пальцы, затем добавляется холодная вода – до консистенции мягкого теста, как на пельмени. Для эластичности в него добавляется немного вазелина или детского крема. В это время звучит спокойная музыка. Можно воспользоваться композициями С.Николаи («Золотая флейта»), Ф.Гойи («Романтическая гитара») и др.

После того, как тесто готово, педагогам предлагается вслушаться в музыку, закрыв глаза, и слепить свое пространство – «пространство себя» – из теста. Это то пространство, которое никто у них не может отнять – личное пространство ощущений, чувств и мыслей. Затем педагоги открывают глаза и коротко говорят о своих впечатлениях и их воплощении в образе.

Ведущий тренинга предлагает вспомнить, что неприятного воздействовало на пространство, и выразить свои ощущения и впечатления в виде механического воздействия на получившийся образ с помощью обратного конца кисточки или ручки, ножниц. Несколько минут участники тренинга кромсают и мнут тесто, однако спустя некоторое время их состояние гармонизируется: действия преобразуются в декорирующие. Часть педагогов до этой стадии не доходит – они просто превращают свой образ в растерзанную тряпку, неподвижно лежащую на столе, или рваные куски чего-то бесформенного.

Не нужно обращать на это негативное внимание других. Стоит сказать, что у некоторых людей неприятности проходят бесследно, для некоторых они становятся средством, позволяющим стать лучше, сильнее. Некоторым, чтобы преодолеть проблемы, нужно время и умение собрать себя в единое целое. Тренинг переходит на следующий этап.


Педагогам предлагается разделить тесто – «пространство себя» – на несколько частей следующим способом: тесто делится на две части – большую и меньшую – пока перед скульптором не будет 8 шаров.

Первый шар будет обозначать ту часть себя, которая отвечает за ощущение своего бытия в мире. Он называется: «Я есть». Педагогам предлагается выбрать размер шара и цвет. Цвет можно брать любой, используя жидкую гуашь. Шарик сминается в лепешку, в углубление вкладывается с помощью кисточки несколько капель краски – и растирается между пальцами до однородного цвета. Когда шар готов, он откладывается в сторону.

Затем делается шар, который условно носит название «Я хочу».

Третий шар – «Я умею», «Я могу».

Четвертый – «Я должен».

Пятый – «Я девочка (мальчик)».

Седьмой – «Интуиция».

Восьмой – «Совесть».

Так перед педагогом оказывается 8 разновеликих и разноцветных шаров. Обычно участники начинают комментировать процесс – у себя и у других. Обобщение опыта действий и комментариев показывает, что чаще всего современные педагоги дошкольных образовательных учреждений сначала выбирают большой шар «Я есть», но потом начинаются колебания, связанные с оправданием величины – шар заменяют на размер поменьше.

Шар «Я должен» соперничает с предыдущим по размеру – в ущерб шарам «Я хочу» и «Я могу». Последний очень хочется сделать большим, но он почему-то все время кажется педагогам недостаточно великим. Выводы напрашиваются сами собой.

Зато шар, связанный с совестью, даже если получается маленьким, все равно будет знаково-ярким или вызывающе-белым. С интуицией проблемы отмечают в основном молодые специалисты –чаще всего это связано с комментариями размеров или цвета соответствующего шара.

Когда все составляющие части образа себя готовы, педагогам предлагается сотворить из них свой мир.

Раздаются листы фольги, на которой можно будет сделать панно – картину мира. Правило единственное: нельзя оставлять пустые места, «дырки» в образе мира.

Затем ведущий предлагает участникам сделать дороги в том мире, который они хотят создать: чтобы можно было ориентироваться в карте мира и идти к своей цели, возвращаться к себе, домой. Дороги делаются из любого шара – одного. Символично, что педагоги предпочитают при этом следующие варианты: «Я хочу» и «Я могу».

Следующей делается почва – земля. Это то, откуда педагоги черпают силы жить и действовать. Это таланты, скрытые в земле. Предлагается использовать любой шар. Обычно педагоги берут шар «Я должен» или «Я есть». Сами же объясняют свой выбор: «Явно педагогические наклонности играют роль: вечно всем должны – как воспитатели или как мамы, бабушки».


После почвы предлагается сделать реки, озера и море – если хочется. Это сфера желаний и эмоциональной сферы личности, которая все соединяет и делает восприятие мира целостным. Кстати, у педагогов с реками проблем не бывает: они очень разнообразны и включены практически во все пространство образа мира. Видимо, сказывается установка на эмоциональность восприятия и эмоциональное общение с детьми как основное средство реализации педагогическое деятельности. Американские психологи ассоциируют в ряде тестов образ моря с любовью – с ее местом в жизни человека.

Затем наступает очередь гор. Это родовая память и те внутренние силы, которые защищают образ себя от деформаций. У педагогов с горами обычно возникает несколько проблем: они начинают задавать массу вопросов о том, как их нужно и можно сделать. С другой стороны, на горы вечно не хватает материала. Правда, закономерностей, связанных с использованием того или иного материала – структуры личности – в наших наблюдениях не обнаружилось. У каждого защита срабатывает своя. У части педагогов она связана с осознанием того, чего человек хочет, к чему стремится. У других – с тем, что требуется делать.

После гор предлагается сделать лес. Обычно он обозначает восприятие человеком своей жизни. У педагогов все время срабатывает установка на систематизацию этой части картины мира – они пытаются ее как-то упорядочить и структурировать. Поэтому лес, в сущности состоящий из мелких деталей – ассоциаций с деревьями, – сам по себе тоже принимает какую-либо форму, окаймляющую горы или реки, почву-поле или пашню. Сказывается тенденция к привязке психологических проблем, которые возникают в жизни, к отдельным функциям личности и составляющим образа себя. Наблюдения показывают, что в качестве составляющих с одной или другой стороны – что лепится или к чему прилепляется – выступает образ себя как ребенка или женщины-мужчины. Обычно задействованным оказывается шар: «Я – девочка (мальчик)». Сами педагоги на этот счет шутят: «Я не девочка! Я педагог!» Отмечается некоторое неприятие себя как женщины. Некоторые связывают это с тем, что воспитывать приходится и мальчиков, и девочек – поэтому нельзя акцентировать женственную сторону поведения. Мол, педагог должен быть гендерно-аморфным. Странная точка зрения, но она имеет место быть. Возможно, этим объясняются некоторые проблемы в личной жизни педагогов-воспитательниц.

Из следующего шара делается все живое. Обычно это маленькие человечки, птицы и звери. Примечательно, что у педагогов в их картинах мира много птиц как символов полета и творчества, стремления к самореализации и свободе выбора.

Потом наступает очередь шара, который будет использоваться для строительства жилищ: деревень и городов, своего домика и… пещеры. По наблюдениям этот шар может быть связан с образами «Я – девочка (мальчик)» и «Совесть». С точки зрения интерпретации, ассоциация очень проста: педагоги осознают, что в душе они – дети, что им спокойно и безопасно вместе с детьми. Совесть же – это педагогический колокольчик, который не дает уснуть в своем домике, заставляет развиваться и двигаться дальше, даже если этого не хочется. Таким образом, современные педагоги отражают тот нравственный императив, который составляет основу воспитания как педагогического процесса.

Один из самых интересных образов, которые рождаются на данном этапе – пещера как символ тайны, секрета. Можно спросить, что каждый из педагогов от нее ждет: чего-то страшного, грозного или позитивного, доброго? Очень редко педагоги говорят, что в пещере живет что-то опасное для жителей страны. Если такое и встречается, то только как факт перевоспитания чудовища в доброго персонажа.

Последний шар используется для подарков судьбы, часть его – для подарков себе: «Подарите себе то, чего вам не хватает, что считается нужным и важным для вашей жизни». Часть – для подарков другим. При этом очень важно, что педагоги желают друг другу: здоровья, детей, солнечных зайчиков, радости, устойчивости, хороших новостей. Интересно, что любви желают друг другу только молодые педагоги – те, у которых еще нет своей семьи.

Когда картина мира готова, ее предлагают украсить бисером, чтобы создать ощущение полноты, законченности и богатства.

Затем наступает очень важный и сложный – кульминационный – момент тренинга. Педагогов просят аккуратно приподнять лист фольги за углы и… скатать в руках шар своей судьбы. «Ведь мы не должны привязываться к своему прошлому, проблемам и достижениям в настоящем, к мечтам и надеждам, угрозам в будущем. Мы не должны быть зависимыми от мира. Только от состояния своей души». Поэтому предлагается сосредоточиться и… слепить свою душу-птицу счастья. В эти минуты, после возмущенных высказываний педагогов о том, что у них не поднимается рука разрушить свой – такой красивый – мир, наступает полное молчание. Часть решается на жесткий эксперимент. Часть в растерянности замирает.

В этот момент нужно предложить написать себе пожелание – на три года или пять лет вперед. Это пожелание нужно будет спрятать в птицу счастья. И тогда остальные педагоги… тоже присоединяются к трансформации. Интересно, что пройдя через нее, большинство участников испытывают не просто чувство облегчения и восстановления душевных сил. Они становятся более спокойными и уверенными, взгляд светлеет и превращается в более радостный, умиротворенный. Сами педагоги говорят об этом же.

«Весь мир – во мне самой. Я все могу!» – высказываются они. Некоторым участникам, по собственным словам, хочется петь. Это тоже символично. Пусть пережитое состояние запомнится, став основой для профессионального восстановления и личностного роста. Надеюсь, это обязательно случится в жизни каждого – рано или поздно.

 

 

3.2.4. ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

Авторы: Беседин Григорий Валентинович, педагог-психолог ЦППРиК «Крестьянская застава»; Блохина Екатерина Тимофеевна, педагог-психолог ЦППРиК «Крестьянская застава»; Жиляева Ирина Андреевна, педагог-психолог ГБОУ Гимназия №1518; Михайлов Даниил Александрович, педагог-психолог ЦППРиК «Крестьянская застава»; Семилеткина Екатерина Борисовна, педагог-психолог ЦПМСС «Живые потоки; Старик Александр Александрович, педагог-психолог ГБОУ СОШ №1357; Хосянова Лилия Ильдаровна, педагог-психолог ГБОУ Школа №281; Якшина Ирина Александровна, педагог-психолог ЦППРиК «Крестьянская застава».

 

Целевая аудитория

Тренинг рассчитан на молодых педагогов до 30 лет. Число участников может быть различным: от 8 до 30 человек. Оптимальная группа состоит из 12-16 человек. Участники группы номинально должны быть знакомы. Продолжительность тренинга – 1,5 часа.

Цель тренинга

Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов.

Задачи тренинга:

· знакомство с понятием «профессиональное выгорание», характеристиками и стадиями этого явления;

· анализ признаков профессионального выгорания в аудитории, выявление источников неудовлетворения профессиональной деятельностью;

· развитие навыков взаимо- и самоподдержки;

· преодоление тактильных барьеров;

· освоение техник саморегуляции;

· развитие позитивного самовосприятия;

· помощь в осознании личностных ресурсов.

Условия проведения

Для проведения тренинга требуется просторное помещение, стул для каждого участника. На полу желательно мягкое покрытие.

Ход мероприятия

Часть I

Цель: знакомство, включение в работу, снятие накопившегося напряжения.

«Солнце светит на тех, кто…»

Участники сидят в кругу. Ведущий становится в центр круга и называет какой-то внешний признак, черту характера, интересы, которые есть у него и, возможно, у других участников, например: «Солнце светит на тех, кто любит вставать рано утром».

Часть II

Цель: развитие представлений о профессиональном выгорании.

В зарубежной литературе синдром выгорания обозначают термином burnout (англ.) – «сгорание», «выгорание», «затухание горения». Впервые этот термин предложил Фроуденбергер (1974) для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, которые он наблюдал у работников психиатрических учреждений.

Синдром выгорания относится к числу феноменов личностной деформации. Выгорание развивается у тех, кто по роду своей деятельности должен много общаться с другими людьми. Установлено, что особенно часто синдром выгорания развивается у специалистов «помогающих» профессий, к которым относятся учителя. Рассмотрим некоторые определения, прямо или косвенно связанные с феноменом выгорания.

Профессиональная деструкция это разрушение, изменение или деформация сложившейся психологической структуры личности в процессе профессионального труда.

Синдром профессионального выгорания – это неблагоприятная реакция на рабочие стрессы, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты. По мере того как усугубляются последствия рабочих стрессов, истощаются моральные и физические силы человека, он становится менее энергичным, ухудшается его здоровье. Истощение ведёт к уменьшению контактов с окружающими, а это, в свою очередь, – к обострённому переживанию одиночества. У «сгоревших» на работе людей снижается трудовая мотивация, развивается безразличие к работе, ухудшаются качество и производительность труда.

Синдром эмоционального выгорания – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Профессия педагога является одной из наиболее деформирующих личность человека. Н.И. Комиссарова отмечает, что основными показателями этих деформаций считается безапеляционность педагогов, их консервативность, закрытость в общении, оценочность суждений, которые, как правило, становятся чертами характера, поучающая манера речи, излишняя властность и категоричность, навязывание своего образа «Я» воспитанникам и окружающим, стремление к власти над детьми и людьми вообще. Педагог изо дня в день сосредотачивает все силы на том, чтобы воспитывать, объяснять, опекать, поддерживать. Незаметно для себя он настраивается на то, чтобы только отдавать, а восстанавливать душевные силы, пополнять их забывает, не успевает. Усталость и стресс накапливаются. Вот некоторые характерные симптомы, о которых упоминают учителя:

· ощущение тупика, одиночество;

· периодически срываешься, начинаешь кричать на детей из-за мелочи;

· ярость и желание ударить, ответить очень грубо на провокации;

· понимаешь, что ждешь звонка с урока с самого начала урока;

· резкость и несдержанность в общении с коллегами;

· не удается быстро восстанавливаться, часто болеешь, боишься перемен;

· начинаешь много есть по вечерам (или забываешь поесть);

· непроходящая усталость, бессонница, постоянные мысли о работе;

· ощущение автоматизма и рутинности, напрасного труда без значимого результата;

· желание плакать, грусть, повышенная раздражительность, чувство тревоги;

· ощущение бесправия и принесения себя в жертву;

· желание уволиться, уйти на другую работу, уехать подальше;

· комплекс вины, ощущение, что всем должен и ничего не успеваешь;

· начинаешь хуже выглядеть.

Всему вышеперечисленному способствует тот факт, что педагогический коллектив любого образовательного учреждения составляют в основном женщины, усвоившие и пропагандирующие мужскую (исторически сложившуюся) систему образования и воспитания, которая почти исключительно связана со словесными (вербальными) формами воздействия на детей и мужскими формами поведения (агрессивностью, властностью, жестокостью и т.п.). Использование мужского языка и образцов поведения приводит к тому, что педагоги-женщины утрачивают женскую идентичность, а это отрицательно влияет как на них самих, так и на половую самоидентификацию детей. Выгорание также провоцируется чувством несвободы, тотального контроля, бессмысленных требований. В числе других причин учителя чаще всего называют:

· большое количество детей в классе, поточную работу;

· неумение снять напряжение, слить негативные эмоции;

· маленькую зарплату;

· недостаточность профессиональной поддержки;

· слишком большую ответственность за воспитание и обучение детей, нехватку помощи и контакта с родителями.

Факторы риска развития выгорания (по Л.В. Новиковой)

1) Социально-психологические факторы развития выгорания

Переживание несправедливости. Особый интерес представляют исследования выгорания в свете теории справедливости. В соответствии с ней люди оценивают свои возможности относительно окружающих в зависимости от факторов вознаграждения, цены и своего вклада. Люди ожидают справедливых взаимоотношений, при которых то, что они вкладывают и получают, пропорционально вкладываемому и получаемому другими индивидуумами. Доказано, что чувство несправедливости выступает важной детерминантой выгорания: чем больше выражены переживания несправедливости, тем сильнее профессиональное выгорание.

Социальная незащищённость. Б.П. Бунк и В. Хоренс отметили, что в напряжённых социальных ситуациях у большинства людей возрастает потребность в социальной поддержке, отсутствие которой приводит к негативным переживаниям и возможной мотивационно-эмоциональной деформации личности.

Уровень поддержки. Разные виды поддержки оказывают неоднозначное влияние на выгорание. Лейтер изучал воздействие личной (неформальной) и профессиональной поддержки на синдром выгорания (1993). Оказалось, что профессиональная играла двойственную роль, уменьшая или усиливая выгорание. С одной стороны, она была связана с более сильным ощущением профессиональной успешности, а с другой – с эмоциональным истощением. Обнаружено также, что чем больше личная поддержка, тем меньше риск эмоционального истощения. В другом исследовании изучались три вида организационной поддержки: использование навыков, поддержка коллег, поддержка руководителя. Первый вид положительно связан с профессиональными достижениями, но отрицательно – с эмоциональным истощением. Поддержка коллег положительно связана с персональными достижениями. Поддержка же со стороны руководителя не была значимо связана ни с одним из компонентов выгорания. Итак, данные свидетельствуют о сложном взаимодействии социальной поддержки и синдрома выгорания. Источники первой могут по-разному влиять на компоненты второго. Позитивный эффект обусловлен как характером поддержки, так и готовностью её принять. Для профессиональной адаптации педагогов и сохранения их профессионального долголетия перспективными будут разработка и использование разнообразных видов социальной, профессиональной и личной поддержки, предупреждающих синдром выгорания.

Неудовлетворённость работой. Более сильное выгорание связано с непривлекательностью работы в организации: чем выше привлекательность, тем меньше его риск. Хроническое выгорание может приводить к психологической отстранённости не только от работы, но и от организации в целом. «Выгоревший» работник эмоционально дистанцируется от своей трудовой деятельности и переносит свойственные ему переживания опустошённости на всех, кто работает в организации, избегает всяческих контактов с коллегами. Сначала это удаление может иметь форму физической изоляции, а если выгорание продолжается, он постоянно будет избегать стрессовых ситуаций, отказываясь от дальнейшего роста карьеры. Эмоционально выгорающие профессионалы часто не способны преодолевать эмоциональные стрессы, связанные с работой, и когда синдром развивается в достаточной степени, у них обнаруживаются другие негативные проявления. Привлекательность организационной культуры и работы в организации оказывает сдерживающее влияние на развитие процессов выгорания.

Оплата труда. Чем выше уровень зарплаты, тем ниже уровень выгорания.

Возраст, стаж работы и уровень удовлетворённости карьерой. Имеются сложные взаимоотношения между степенью выгорания, возрастом, стажем и степенью удовлетворённости профессиональным ростом. Профессиональный рост обеспечивает человеку повышение его социального статуса, уменьшает степень выгорания. В этих случаях чем больше стаж, тем меньше выгорание. В случае неудовлетворённости карьерным ростом профессиональный стаж способствует выгоранию работников. Влияние возраста на эффект выгорания неоднозначно. В некоторых исследованиях обнаружена предрасположенность к выгоранию лиц не только старшего, но и молодого возраста. Очевидно, фактором риска выгорания выступает не продолжительность работы (как стаж), а неудовлетворённость ею, отсутствие перспективы личностного и профессионального роста, а также личностные свойства, оказывающие влияние на напряжённость общения на работе.

Карьерные устремления. Исследователи пришли к общему выводу о том, что отсутствие возможности реализовать большинство карьерных устремлений приводит к повышению уровня эмоционального выгорания, внутреннего напряжения.

Пол. Обнаружено, что мужчинам больше присуща высокая степень деперсонализации и высокая оценка своей профессиональной успешности, а женщины более подвержены эмоциональному истощению. Женщины-учителя к наиболее сильным стресс-факторам относят «трудных» учеников, а мужчины – присущий школам бюрократизм и большое количество бумажной работы.

2) Личностные факторы развития выгорания

Локус контроля. Это качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам: начальству, обществу, государству, экономической ситуации и пр. (экстернальный, внешний локус контроля) либо собственным способностям и усилиям (интернальный, внутренний локус контроля). Склонность к внешнему локусу контроля проявляется наряду с такими чертами, как неуверенность в своих способностях, неуравновешенность, тревожность, подозрительность, конформность и агрессивность. Люди с внутренним локусом контроля более уверены в себе, склонны к самоанализу, уравновешенны, общительны, доброжелательны и независимы, что препятствует развитию выгорания.

Поведение при стрессе. Для развития выгорания важно и то, как учитель справляется со стрессом. Наиболее уязвимы те, кто реагирует на стресс агрессивно, несдержанно, хотят противостоять ему любой ценой, не отказываются от соперничества. Такие люди склонны недооценивать сложность стоящих перед ними задач и время, необходимое для их решения. Стрессогенный фактор вызывает у них чувство подавленности, уныния из-за того, что не удаётся достичь намеченного.

Предпочитаемые человеком стратегии преодоления кризисных ситуаций. Чем больше выгорание, тем чаще используются пассивные, асоциальные и агрессивные модели преодолевающего поведения. Такие стратегии связаны с вероятностью развития у индивида психосоматических заболеваний. Стратегия подавления эмоций часто повышает риск состояний предболезни или болезни. Любопытные данные получены американскими исследователями, попытавшимися установить взаимосвязи между выгоранием и чувством юмора. Оказалось, что последнее может выступать одним из механизмов копинга – преодоления стрессовых ситуаций. Преподаватели с хорошим чувством юмора реже страдают от выгорания, а также более высоко оценивают свою профессиональную успешность. Пайдмонт (1993) получил данные о том, что самоуважениеиграет важную роль в переживании дистрессов, связанных с работой. Тревожные, депрессивные и не способные справиться со стрессами люди чаще испытывают эмоциональное истощение на работе и вне её.

3) Профессиональные факторы развития выгорания

Болезненная зависимость от работы. Трудоголизм и активная увлечённость своей профессиональной деятельностью могут быть обусловлены стремлением к творчеству и ценностью для человека самой профессии. Но с равной степенью вероятности трудоголик бывает движим стремлением к социальному престижу, получению за счёт профессии материальных выгод и мотивов власти. Невозможность удовлетворить такие потребности будет способствовать развитию симптомов выгорания.

Ролевые факторы риска выгорания. К ним относят ролевой конфликт, ролевую перегруженность и ролевую неопределённость.

Ролевой конфликт – это противоречивые требования к работнику.

Ролевая неопределённость – это нечёткие, неопределённые требования к работнику.

Ролевая перегруженность – ролевые ожидания намного больше, чем индивидуальные возможности и мотивация к выполнению задачи. Многие исследования показывают взаимосвязь между ролевыми проблемами и выгоранием как следствием попытки выполнить неопределённые или совместить противоречивые требования, что обычно приводит к негативным эмоциональным переживаниям и утрате чувства доверия к организации.

Организационные характеристики. Различные характеристики организационной среды, такие как кадровая политика, график работы, характер руководства, система вознаграждений, социально-психологический климат и т.п., могут влиять на развитие стресса на рабочем месте и, как следствие, выгорания. Любая должность предполагает наличие определённой меры ответственности. Неопределённость или недостаток ответственности также могут вносить свою лепту в развитие профессионального стресса. Если у человека есть ощущение, что он не в состоянии ничего изменить в своей работе, что от него ничего не зависит и его мнение не имеет значения, то вероятность развития стресса, связанного с работой, увеличивается.

Часть III

Цель: осознание и принятие своих чувств; работа с негативными эмоциями; освоение эффективных способов снятия внутреннего напряжения, приемов саморегуляции.

Дыхательная гимнастика

1. «Ха-дыхание»

Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Сделать глубокий вдох, поднять руки через стороны вверх над головой. Задержка дыхания. Выдох – корпус резко наклоняется вперед, руки опускаются вниз перед собой, происходит резкий выброс воздуха со звуком «ха».

2. «Замок»

Исходное положение – сидя, корпус выпрямлен, руки на коленях, в положении «замок». Сделать вдох, одновременно руки поднимаются над головой ладонями вперед. Задержка дыхания (2 секунды), резкий выдох через рот, руки падают на колени.

3. «Мобилизующее дыхание»

Исходное положение – стоя, сидя (спина прямая). Выдохнуть воздух из легких, затем сделать вдох, задержать дыхание на 2 секунды, выдох такой же продолжительности, как вдох. Затем постепенно увеличивайте фазу вдоха.

Дыхание регулируется счетом преподавателя, проводящего занятия, еще лучше с помощью метронома, а дома – мысленным счетом самого занимающегося. Каждый счет приблизительно равен секунде, при ходьбе его удобно приравнивать к скорости шагов.

Развитие позитивного самовосприятия

Цель: создание положительного эмоционального настроя на собеседника, овладение техникой комплимента.

4. «Комплимент»

Участники выбирают себе партнера, придумывают комплимент, соответствующий личностным качествам собеседника.

Обмен комплиментами происходит в форме диалога.

Например:

– Наташа, ты такой отзывчивый человек!

– Да, это так! А еще я добрая!

– А у тебя, Оля, такие красивые глаза!

Комплимент принимается в определенной форме: Да, это так! А еще я…(добавляется положительное качество) и комплимент возвращается к говорящему.

Телесно-ориентированная терапия: упражнения на снятие излишнего напряжения

Цель: Снятие психоэмоционального напряжения, приобретение большей психологической устойчивости.

5. «Заземление»

Упражнение делается стоя и босиком. Ноги – на расстоянии длины ступни, носки чуть повернуты внутрь, колени чуть согнуты. Сначала психолог просит почувствовать свои ступни, определить, на какую ногу человек опирается больше. Затем объясняет, что на ступне есть девять опорных точек (пятка, внешние боковые края, подушечка под большим пальцем, подушечка под мизинцем, пять пальцев ноги). Далее сначала прорабатывается одна, затем другая ступня. Начинается «проминание» об пол пятки с целью почувствовать опору, «включить» ее. Далее присоединяется точка с края ноги, затем точки под мизинцем, затем под большим пальцем. В завершение по очереди «укладываются» на пол все пять пальцев. Все девять точек должны быть ощущаемы. Таким же образом прорабатывается вторая ступня. Упражнение в полном варианте занимает не менее 15 минут.

6. «Моечная машина»

Все участники становятся в две шеренги лицом дуг к другу. Первый человек становится «машиной», последний – «сушилкой». «Машина» проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. «Сушилка» должна ее высушить – обнять. Прошедший «мойку» становятся «сушилкой», с начала шеренги идет следующая «машина».

Часть IV

Цель: установление обратной связи, анализ опыта, полученного в группе

7. «1 и 2»

Ведущий предлагает участникам рассчитаться на груши и яблоки. Груши формируют внешний круг, яблоки – внутренний. Им необходимо встать лицом друг к другу. Далее следует загадать число 1 или 2. 1 – это рукопожатие, 2 – объятия. Загадав, участники одновременно показывают друг другу один или два пальца. Если совпадение есть, то делается соответствующее действие. Если нет, то пара совместно решает, что будет делать.

Итоговая рефлексия

В завершение проводится итоговая рефлексия.

Список литературы

1. Агеева И.А. Успешный учитель: тренинговые и коррекционные программы. – СПб.: Речь, 2007

2. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2008

3. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Питер

4. Кандыба Д.В., Кандыба В.М. Управляемый медитативный аутотренинг. – М.: 1990

5. Леванова Е.А., Волошина А.Г., Плешаков В.А., Соболева А.Н. и др. Игра в тренинге. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2011

6. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: справочник практического психолога. – М.: Изд-во «Эксмо», 2005

7. Сандомирский М.Е. Защита от стресса. Физиологически-ориентированный подход к решению психологических проблем (метод РЕТРИ). – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001

8. Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учебное пособие. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005

9. Филина С.О. О синдроме профессионального выгорания и технике безопасности // Школьный психолог, 2003, № 7

3.2.5. ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Евлашкина Наталья Михайловна,

кандидат психологических наук,

педагог-психолог ГБОУ СОШ №1210

К профессиональным вредностям педагогической деятельности относят: состояния стресса, синдром хронической усталости, профессиональные деформации личности, в частности синдром эмоционального выгорания. В 1974 г. американский психолог Х. Дж. Фрейденберг ввел термин «синдром эмоционального выгорания (сгорания)» (СЭВ), характеризующий состояние истощения и усталости специалистов, находящихся в тесном общении с клиентами. Проявление этого синдрома приводит к возникновению дегуманизации, агрессивности, пессимизма, тревожности и иных разрушающих личность состояний и качеств. Синдром эмоционального выгорания – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще профессионального поведения.

Мы все функционируем в этом мире с помощью своего тела и психики. Как только происходят изменения вне или внутри нас, мы реагируем телом и психикой сразу на трех уровнях. В каждом из них есть часть, которую мы осознаем, и часть, которая проявляется бессознательно, помимо нашей воли и понимания. Чем выше уровень, тем больше осознаваемая часть.

1) Рациональный уровень (уровень знаний, способов мышления, оценки и объяснения сложившихся ситуаций).

2) Эмоциональный уровень (спонтанные эмоции, стереотипы эмоциональных реакций, которые складываются в течение всей жизни, здесь же эмоциональная часть нашей самооценки и эмоциональная часть взаимоотношений с другими людьми).

3) Телесный уровень (неосознаваемая реакция тела, неосознаваемые стереотипы поведения).

Люди, работающие в системе профессий «человек – человек» (врачи, юристы, учителя, продавцы, священники и т.д.), работают таким инструментом, как собственное тело и психика. Объектом является тело и психика конкретного ученика / воспитанника, всего класса / группы, родственников ученика / воспитанника, коллег и администрации. То есть педагоги имеют дело с объектом многофакторным, зачастую нематериальным и, в силу этого, плохо поддающимся контролю.

Из всей палитры качеств личности педагог на работе использует определенный набор. Во многом это определяется социальной ролью, профессиональными и должностными обязанностями, а также сложившимся индивидуальным стилем работы. Дома педагог играет совершенно другие социальные роли: супруга, родителя, ребенка. Для того чтобы быть продуктивным и гармоничным на работе и дома, необходимо определить границы и находиться в эмоционально благоприятном состоянии. Поэтомувопрос профилактики эмоционального выгорания педагогов столь актуален и значим в современной системе образования.

Эффективным способом решения данной проблемы является использование телесно-ориентированных методов при построении работы школьного психолога с педагогическим коллективом. Такой формат работы способствует более комфортному самораскрытию и получению максимальной пользы за отведенное время. Тренинг состоит из упражнений, которые рассчитаны на включение в процесс, сплочение и формирование доверия у участников; знакомство со своим телом как предметом психологической работы; восстановление сил и активацию внутренних ресурсов; работу с «мышечным панцирем»; эмоциональную и физическую релаксацию; развитие понимания другого и т.д.

В ГБОУ СОШ № 1210 с педагогическим коллективом традиционно проводятся тренинги, направленные на профилактику эмоционального выгорания.

Задачи тренингов:

1. Снятие нервно-психического напряжения.

2. Обучение методам релаксации и преодоления дистресса.

3. Преодоление ригидности и стереотипности.

4. Стимулирование творчества и спонтанности.

Тренинги проводятся в период осенних и весенних детских каникул во второй половине дня. Стандартная продолжительность тренинга – 3 часа. Численность группы до 25 человек (лица старше 18 лет). Участие является добровольным. Опыт проведения тренингов показывает, что практически все упражнения педагоги выполняют с желанием и интересом. В конце встречи настроение участников значительно повышается. При обсуждении тренинга педагоги отмечают, что чувствуют себя отдохнувшими, бодрыми, у них повысилась активность, появился интерес к дальнейшей трудовой деятельности. Также участники подчеркивают удобство и эффективность вышеназванной формы работы психологов и высказывают желание в дальнейшем участвовать в подобных тренингах.

В данной статье приведены примеры упражнений, используемых в тренингах и зарекомендовавших себя эффективными и вызывающими положительный эмоциональный отклик у педагогов.

Упражнения

1. Знакомство (5 минут)

Цель упражнения: знакомство участников и тренера, ознакомление тренера с ожиданиями участников, определение целей тренинга.

Участники тренинга представляются тем именем или псевдонимом, которым хотят, чтобы их называли в ходе тренинга; говорят о своих ожиданиях. Ведущий представляется, рассказывает о целях и задачах тренинга. Далее начинается «телесное» знакомство: участникам предлагается перемещаться по залу и по команде ведущего здороваться друг с другом различными частями тела (ладонью, локтем, ступней, коленом, плечом, спиной, животом, лбом, затылком и т.д.).

2. Упражнение «Кошка-собака» (5-7 минут)

Цель упражнения: концентрация каждого участника на процессе, повышение энергетики группы.

Участники тренинга встают в круг. Ведущий держит в правой и левой руке два различных предмета (например, маркеры двух разных цветов). Поворачиваясь направо, он говорит ближайшему участнику: «Я дарю тебе кошку». Участник справа переспрашивает: «Кошку?». Ведущий подтверждает: «Кошку!». Участник благодарит ведущего и дарит «кошку» по тому же принципу участнику, стоящему справа. Когда второй участник уточняет у первого, правда ли он дарит ему кошку, тот начинает сомневаться и опять спрашивает у точно уверенного в этом ведущего. Когда ведущий подтвердил, что это действительно кошка, первый участник подтверждает второму, что это кошка. Далее второй участник по той же схеме дарит кошку третьему – так вся цепочка, вплоть до ведущего, уточняет, кошка ли это.

В то же время, когда ведущий отправил кошку направо, он отправляет налево собаку по тому же принципу. Игрокам важно концентрировать внимание, особенно когда кошка и собака приближаются к середине, т.к. цепочки уточнений становятся довольно длинными. Ведущий следит за тем, чтобы каждый участник не отдавал животное, пока не получит от него утвердительного ответа по цепочке. Игра заканчивается, когда, пройдя круг, кошка и собака возвращаются к ведущему. После игры можно провести обсуждение: что было трудно, что ощущали участники. Возможно, многие отметят такой эффект, что к середине игры у слов «кошка» и «собака» появилось новое звучание, смысл, или они стали непонятными и непривычными для участников. Чем больше участников, тем сильнее проявится данный эффект.

3. «Сверхновая звезда» (10 минут)

Цель упражнения: знакомство участников со своим телом, активация внутренних ресурсов.

Участники ложатся на спину в удобной для каждого позе, закрывают глаза и пытаются максимально расслабиться. Играет легкая медленная музыка.

Ведущий: «Сейчас у каждого из вас будет шанс по-новому познакомиться со своим телом. Для этого вам нужно закрыть глаза и расслабиться. Дышите медленно и свободно. Вдох должен плавно переходить в выдох, а выдох во вдох. Не задерживайте дыхание (пауза 15 сек.). Почувствуйте, как в области солнечного сплетения у вас зарождается сгусток энергии (5 сек.). С каждой секундой он становится все сильнее и сильнее (5 сек.). Эта энергия настолько мощная, что излучает яркий свет. Посмотрите, какого он цвета, насладитесь им (10 сек.). Представьте себе, что этот свет наполняет ваш живот (5 сек.), почувствуйте его. Ощутите, как свет заливает вашу грудь (5 сек.), плечи (5 сек.), течет к локтям (5 сек.), доходит до кистей рук (5 сек.). Почувствуйте, как каждый ваш пальчик наполнен ярким светом (10 сек.). Свет разливается все сильнее по вашему телу, и вот уже он наполнил собой всю спину (7 сек.), добрался до бедер (7 сек.). Почувствуйте, как свет постепенно заполняет ваши ноги, подбираясь к коленкам (5 сек.), наполняет собой икры (5 сек.), согревает собой стопы (7 сек.). Почувствуйте свет в каждом пальчике на ногах (10 сек.). Но поток света нельзя остановить… И вот он уже наполняет вашу шею (5 сек.), затылок (5 сек.), лицо (5 сек.), уши (5 сек.). Ощутите тепло, которое наполняет вашу голову (10 сек.). Позвольте свету заполнить все ваше тело (7 сек.), почувствуйте его каждой клеточкой (15 сек.)… Представьте себе, что свет становится все интенсивнее и вырывается из вашего тела, из пальцев рук и ног (3 сек.), из груди (3 сек.), из головы (5 сек.). Представьте себе, что ваше тело светится, как солнце, так, что вся комната озарилась светом (10 сек.). Свет, исходящий от вас, проникает все дальше (5 сек.) из этой комнаты (7 сек.), из здания (10 сек). Он озаряет все, что нас окружает, всю нашу страну, леса, горы и города (20 сек.). А теперь представьте себе, что свет распространяется все дальше и дальше, пока не покроет всю Землю (15 сек.). пошлите его еще дальше, до Луны и звезд (15 сек.). Представьте себе, что ваше тело – это невероятно сильный маяк, из которого бьет источник всепроникающей энергии (30 сек.). Сохраните в себе это ощущение силы и жизненной энергии (15 сек.). А теперь, потянитесь немного и откройте глаза. Вы снова здесь, свежие и бодрые. Поблагодарите свое тело за те ощущения, которые оно вам дало испытать в ходе упражнения.

4. «Гимнастика» (25 минут)

Цель упражнения: работа с мышечным панцирем.

Ведущий предлагает участникам разбиться на пары. Рассказывает кратко о теории мышечного панциря. Затем в парах начинаем работать с головой. Участники сидят друг напротив друга, смотря друг другу в глаза. Далее по инструкции тренера водят глазами как можно дальше влево-вправо, вверх-вниз, по кругу в одну и другую сторону. Далее закрывают глаза и прислушиваются к ощущениям. Открывают глаза и по инструкции тренера выражают только глазами разные эмоции, не используя мимику (радость, грусть, страх, агрессию, безразличие, злость переходящую в ярость, нежность). Далее прорабатываем челюсть и мышцы лица. Нижняя челюсть отвисает и двигаем ее за подбородок вправо-влево. Потом можно убрать руку и потрясти головой так, чтобы челюсть свободно болталась. После в парах один корчит рожицы, а другой повторяет. Через две минуты пары меняются. Переходим к грудине. Пары встают друг напротив друга, упираются ладошками и принимают позу лучника (одна рука назад, а другая вытянута вперед). При этом руки находятся на одной линии. Далее руки под давлением меняют место (одна уходит назад, а другая вперед). Выполняется в течение двух минут.

5. «Прикосновения» (15 минут)

Цель упражнения: научиться чувствовать и понимать других; снизить дистанцию между участниками.

Ведущий предлагает участникам встать, закрыть глаза и начать молча перемещаться по комнате, ни с кем не контактируя. В какой-то момент участников просят, не открывая глаз, найти себе пару. Пары рассаживаются по комнате и выбирают, кто будет первым, а кто вторым. Первый показывает второму какое-либо прикосновение, которое он бы хотел, чтобы второй произвел на нем. Далее второй участник делает попытку повторить на первом прикосновение. Если он делает что-либо не точно, то первый показывает еще раз, акцентируя внимание на том, где была совершена ошибка (траектория, сила, скорость и т.д.) и просит еще раз повторить. Это продолжается, пока второй не выполнит правильно прикосновение. Тогда первый и второй меняются ролями. В конце – обсуждение.

6. «Зеркало» (10 минут)

Цель упражнения: научиться чувствовать и понимать других; снизить дистанцию между участниками.

Участники разбиваются на пары. В каждой из них выбирается, кто будет первым, а кто вторым. Включается музыка. Первый – танцор, второй – зеркало. Танцор двигается под музыку, а зеркало старается повторить его движения как можно синхроннее. Далее участники в паре меняются ролями. В конце состоится обсуждение.

7. «Рисуем на спине» (10 минут)

Цель упражнения: сплочение группы, развитие концентрации внимания.

Участники садятся на стулья в колонну друг за другом так, чтобы спинки стульев были сбоку. Далее участнику, сидящему самым последним, дается картинка с несложным рисунком или геометрической фигурой, которую он должен нарисовать пальцем на спине сидящего впереди. Сидящий впереди участник должен понять, что ему рисуют на спине, и как можно лучше и точнее передать следующему. Последний сидящий в колонне рисует то, что понял, на доске или бумаге и далее сравнивает с образцом.

8. Депривационный тренинг (1 час)

Цель упражнения: поиск внутренних ресурсов, эмоциональная релаксация, побуждение к спонтанности.

В нашей жизни зрение играет огромную роль. Благодаря глазам мы получаем информацию о мире вокруг нас, можем ориентироваться в пространстве. Нам сложно представить, как бы мы обходились без возможности хорошо различать предметы и людей. Но иногда отсутствие зрения может быть очень полезным. Хорошо известно, что при прекращении функционирования одного из органов восприятия, происходит усиление функции других органов и получаемые от них стимулы становятся более яркими и насыщенными. Проводя депривационный тренинг, по сути мы лишаем человека наиболее привычных способов получения информации: зрения, слуха и возможности вербальных контактов. Таким образом, происходит многократное усиление способности к осязанию, а также активизация внутренних ресурсов человека. Участники тренинга начинают тоньше чувствовать пространство вокруг себя, лучше «слышать» внутренний голос и ощущать свое состояние. При выполнении данного упражнения у участников группы появляется возможность побыть в тишине, отстраниться от повседневной суеты и беспокойства, освободиться от усталости и накопившихся привычных напряжений, набраться сил, освежить своё восприятие, услышать себя, обратиться к своей интуиции.

9. Подведение итогов (40 мин)

Цель упражнения: подведение итогов тренинга; осмысление пройденного.

Участникам даются листы бумаги и средства для рисования: карандаши, краски или фломастеры. Далее каждый в виде рисунка отвечает на вопрос, чем для него был этот тренинг. После того как все завершат задание, проводится обсуждение результатов.

 

Список литературы

1. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Питер

2. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: справочник практического психолога. – М.: Изд-во «Эксмо», 2005

3. Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учебное пособие. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005

4. Филина С.О. О синдроме профессионального выгорания и технике безопасности // Школьный психолог, 2003, № 7

5. Фейдимен Д., Фрейгер Р. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. – М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006

6. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике. Ред.-сост. Баскаков В.Ю., 2000

 

3.2.6. ОСЛАБЛЕНИЕ МЫШЕЧНОГО ПАНЦИРЯ

Автор: Хосянова Лилия Ильдаровна,

педагог-психолог ГБОУ Школа № 281

Цель: снятие мышечных зажимов.

Задачи:

· снятиеэмоционального напряжения;

· обретение легкости и элегантности движений;

· обретение уверенности в себе.

Оборудование: Просторное светлое помещение,ковровое покрытие или туристическая пенка для каждого участника тренинга.

«…Броня блокирует тревогу и не нашедшую выход энергию, цена этого – обеднение личности, потеря естественной эмоциональности, невозможность получать наслаждение от жизни и работы… Можно выбраться из ловушки. Однако чтобы выбраться из тюрьмы, нужно понять, что ты в тюрьме. Ловушка – это эмоциональная структура человека, его характерная структура. Мало пользы в изобретении систем мысли по поводу природы ловушки; единственное, что нужно, чтобы выбраться – знать ловушку и найти выход».

Вильгельм Райх

 

Телесно-ориентированная терапия – одно из направлений современной психологии и психотерапии, рассматривающей тело как основное отражение сущности внутреннего мира человека, состояния его души. Сторонники телесной терапии убеждены, что более 90% всех психических болезней и психологических проблем, возникающих у человека, возможно преодолеть посредством воздействия на его тело, так как многие психосоматические нарушения и заболевания зачастую являются последствиями существующих у человека мышечных зажимов. Использование телесной терапии способствует осознанию взаимосвязи между основными составляющими жизни: тела, души и разума. Телесная терапия выполняет следующие задачи:

1. Выявление причин и механизма подавляемых человеком негативных эмоций (страх, обида, раздражение, гнев), являющихся основой мышечных напряжений, оставляющих глубокий отпечаток в подсознании человека и непосредственно влияющих на состояние его психики. Данные мышечные напряжения проявляются в нарушении функций опорно-двигательного аппарата, искривлении осанки, болезненных состояниях.

2. Безопасная разблокировка подавляемых эмоций, искоренение привычных для человека моделей поведения, способствующих развитию мышечных напряжений, формирование сценариев и способов поведения, исключающих подобную блокировку эмоций и позволяющих избегать потенциальных стрессовых ситуаций.

3. Достижение более эффективной реализации творческого потенциала, увеличение уровня жизненной энергии человека и, как следствие, улучшение результативности его действий, способствующих достижению более высокого качества жизни.

Эффективное выполнение задач телесной терапии приводит к ощущению человеком внутренней свободы, избавлению от мышечных зажимов, влияющих на его поведение, достижению жизненной гармонии. Основоположником телесной терапии является Вильгельм Райх, австро-американский психоаналитик, психолог, психиатр и врач, один из учеников Зигмунда Фрейда. Его труды по телесной терапии являются актуальными и на сегодняшний день. Применение метода телесной психотерапии помогло избавится от мышечных зажимов и связанных с ними психических заболеваний тысячам людей во всем мире, а значит, весомый вклад автора не поддается сомнению.

Райх одним из первых высказал мнение, что все ощущаемые человеком невыраженные эмоциональные переживания не исчезают бесследно, а имеют конкретный результат в теле человека в виде образовавшихся мышечных блоков. Напряжение в мышцах человека со временем становится хроническим и приводит к образованию «мышечного панциря», являющегося основой нарушения естественной жизнедеятельности человека и последующего развития невротических заболеваний. Если человек не предпринимает никаких действий для того, чтобы избавиться от своего «мышечного панциря», то со временем его поведение становится абсолютно скованным и безжизненным. Вследствие дальнейшего развития мышечного напряжения человек свыкается со своей участью и перестает замечать скованность. Мышечный панцирь становится для него естественным. Жизнь превращается в безрадостную череду серых будней, человек будто перемещается в виртуальную реальность, где отсутствуют непосредственные жизненные ощущения.

В. Райх был глубоко убежден, что человеку по силам снять мышечное напряжение, свой «защитный панцирь» посредством терапевтического воздействия на область мышечного сжатия. Данная убежденность стала мощным стимулом для создания Райхом методик уменьшения мышечного напряжения отдельно для каждой из групп мышц, через воздействие на которые высвобождались соответствующие им скрытые эмоции и чувства. В последующем данные методики послужили началом глубокого анализа межличностных отношений с людьми и возникших как результат этих отношений эмоций и чувств. Райхианская терапия заключается в распускании панциря в каждом отделе, начиная с глаз и оканчивая тазом. Каждый из этих отделов в определенной степени независим, а потому работу над снятием зажимов в них можно проводить как в нескольких отделах одновременно, так и по отдельности.

1. Глаза. Мышечное напряжение в области глаз находит свое проявление в статичном положении лба и не выражающих эмоций глазах, смотрящих, словно из-за неподвижной маски. Преодоление мышечного зажима происходит через раскрытие участниками тренинга глаз на максимально возможную широту (будто бы чувство страха). Это заставляет веки и лоб принудительно выразить эмоции. Эффективно также упражнение на свободное движение глаз, круговые вращения и перемещение зрачков из одной стороны в другую.

2. Рот. Ротовая область включает в себя мышцы горла, подбородка и затылка. Челюсть человека может принимать две крайности: либо быть в слишком сжатом состоянии, либо напротив, быть чересчур расслабленной. Этот сегмент удерживает эмоциональное выражение плача, крика, гнева, кусания, сосания, гримасничанья. Защитный панцирь может быть расслаблен, если человек будет имитировать плач, кусание, рвотные движения, произносить звуки, мобилизующие губы, и делать гримасы.

3. Шея. Данный отдел включает мышцы шеи и язык. Мышечный защитный панцирь удерживает такие проявления эмоций, как крик, плач и гнев. Непосредственное влияние на мышцы в основании шеи не реально. В связи с этим наиболее действенными методами распускания мышечного панциря являются вопли и крики.

4. Грудь. Грудной отдел включает широкие грудные мышцы, плечевые мышцы, мышцы лопаток, грудную клетку, а также руки и кисти рук. Грудной отдел препятствует проявлению эмоций смеха, страсти, грусти. Именно в грудном отделе происходит сдерживание дыхательных процессов, посредством чего подавляется любая человеческая эмоция. Мышечный панцирь может быть убран благодаря постоянной работе над дыхательными процессами, в частности управления полным выдохом. Зажатие в области рук и кистей устраняется через резкие хлесткие удары, разрывание или разбиение чего-либо с определенной целью, посредством остальных движений рук и кистей.

5. Диафрагма. Данный отдел включает в себя солнечное сплетение, диафрагму, различные внутренние органы, а также позвоночные мышцы. Основным результатом проявления защитного мышечного панциря является выгнутость позвоночника. В связи с наличием промежутка между нижней частью спины и плоскостью участник тренинга ощущает дискомфорт при выдохе. На данном этапе мышечный панцирь в наибольшей степени подавляет чувство гнева. С целью устранения зажимов в области диафрагмы изначально рекомендуется применять разнообразные методы целенаправленной релаксации, массажа и т.п. для устранения мышечной зажатости первых четырех главных сегментов размещения мышечного панциря: глаз, рта, шеи и груди. После эффективного устранения мышечного панциря в перечисленных четырех областях возможна работа над устранением панциря, препятствующего расслаблению мышц диафрагмы.

6. Живот. Область живота является одной из наиболее распространенных областей образования мышечного панциря. Данный сегмент включает мышцы спины и широкие мышцы живота. Считается, что напряжение мышц поясницы связано со страхом нападения, как непосредственного физического, так и косвенного. Защитный панцирь на мышцах талии ассоциируется с подавлением отвращения, злости, ненависти, а также с подавлением боязни щекотки. Если во всех предыдущих областях работа по устранению мышечного панциря проведена эффективно, то раскрепощение мышц живота не занимает много времени.

7. Таз. К сегменту таза относятся мышцы таза и мышцы нижних конечностей. Характерным проявление зажатости мышц в данной области является наличие у человека выпяченного назад таза, причем степень выпячивания напрямую связана со степенью зажатости мышц. Ягодичные мышцы человека крайне напряжены. Таз человека «мертвый» и несексуальный. Зажатость мышц в области таза служит подавлению гнева, возбуждения и естественного подавления человеком потребности в удовольствии. Мышечный панцирь может быть устранен посредством активизации области таза, неоднократного напряжения мышц таза и последующего их резкого расслабления, а также через резкие движения ногами и удары областью таза о ковровое покрытие.

Для снятия мышечного напряжения педагогам предлагается выполнить 30 упражнений. На выполнение каждого из них отводится 1 минута.

Инструкция

Упражнения выполняйте аккуратно, но с полной отдачей. Если возникают какие-то неприятные ощущения, то прекратите на несколько секунд выполнение упражнения, после чего продолжайте. Во время каждого упражнения можно делать несколько таких пауз.

Упражнения

1.Сядьте на корточки. Успокойте дыхание. Скажите себе: «Я спокоен. Я совершенно спокоен. Я уверенно смотрю в будущее. Мне нравятся новые ощущения. Я открыт для изменений». Старайтесь добиться такого состояния покоя, какое у вас бывает утром выходного дня, когда не надо никуда спешить.

Глаза

2. Откройте глаза как можно шире.

3. Двигайте глазами из стороны в сторону: вправо-влево, вверх-вниз, по диагонали.

4. Вращайте глазами по часовой стрелке, против часовой.

5. Смотрите искоса на разные вещи вокруг себя.

Рот
6. Изобразите сильный плач.

7. Посылайте воздушные поцелуи разным вещам вокруг, при этом сильно и с напряжением вытягивая губы.

8. Изобразите шамкающий рот: втяните губы внутрь, как будто у вас нет зубов. Прочтите шамкающим ртом какое-нибудь стихотворение.

9. Чередуя, изображайте сосание, улыбку, кусание и отвращение.

Шея

10. Изобразите рвотные движения. Старайтесь и не стесняйтесь.

11. Покричите как можно громче. Если кричать категорически нельзя, то пошипите как змея.

12. Сядьте на корточки. Высуньте как можно дальше язык.

13. Троньте свою голову слегка пальцем. После этого ваша голова должна болтаться, как будто она лёгкий воздушный шарик, а ваша шея как будто нитка. Повторите несколько раз.

Грудь

14. Сядьте на корточки. Сделайте глубокий вдох. При этом сначала раздувается живот, а потом уже расширяется грудная клетка. Глубокий выдох. Опять сначала сдувается живот, потом уже сокращается грудная клетка.

15. Изобразите, что вы дерётесь с помощью только рук: колотите, рвите







Date: 2016-07-22; view: 6326; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.12 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию