Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Упражнения для профилактики и коррекции нарушений осанки
В положении стоя Все упражнения в положении стоя выполняются медленно, спину по возможности следует держать прямо. Целесообразно приучать ребёнка чувствовать, ощущать свое тело, что поможет научиться управлять им при выполнении различной работы. Мы не против использования во время физкультурных пауз занимательных считалок, которые так нравятся детям. Конечно, они не только прекрасно мотивируют интерес детей к выполнению упражнений, но и создают благоприятную психологическую атмосферу игры, которой так не хватает младшим школьникам. Но при использовании считалок следует учитывать ритм, который должен быть равен секундному счёту. Примером таких упражнений могут быть предложенные различными педагогами-новаторами физминутки, которые достаточно часто печатались в журнале «Начальная школа». Их апробация позволила внести существенные коррективы, что позволяет рекомендовать их для широкого применения. Комплекс упражнений «Дом цыпленка» можно использовать на устных уроках: чтении, ознакомлении с окружающим миром, основах жизненного самоопределения и др. Учащиеся очень быстро запоминают речитатив упражнения и начинают выполнять его самостоятельно, без команды учителя, не сбиваясь с ритма.
На уроках письма можно использовать комплекс упражнений «Витамины – наши друзья»
Комплекс «Лежебока» можно использовать на уроках математики
Комплекс упражнений «Лягушки» можно использовать на любом уроке.
При составлении физминуток можно отказаться от речитатива, определяющего определенный ритм выполнения упражнений. Важно приучать ребенка к культуре самостоятельного установления частоты и ритма выполнения того или иного упражнения в зависимости от индивидуальных потребностей. Примером таких физкультурных пауз могут быть упражнения с использованием хорошо известных народных прибауток или детских четверостиший. Они требуют мало времени и могут выполняться при смене учебных видов деятельности.
Пример 1
Пример 2
Пример 3
Пример 4
Однако использование таких физкультурных пауз не снимает необходимости проведения тщательных и хорошо продуманных физкультминуток с соблюдением всех правил. Занимательные упражнения следует использовать не чаще, чем 2-3 раза за учебный день. Практика показывает, что оптимально на уроке использовать 2 физкультминутки и одну физкультурную паузу. Но на уроках требующих значительной сосредоточенности внимания и деловой атмосферы целесообразно отказаться от занимательных упражнений. Предлагаем вашему вниманию различные упражнения для профилактики умственного и физического напряжения, формирования правильной осанки. Потягивание. Упражнения на потягивания очень важны в комплексе оздоровительной физической культуры, потому что они помогают снять напряжение, усталость, гораздо быстрее приободриться. При этом они не требуют большой частоты повторений. Достаточно проделать их по 1-2 раза. Потягивания, как и все виды растяжек, благоприятно влияют на позвоночник в целом, стимулируют процессы роста. 1. Сначала выправить осанку. Поднять руки вверх и потянуться, напрягая мышцы туловища, шеи и рук, приподнимаясь на носочки. Можно постараться дотянуться (не подпрыгивая) кончиками пальцев до потолка или воображаемого облака, звезды, макушки дерева. 2. Руки вытянуты вперед, туловище прогнуто в грудном отделе позвоночника. Движения медленные, но с усилием, как будто что-то тяжёлое хочется отодвинуть от себя. 3. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеча. Медленно с усилием руки отводятся назад, постепенно разгибаясь в локтевых суставах, как происходит потягивание утром, при освобождении от «пут сладкого сна». 4. Руки на поясе. С усилием свести локти вперед, выгибая весь позвоночник. А затем расслабиться, отводя руки в стороны.
Ходьба до известной степени оживляет и Жан-Жак Руссо Ходьба. Если условия в классе, в школе позволяют организовать эти упражнения, то не следует отказываться от них только потому, что они очень напоминают уроки физической культуры. Ходьба – прекрасный способ снять мышечное утомление ног, возникающее при длительном сидении, нормализовать кровообращение в нижних конечностях и малом тазу, улучшить кровообращение головного мозга, восстанавливая тем самым интеллектуальную работоспособность, отрегулировать деятельность кишечника. При этом не следует путать ходьбу как физическое упражнение с традиционным передвижением. Очень полезно во время прогулок в группах продленного дня выполнять все упражнения с ходьбой. Это помогает очень быстро восстановить работоспособность организма в целом, поднять настроение. Можно рекомендовать родителям некоторые упражнения, связанные с ходьбой для вечерних прогулок. 1. Ходьба на месте или с продвижением вперед. Вначале выправить осанку, проверив её при помощи любого из отмеченных выше способов. Подбородок слегка приподнять, расправить плечи, живот подтянуть. Длительность упражнения дома 1-2 минуты, в классе 10-15 сек. 2. Напряжённые руки вверх, ходьба на носках, через 4 счета – напряжённые руки вниз, ходьба на полной стопе. Упражнение повторить 3-4 раза. Руки и плечи поднимаются как можно выше. Это упражнение хорошо способствует растягиванию позвоночника, развивает координацию движений, ловкость. 3. Ходьба на носках, ноги в коленях слегка согнуты, руки на поясе, голова приподнята. Спину держать прямо. Длительность выполнения дома – 30 сек. - 1 минута, в классе 10-15 сек. 4. Медленная ходьба на носках с высоким подниманием бедра, руки на поясе. Упражнение можно выполнять на месте или с продвижение вперед. Это упражнение хорошо укрепляет мышцы спины и ног. 5. Для коррекции осанки во время ходьбы можно использовать книгу, а дома – мешочек с песком или солью (размеры 8х13см, 500 г). Груз на голове – ещё один вариант упражнения с элементом ходьбы. Именно это упражнение позволит проверить правильность осанки во время движения. 3.1.8. Профилактика близорукости
Ничего не может быть страшнее, как потерять зрение: это невыразимая обида, она отнимает у человека девять десятых мира. М. Горький Зрение только на 1/10 представляет собой физический процесс и на 9/10 является процессом психическим. Когда психика отдыхает, ничто не может утомить глаз. Когда же психика напряжена, ничто уже не может дать глазам отдыха, так как глаза являются орудием души, в котором она к тому же и отражается. Глаза меньше устают, когда читаем интересную книгу, и они устают почти сразу же, когда принимаемся за чтение книги скучной и трудной для понимания. Если вызвать в своем уме изображение хорошо знакомого предмета, который находится на таком расстоянии, что нельзя его видеть четко (при этом закрыть глаза и прикрыть их ладонями), припомнить все его подробности и затем - без всякого мысленного напряжения - открыть глаза, свободно и легко направив взгляд на предмет, предмет будет ясно и четко виден. Это свидетельствует о действии закона, раскрывающего взаимосвязь психики и зрения у человека. Согласно этому закону, чем больше сила нашего воображения, чем лучше наша память, тем лучше наше зрение, и наоборот. Глаз как орган заканчивает свое структурно-функциональное формирование лишь к 11-12 годам. В возрасте 6-7 лет, т.е. к моменту начала школьного обучения, орган зрения ребёнка находится в стадии интенсивного развития. Главная его особенность – наличие так называемой дальнозоркой рефракции. Наиболее физиологически правильной нагрузкой для такого глаза является рассматривание удаленных объектов. В школе большую часть учебного времени дети работают с книгой, тетрадью на близких от глаз расстояниях, что, конечно, провоцирует развитие различных патологических изменений глаза. Расстояние от учебной поверхности до глаза чаще всего составляет 25-30 см, или и того меньше – 6-10 см. Такие зрительные нагрузки провоцируют, по мнению специалистов, медиков, физиологов, сначала функциональные, а затем и структурные изменения глаза. В скором времени глаз ребенка адаптируется к работе на ближнем расстоянии, что позволяет ему работать без напряжения. В конечном итоге возникает близорукость, и глаз теряет способность к четкому видению вдаль. Близорукость (миопия) - нарушение зрения, при котором люди, подверженные этому заболеванию, плохо видят отдаленные предметы. Дальнозоркость (гипермитропия) -оптический недостаток глаза, при котором нарушена способность ясно видеть на близком расстоянии. Причиной данного нарушения зрения может служить относительная слабость преломляющего аппарата глаза, короткая передне-задняя ось глазного яблока. Вокруг глаза расположены 3 пары окологлазных мышц. Одна пара - косые мышцы, которые опоясывают глазное яблоко и при необходимости сжимают его в поперечнике, как бы удлиняя. Две пары прямых мышц при работе делают глазное яблоко немного сплющенным. Когда по каким-либо причинам происходит спазм косых мышц, развивается близорукость. Если перенапрягаются прямые мышцы, формируется дальнозоркость. В состоянии расслабления здоровый глаз будет правильно функционировать, подобно фотокамере, сокращая свою ось при рассматривании удаленных предметов и удлиняя при рассматривании близких предметов за счет изменения формы глазного яблока. Проблема зрения непосредственно упирается в проблемы школьного образования. Попадая в школу, ребенок ощущает на себе давление, принуждение к хорошей учебе. Само по себе принуждение, замкнутое пространство, невозможность реализовать потребность в активных движениях провоцирует развитие стресса, что вызывает напряжение глаз. Если при этом учесть напряженную работу ребенка под пристальным вниманием учителя, который нередко бывает несдержан, эмоционально возбужден, то опасность снижения зрения становится более реальной, так как ученик вынужден долгое время сидеть в одной и той же позе, не отвлекаясь и не разговаривая. Некоторые дети выносят условия школы лучше, другие хуже, но для значительной группы в любом случае школьная система – стресс, провоцирующий развитие патологических изменений зрения. Негативными сопутствующими факторами являются возникающие из-за несовершенного освещения блики рабочей поверхности стола, классной доски (при разглядывании ее с места), следы мела от предыдущих записей, что затрудняет чтение незнакомых надписей, как бы подернутых дымкой и др. Поскольку слова на доске очень важны для ребенка, то он начинает, например, косить, напрягая таким способом глаза для того, чтобы якобы лучше увидеть то, что там изображено. Но чем больше он прилагает усилий, тем хуже видит. Специфической особенностью этого процесса является и то, что человек даже с совершенным зрением при рассмотрении незнакомого объекта все равно напрягается. В исследованиях офтальмолога С. Н. Федорова отмечается, что, когда ребенок смотрит на незнакомые надписи на доске, удаленные географические карты, схемы, он становится миопиком, хотя зрение его при других обстоятельствах может быть абсолютно нормальным. Таким образом, когда глаз смотрит на незнакомый объект, то он всегда в большей или меньшей степени напрягается для лучшего его восприятия. Выход из создавшейся ситуации может быть найден в следующем: расширять зрительно-пространственную активность в режиме любого урока. Многолетняя практика использования упражнений, направленных на снятие напряжения глаз и профилактику глазных болезней, позволили освоить целую систему упражнений, в основу которых положены исследования Э. С. Аветисова, В. Ф. Базарного, Л. П. Уфимцевой, А. И. Поповой и др. Достичь положительных результатов нам помогли приемы, предложенные В. Ф. Базарным. Один из них заключается в максимальном удалении от глаз учебного дидактического материала Это так называемый режим «зрительных горизонтов». При длительной работе с учебником или выполнении письменных заданий (при активной зрительной работе на близких дистанциях) каждую четверть урока целесообразно предлагать учащимся рассмотреть дидактический материал, расположенный на достаточном удалении от глаз или изображенный мелким шрифтом. Размер такого учебного материала (сюжетные и предметные картинки, карточки с буквенным текстом, цифровой материал и т. п.) должен быть по высоте не менее 1 м, но не более 2-3 м. Такие изображения, видимые учеником на пределе зрительного различия, создают предпосылки для интенсивного зрительного сосредоточения вдаль. Это снимает напряжение с глазных мышц, долгое время работавших в режиме ближнего зрения. Можно проводить и специальные упражнения, которые, по мнению ученых, помимо тренировки зрения будут способствовать развитию ряда психических функций: зрительной памяти, произвольного внимания, наглядно-образного и логического мышления. Например: · учитель демонстрирует в течение нескольких секунд 7-9 мелких изображений предметов, затем убирает их и просит детей воспроизвести увиденное; · после кратковременного показа учитель незаметно для учащихся меняет местами две картинки и просит сказать, что изменилось; · используя иллюстрации из различных детских журналов, найти как можно больше различий между двумя похожими картинками; · в запутанном лабиринте из нескольких линий найти оба конца одной и др. Обязательным условием для выполнения этих упражнений является сохранение зрительно-пространственной активности, то есть смена расстояний до рассматриваемых предметов. Эффективным способом стимулирования зрительно-двигательной активности являются физкультурные минутки для глаз с помощью расположенных в пространстве комнаты ориентиров. Такие упражнения выполняются через 10-15 минут напряженного зрительного труда на близком расстоянии. Существуют различные приемы такого отдыха. Например: 1. В четырех верхних углах классной комнаты фиксируются яркие, привлекающие внимание детей образно-сюжетные изображения. Можно использовать сцены-иллюстрации из народных сказок, былин; пейзажи, сюжеты из жизни животных; иллюстрации на известные литературные произведения, сказания; комиксы, дорожные знаки госавтоинспекции и т.п. Средние размеры картин в пределах 0,5-1 стандартного листа – формат А4. Детали изображения должны быть четко различимы. Вместе картины могут составлять развивающийся в логической последовательности единый сюжетно-образный комплекс или просто соответствовать одной тематике (например, времена года, домашние животные, режим дня школьника и т.п.). Менять используемый комплекс иллюстраций на новый целесообразно не реже одного раза в две недели. Под каждой картинкой размещается в соответствующей последовательности одна из цифр: 1-2-3-4. Выполнять упражнения лучше в положении стоя при сохранении правильной осанки. Под команды учителя «раз-два-три-четыре» и т.д. учащиеся фиксируют взгляд на иллюстрации, соответствующие данной цифре. При этом они совершают синхронно-сочетанные движения глазами, головой, туловищем, не отрывая ног от пола. Продолжительность фиксации одного изображения в самом начале таких упражнений составляет в среднем 2 секунды. Постепенно время такой фиксации сокращается до 1 секунды. Необходимо стремиться к тому, чтобы через 2-3 недели дети могли за 3-4 секунды сделать полный оборот, при этом не просто механически «пробежать» глазами, но и успеть осознанно увидеть все четыре сюжета. Данный момент является принципиальным. Режим счета через 30 секунд меняется на противоположный: «четыре-три-два-один». В заключительной части упражнений с использованием такого «тренажа» (30-40 секунд) режим счета задается в случайной последовательности: «один-три-четыре-два», «два-один-три-четыре» и т.д. Общая продолжительность всего комплекса упражнений занимает в среднем 1,5 минуты. Апробация вышеизложенной методики позволила подвести описанный механизм под чисто дидактические приемы, повышающие эффективность познавательного процесса. Например, на разной высоте на стенах классной комнаты развешиваются мелкие, сюжетные и предметные картинки (размер изображения не более 3-3,5 см.), карточки с буквами, слогами, словами (размер букв 1 см.) и т.д. По просьбе учителя учащиеся встают и начинают отыскивать глазами местоположение той или иной картинки. Так учитель загадывает загадки, а ученики должны найти картинку-отгадку. Или предлагает решить выражение, а на карточках, расположенных на стенах, найти ответ. Или дает задание составить предложение из слов, написанных на карточках, размещенных в разных местах классной комнаты. 2. Еще один вариант расширения зрительно-пространственной активности учащихся – использование разного рода траекторий, по которым дети «бегают» глазами. Во весь лист ватмана изображаются какие-либо цветные фигуры: овал, восьмерка, волна, зигзаг, спираль (толщина линии 1 см). Такой плакат размещается в любом удобном месте. При этом каждому упражнению желательно придавать игровой характер. Например, в начале любой фигуры прикрепляется кораблик и предлагается проследить, как он будет плыть по заданной траектории.
Рис. 1. Образцы траекторий
Можно рекомендовать и такие упражнения для глаз, которые хорошо сочетаются с физическими упражнениями. Например, «Веселые человечки». На карточках, которые показывает учитель, схематично изображены человечки, выполняющие различные гимнастические упражнения (наклоны головы и туловища, отведение рук или ног в сторону, приседания и т.д.). Размер изображения 1-2 см. Дети должны вначале рассмотреть человечка, а затем повторить его движения.
Рис. 2.Веселые человечки
Использование бумажных офтальмотренажеров. Например, на доске расставлены: · Пирамидки (5-6 штук). Задания: найди глазами две одинаковые пирамидки; сосчитай, сколько во всех пирамидках колец красных, черных, зеленых и т.д.; сколько у пирамидок колпачков красных, зеленых, желтых и т.д.; сколько всего колец у всех пирамидок; сколько всего колпачков; как быстрее сосчитать? Меняя варианты заданий, пирамидки можно использовать довольно часто.
Рис. 3. Схема универсальных символов
· Тарелки с разноцветными кружками. Задания: найди две одинаковые тарелки; найди такую тарелку, где есть цвет, который в других не повторяется и др. · Коврик. Задания: составь узор по своему замыслу (каждый ученик закрепляет только одну деталь на коврике). После составления узора варианты заданий различны: сколько всего фигур на коврике; сколько кругов; сколько четырехугольников; сколько треугольников? И т.п. · Витражи в домике (задания аналогичные тем, что в предыдущем пункте). · Цветовые карточки, цветное табло на таблице или магнитном моделеграфе.
Рис. 4. Бумажные офтольмотренажеры
С помощью таких приемов развиваются зрительно-моторная реакция, чувство локализации в пространстве, стереоскопическое зрение, различительно-цветовая функция. В педагогическом процессе гимназии активно используют еще одну методику – схему универсальных символов (СУС). Дети эту схему называют «зрительным кругом». Оптимальное место схемы – на стене над доской, но можно выполнить её и на боковой стене. Каждая траектория изображается разным цветом. Это делает схему яркой и привлекающей внимание. Упражнение выполняется коллективно и только стоя. Для индивидуального пользования можно использовать соответствующие плакаты. Дети, фиксируя взором траектории, в начале учатся «обходить» схемы, а затем «оббегать». Каждое движение повторяется примерно 5-6 раз по каждой линии. Достаточно скоро школьники приучаются выполнять подобные упражнения самостоятельно без указаний учителя. Одним из нетрадиционных мы считаем подход, когда упражнение выполняется с закрытыми глазами, по мысленно воображаемым траекториям. Полезно это упражнение выполнять и дома – в перерывах между домашними заданиями, просмотром телевизора, чтением книг.
Рис. 5. А так мы работаем со «зрительным кругом» В гимназии используются специальные упражнения для глаз, которые предложил профессор Э. С. Аветисов: · Исходное положение – сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, затем открыть глаза на 3-5 секунд. Кратность повторений – 5-7 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаза. · Исходное положение – сидя. Моргать быстро в течение 20-30 секунд. Упражнение улучшает кровообращение. · Исходное положение – сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать верхнее веко, через 1-2 секунды снять пальцы с век. Повторить 3-4 раза. Упражнение улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости, однако его целесообразно выполнять дома, после мытья рук. Это требование важно применять ко всем упражнениям, выполнение которых связано с массажем. · Исходное положение – сидя. Закрыть веки, массировать их с помощью лёгких круговых движений пальца. Повторить в течение 20-30 секунд. Упражнение расслабляет мышцы глаза и улучшает кровообращение. · Исходное положение – стоя. Смотреть перед собой 2-3 секунды, поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см. от глаза, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3-5 секунд, опустить руку. Повторить 5-6 раз. Упражнение снижает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии. · Исходное положение – стоя. Смотреть на конец пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз до тех пор, пока палец не начнет двоиться. Повторить 4-6 раз. Упражнение облегчает зрительную работу на близком расстоянии. Приведенные упражнения полезно сочетать с вращательными движениями головы, её наклонами вперед, назад и в стороны. Эти движения нужно делать в медленном темпе и с большей амплитудой. Использование различных гимнастических упражнений для зрения не только обеспечивает оптимальную зрительно-двигательную активность, но и снимает синдром однообразия и привыкания, которые утомляют младших школьников. Тогда учащиеся с удовольствием будут выполнять все упражнения, которые способствуют повышению функциональных резервов зрения у детей и тем самым предотвращают возникновение патологических изменений глаз. На основе опыта практической апробации профилактических упражнений – в рамках научного исследования ученика Ю. Ким по проблеме патологических изменений зрения – в гимназии были разработаны рекомендации для учителей и родителей. Анализ и изучение литературы позволили юному автору разработать профилактические игры для учащихся начальной школы. Игры-упражнения в качестве ведущей цели определяют формирование умений, направленных на развитие и укрепление глазных мышц, мышц позвоночника и шеи, сохранение их оптимальной функциональности. Игра 1. «Мороз и солнце» В начале игры детям объясняется, что при слове «мороз» все застывают, а при слове «солнце» - расслабляются и часто моргают глазами. В ходе игры детям даются следующие команды: 1. Поднять глаза вверх, пытаясь увидеть брови. Ведущий (учитель или один из учеников) тут же произносит слово «мороз», через 7-10 сек. произносит слово «солнце». 2. Опустить глаза вниз, пытаясь увидеть подбородок. Аналогично первой команде ведущий громко произносит слова «мороз» и «солнце»с интервалом 7-10 сек. 3. Предложить увидеть левое ухо без поворота головы. Произносятся слова, как и в первых предыдущих ситуациях. 4. То же, что и в пункте 3, но увидеть правое ухо. После данных упражнений, направленных на укрепление глазных мышц, можно предложить детям сделать медленные круговые движения головы с закрытыми глазами. Игра 2. Кораблики в море До начала игры объяснить детям значение слов «штиль», «бриз», «шторм». Штиль (безветрие). При этом слове руки (паруса) поднимаются вверх, голова откинута назад, дети поднимаются на носки. Потянуть все тело за руками вверх. Данные движения сопровождать словами: Руки вверх, как будто мачта. Штиль – безветрие кругом. Бриз (легкий ветерок). Сцепить прямые руки над головой в замок, выпрямить спину, ноги на ширине плеч. Затем медленно раскачиваться влево-вправо, вперед-назад: Бриз – раздулся сильно парус, Обдуваем ветерком. Шторм (сильная буря на море). Расставить ноги шире плеч, перенести вес тела, помогая руками, на левую ногу, оторвав правую ногу от земли, и наоборот. Затем делать глубокие наклоны вперед-назад: Ветерок вовсю крепчает, Лодку нашу так качает. Шторм идет. Боимся мы Набегающей волны. В работе Ю. Ким игровая деятельность рассматривается как одна из разновидностей тренингов, в которых могут формироваться различные навыки профилактических упражнений. Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья
3.1.9. Профилактика плоскостопия Нет друга, равного здоровью. Индийская мудрость Плоскостопием называется деформация, заключающаяся в частичном или полном опущении продольного или поперечного (а иногда и обоих) сводов стопы. Специалисты различают пять видов плоской стопы: врожденную, рахитическую, паралитическую, травматическую и статическую. Врожденная плоская стопа встречается сравнительно редко (по Т. С. Зацепину, она составляет 11,5% других врожденных деформаций стопы). Причиной ее являются пороки развития зародыша, амниотические перетяжки, недоразвитие или отсутствие малоберцовой кости, а также другие пороки развития. Врожденная плоская стопа чаще всего сочетается с одновременной вальгусной деформацией. Резко выраженные формы плосковальгусной стопы носят название врожденной наружной косолапости. Рахитическое плоскостопие наблюдается у детей дошкольного возраста, страдающих рахитом; при этом часты и другие рахитические деформации. Плоскостопие при рахите является следствием мягкости костей и их пониженной сопротивляемости, а также общего ослабления мышечно-связочного аппарата. Стопа становится податливой и под влиянием нагрузки собственного тела переходит из положения супинации в пронационное: передний отдел стопы отводится, а своды ее опускаются. Профилактика и лечение рахитического плоскостопия тесным образом связаны с профилактикой и лечением рахита. Паралитическое плоскостопие возникает как следствие полиомиелита. Степень плоскостопия зависит от степени паралича и количества пораженных мышц. Плосковальгусная стопа образуется после полиомиелита, как правило, при параличе одной или обеих большеберцовых мышц при удовлетворительной функции всех остальных мышц голени. Травматическое плоскостопие может образовываться в результате переломов различных костей предплюсны, но чаще всего это следствие неправильно сросшихся переломов лодыжек. Статическое плоскостопие – самый распространенный вид плоскостопия. Основными причинами возникновения его являются слабость мышечного тонуса (у детей), чрезмерное утомление в связи с длительным пребыванием на ногах при определенных профессиях (у взрослых). Главной силой, поддерживающей свод стопы на нормальной высоте, являются мышцы – супинаторы – передняя и задняя большеберцовые мышцы, мышцы – флексоры, особенно длинный сгибатель большого пальца. Ослабление супинаторов ведет к опущению медиального края стопы. Связочный аппарат при этом растягивается, а ладьевидная кость перемещается вниз и внутрь. Приобретённое плоскостопие нередко бывает и результатом избыточной массы тела, ношения чрезмерных тяжестей, использования бесформенной, твёрдой обуви без каблука. В быту мы часто сталкиваемся с пренебрежительным отношением к плоскостопию как заболеванию. Принято считать, что особой проблемы для здоровья в этом нет. Но при плоскостопии с возрастом у человека появляются боли в спине и голеностопных суставах во время ходьбы, при выполнении какой-либо физической работы, беге; резко возрастает утомляемость, и, как следствие, снижается работоспособность. Клиническая картина продольного плоскостопия характеризуется появлениями боли и изменениями очертаний стоп. При слабовыраженном плоскостопии (1 степень) появляется утомляемость в ногах, болезненность при надавливании на стопы или середину подошвы. Походка теряет пластичность. К вечеру может появиться отечность на тыле стоп, симулирующая сердечную недостаточность. Для выраженного плоскостопия (2 степень) характерны более постоянные и сильные боли в стопах, в области лодыжек, в голенях. Походка значительно теряет эластичность и плавность. Продольный свод, сниженный без нагрузки, еще более снижается при нагрузке. Затрудняется подбор обуви. При резко выраженном плоскостопии (3 степень) наблюдаются постоянные боли в стопах, голенях, часто в пояснице. Внешний продольный свод при нагрузке и без нее не определяется. Стопа принимает вальгусное положение и не поддается коррекции руками, пятка распластана, округлой формы, контуры ахиллова сухожилия сглажены, суставы стопы тугоподвижны, стопа и голеностопный сустав отечны. Ходьба затруднена, трудоспособность снижена. Ношение обуви массового производства невозможно. Для раннего выявления и своевременного проведения ортопедических мероприятий у детей рекомендуется систематический визуальный профилактический осмотр сводов стоп. В случае необходимости специалисты проводят более тщательную диагностику стопы с определением силы мышц голени и стопы, а также с применением электромиографии, рентгенографии, плантографии. Последний метод является самым простым и доступным при массовом обследовании детей. Плантография – метод получения отпечатков стоп с помощью плантографа. Плантограф простейшей конструкции – деревянная рамка высотой 2 см и размером 40х40 см, сверху натянуто полотно и поверх него – полиэтиленовая пленка. Полотно смачивается тушью. Под плантограф кладется лист чистой бумаги, ребенок встает на поверхность плантографа и на листе остается отпечаток стопы. В плантограмме на отпечаток стопы наносятся две линии: первая линия МН соединяет середину пятки со вторым межпальцевым промежутком, вторая линия МК - середину пятки с серединой основания пальцевой фаланги 1 пальца (рис 1). Для того чтобы проверить стопу в домашних условиях следует смочить стопы ног водой и встать на бумагу, которая легко впитывает воду. Проявившийся отпечаток нужно обвести карандашом и сравнить его с рисунком правильной стопы. Исправлять плоскостопие всегда сложнее, чем предупредить, поэтому при организации и проведении гимнастических упражнений с детьми следует использовать и упражнения для профилактики плоскостопия.
Следует также помнить, что на поверхности стопы, как и тыльной стороне ладоней, находятся чувствительные зоны, активизация которых при различных двигательных упражнениях, массаже, растирании благотворно влияет не только на физиологию стопы, но и на общее состояние организма. В учебном процессе можно использовать массажные коврики, сшитые из плотных натуральных тканей (фланель, драп, льняное полотно). На массажном коврике должны быть обозначены четыре зоны: две активные и две пассивные. Размер каждой зоны – больше размера стопы ребёнка в 1,5 раза. На активные зоны «негусто» нашиваются пуговички разных размеров и конфигураций. Лучше использовать пуговицы, изготовленные из натуральных материалов: кости, дерева.
Рис. 2. Массажные коврики для ног
Во время урока ноги ребёнка без обуви в носочках (в холодное время года следует использовать теплые носочки) находятся на массажном коврике. Коврики удобно хранить в личном шкафчике ученика или после урока складывать на нижнюю перекладину или сиденье парты. С целью гигиены раз в месяц коврики следует стирать или чистить. Конечно, можно использовать и специальные резиновые массажные коврики, продающиеся в магазине. Но они довольно холодные и изготовлены из синтетических материалов, поэтому их использование менее благоприятно для здоровья ребенка. Date: 2016-07-22; view: 1071; Нарушение авторских прав |