Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Системы набора корпусов





 

Конструкция корпуса должна обеспечивать водонепроницаемость и достаточную прочность судна. Корпус, испытывая действие сил собственного веса судна и сил давления воды, которые распределяются по длине неравномерно, может получить изгиб.

Способность судна сопротивляться изгибающим нагрузкам называется продольной прочностью.

Кроме продольного изгиба судна, под действием давления воды, груза, механизмов и другого судового оборудования возникает местная деформация днища, бортов и настила в поперечном направлении.

Способность судна противостоять усилиям, вызывающим деформацию корпуса в поперечном направлении, называется поперечной (местной) прочностью.

При чрезмерных нагрузках может произойти разрушение корпуса. Чтобы этого не случилось, листы обшивки подкрепляют набором - продольными и поперечными балками.

Расчеты прочности корпуса судна в целом и отдельных его частей производятся по специальным законам судостроения. При этом максимальные напряжения (нагрузки), возникающие в судовых конструкциях, не должны превышать допустимую величину, обеспечивающую необходимый запас прочности.

Совокупность продольных и поперечных балок, образующих каркас судна, называется судовым набо­ром корпуса.

Продольные и поперечные балки судового набора располагаются в определенной последовательности, называемой системой набора. В зависимости от соотношения продольных и поперечных балок системы набора подразделяются на: продольную, поперечную и комбинированную.

Рис. 4. Устройство корпуса маломерного судна

1 - форштевень

2 - киль

3 - стрингер

4 - бортовая обшивка

5 - транец

6 - шпангоут

7 - бимс

8 – палуба

 

Рис. 5. Элементы набора деревянного корпуса маломерного судна

1 - обшивка

2 - палуба

3 - бимс

4 - шпангоут

5 - сидения

6 - транец

7 - место крепления мотора

8 - бортовой стрингер

9 - привальный брус

10 - скуловой стрингер

11 - киль

12 - днищевые стрингеры

Элементы набора

 

Продольными элементами (балками) судна являются:

Киль - продольная балка днищевого набора, проходящая посередине ширины судна;

Стрингеры - продольные балки днищевого и бортового набора. В зависимости от места расположения они бывают: бортовые, днищевые и скуловые;

Карлингсы - продольные подпалубные балки;

Продольные ребра жесткости - продольные балки меньшего профиля, чем у стрингеров и карлингсов. По месту расположения они называются подпалубными, бортовыми или днищевыми и обеспечивают же­сткость наружной обшивки и настила палубы при продольном изгибе.

Поперечные элементы (балки) судна:

Флоры - поперечные балки днищевого набора, протянувшиеся от борта до борта. Они бывают водонепроницаемые, сплошные и бракетные;

Шпангоуты - вертикальные балки бортового набора, которые соединяются внизу с флорами при помо­щи книц. Кница - это деталь из листовой стали треугольной формы, используемая для соединения различных деталей корпуса. На малых судах (лодках) флоры могут отсутствовать и шпангоуты являются цель­ными балками бортового и днищевого набора.

Бимсы - поперечные балки подпалубного набора, проходящие от борта до борта. При наличии вырезов в палубе бимсы разрезаются и называются полубимсами. Они одним концом соединяются со шпангоутом, а другим крепятся к массивному комингсу, который окаймляет вырез в палубе, с целью компенсации ослабления палубного перекрытия вырезами.

На рис. 4 изображено простейшее устройство корпуса маломерного судна с указанием основных элементов набора, а на рис. 5 представлен более полный набор корпуса деревянной моторной лодки.

Шпангоуты судна нумеруются от носа к корме. Расстояние между шпангоутами называется шпацией.

Вертикальные, отдельно стоящие стойки круглого или иного сечения, называются пиллерсами.

Пиллерс служит для подкрепления палубы и в своей нижней части упирается в места пересечения флор (шпангоутов - на малых судах) с днищевыми продольными балками (киль, стрингер, кильсон), а в верхней части - бимсов с карлингсами. Установка пиллерса показана на рис. 6

Рис. 6. Установка пиллерса.

 

 

Рис. 7. Комбинированная система набора

Рис. 8. Набор корпуса катера

Вертикальные или наклонные балки, являющиеся продолжением киля называются штевнями (в носо­вой части - форштевень, в кормовой ахтерштевень).

Корпус судна может быть разделен на отдельные отсеки при помощи поперечных и продольных водо­непроницаемых переборок.

Крайняя носовая часть судна между форштевнем и первой переборкой называется форпик, а крайний кормовой отсек - ахтерпик.


У моторных лодок водонепроницаемая конструкция у транца, образующая нишу и предназначенная для размещения лодочного мотора, называется моторной нишей.

Моторную нишу, расположенную выше уровня воды и снабженную шпигатами - отверстиями для слива воды, называют нишей-рецессом.

Для более полного представления об элементах набора корпуса на рис. 7 изображен поперечный раз­рез сухогрузного судна с комбинированной системой набора, а на рис. 8 набор корпуса металлического катера «Чибис».

Наружная обшивка. Наружная обшивка судна обеспечивает водонепроницаемость корпуса и одновре­менно участвует в обеспечении продольной и местной прочности судна. На металлических судах обшивка состоит из стальных листов, располагаемых длинной стороной вдоль судна. Кроме стальных листов, осо­бенно на металлических моторных катерах и лодках используются листы из алюминиевых сплавов. Со­единение листов обшивки производится при помощи заклепок и сварки встык.

Ряд листов обшивки, идущий вдоль судна, называется поясом. Верхний пояс бортовой обшивки назы­вается ширстреком, а ниже идут бортовые поясья и на скуле - скуловой пояс. Средний днищевой пояс на­зывается горизонтальным килем. Линия соединения одного пояса с другим называется пазом, а место со­единения листов друг с другом в одном поясе - стыком.

Размеры листов и их толщина различные и зависят от конструкции судна, его размеров и назначения.

Для обшивки катеров, моторных, парусных и гребных лодок очень часто используются древесные ма­териалы, древеснослоистые пластики, стеклопластики, текстолиты и другие материалы, отвечающие по своим свойствам и прочности требованиям судостроения.

Палубный настил. Палубный настил обеспечивает водонепроницаемость корпуса сверху и участвует в обеспечении продольной и местной прочности судна.

Наибольшая нагрузка при продольном изгибе приходится на настил в средней части судна, поэтому ли­сты палубы в оконечности несколько тоньше, чем в районе мидельшпангоута. Листы настила располага­ются длинной стороной вдоль судна, параллельно диаметральной плоскости, а крайние поясья левого и правого бортов - вдоль бортов, они называются палубными стрингерами и имеют большую толщину. Па­лубный стрингер соединяется с ширстреком при помощи клепки, сварки или склеивания в зависимости от материала листов настила.

Люки, горловины. Люки и горловины ослабляют прочность палубы, в их углах возникает концентра­ция напряжений, способствующая появлению трещин. В связи с этим углы всех вырезов в обшивке кор­пуса закругляют, а листы палубного настила по углам вырезов делают более прочными.

Для подкрепления палубы, ослабленной вырезами, и предотвращения попадания воды в люк по краям выреза делают прочный и высокий комингс, имеющий устройство для закрытия люка (горловины).

Комингс окаймляет и вырезы в переборках, комингсом также называют часть переборки под дверной проем.

Фальшборт и леерное ограждение. На морских, речных и современных прогулочных судах для предохранения людей от падения за борт открытые палубы имеют фальшборт или леерное ограждение.

Фальшборт (рис. 9) представляет собой, как правило, стальной пояс бортовой обшивки. Он устанавливается на низко расположенных палубах, подверженных заливанию водой в штормовую погоду.


 

Рис. 9. Фальшборт.

/ - контрфорс;

2 - фальшборт;

3 - планширь;

4 - стойка жесткости.

 

 

С внутренней стороны фальшборт подкрепляется стойками, которые называются контрфорсами и устанавливаются через две - три шпации. Для увеличения прочности фальшборта между его стойками ино­гда привариваются ребра.

По верхней кромке фальшборта укрепляется полоса, которая называется планширем. Часто эту поло­су покрывают деревянным брусом.

Для стока за борт воды, попадающей на палубу во время шторма, в фальшборте делаются вырезы - штормовые портики.

Учитывая, что полному удалению воды через штормовые портики препятствует угольник палубного стрингера, то для полного стока воды с палубы за борт делаются шпигаты - вырезы в выступающей над палубой кромке ширстрека и в угольнике палубного стрингера.

Леерное ограждение (рис. 10) состоит из вертикальных стоек, соединенных между собой туго натянуты­ми тросами (леерами) или цепями. Стойки могут соединяться между собой двумя, тремя или четырьмя ря­дами горизонтальных круглых прутьев, чаще всего стальных. Эти горизонтальные прутья называются релингами.

Рис. 10. Леерное ограждение (съемное).

 

Надстройки и рубки. Надстройками называются все закрытые помещения, расположенные выше верх­ней палубы от борта до борта. Носовая надстройка называется баком, кормовая - ютом. Средняя надстройка специального названия не имеет.

Надстройка, имеющая ширину меньше ширины судна, называется рубкой. Например, штурманская рубка.

Конструкция палуб и бортов надстроек и рубок подобна конструкции остальных палуб и бортов на су­дах. Бортовая обшивка и переборки надстроек, как правило, имеют меньшую толщину и могут отличаться материалом от корпуса.

Грузоподъемность G можно рассчитать по формулам, а можно определить и опытным путем. Для это­го на судно при водоизмещении порожнем, но со снабжением и запасом горючего, последовательно помещают груз до достижения судном ватерлинии, соответствующей минимальной высоте надводного борта. Масса помещенного груза соответствует грузоподъемности судна.

Пассажировместимость.

Под пассажировместимостью понимается количество людей, разрешенное к размещению на судне в данных условиях плавания.Пассажировместимость зависит от грузоподъемности:

Скорость. Скорость - это расстояние, проходимое судном за единицу времени. На морских судах скорость измеряется в узлах (миля в час), а на судах внутреннего плавания - в километрах в час (км/ч).

Судоводителю маломерного судна рекомендуется знать три скорости: наибольшую (максимальную), которую судно развивает при максимальной мощности двигателя; наименьшую (минимальную), при которой судно слушается руля; среднюю - наиболее экономную при сравнительно больших переходах..


Скорость определяется на мерной линии (рис. 11).

Мерная линия состоит из трех створов, два из которых (АА1и ББ1) - поперечные секущие, а один (ВВ1) - ведущий. При этом расстояние между секущими створами (S) должно быть измерено как можно точнее, а сами эти створы были строго параллельны друг другу и перпендикулярны ведущему створу.

Рассмотрим пример определения скорости катера при максимальной мощности двигателя.

Судоводитель, начиная движение судна из точки «в» по ведущему створу ВВ1, развивает предельное число оборотов до пересечения с секущим створом АА1. Когда катер на уровне судоводителя пересечет створ АА1в точке «а», включается секундомер. В точке «б» секундомер останавливается и его показания записываются.

По известному расстоянию S и времени его прохождения t рассчитывается скорость V.

Аналогичный маневр повторяется судоводителем и в обратном направлении. Это позволяет исключить влияние течения. Окончательная скорость катера при максимальной мощности получается по среднему результату двух пробегов «туда» и «обратно».

При этом округление полученного результата производится до меньшего целого числа. На маломерном судне наличие оборудованных сидячих мест должно соответствовать установленной для данного судна пассажировместимости.

Пассажировместимость ориентировочно можно рассчитать по формуле:

где К - эмпирический коэффициент, принимаемый равным:

для моторных и гребных лодок - 1,60;

для катеров - 2,15

Рис. 11. Мерная линия.

Предположим, что при S - 500 м судоводитель определил время t1- 46,0 сек. и t2= 54,8 сек. Нужно оп­ределить максимальную скорость.

По этому же принципу определяются наименьшая и средняя скорости судна. Все три вида скоростей возможно определить как с одним водителем, так и с полной загрузкой судна.

При отсутствии стационарной мерной линии, судоводитель может ее оборудовать самостоятельно, ис­пользуя в качестве створов фанерные щиты и вехи, тщательно измерив расстояние между секущими ство­рами. Однако использовать для определения скоростей расстояния, снятые с карты между буями (веха-! ми), являющимися судоходной обстановкой, не рекомендуется, т.к. они могут быть снесены течением, вол­ной или проходящими судами.

С относительной точностью скорости можно определять, совершая пробеги на маломерном судне меж­ду одними и теми же точками двух удаленных причалов (пирсов), если расстояние между ними точно из­мерено, либо может быть снято с карты (плана).

Автономность и дальность плавания. Во время эксплуатации судна расходуются топливо, питьевая во­да, продукты и другие судовые запасы. Способность судна находиться в течение определенного времени в плавании без пополнения запасов называется автономностью плавания. Автономность плавания измеря­ется, как правило, в сутках и зависит от типа судна и характера его эксплуатации. При этом для маломер­ных судов автономность плавания колеблется в значительных временных пределах, т.к. на моторной лод­ке или катере уже через несколько часов движения запасы топлива могут быть израсходованы и без их по­полнения дальнейшее плавание невозможно.

Под понятием дальность плавания для маломерного судна целесообразно считать расстояние, которое судно способно пройти, использовав полностью максимальный запас топлива.







Date: 2016-07-22; view: 1974; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.02 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию