Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Обучение восприятию музыки 4 page
Занятие 5 Школьники учатся воспринимать марш и вальс только на слух (зрительное восприятие клавиатуры и исполнителя исключается). Музыкали| ный материал не меняется. Учитель предлагает послушать марш. После прослушивания дети нш| зывают произведение и поясняют свой ответ: музыка бодрая, в умерен»:! ном темпе, громкая. Затем учитель предлагает послушать вальс. Учащиеся воспринимаю! музыку только на слух, после чего аргументируют, что слушали вальс, по> ij тому что музыка спокойная, плавная, в умеренном темпе. Учитель сообщает: «А теперь я не скажу, что буду играть: марш илй! вальс. Узнайте сами. Отвернитесь!» Дети слушают каждую пьесу не мф! нее двух-трех раз. После прослушивания они каждый поворачиваютш к учителю и отвечают на два вопроса: «Что это: марш или вальс?» и «П<>> чему вы так думаете?» (При ответе на второй вопрос учащиеся хараКТчН ризуют музыку.) Если ученики отвечают неуверенно, то они проверяв!1 себя еще раз: слушают пьесу стоя или сидя лицом к инструменту. Занятие 6 Учащиеся сразу определяют на слух марш и вальс при прослушивании их в исполнении учителем. Музыкальный материал не меняется. Занятия 7—8 Первоклассники слушают в грамзаписи фрагменты из «Марша» С. Прокофьева и «Вальса» П. Чайковского. Занятия проводятся аналогично пятому и шестому. Занятия 9—16 Эти занятия аналогичны занятиям 1—8. Дети слушают, сравнивают и узнают «Марш» С. Прокофьева и «Песню о школе» Д. Кабалевского. Музыка песни характеризуется как спокойная, в умеренном темпе, негромкая. Учитель исполняет песню, аккомпанируя на фортепиано. Первоклассники еще не знакомы с понятием песенности в музыке, поэтому на этом этапе обучения для них песня связана с пением. На последующих занятиях дети слушают, сравнивают и учатся узнавать «Вальс» П. Чайковского и «Песню о школе» Д. Кабалевского, затем «Вальс» П. Чайковского, «Песню о школе» Д. Кабалевского и «Марш» С. Прокофьева (при выборе из трех). Вчетвертых-пятых классах глухие ученики слушают музыкальные произведения (или фрагменты из них), объединенные по тематике, например «Сказки в музыке», «Природа в музыке», «Музыка о детях и для детей», «Народная музыка», «Знакомимся с музыкальными инструментами», «Музыкальная жизнь страны: концертные залы, музыка театра, кино». В прослушанных произведениях (или фрагментах) они определяют характер (радостный, грустный, торжественный, взволнованный), средства музыкальной выразительности (доступные звуковысотные, темповые, динамические, тембровые отношения). Особое внимание уделяется развитию восприятия тембровых отношений при прослушивании музыкальных произведений в грамзаписи в раз- пом исполнении (фортепиано, скрипка, труба и др.; симфонический оркестр, оркестр народных инструментов и т.д.; мужской, женский, детский хор). У учеников закрепляют умения вычленять солирующий голос или инструмент, различать коллективное и сольное, вокальное, вокально-инструментальное и инструментальное исполнение. Важное значение придается развитию представлений учащихся о связи музыки с другими искусствами, их взаимосвязи с жизнью. Учащиеся подбирают к прослушанной музыке близкие по настроению произведения изобрази тельного искусства, знакомые им фрагменты литературных произведений, чаще стихотворения. На занятиях в средних классах продолжается ознаком» ление учащихся с авторами и исполнителями музыки. Ученики (с помощью учителя, воспитателя) готовят краткие со«общения о музыке и музыкантах на основе статей из журна лов, глав из книг о музыке для детей. Методикой развития восприятия музыки предусматрива* ется, как и в младших классах, сопоставление фрагменте) из музыкальных произведений или небольших пьес (песе: различного характера в условиях ограниченного выбора (трех-пяти), узнавание неоднократно прослушанных пы развитие умений проводить элементарный анализ вперв: услышанной музыки (определять ее характер, доступн: средства музыкальной выразительности). Примерный музыкальный материал включает русские народные песни, например хороводно-игровые («Во поло береза стояла»), плясовые («Из-под дуба, из-под вяза»), трудовые («Дубинушка»), обрядовые («Ты река ль, моя ре» ченька»), городские («Вечерний звон»), произведения классической и современной музыки, например: Р. ГЦед - рин. «Озорные частушки»; К. Сен-Санс. Фрагменты иа сюиты «Карнавал животных»; М. Глинка. «Камарин"! екая»; П. Чайковский. Пьесы из сборника «Времеш» года»; К. Косенко. «Дождик»; А. Алябьев. «Соловей»; Г. Свиридов. «Зима»; Ф. Шуберт. «Форель»; М. Глинка. «Жаворонок»; И. Дунаевский. «Скворцы прилетели»; Д. Кабалевский. «Упрямый братишка»; С. Прокофьев, «Болтунья», «Сказочка»; М. Мусоргский. «Картинки с выставки»; М. Глинка. «Жаворонок»; С. Рахманинов. «Весенние воды»;Р. Шуман. Пьесы из «Альбома для юношества»; фрагменты из оперы Н. Римского-Корсакови «Сказка о царе Салтане», балета П. Чайковского «Лебединое озеро», балета С. Прокофьева «Золушка»; песни для детей. В процессе обучения особое значение придается объяснению учителя, которое должно быть содержательным, понятным детям, кратким и эмоциональным. Не надо перегружать рассказ или беседу множеством фамилий, собы - тий, которые не имеют принципиального значения для усвоения детьми изучаемой темы. Работа по развитию речи, усвоению терминов на музыкально-ритмических занятиях проходит аналогично общеобразовательным урокам в школе для глухих детей. Рекомендуется пользоваться книгами о музыке для слышащих детей с учетом специфики контингента глухих учащихся, прежде всего уровня их общего и речевого развития и возможностей восприятия музыки. Рекомендуем следующие книги: В. Васина-Гроссман «Первая книжка о музыке»; С. Газарян «В мире музыкальных инструментов»; М. Зильберквит «Мир музыки»; Д. Кабалевский «Про трех китов и многое другое», «Как рассказывать детям о музыке»; «Книга о музыке» сост. О. Очаковской, «Беседы об опере» Б. Покровского; сборники: «Ровесники. Беседы о музыке для юношества», «Музыканты», «Пионерский музыкальный клуб»; «Книгао русской опере» А. Соловцова; учебники для музыкальных школ «Музыкальная литература» В. Владимирова, А. Лагутина; «Музыкальная литература зарубежных стран» И. Прохорова; «Советская музыкальная литература» И. Прохорова, Г. Скудина; «Русская музыкальная литература» Э. Смирнова. Отметим, что работа по одной теме может проходить в течение учебной четверти. Желательно, чтобы знакомство с музыкальным произведением, его автором, предполагающее определенную беседу, проводилось в заключительной части занятия (не более 15 мин). В дальнейшем работа по развитию восприятия музыки по данной теме, включающая обучение различению и опознаванию на слух фрагментов произведений в условиях ограниченного выбора, может проводиться в любой части музыкально-ритмического занятия и занимать не более 10 мин. Желательно, чтобы тематически слушание музыки было связано с материалом по мелодекламации. Например, одновременно при слушании музыки по теме «Природа в музыке» можно разучить с детьми песню «Осень» (музыка Ц. Кюи, стихи А. Плещеева) или русскую народную песню «Как на тоненький ледок»; при знакомстве с творчеством В. Моцарта — разучить его песню «Колыбельная», Л. Бетховена «Сурок». Приведем примерные беседы и рассказы о музыке по теме «Природа в музыке».1 1 Здесь представлен примерный текст бесед, который можно уточнить в зависимости от уровня общего и речевого развития учащихся. Предлагаемый музыкальный материал следует также рассматривать как примерный. Материал рассчитан на несколько занятий. По данной тб| ме ученики знакомятся с пьесами П.И. Чайковского из алы бома «Временагода». Учитель предлагает: — «Ребята, посмотрите на портрет и вспомните фамилию композите1 ра. Да. Это Петр Ильич Чайковский. Он очень любил природу и написа/ альбом «Времена года». Сборник «Времена года» состоит из 12 пьес, по числу месяцев в году (Назовите все месяцы года.) А теперь давайте посмотрим альбои* «Времена года» Чайковского. Сколько здесь пьес? Да, 12. Например «Февраль. Масленица». Помните, что такое Масленица? Да, это празд- ник прощания с зимой, встреча весны. «Март. Песня жаворонка». Как bi думаете, почему жаворонка? Правильно, жаворонок — птица, котор: прилетает к нам весной. «Апрель. Подснежник». Почему такое название' Правильно, в апреле появляются первые цветы — подснежники. Пото! мы познакомимся со всеми пьесами из альбома. К каждой пьесе есть не» большой эпиграф — часть стихотворения. Посмотрите ноты. Какую пьесу вы хотите послушать? После прослушивания скажите: какая музыка? А теперь давайте посмотрим картины. Перед детьми репродукции картин, например: Г.Г. Нисский «Подмосковье. Февраль», И. Левитан «Вечерний звон», «Весна. Большая вода», A.M. Грицай «Подснежник», И.И. Бродский «Опавшие листья», А.А. Иванов «Ветка»... Учитель обсуждает с детьми, какое время года изображено на картинах, и главное — какое настроение передают картины. Дети слушают пьесу «Октябрь. Осенняя песнь». Учитель ее не называет. После прослушивания дети характеризуют музыку (музыка печальная, грустная, плавная, медленная, похожа на песню) и определяют время года. Затем они выбирают картину, в которой передано осеннее настроение, например «Опавшие листья» И. Бродского. После этого учитель, предлагает еще раз послушать музыку, а вечером — нарисовать соответствующий рисунок и вспомнить стихотворение об осени. На последующих занятиях надо обязательно рассмотреть рисунки детей, проанализировать, кто точнее передал настроение музыки, какими изобразительными средствами (содержанием картины, красками и др.). Дети снова слушают музыку, а затем читают стихи об осени, соответствующие характеру музыки. Учитель отмечает наиболее выразительное чтение. На следующих занятиях дети читают эпиграф к музыкальной пьесе: Осень... Осыпается весь наш бедный сад. Листья пожелтелые по ветру летят. Учитель уточняет, почему автор написал «бедный сад». После этого можно снова послушать музыку и исполнить музыкально- ритмическую импровизацию с листьями. Учитель и дети отмечают лучших исполнителей и обосновывают свой выбор. Аналогично дети знакомятся с другими пьесами, например «Декабрь. Святки», «Апрель. Подснежник», «Июнь. Баркарола». При выборе пьес учитываются возможности глухих детей в восприятии музыки: они должны отличаться по характеру, доступным учащимся средствам выразительности. Дети могут сначала различать пьесы при выборе из двух, а затем при выборе из четырех. Сегодня послушаем знакомую музыку. Это «Песня жаворонка» из «Детского альбома» П. Чайковского. Какие другие произведения из «Детского альбома» вы слушали? Мы говорили, что Чайковский очень любил природу. Послушайте пьесу и скажите, какая музыка? Правильно, музыка звучит высоко, негромко, похожа на пение птички. Мы снова слушаем знакомую музыку. — «Полет шмеля» из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Послушайте музыку. Ее звуки похожи на жужжание шмеля. Давайте вспомним, когда в опере звучит эта музыка. Правильно, когда Царевна-Лебедь превращает царевича Гвидона в шмеля. (В процессе рассказа используются иллюстрации, которые напоминают детям содержание сказки.) Какое настроение передает музыка? Радостное. Почему? Потому что скоро шмель — царевич Гвидон увидит отца. Композитор изобразил в музыке полет шмеля и выразил радостное чувство. А теперь я не скажу, какой будет звучать фрагмент: «Полет шмеля» или «Песня жаворонка». Послушайте и скажите сами. По теме «Природа в музыке» рекомендуем познакомить учеников с вокальной музыкой, о природе. Учитель может кратко рассказать, о чем песня. Слушая музыку в разном исполнении, дети определяют ее характер и средства музыкальной выразительности. Они учатся различать на слух песни разного характера или части одной песни (запев—припев), различать инструментальное, вокальное и вокально-инструментальное исполнение, узнавать хоровое и сольное пение, голоса певцов (мужской—женский), знакомятся со звучанием оркестра народных инструментов. Широко используются народная музыка и песни современных композиторов, а также музыка русских и зарубежных композиторов, например «Соловей» А.А. Алябьева, «Форель» Ф. Шуберта, «Жаворонок» М.И. Глинки, «Весенние воды» С.В. Рахманинова. Работа над темой «Музыка о детях и для детей» начинается с уже известной ученикам музыки — пьесы «Три подружки» Д.Б. Кабалевского. Давайте вспомним знакомую музыку. Композитор Д. Кабалевский — пьеса «Три подружки» («Резвушка», «Плакса», «Злюка»). (Перед детьми знакомая иллюстрация из материала второго класса.) Я не скажу, про ка- кую девочку рассказал композитор. Послушайте и узнайте сами. Скажите, какая музыка. Ученики слушают также пьесы из «Детского альбома» П. Чайковского, музыку из «Пер Гюнта» Грига, пьесы из сборника «Танцы кукол» Д. Шостаковича, «Картинки с выставки» М. Мусоргского и др. Сегодня мы вспомним другую знакомую музыку композитора... (перед детьми портрет, они сами называют Петра Ильича Чайковского). Да, музыку композитора П.И. Чайковского. Помните, мы слушали пьесы из «Детского альбома». Какие пьесы мы слушали? Я вам не скажу, какая пьеса — «Болезнь куклы» или «Новая кукла». Послушайте и узнайте сами. В альбоме есть еще одна пьеса про куклу. Она называется «Похороны куклы». После болезни старая кукла умерла. Послушайте музыку и скажите, на что похожа музыка: на марш или на песню. Правильно, на марш. Медленный, грустный похоронный марш. А теперь слушайте и сами скажите, как называется пьеса. Учитель исполняет пьесы (фрагменты) в последовательности, исключающей догадку. Ученики слушают музыку, характеризуют ее, называют пьесы. Можно включить в материал для слушания и уже знакомые детям пьесы из «Детского альбома», и новые. При выборе пьес для различения необходимо учитывать возможности учащихся в восприятии музыки. Будем слушать музыку композитора Грига «Пер Гюнт». Пер Гюнт отправился в путешествие. С ним происходят разные приключения. Например, он попадает в пещеру короля гор (иллюстрация). Там живут сказочные существа — гномы. Послушайте музыку, которая называется «В пещере | горного короля». Как вы думаете, какая будет музыка? (Таинственная). На что похожа музыка: на марш, танец или песню? Да, музыка похожа на марш. Сначала вы слышите низкие звуки. Послушайте. Постепенно мелодия идет вверх, играет весь оркестр, музыка становится громче и быстрее. Как будто быстрее завертелись все гномы. Вдруг музыка обрывается резкими аккордами. Послушайте этот фрагмент еще раз. Композитор Д. Шостакович написал сборник пьес «Танцы кукол». Послушайте «Вальс-шутку». Подумайте, какая музыка? Правильно, музыка легкая. Но слышно, что вальс танцует не человек, не девочка, а кукла. Покажите, какие движения делает кукла под музыку. Слушайте музыку и танцуйте. Композитор М. Мусоргский однажды был на выставке художника Гартмана. На рисунках были изображены избушка на курьих ножках, старый замок, телега на больших колесах, маленький гном и другие персонажи (иллюстрации). Рисунки понравились композитору, и он решил написать к ним музыку. Этот сборник пьес для фортепиано называется «Картинки с выставки». Послушайте «Балет невылупившихся птенцов» и расскажите, какая музыка. Послушайте пьесу «Избушка на курьих ножках». Как вы думаете, кто живет в избушке на курьих ножках? Конечно, Баба-Яга.-Послушайте музыку. Вам станет страшно! Можно представить полет Бабы-Яги (иллюст* рация). (Дети слушают первую часть.) Какая музыка? Энергичная, как будто Баба-Яга мчится на метле. Становится страшно! Учитель просит учеников по портрету назвать композитора. (Правильно, Сергей Сергеевич Прокофьев.) Ученики вспоминают, какое произведение С. Прокофьева они слушали, и отвечают: «Симфоническую сказку «Петя и волк». —■ Это тоже музыка о детях и для детей. О ком сказка? Правильно, о Пете, дедушке, злом волке, птичке, кошке, утке, охотниках. Дети вспоминают содержание сказки (с опорой на уже известные им иллюстрации). В процессе беседы звучит музыка. Ученики характеризуют музыку, называют звучащие инструменты симфонического оркестра. — Будем слушать пьесу С. Прокофьева «Сказочка». Послушайте пьесу и скажите, какая музыка (медленная, протяжная, грустная). Познакомимся с фрагментами из балета С. Прокофьева «Золушка» (желательно использование видеозаписи). Вспомним содержание сказки. Вы прочитали либретто? Дети отвечают на вопрос «Что такое либретто?» и кратко пересказывают его с опорой на иллюстрации к книге. Дети смотрят фрагменты «Ссора» (первый акт), «Золушка» (первый акт), выход Принца (второй акт), «Принц и сапожники» (третий акт), «Адажио» (второй акт), «Фея-нищенка» (первый акт), «Вальс соль-минор» (первый акт). Дети под руководством учителя характеризуют музыку. Характер музыки сопоставляется с характером героев сказки. Ученики различают и узнают на слух «Адажио» и «Вальс» при использовании грамзаписи. По данной теме рекомендуется вспомнить, какие песни о детях и для детей учили ребята, учить различать и узнавать фрагменты этих песен на слух. В процессе обучения слабослышащих детей на музы- кально-ритмических занятиях так же, как и в школе для глухих детей, целенаправленно развивают восприятие музыки. В первом классе ученики слушают несложные фортепианные произведения, учатся определять на слух содержание и характер музыки (о птичке, о дождике, о солдатиках; веселая, грустная, спокойная музыка). Второклассники знакомятся с разнообразными музыкальными произведениями, исполняемыми учителем, а также в грамзаписи, с выразительностью и изобразительностью в музыке. Определяют ее характер, жанр (марш, танец, песня), средства музыкальной выразительности. Опознают на слух песни по мелодии и тексту. Дети учатся определять на слух различные певческие голоса (мужской, женский, детский голоса, коллективное и сольное пение).
В третьем классе ученики знакомятся с болев сложными по характеру и структуре музыкальными произведениями, с народной музыкой. Они воспринимают ни слух звучание оркестров народных инструментов (напри» мер, баяна, балалайки, дудочки), опознают на слух мело- дии выученных песен. У учеников углубляются представло- ■ ния о жанровости в музыке, о деятельности композиторов, исполнителей и слушателей. В четвертом классе продолжается знакомств*,i с разнообразными по характеру музыкальными произведе- j ниями русских, советских и зарубежных композиторо»,: У детей углубляются знания о выразительности и изобразительности в музыке. Они знакомятся со звучанием флейты, кларнета и других духовых, а также струнных инструментов. Ученики воспринимают их на слух, слушают произведения, передающие настроение, характер и чувства человека (веселый — грустный, спокойный —злой, плаксивый, резвый). (Программа музыкально-ритмических занятий специальных школ для слабослышащих детей, 1988.) Репертуар для слушания музыки включает произведения классической и современной музыки отечественных и зарубежных композиторов. Музыкальный материал, с которым зна-1 комятся ученики на занятиях, должен быть художественным,i соответствовать жизненному, эмоциональному опыту учащихся, их возможностям в восприятии музыки и в решении задач развития слухового восприятия на конкретных уроках, Назовем некоторые музыкальные произведения, рекомендуемые слабослышащим детям для слушания в программе музыкально-ритмических занятий: «Птичка» Э. Грига; «Колыбельная» Фрида; «Игра в солдатики», «Медведь» В. Ребикова; «Полька» М. Глинки; «Дождик* К. Косенко; «Кукушка» М. Красева; «Детство» Локтева; «Из-под дуба, из-под вяза» — русская народная песня (в исполнении оркестра русских народных инструментов); «Колыбельная» Н. Римского-Корсакова из оперы «Садко»; «Неаполитанская песня» П. Чайковского (фортепиано, труба с оркестром); «Мой Лизочек» П. Чайковского (стихи К. Аксакова); «Болезнь куклы» П. Чайковского; «Вальс-шутка» Д. Шостаковича (флейта, фортепиано), «Мелодия» П. Чай' ковского (скрипка); «Песня жаворонка» П. Чайковского (флейта, фортепиано); «Петя и волк» С. Прокофьева.
В процессе работы по развитию восприятия музыки у слабослышащих детей используются наглядный и словесные методы, а также метод практической деятельности. Важное значение придается развитию умений узнавать произведения, самостоятельно определять характер музыки и основные средства музыкальной выразительности во впервые услышанной музыке, а также развитию восприятия музыки при увеличивающемся расстоянии от фортепиано или магнитофона, проигрывателя (в зависимости от состояния слуховой функции учеников). В музыкально-образовательной работе для бесед о музыке, особенно в третьем и четвертом классах, используются материалы, рекомендованные для слышащих детей: книги о музыке и музыкантах, учебники по музыке для общеобразовательных и музыкальных школ, журналы и др. При этом обязательно учитывается уровень общего и речевого развития слабослышащих учеников, их возможности в восприятии музыки. Беседы о музыке на занятиях имеют непродолжительный характер (не более 10—15 мин). В них обязательно включено восприятие учениками музыкальных произведений. 4.2. Обучение музыкально-ритмическим движениям и игре на элементарных музыкальных инструментах Особенности развития двигательной сферы у детей с нарушениями слуха Во все периоды жизни ребенка двигательный анализатор играет важную роль. Двигательная активность — естественная биологическая потребность человека. Известно, что человеческий организм — целостная система, и нарушение в деятельности одного из анализаторов оказывает воздействие на деятельность других. Нарушение слуха приводит не только к речевому недоразвитию и другим особенностям психического развития, но и к отклонениям в двигательной сфере человека.
Изучением движений и созданием системы развития двигательной сферы у детей с нарушениями слуха занимались Э.Н. Абилова, Р.Д. Бабенкова, Н.Г. Байкина, А.П. Го- зова, В.В. Дзюрич, В.В. Засенко, В.А. Какузин, А.О. Коста- иян, И.Н. Мусатов, З.И. Пунина, Т.В. Розанова, Б.В. Сере- меев, Г.В. Трофимова, Е.В. Хохрякова, Ж.И. Шиф. Выявлено, что антропометрические показатели физического развития детей с недостатками слуха (рост, масса, окружность грудной клетки) почти не отличаются от соответствующих показателей у слышащих сверстников. Однако у глухих и слабослышащих детей физическое развитие проходит неравномерно. В связи с тем, что рецепторная функция моторного анализатора регулирует всю нервную трофику организма, у детей с нарушениями слуха наблюдается неустойчивость вегетативной нервной системы. Это проявляется в возбудимости, утомляемости, неустойчивости эмоциональной сферы. Снижение функционального состоя-i! ния двигательного анализатора приводит к ослаблению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. У глухих школьников наблюдаются учащение сердечных сокра-1 щений и дыхания в покое, активизация реакций физиологических процессов организма при физических нагрузках. У глухих и слабослышащих детей также значительно нарушены проприоцептивные (т.е. кинестетические) ощущения, возникающие при движении тела человека или отдель-1 ных его частей. Это объясняется тем, что- при движении в зависимости от степени натяжения связок и сухожилий! возникает возбуждение особых чувствительных клеток —j проприоцепторов, находящихся в мышцах, связках, сухожилиях и на суставных поверхностях движущихся органов. Оно передается в центральную нервную систему, где осуществляется синтез возбуждений от проприоцепторов зрительного, слухового и тактильного анализаторов. Особенно значима связь проприоцептивных ощущений со слуховыми, которые помогают выработке четких, плавных, ритмичных движений. Поэтому при нормальном слухе ощущения человека от собственных движений тела соотносятся с ощущениями от внешних воздействий. У детей с нарушениями слуха недостаточно развиты точ • ность, равновесие и координация движений, их скоростно- силовые качества, статические ощущения, возникающие при изменении положения тела в пространстве, при переходе от покоя к движению, при изменении скорости или направления движений. Уровень развития равновесия у глухих детей отстает от нормы в 3—5 раз. Даже при выполнении бытовых движений дети с нарушениями слуха производят излишний шум, движения у них замедленны и неритмичны. Это прежде всего проявляется в ходьбе: дети широко расставляют ноги, наблюдается асимметрия шагов, пошатывание корпуса, шаркающая похода, повышенная резкость движений. Бег у глухих напоминает «падающее» тело: ноги работают неэкономично, корпус чрезмерно наклонен вперед, руки не согнуты в локтевом суставе (Р.Д. Бабен- кова, В.В. Засенко, В.А. Какузин, А.О. Костанян, Б.В. Сере- меев, Г.В. Трофимова, Е.В. Хохрякова). Особенности развития статических ощущений при нарушениях слуха объясняются определенными изменениями в рецепторном органе статического анализатора — вестибулярном аппарате, расположенном в костном лабиринте внутри височной кости черепа. Напомним, что от центральной части костного лабиринта (преддверья) с одной стороны отходит канал, именуемый улиткой, где находится кортиев орган, относящийся к органу слуха, с другой преддверье соединяется с тремя взаимно перпендикулярными каналами, каждый из которых, изгибаясь полукругом, вновь возвращается в преддверье. Вестибулярный аппарат располагается в полукружных каналах и преддверье. Нервные клетки полукружных каналов раздражаются от изменения направлений движения человека вне зависимости от того, движется ли он сам или передвигается пассивно (например, сидя в движущемся автомобиле, качаясь на качелях). Всякие изменения в скорости активного или пассивного движения человека, включая переход от покоя к движению, улавливается нервными клетками, расположенными в преддверье. Возбуждение передается по вестибулярному нерву до продолговатого мозга и далее через мозжечок и средний мозг в кору головного мозга. Центральная нервная система связывает вестибулярный аппарат со всей скелетной мускулатурой. Через эти связи осуществляются статические и ста- токинетические рефлексы, обеспечивающие сохранение равновесия тела или возвращение его в нормальное положение. Даже небольшой наклон человека в сторону падения вызывает раздражение вестибулярного аппарата, что по рефлекторным связям ведет к изменению всех мышечных напряжений: одни мышцы расслабляются, другие напряга-: ются. В результате человек принимает новую позу, обеспечивающую сохранение равновесия в новых условиях. Силь-1 ные воздействия на вестибулярный аппарат (резкие толчки, качка и др.) вызывают нарушения нормального состояния организма, неприятные ощущения, вегетативные и соматические расстройства. Таким образом, вестибулярный аппарат обеспечивает равновесие тела в покое и в движении благодаря рефлекторному сохранению или перераспределению мышечного тону- <| са во всем теле. Пораясение вестибулярного аппарата приводит к нарушению способности поддержания равновесия. Как отмечается Т.В. Розановой (1971), вопрос о сохранности вестибулярного аппарата у глухих впервые был поставлен в 80-е гг. XIX в. С тех пор он был предметом многих1! исследований. Большой вклад в изучение вестибулярного аппарата у лиц с нарушениями слуха внесли исследования хорватских ученых под руководством академика П. Губерины (поликлиника «SUVAG», Загреб). Среди глухих обнаружилось значительное число лиц с ча стично или полностью не функционирующим вестибуляр- \ ным аппаратом. Поражение лабиринтов чаще встречается i у лиц с приобретенной, а не врожденной глухотой. При врожденной глухоте нарушения вестибулярного аппарата наблюдаются примерно у одной трети глухих людей. Приобретенная глухота сопровождается поражением вестибулярного аппарата примерно в двух третях всех случаев. Менингит, скарлатина и другие заболевания, вызывающие гнойное воспаление лабиринтов, ведут, как правило, к нарушению не только слуховой, но и вестибулярной функции. Степень сохранности слуха и ощущение равновесия соответст- f |j вуют друг другу. Обычно чем меньше поврежден слух, тем в меньшей степени нарушена и деятельность вестибулярного аппарата («Психология глухих детей», 1971). Овладение способностью сохранять равновесие формируется постепенно благодаря выработке связей между развивающейся в процессе специального обучения слуховой функцией, зрительным восприятием окружающей обста- новки и собственного тела, своих движений и кинестетических ощущений при этих движениях. Значение зрительного восприятия для сохранения равновесия доказано в многочисленных опытах (Ф.Ф. Заседателев, 1904, Е.В. Хохрякова, 1960, и др.). Роль вестибулярного аппарата велика и для ориентировки человека в пространстве. Поэтому глухие дети испытывают значительные трудности в этом, особенно при исключении зрительного контроля (И.С. Бериташвили, С.Н. Хечинашвили, 1952). Одной из важных причин нарушений в двигательной сфере является ограниченность словесной информации о выполняемых движениях. Еще в начале прошлого столетия Н.М. Лаговский подчеркивал «непрерывную связь уроков физкультуры с речью». В исследованиях В.В. Дзюрич доказано, что «обучение физическим упражнениям глухих школьников, основанное на словесных средствах общения, активизирует процесс формирования и совершенствования двигательных умений и навыков; в то же время оно способствует решению основной специфической задачи школы для глухих — развитию речи учащихся» (В.В. Дзюрич, 1971). Date: 2016-07-05; view: 380; Нарушение авторских прав |