Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Обучение восприятию музыки 8 page
Слабослышащие школьники в соответствии с программой музыкально-ритмических занятий (1988) в первом классе учатся петь в диапазоне ДО—ЛЯ первой октавы, Они протяжно и отрывисто исполняют несложные вокал «и ные упражнения (на одном выдохе не менее 3—4 слогов) нл материале отдельных звуков, слогов типа: а,о,у, и; ма, ма, мам; та, та, та; па, па, па; дон, дон, дон. Ученики разучи вают детские песенки, учатся точно воспроизводить ритмическую структуру мелодии под аккомпанемент учителя на фортепиано и без аккомпанемента, соблюдая правильное дыхание, узнавать на слух знакомые песни. У них формируется умение петь в ансамбле. Во втором классе учащиеся разучивают песни и вокальные упражнения в диапазоне ДО—ЛЯ первой октавы, учатся исполнять их естественным протяжным голосом нормальной громкости в ансамбле. В работе широко используются народные попевки и прибаутки, например «Зайчик» (детская песня), «Андрей-воро- бей» (русская народная прибаутка), «Скок-поскок» (русская народная песня»; «Я пою, хорошо пою», «Ай, ай, ай, ты меня поймай», «От топота копыт пыль по полю летит», «Скок-скок сапожок». При работе над попевками дети упражняются в правильном воспроизведении логического ударения во фразах, изменении места логического ударения, побуждаются к точному воспроизведению высоты звука в звукорядах (восходящем и нисходящем). Учащихся побуждают также к правильному исполнению мелодического рисунка песен. При этом требование точно воспроизводить мелодию относится только к детям с I и II степенями тугоухости. Дети учатся воспринимать на слух, отхлопывать, исполнять на музыкальных игрушках, шумовых инструментах ритмы исполняемых песен. В третьем классе дети разучивают песни и попевки в диапазоне ДО первой октавы — ДО второй октавы. Они учатся использовать на одном выдохе музыкальные фразы, состоящие из 12—15 звуков; песни поют без напряжения, легким, напевным звуком. Учащиеся с I степенью тугоухости упражняются в точном (со II степенью тугоухости — в приближенном) воспроизведении мелодий, включающих интервалы терции, кварты, сексты, септимы. Дети знакомятся с нотным станом и названием нот. Они разучивают упражнения, включающие пение на одном звуке слогов (типа: ма-мо-му-мэ-ми), попевок типа: «На улице две курицы с петухом дерутся, две девицы-красавицы смотрят и смеются: Ха-ха-ха! Ха-ха-ха! Как нам жалко петуха» (музыка Я. Френкеля, слова народные), «По дороге Петя шел, он горошину нашел. А горошина упала, покатилась и пропала. Ох, ох, ох! Где-то вырастет горох» (музыка В. Красевой, стихи Н. Френкеля), «Ду-ду-ду-ду-дудочка, ду-ду-ду-ду-ду — заиграла дудочка в зеленом саду»). Учащиеся четвертого класса разучивают песни в диапазоне от ДО первой октавы до ДО второй октавы; ЛЯ малой октавы — ДО второй октавы. Учатся исполнять на одном выдохе музыкальные фразы, воспринимать на слух и воспроизводить звуки первой октавы, пение арпеджио. Учащиеся с I—II степенью тугоухости упражняются в точном интонировании мелодий песен, дети с III степенью тугоухости могут воспроизводить мелодический рисунок песни приближенно. Ученики знакомятся также с длительностью нот (целая, половинная, четвертная, восьмая) в двух- и трехдольном размерах, упражняются в узнавании на слух песен по ритмическому рисунку. В работе, как и в прошлые годы обучения, широко используются попевки и народные прибаутки (например, «У сосенки-сосенки повыросли опенки»; «Роет землю серый крот, разоряет огород»; «Вьюга воет, вьюга злится, на дворе метель кружится. Машет белым рукавом, сыплет бархатным снежком»; «Дождик, дождик, кап-кап-кап, мокрые дорожки, нам нельзя идти гулять, мы промочим ножки» и др.). Песенный репертуар содержит детские народные и современные песни, отобранные в соответствии с принципами художественности репертуара, доступности учащимся в соответствии с уровнем общего и речевого развития, состояния слуховой функции, произносительной стороны речи. При выборе репертуара учитываются интересы учащихся. В качестве примерного репертуара приведем песни, пред- ложенные в программе: «Дед Мороз» (музыка В. Витлина, слова Ю. Бойко); «Новогодний праздник» (музыка А. Старо- кадомского, слова О. Высотской), «Счастливый день» (музыка М. Красева, слова М. Ивенсен), «Веснянка» (перевод О. Высотской, обработкам. Лобачева), «На лугу пасутся...» (музыка А. Пахмутовой), «Осень» (музыка М. Красева, слова М. Ивенсен); «Солнечная песенка» (музыка Ю. Чичкова, слова Н. Синявского); «Что за дерево такое?» (музыка А. Ста- рокадомского, слова Л. Некрасовой); «Во поле береза стояла* (русская народная песня); «Гимн Москве» (музыка В. Мура-
дели, слова А. Коваленкова); «Хороводная» (музыка А. Филиппенко, слова Ю. Бойко); «Новогодний праздник» (музыка А. Старокадомского, слова О. Высотской); «Здравствуй, весна!» (музыка А. Островского, слова О. Высотской); «Ужасно интересно» (музыка И. Шаинского, слова Г. Осте- ра); «Песня о маме» (музыка В. Витлина, слова С. Погорельского); «Самая хорошая» (музыка А. Филиппенко, слова С. Погорельского); «Веснянка» (музыка А. Луканина, слова Н. Френкеля). (Программа музыкально-ритмических занятий, 1988.) Методические приемы работы над песней со слабослышащими детьми включают слово учителя о песне (например, беседу, краткий рассказ), анализ текста (работу над осознанным и выразительным чтением) и музыкального сопровождения (определение характера музыки и доступных средств музыкальной выразительности), выразительное, эмоциональное пение учителя, целенаправленное вслушивание детей в музыку и точное воспроизведение ритмического и, по возможности, мелодического рисунка, дирижирование, отхлопывание ритмического рисунка мелодии, а также многократные упражнения для отработки правильного и выразительного исполнения при предъявлении каждый раз точного задания. Важное значение придается работе над дикцией. При отработке внятного произношения широко используется подражание речи учителя, которую дети воспринимают слухо-зрительно и на слух, а также фонетическая ритмика. Как и глухие школьники, слабослышащие ученики разучивают песню на нескольких занятиях (А.С. Кагар- лицкая, Н.А. Тугова, Н.И. Шелгунова, 1992). Контрольные вопросы и задания Объясните систему работы по развитию восприятия основных элементов музыки у глухих и слабослышащих детей. Разработайте дидактические игры, направленные на развитие восприятия элементарных музыкальных структур у детей с нарушениями слуха. Разработайте наглядный материал для специальной работы по развитию восприятия звуковысотных, темпоритмических, динамических и тембровых отношений в музыке у детей с нарушениями слуха. Составьте конспект фрагмента музыкально-ритмического занятия по развитию восприятия определенных музыкальных структур —3506 (выборочно в младших и средних классах школ для глухих или слабослышащих детей). Разработайте систему музыкально-ритмических занятий (фрагменты) по развитию восприятия музыкальных произведений глухими и слабослышащими детьми (выборочно в младших и средних классах школ для глухих или слабослышащих детей). Составьте танцевальную композицию для учащихся младших классов. Составьте танцевальную композицию для учащихся средних классов. Какова система работы над музыкально-ритмическими движениями у глухих и слабослышащих детей? В чем различие в работе над песней с глухими и слабослышащими детьми? Объясните систему работы над песней с глухими и слабослышащими детьми. Самостоятельно отработайте технику дирижирования песней при использовании музыкального репертуара из программ специальных школ для глухих и слабослышащих детей. Разработайте или подберите в методической литературе партитуру инструментального ансамблевого исполнения несложного музыкального произведения. Как учить детей игре на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле? Date: 2016-07-05; view: 427; Нарушение авторских прав |