Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обучение восприятию музыки 8 page





Слабослышащие школьники в соответствии с програм­мой музыкально-ритмических занятий (1988) в первом классе учатся петь в диапазоне ДО—ЛЯ первой октавы, Они протяжно и отрывисто исполняют несложные вокал «и ные упражнения (на одном выдохе не менее 3—4 слогов) нл материале отдельных звуков, слогов типа: а,о,у, и; ма, ма, мам; та, та, та; па, па, па; дон, дон, дон. Ученики разучи


вают детские песенки, учатся точно воспроизводить ритми­ческую структуру мелодии под аккомпанемент учителя на фортепиано и без аккомпанемента, соблюдая правильное дыхание, узнавать на слух знакомые песни. У них формиру­ется умение петь в ансамбле.

Во втором классе учащиеся разучивают песни и вокальные упражнения в диапазоне ДО—ЛЯ первой окта­вы, учатся исполнять их естественным протяжным голосом нормальной громкости в ансамбле.

В работе широко используются народные попевки и при­баутки, например «Зайчик» (детская песня), «Андрей-воро- бей» (русская народная прибаутка), «Скок-поскок» (рус­ская народная песня»; «Я пою, хорошо пою», «Ай, ай, ай, ты меня поймай», «От топота копыт пыль по полю летит», «Скок-скок сапожок».

При работе над попевками дети упражняются в правиль­ном воспроизведении логического ударения во фразах, из­менении места логического ударения, побуждаются к точ­ному воспроизведению высоты звука в звукорядах (восхо­дящем и нисходящем).

Учащихся побуждают также к правильному исполнению мелодического рисунка песен. При этом требование точно воспроизводить мелодию относится только к детям с I и II степенями тугоухости. Дети учатся воспринимать на слух, отхлопывать, исполнять на музыкальных игрушках, шумо­вых инструментах ритмы исполняемых песен.

В третьем классе дети разучивают песни и по­певки в диапазоне ДО первой октавы — ДО второй октавы. Они учатся использовать на одном выдохе музыкальные фразы, состоящие из 12—15 звуков; песни поют без напря­жения, легким, напевным звуком. Учащиеся с I степенью тугоухости упражняются в точном (со II степенью тугоухо­сти — в приближенном) воспроизведении мелодий, включа­ющих интервалы терции, кварты, сексты, септимы.

Дети знакомятся с нотным станом и названием нот. Они разучивают упражнения, включающие пение на одном зву­ке слогов (типа: ма-мо-му-мэ-ми), попевок типа: «На улице две курицы с петухом дерутся, две девицы-красавицы смот­рят и смеются: Ха-ха-ха! Ха-ха-ха! Как нам жалко петуха» (музыка Я. Френкеля, слова народные), «По дороге Петя шел, он горошину нашел. А горошина упала, покатилась


и пропала. Ох, ох, ох! Где-то вырастет горох» (музыка В. Красевой, стихи Н. Френкеля), «Ду-ду-ду-ду-дудочка, ду-ду-ду-ду-ду — заиграла дудочка в зеленом саду»).

Учащиеся четвертого класса разучивают песни в диапазоне от ДО первой октавы до ДО второй окта­вы; ЛЯ малой октавы — ДО второй октавы. Учатся испол­нять на одном выдохе музыкальные фразы, воспринимать на слух и воспроизводить звуки первой октавы, пение ар­педжио. Учащиеся с I—II степенью тугоухости упражня­ются в точном интонировании мелодий песен, дети с III степенью тугоухости могут воспроизводить мелодический рисунок песни приближенно. Ученики знакомятся также с длительностью нот (целая, половинная, четвертная, восьмая) в двух- и трехдольном размерах, упражняются в узнавании на слух песен по ритмическому рисунку. В работе, как и в прошлые годы обучения, широко исполь­зуются попевки и народные прибаутки (например, «У со­сенки-сосенки повыросли опенки»; «Роет землю серый крот, разоряет огород»; «Вьюга воет, вьюга злится, на дво­ре метель кружится. Машет белым рукавом, сыплет бар­хатным снежком»; «Дождик, дождик, кап-кап-кап, мок­рые дорожки, нам нельзя идти гулять, мы промочим нож­ки» и др.).

Песенный репертуар содержит детские народные и сов­ременные песни, отобранные в соответствии с принципа­ми художественности репертуара, доступности учащимся в соответствии с уровнем общего и речевого развития, со­стояния слуховой функции, произносительной стороны речи. При выборе репертуара учитываются интересы уча­щихся.

В качестве примерного репертуара приведем песни, пред- ложенные в программе: «Дед Мороз» (музыка В. Витлина, слова Ю. Бойко); «Новогодний праздник» (музыка А. Старо- кадомского, слова О. Высотской), «Счастливый день» (музы­ка М. Красева, слова М. Ивенсен), «Веснянка» (перевод О. Высотской, обработкам. Лобачева), «На лугу пасутся...» (музыка А. Пахмутовой), «Осень» (музыка М. Красева, сло­ва М. Ивенсен); «Солнечная песенка» (музыка Ю. Чичкова, слова Н. Синявского); «Что за дерево такое?» (музыка А. Ста- рокадомского, слова Л. Некрасовой); «Во поле береза стояла* (русская народная песня); «Гимн Москве» (музыка В. Мура-



 

дели, слова А. Коваленкова); «Хороводная» (музыка А. Фи­липпенко, слова Ю. Бойко); «Новогодний праздник» (музы­ка А. Старокадомского, слова О. Высотской); «Здравствуй, весна!» (музыка А. Островского, слова О. Высотской); «Ужасно интересно» (музыка И. Шаинского, слова Г. Осте- ра); «Песня о маме» (музыка В. Витлина, слова С. Погорель­ского); «Самая хорошая» (музыка А. Филиппенко, слова С. Погорельского); «Веснянка» (музыка А. Луканина, слова Н. Френкеля). (Программа музыкально-ритмических заня­тий, 1988.)

Методические приемы работы над песней со слабослыша­щими детьми включают слово учителя о песне (например, беседу, краткий рассказ), анализ текста (работу над осоз­нанным и выразительным чтением) и музыкального сопро­вождения (определение характера музыки и доступных средств музыкальной выразительности), выразительное, эмоциональное пение учителя, целенаправленное вслуши­вание детей в музыку и точное воспроизведение ритмиче­ского и, по возможности, мелодического рисунка, дирижи­рование, отхлопывание ритмического рисунка мелодии, а также многократные упражнения для отработки правильно­го и выразительного исполнения при предъявлении каждый раз точного задания. Важное значение придается работе над дикцией. При отработке внятного произношения широко ис­пользуется подражание речи учителя, которую дети воспри­нимают слухо-зрительно и на слух, а также фонетическая ритмика. Как и глухие школьники, слабослышащие учени­ки разучивают песню на нескольких занятиях (А.С. Кагар- лицкая, Н.А. Тугова, Н.И. Шелгунова, 1992).

Контрольные вопросы и задания

Объясните систему работы по развитию восприятия основных элементов музыки у глухих и слабослышащих детей.

Разработайте дидактические игры, направленные на развитие восприятия элементарных музыкальных структур у детей с наруше­ниями слуха.

Разработайте наглядный материал для специальной работы по развитию восприятия звуковысотных, темпоритмических, динамиче­ских и тембровых отношений в музыке у детей с нарушениями слуха.

Составьте конспект фрагмента музыкально-ритмического за­нятия по развитию восприятия определенных музыкальных структур

—3506


(выборочно в младших и средних классах школ для глухих или слабо­слышащих детей).

Разработайте систему музыкально-ритмических занятий (фрагменты) по развитию восприятия музыкальных произведений глухими и слабослышащими детьми (выборочно в младших и сред­них классах школ для глухих или слабослышащих детей).

Составьте танцевальную композицию для учащихся младших классов.

Составьте танцевальную композицию для учащихся средних классов.

Какова система работы над музыкально-ритмическими движе­ниями у глухих и слабослышащих детей?

В чем различие в работе над песней с глухими и слабослыша­щими детьми?

Объясните систему работы над песней с глухими и слабослы­шащими детьми.

Самостоятельно отработайте технику дирижирования песней при использовании музыкального репертуара из программ специ­альных школ для глухих и слабослышащих детей.

Разработайте или подберите в методической литературе пар­титуру инструментального ансамблевого исполнения несложного музыкального произведения. Как учить детей игре на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле?








Date: 2016-07-05; view: 427; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию