Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Обучение восприятию музыки 6 page
Рассмотрим содержание обучения музыкально-ритмическим движениям в специальных школах для слабослышащих и позднооглохших детей (1988). В первом классе дети овладевают умениями выразительно и ритмично выполнять под музыку различные движения типа: ходьба широким шагом со свободным, естественным движением рук друг за другом по одному, врассыпную с использованием всего пространства кабинета, а также змейкой; на носках, на пятках с соблюдением опре- 14-3506 209 деленного расстояния; легкий ритмичный бег в колонне, между расставленными предметами по кругу, по прямой; I простые движения с предметами (например, мячами, обру- j чами); выполнение элементарных построений и перестрое-; ний в шеренгу, в колонну по одному, по два, в круг, на месте во время ходьбы. На занятиях используются упражнения для разных групп мышц: |ЩР упражнения для мышц плечевого пояса, движения рук вверх, вперед, назад без предметов и с предметами (с использованием флажков, обручей, палок, мячей), разгибание рук в стороны из положения перед грудью, круговые движения прямыми руками попеременно и вместе, медленное поочередное выпрямление рук вперед, сгибание их, слегка отводя назад, качание рук вперед и назад, вращение согнутых в локтях рук перед собой; упражнения для кистей рук с использованием предметов (флажков, скакалок) и без предметов; сжимание пальцев в кулак и разжимание; упражнения для выработки правильной осанки: свободно ползать по ковру между предметами; стоя у стула, держась за его спинку, расправив плечи, прогнуть спину, поочередно выставлять ногу на носок вперед и в сторону; упражнения для мышц ног: приседания (держась одной рукой за спинку стула и без опоры на руки); приседания с обручем, палкой, флажками, поочередное поднимание ног, согнутых в коленях, хлопок под коленом; попеременное выставление ног на носок вперед, в сторону (рука на поясе), поднимание на носки; упражнения для туловища: при исходном положении стоя ноги вместе, повороты вправо и влево, то же сидя на полу, наклоны вперед, в стороны из положения стоя, ноги на ширине плеч; касание носков ног руками. Дети выполняют расслабляющие упражнения: сидя на стуле, наклоны вперед и в стороны (класть предметы перед собой и сбоку, брать их); поочередное поднимание и опускание прямых ног из положения лежа на спине. Первоклассники разучивают танцевальные движения: простой ход, бег на полупальцах, шаг галопа вперед (мед- ленно, быстро), притопы одной ногой и поочередно левой и правой, кружение через правое плечо, кружение парами. Они учатся ритмично и выразительно выполнять под музыку несложные композиции, состоящие из нескольких движений: комплексы ритмической гимнастики под музыку в современных ритмах; танцы и пляски: свободную пляску, хороводы, танцы с предметами (например, «Танец с куклами»), вальс (например, праздничный вальс с лентами, флажками, шарами под музыку А. Филиппенко «Праздничный вальс»)и др. На музыкально-ритмических занятиях в первом классе проводятся музыкальные игры, например: «Бери флажок», музыка В. Витлина, «Будь ловким», музыка Н. Ладухина; «Карусель», башкирская народная мелодия; «Поезд», музыка Н. Метлова; «Зайцы и волки», музыка Е. Тиличеевой; «Летчики», музыка В. Нечаева, Т. Ломовой. При выполнении музыкально-ритмических движений дети учатся передавать характер музыки, исполнять движения четко, ритмично, точно их начинать и заканчивать в соответствии с началом и окончанием музыкального звучания (фортепиано, барабан, бубен); изменять движения, ориентируясь на темп музыки (медленный, быстрый), высоту звучания (высокий и низкий регистры); различать динамические оттенки (усиление и ослабление звучания); воспроизводить движениями под музыку несложный ритмический рисунок. Во втором классе отрабатываемые на музыкально-ритмических занятиях движения усложняются. Дети разучивают двигательные упражнения, например: ходьба с левой ноги, чередование ходьбы с приседанием (приседание по воспринятому на слух акценту в музыке); ходьба широким, скользящим шагом со сгибанием коленей, с воображаемой тяжелой ношей, тяжелой поступью; бег на носках, бег широким шагом; прыжки (на месте или во время бега) с соблюдением акцента и ритма музыки; ходьба за ведущим в разных направлениях (по заданию учителя); ходьба парами с разнообразным положением рук. Они выполняют упражнения с предметами (например, с мячами, обручами), упражнения для мышц шеи, головы, плечевого пояса, кистей рук, например наклоны вперед, назад, вправо, влево; повороты вправо, влево; круговые движения го- 14* 211 ловой; выбрасывание рук вперед, в стороны, вверх, раскачивание рук вперед и назад, выше и ниже; отведение рук в стороны и скрещивание их перед собой с обхватом плеч, вращение рук, встряхивание и повороты кистей, сжимание пальцев в кулак и разжимание их (аналогичные упражнения при сгибании рук к плечам); упражнения для туловища (например, наклоны тела вперед и назад, с выпрямленной или согнутой спиной; повороты туловища вправо, влево, наклоны вперед и в стороны, назад); упражнения для мышц ног (полуприседания с подъемом на носки и опусканием на всю ступню, вытягивание носка ступни вперед и в стороны, отведение ноги в сторону от бедра, взмах рук через стороны вверх с хлопком). Дети выполняют также упражнения для развития правильной осанки, расслабляющие упражнения. Они разучивают следующие танцевальные движения: шаг поскоком, шаг галопа (боковой) с изменением скорости (медленно, быстро); шаг с носка на пятку; притопы одной ногой, обеими ногами поочередно (дробушечки), ковырялочка, элементы современного танца и ритмической гимнастики. Ученики выполняют различные перестроения из колонны в шеренгу, в круг, из одного круга в два, три, четыре, из двух колонн, идущих в разные стороны, в два круга. Слабослышащие второклассники учатся точно передавать движениями характер музыки (например, плавный, легкий, грациозный), изменения темпа (умеренный, замедленный, ускоренный), динамику звучания (тихо, громко, негромко), регистры (верхний, средний, нижний). Дети разучивают комплексы упражнений ритмической: гимнастики под музыку в современных ритмах, танцевальные композиции (например, русский танец под русскую народную музыку, украинский танец «Гопак», польку «Дружные тройки», танец с цветами, хоровод вокруг елки, вальс). В содержание занятий включены музыкальные игры, например «Передай мяч» (музыка Глинки «Полька»), «Кот и мыши» (музыка Т. Ломовой); «Лови меня» (русская народная мелодия); «Лошадки в конюшне» (музыка М. Ра- ухвергера); «Прогулка с куклами» (музыка Т. Ломовой); «Чей кружок скорее соберется» (музыка Т. Ломовой). В третьем классе дети учатся синхронно выпол нять под музыку фигурную маршировку (с флажками и другими предметами), ходить большим и мелким шагом, пружинистым шагом с подчеркнутым размахом рук, с высоким подниманием колен; изменять темп ходьбы (умеренный, ускоренный). В занятия включаются упражнения для мышц плечевого пояса, шеи и головы (наклоны головы вперед и назад; повороты головы вправо и влево; расслабленное падение головы вперед и назад; поднимание и опускание плеч); упражнения для развития правильной и красивой осанки (из положения рук, сцепленных сзади на уровне пояса, отведение плечей назад; опускание сцепленных рук вниз, отведение плечей назад и прижимание лопаток одной к другой, переход в исходное полоясение); упражнения для мышц ног (медленное полное приседание; перешагивание через палку, держась руками за ее концы; выпады вперед и в сторону; сидя на полу, подтягивание согнутых ног к туловищу, не отрывая стоп от пола; стоя на носках, опускаться на пятки и снова подниматься на носки); упражнения для туловища (из исходного положения руки на поясе повороты корпуса вправо и влево; наклоны вперед, назад, вправо, влево; из положения лежа на спине попеременное поднимание ног (с вытягиванием носка) на небольшую высоту с поворотом головы в сторону движения). Дети выполняют движения с предметами (лентами, обручами, мячами), разучивают танцевальные движения (например, боковой ход, скользящий шаг на высоких полупальцах, веревочка, простая дробь, шаг польки, элементы народных танцев). Ведется работа над танцевальными композициями, например «Танец с цветами» (вальс), белорусский танец («Лявониха», полька «Янка»), «Танец снежинок» (вальс), «Танец матрешек» (русская народная мелодия), характерные танцы. Ученики выполняют упражнения ритмической гимнастики под музыку на современные ритмы. В работу также включаются музыкальные игры, например «День и ночь» (музыка А. Островского), «Караси и щуки» (музыка В. Герчик), «Веселая карусель» (русская народная мелодия в обработке Е. Тиличеевой). На занятиях проводятся эстафетные игры (с различными предметами) по музыкальному сигналу. В четвертом классе работа по развитию музыкально-ритмических движений включает такие движения под музыку, как: непринужденная ходьба с естественными взмахами рук; ходьба на наружных сторонах стопы, с закрытыми глазами, вперед спиной, скрестным шагом, с перекатом с пятки на носок, со сменой направления; ходьба с движением рук (движения руками и ногами выполняются с равной скоростью: на один шаг — два-три хлопка). На занятиях проводятся упражнения для мышц плечевого пояса, шеи, головы. Важное значение придается правильной и красивой осанке при использовании следующих упражнений: из положения стоя на коленях (руки свободно опущены вниз) сесть на пол сбоку от голени и вернуться в исходное положение; из положения стоя на коленях и упираясь руками в пол полное вытягивание верхней части корпуса вперед, касаясь грудью пола и до конца вытянув руки. Дети овладевают правильным и ритмичным исполнением следующих танцевальных движений: большой и малый батманы, ковырялочка с притопом; движения ноги на пятку, на носок с притопом поочередно каждой ногой; шаг с поскоком. Четвероклассники разучивают народные, бальные и современные танцы, например: «Пляска с притопами» (украинская народная мелодия, обр. Н. Метлова), «Полька парами» (чешская народная мелодия), «Новогодний хоровод» (музыка А. Филиппенко), «Бусинки» (музыка Т. Ломовой). На занятиях проводятся музыкальные игры. Рассмотрим основные методические приемы, используемые при обучении глухих и слабослышащих школьников движениям под музыку. Одним из основных приемов служит показ движений учителем. Показывая детям новое движение, учитель исполняет его выразительно, чтобы донести до них характер и особенности исполнения. Словесные пояснения учителя, сопровождающие показ движений, должны быть лаконичными, доступными учащимся по уровню их речевого развития. Учитель подчеркивает характерные особенности движений, разъясняет технику их выполнения, например: «Спина прямая», «Тяните носок», «Выполняйте поскоки легко». Следует обращать внимание школьников на взаимосвязь движений и музыкального сопровождения.
Новые термины вводятся при одновременном показе учителем движений. Например, учитель предлагает: «Будете выполнять галоп. Посмотрите». Затем он демонстрирует движение и предлагает ученикам: «Выполняйте галоп. Слушайте музыку. Музыка веселая, быстрая, легкая». Краткий рассказ о новом танце или игре целесообразно сопровождать рисунками, помогающими школьникам понять объяснение учителя. С первых уроков разучивания двигательных упражнений учеников побуждают вслушиваться в музыкальное сопровождение. Дети уясняют, что все «команды» дает им музыка и только при постоянном внимании к ней можно исполнять движения выразительно и ритмично. Перед показом и разучиванием двигательного упражнения ученики обязательно слушают его музыкальное сопровождение, определяют характер музыки и доступные им средства выразительности. Слушание организуется с помощью предварительных вопросов, например: «Какая музыка: веселая или грустная?», «Какой темп?», «Как будете считать: на «два» или на «три»?». В процессе разучивания упражнений на каждом занятии организуется прослушивание его музыкального сопровождения. Это помогает учащимся вспомнить характер музыки, уточнить ее выразительные средства. В тех случаях, когда изменение движения связано с чередованием определенного средства музыкальной выразительности, к нему привлекается внимание учащихся, например: «Громкая музыка — будете выполнять галоп, тихая — кружиться на месте». Иногда ученикам трудно сразу выполнить такое задание, ибо приходится внимательно следить за музыкой и правильно двигаться. В таких случаях целесообразно сначала научить детей, ориентируясь на музыкальное сопровождение, чередовать элементарные движения (хлопки, притопы). Например, учитель говорит: «Слушайте музыку внимательно: громкая музыка — хлопайте, тихая музыка — топайте правой ногой». Затем школьники выполняют под музыку основные движения: чередуют галоп и кружение на месте. Иногда бывает необходимо уточнить ритмичность Движений учащихся. В этих случаях рекомендуется сначала научить детей самостоятельно ритмично хлопать под музы- ку и только после этого исполнять разучиваемое движение под музыкальное сопровождение. При исполнении под музыку разученной композиции дети также побуждаются к постоянному вслушиванию в музыку, диктующую характер, ритм, темп движений, их чередование. При многократном повторении упражнений большое значение имеет конкретность предъявляемых заданий. Один элемент можно отрабатывать на протяжении нескольких занятий. При этом каждый раз перед учениками ставится новая задача. Приведем пример разучивания хлопков в ладоши как элемента русской пляски. На первом занятии отрабатывается правильность положения рук при хлопках (руки подняты вперед до уровня пояса, локти присогнуты, ладонь одной руки ударяет сверху по ладони другой), ритмичность исполнения. На втором —целесообразно закрепить это умение, добиваясь свободного исполнения. На третьем занятии ученики выполняют движение самостоятельно, правильно, ритмично, свободно и эмоционально. При выборе движений следует учитывать принцип доступности детям их технического исполнения, систематичности и последовательности в обучении. Важно, чтобы в первоначальный период использовались простые, интересные для учащихся двигательные задания. Дети должны почувствовать согласованность движений с музыкой, получить удовольствие от непринужденности и легкости исполнения. Появившийся на первых занятиях интерес к движениям под музыку способствует успешному обучению. Следует научить школьника готовиться к выполнению движения. Задание учителя «Приготовьтесь» означает для детей, что необходимо вспомнить движение, его характер, особенности музыкального сопровождения, занять исходное положение и внимательно ждать начала звучания музыки. На музыкально-ритмических занятиях широко используют танцевальные композиции. Приведем несколько примеров. Обучение элементарным движениям русского танца учащихся подготовительного и первого классов целесообразно осуществлять в танцевальной композиции под музыку русской народной песни «Возле речки, возле моста» (такты \— 8 исполняются громко, такты 9—16 — тихо). Сначала школьники разучивают все фигуры последовательно. Затем они соединяют их в танцевальную композицию. Ученики встают в круг парами, берутся за руки (мальчики стоят с левой стороны). фигура. Такты 1—8: дети идут хороводным шагом, останавливаются лицом в круг; такты 9—16: мальчики хлопают в ладоши. Девочка обходит вокруг мальчика и возвращается на место (шаг — переменный, легкий, руки немного разведены в стороны, ладонями вперед). фигура. Такты 1—8, как в первой фигуре; такты 9—16: девочки стоят на месте, хлопают в ладоши, мальчики обходят свою пару (руки на поясе). фигура. Такты 1 —8 как в первой фигуре, но в конце дети встают лицом друг к другу; такты 9—16: дети выставляют ногу на пятку и носок (мальчик выставляет сначала правую ногу, а девочка — левую). фигура. Такты 1—8 как в первой фигуре; такты 9—16: школьники выставляют ногу на пятку с полуприседанием (мальчики — с правой, девочки — с левой ноги). фигура. Такты 1—8: хоровод делится на два полукруга, дети берутся за руки цепочками. Обе цепочки идут вправо за ведущими, перестраиваются в две шеренги у центральной стены (шаг переменный); такты 9— 16: дети выполняют плавные поклоны. При обучении выполнению приставного шага можно разучить несложную композицию «Падеграс» (музыкальный размер 4/4, темп умеренный). И.п. (исходное положение) — учащиеся стоят по два по кругу левым боком к центру, взявшись за руки, свободная рука мальчика — на поясе, девочки держатся за юбочку, ноги в третьей позиции, правая впереди. На счет «раз» — шаг правой ногой в сторону, на «два» — левую ногу приставить к правой, полуприсесть, на «три» — шаг правой в сторону, на «четыре» — левую вперед на носок. Затем повторить движения, но в другую сторону и с другой ноги. На счет «раз, два, три» школьники выполняют три шага вперед, начиная с правой ноги, на «четыре» — левая нога вперед на носок; на счет «раз, два, три» — три шага вперед начиная с левой, на «четыре» повернуться лицом друг к другу. Затем повторить первые четыре движения и вторые четыре движения. После этого, подавая правые руки друг другу, на счет «раз, два, три» выполнить три шага по дуге вправо вперед с поворотом на 90 градусов, на «четыре» — левую ногу вперед на носок. Движение повторить, но с другой ноги. Закончить исходным положением. При выполнении шага галопа рекомендуется разучить композицию «Галоп» (музыкальный размер 2/4, темп умеренно-быстрый). И.п. — стоя парами по кругу, левым боком к центру, ноги в третьей позиции, левая впереди, руки в стороны—книзу, взявшись за руки скрестно. На счет «раз, два» — два шага галопа к центру, на счет «раз» — шаг левой в сторону, на «два» — притоп правой. На «раз, два, раз, два» — то же от центра с другой ноги, на счет «раз, два, раз, два» — четыре подскока вперед, начиная с левой ноги. На «раз» — шаг левой вперед, на «два» притоп правой сзади левой, на «раз» — шаг правой назад, на «два» — притоп левой перед правой. Затем движения повторить. При разучивании танцевальной композиции важно учить школьников запоминанию последовательности движений. Для этого целесообразно выполнение двух-трех движений с паузой между ними. Это дает ученикам время вспомнить следующее движение. Затем данная последовательность движений выполняется без паузы. После этого прибавляется еще одно движение и т.д. Определенную помощь в запоминании последовательности движений оказывает их словесное определение. Выученные движения школьники используют в различных танцевальных и гимнастических композициях, играх. При этом совершенствуется не только само движение, но и сочетание его с различной музыкой. Это способствует более глубокому осознанию детьми связи характера движения с музыкой. При обучении целесообразно сочетать индивидуальную и коллективную проверку усвоения учебного материала учащимися. При этом необходимо создавать атмосферу, вызывающую у неуверенных детей надежду на успех и ограничивающую излишне самоуверенных учени- коц. Выполнение заданий оценивает не только учитель, но и сами ученики. Эффективен показ упражнений одним из учеников. Замечено, что дети лучше схватывают движения, их связь с музыкой, когда упражнение выполняет ровесник. Такой прием учит их видеть и оценивать правильное исполнение. При планировании работы по обучению музыкально- ритмическим движениям следует помнить, что на занятии на нее отводится не более 10 мин. Поэтому включение всех видов движений в одно занятие (например, основные движения, элементы танца, танцевальные композиции, игры) не представляется возможным. В начале занятия не более 5 мин дети выполняют основные движения, перестроения, элементы танца. Важно, чтобы эти упражнения были связаны с основным содержанием занятия. Например, если на занятии в первом классе глухие дети учатся слушать танцы различного характера, то в начале занятия целесообразно отработать какой-либо элемент танца — хороводный шаг или галоп, а не маршировать или бегать под музыку. Если в танцевальной композиции предусмотрено пе рестроение группы, то целесообразно отработать его в начале урока. Разучивание танцевальной композиции занимает несколько занятий. На первом занятии ученики знакомятся с новой композицией: учитель называет танец, показывает иллюстрацию, изображающую танец. Перед прослушиванием музыкального сопровождения к танцу он предлагает детям определить, какая музыка: веселая или грустная (торжественная, спокойная), в каком темпе (быстром, медленном или умеренном), плавная или отрывистая, громкая или тихая, как надо считать и т.п. При предъявлении заданий глухим детям (особенно в начале обучения) все слова, характеризующие музыку, написаны на табличках, прикрепленных на доске. После слушания музыки дети отвечают на вопросы учителя, определяя характер и доступные им средства выразительности. Затем учитель выразительно исполняет танцевальную композицию. Музыка звучит в грамзаписи. Со второго занятия учащиеся начинают разучивать композицию по отдельным элементам. В одно занятие включается не более двух элементов. Перед разучиванием движения учитель исполняет музыкальное сопровождение к танцу, что помогает ученикам настроиться на него. Затем дети определяют характер музыки и элементы, важные для согласования движений с музыкальным сопровождением. Учитель показывает движение, объясняет особенности его выполнения. Ученики отрабатывают технику движения по подражанию учителю без музыкального сопровождения или при привлечении «маленького учителя» под музыку. При этом они разучивают движения под счет, соответствующий ритму музыки (например, в вальсе под счет «раз, два, три»). Сначала движения можно выполнять в более медленном темпе, потом обязательно в темпе, соответствующем музыкальному. Это помогает школьникам ритмично выполнять упражнение под музыку. Для отработки ритмичного исполнения движения сначала можно выполнить под музыку элементарные движения (хлопки), подчеркивая сильную и каждую доли такта, а затем самостоятельно исполнить под музыку разучиваемое движение. На каждом занятии учитель побуждает школьников к выразительному исполнению упражнения в характере музыки. Например, учитель говорит: «Музыка веселая, легкая. Выполняйте движения весело, легко, ритмично». После разучивания первого и второго движений целесообразно научить детей исполнять их последовательно. Затем ученики разучивают третье движение и исполняют подряд первое, второе и третье движения. Таким образом, они разучивают композицию до конца. В начале обучения для запоминания последовательности движений целесообразно записать их названия на доске. Например, в композиции «Танец моряков» движения можно назвать следующим образом: моряки идут, моряки смотрят в бинокль, моряки тянут канат, моряки плывут, моряки сигналят, моряки танцуют, моряки уходят. После того как школьники познакомятся с понятием «вступление», они учатся начинать движение после вступления в соответствующих музыке характере и темпе. Слушание вступления помогает детям настроиться, уточнит.!, характер музыки, средства музыкальной выразительности. В начальный период обучения, когда учащиеся затрудня- ются в определении окончания вступления, целесообразно посчитать вместе с ними число тактов в нем. Глухие и слабослышащие дети достаточно легко овладевают навыком выполнения движений после вступления, и это помогает им при исполнении танца.
С первых занятий школьники учатся согласовывать свои движения с движениями товарищей. В этом им помогает не только музыка, но и ориентация на хорошо успевающих учеников. Важно предусмотреть планомерную работу над танцем, время и место специальных упражнений на конкретном занятии. При правильной организации работы дети с нарушениями слуха успешно овладевают ритмичным и выразительным исполнением гимнастических и танцевальных движений, несложных гимнастических и танцевальных композиций. Они самостоятельно (без помощи учителя) исполняют танец, ориентируясь на музыкальное сопровождение. Подчеркнем, что глухим и слабослышащим детям нравится этот вид исполнительской деятельности, они с удовольствием осваивают новые танцы на музыкально-ритмических занятиях и в кружках. Обучение игре на музыкальных инструментах Обучение игре на элементарных музыкальных инструментах является одним из разделов программы музыкально-ритмических занятий в специальных школах для глухих и слабослышащих детей. Данный вид музыкально-ис- полнительской деятельности способствует развитию у учащихся звуковысотного, ритмического, динамического и тембрового слуха, эмоционального восприятия музыки. Школьники знакомятся с названиями музыкальных инструментов, овладевают приемами игры на разных инструментах, учатся исполнять в ансамбле ритмический аккомпанемент к музыкальной пьесе или песне на элементарных музыкальных инструментах (например, металлофоне, бубне, ксилофоне, барабане, румбах, маракасах, треугольниках), а также выразительно играть несложные мелодии на фортепиано, ксилофоне, металлофоне, флейтах. При этом учитель в большинстве случаев исполняет ведущую партию на фортепиано. В процессе обучения игре на элементарных музыкальных инструментах используются звучание игрушек и инструменты: игрушки-инструменты или инструменты с нефиксированным звуком, т.е. звуком неопределенной высоты (погремушки, бубны, барабаны, трещотки, кастаньеты, колотушки, музыкальные молоточки, деревянные ложки, колокольчики); игрушки-инструменты, издающие звук только одной высоты (свирели, дудки, рожки, свистульки); игрушки с фиксированной мелодией (органчики, музыкальные шкатулки и др.); игрушки-инструменты или инструменты с диатоническим либо хроматическим звукорядом (металлофоны, пианино, рояли, кларнеты, флейты, саксофоны, баяны, гармоники, губные гармошки, колокольчики, цитры, домры, балалайки); электромузыкальные инструменты. При подборе репертуара учитель может ориентироваться на соответствующие пособия для работы со слышащими детьми, например «Детский оркестр» Н.А. Ветлугиной. Обучение глухих школьников младших классов включает следующее: в первом классе, обучаясь аккомпанировать, дети одновременно исполняют только сильную долю такта в музыке двух-, трех-, четырехдольного метров в умеренном темпе; учащиеся во втором классе обучаются одновременно и поочередно исполнять на разных музыкальных инструментах одинаковый ритмический рисунок; в третьем классе ученики осваивают воспроизведение в аккомпанементе различных ритмических рисунков на разных инструментах. В четвертом и пятом классах ученики аккомпанируют на музыкальных инструментах в ансамбле при исполнении учителем на фортепиано ведущей партии, а также при декламации детьми песен под музыку; самостоятельно выбирают инструменты, соответст- ш вующие характеру музыки, подбирают подходящий ритмический аккомпанемент, выражая свое творческое начало в музыкально-исполнительской деятельности. Слабослышащие первоклассники -учатся вое- j принимать на слух и воспроизводить на треугольниках, ложках, маракасах, румбах, бубнах и других элементарных I музыкальных инструментах (под аккомпанемент учителя на фортепиано) несложные ритмы, а также простые по ритмическому рисунку песни. Ученики второго класса исполняют на металлофонах и других инструментах со звукорядом простые мелодии, например «Тень-тень-потетень» (музыка Б. Калинникова), «Маленькой елочке холодно зимой» (музыка М. Красева), «Во саду ли, в огороде» (русская народная песня), воспринимают и воспроизводят на слух различные ритмы, в том числе ритмы разучиваемых песен. В третьем классе эти умения у детей закрепляются и совершенствуются; усложняются ритмы, которые ученики определяют на слух, отхлопывают и воспроизводят на элементарных музыкальных инструментах; кроме того, дети исполняют на музыкальных инструментах ритмический рисунок разучиваемых песен; учатся играть несложные мелодии, например на фортепиано, электрооргане. В четвертом классе учащиеся исполняют несложные мелодии на фортепиано или электрооргане в сопровождении оркестра шумовых инструментов под дирижирование ученика. Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле не только способствует развитию у детей с нарушением слуха общей ритмичности, возможностей восприятия характера музыки и основных средств музыкальной выразительности, но весьма полезна для развития чувства коллективизма, умения согласовывать коллективные действия. Участие в «детском оркестре» является одним из любимых видов музыкально-исполнительской деятельности детей с нарушениями слуха. 4.3. Обучение исполнению песен На музыкально-ритмических занятиях глухие школьники учатся выразительной декламации песен под музыку. При этом глухие дети не воспроизводят голосом высоту музыкального звука, т.е. не поют. Они говорят текст песни под музыку, точно соблюдая ритмический рисунок и темп мелодии. Выразительность исполнения достигается благодаря внятной, эмоционально окрашенной речи (в зависимости от характера песни дети говорят спокойно, весело, грустно, торжественно), воспроизведению различных динамических оттенков (громко, тихо, негромко, тише, громче), выделению логического ударения, изменению темпа в соответствии с характером песни или отдельного куплета, передаче определенного характера звуковедения (плавно, отрывисто, легко и т.п.). Date: 2016-07-05; view: 471; Нарушение авторских прав |