Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обучение восприятию музыки 6 page





Рассмотрим содержание обучения музыкально-ритми­ческим движениям в специальных школах для слабослы­шащих и позднооглохших детей (1988).

В первом классе дети овладевают умениями вы­разительно и ритмично выполнять под музыку различные движения типа: ходьба широким шагом со свободным, есте­ственным движением рук друг за другом по одному, врас­сыпную с использованием всего пространства кабинета, а также змейкой; на носках, на пятках с соблюдением опре-

14-3506 209


деленного расстояния; легкий ритмичный бег в колонне, между расставленными предметами по кругу, по прямой; I простые движения с предметами (например, мячами, обру- j чами); выполнение элементарных построений и перестрое-; ний в шеренгу, в колонну по одному, по два, в круг, на мес­те во время ходьбы.

На занятиях используются упражнения для разных групп мышц: |ЩР

упражнения для мышц плечевого пояса, движения рук вверх, вперед, назад без предметов и с предметами (с использованием флажков, обручей, палок, мячей), разгибание рук в стороны из положения перед грудью, круговые движения прямыми руками попеременно и вместе, медленное поочередное выпрямление рук вперед, сгибание их, слегка отводя назад, качание рук вперед и назад, вращение согнутых в локтях рук перед собой; упражнения для кистей рук с использованием предметов (флажков, скакалок) и без предметов; сжи­мание пальцев в кулак и разжимание;

упражнения для выработки правильной осанки: сво­бодно ползать по ковру между предметами; стоя у сту­ла, держась за его спинку, расправив плечи, прогнуть спину, поочередно выставлять ногу на носок вперед и в сторону;

упражнения для мышц ног: приседания (держась од­ной рукой за спинку стула и без опоры на руки); присе­дания с обручем, палкой, флажками, поочередное под­нимание ног, согнутых в коленях, хлопок под коленом; попеременное выставление ног на носок вперед, в сто­рону (рука на поясе), поднимание на носки;

упражнения для туловища: при исходном положении стоя ноги вместе, повороты вправо и влево, то же сидя на полу, наклоны вперед, в стороны из положе­ния стоя, ноги на ширине плеч; касание носков ног руками.

Дети выполняют расслабляющие упражнения: сидя на стуле, наклоны вперед и в стороны (класть предметы перед собой и сбоку, брать их); поочередное поднимание и опуска­ние прямых ног из положения лежа на спине.

Первоклассники разучивают танцевальные движения: простой ход, бег на полупальцах, шаг галопа вперед (мед-


ленно, быстро), притопы одной ногой и поочередно левой и правой, кружение через правое плечо, кружение парами. Они учатся ритмично и выразительно выполнять под музы­ку несложные композиции, состоящие из нескольких дви­жений: комплексы ритмической гимнастики под музыку в современных ритмах; танцы и пляски: свободную пляску, хороводы, танцы с предметами (например, «Танец с кукла­ми»), вальс (например, праздничный вальс с лентами, флажками, шарами под музыку А. Филиппенко «Празд­ничный вальс»)и др.

На музыкально-ритмических занятиях в первом классе проводятся музыкальные игры, например: «Бери флажок», музыка В. Витлина, «Будь ловким», музыка Н. Ладухина; «Карусель», башкирская народная мелодия; «Поезд», му­зыка Н. Метлова; «Зайцы и волки», музыка Е. Тиличеевой; «Летчики», музыка В. Нечаева, Т. Ломовой.

При выполнении музыкально-ритмических движений дети учатся передавать характер музыки, исполнять дви­жения четко, ритмично, точно их начинать и заканчивать в соответствии с началом и окончанием музыкального зву­чания (фортепиано, барабан, бубен); изменять движения, ориентируясь на темп музыки (медленный, быстрый), высо­ту звучания (высокий и низкий регистры); различать дина­мические оттенки (усиление и ослабление звучания); вос­производить движениями под музыку несложный ритмический рисунок.

Во втором классе отрабатываемые на музыкаль­но-ритмических занятиях движения усложняются. Дети разучивают двигательные упражнения, например: ходьба с левой ноги, чередование ходьбы с приседанием (приседа­ние по воспринятому на слух акценту в музыке); ходьба широким, скользящим шагом со сгибанием коленей, с воо­бражаемой тяжелой ношей, тяжелой поступью; бег на нос­ках, бег широким шагом; прыжки (на месте или во время бега) с соблюдением акцента и ритма музыки; ходьба за ве­дущим в разных направлениях (по заданию учителя); ходь­ба парами с разнообразным положением рук. Они выполня­ют упражнения с предметами (например, с мячами, обручами), упражнения для мышц шеи, головы, плечевого пояса, кистей рук, например наклоны вперед, назад, впра­во, влево; повороты вправо, влево; круговые движения го-


14* 211


ловой; выбрасывание рук вперед, в стороны, вверх, раска­чивание рук вперед и назад, выше и ниже; отведение рук в стороны и скрещивание их перед собой с обхватом плеч, вращение рук, встряхивание и повороты кистей, сжимание пальцев в кулак и разжимание их (аналогичные упражне­ния при сгибании рук к плечам); упражнения для тулови­ща (например, наклоны тела вперед и назад, с выпрямлен­ной или согнутой спиной; повороты туловища вправо, влево, наклоны вперед и в стороны, назад); упражнения для мышц ног (полуприседания с подъемом на носки и опу­сканием на всю ступню, вытягивание носка ступни вперед и в стороны, отведение ноги в сторону от бедра, взмах рук через стороны вверх с хлопком).

Дети выполняют также упражнения для развития пра­вильной осанки, расслабляющие упражнения. Они разучи­вают следующие танцевальные движения: шаг поскоком, шаг галопа (боковой) с изменением скорости (медленно, бы­стро); шаг с носка на пятку; притопы одной ногой, обеими ногами поочередно (дробушечки), ковырялочка, элементы современного танца и ритмической гимнастики. Ученики выполняют различные перестроения из колонны в шеренгу, в круг, из одного круга в два, три, четыре, из двух колонн, идущих в разные стороны, в два круга.

Слабослышащие второклассники учатся точно переда­вать движениями характер музыки (например, плавный, легкий, грациозный), изменения темпа (умеренный, замед­ленный, ускоренный), динамику звучания (тихо, громко, негромко), регистры (верхний, средний, нижний).

Дети разучивают комплексы упражнений ритмической: гимнастики под музыку в современных ритмах, танцеваль­ные композиции (например, русский танец под русскую на­родную музыку, украинский танец «Гопак», польку «Дружные тройки», танец с цветами, хоровод вокруг елки, вальс). В содержание занятий включены музыкальные иг­ры, например «Передай мяч» (музыка Глинки «Полька»), «Кот и мыши» (музыка Т. Ломовой); «Лови меня» (русская народная мелодия); «Лошадки в конюшне» (музыка М. Ра- ухвергера); «Прогулка с куклами» (музыка Т. Ломовой); «Чей кружок скорее соберется» (музыка Т. Ломовой).

В третьем классе дети учатся синхронно выпол нять под музыку фигурную маршировку (с флажками


и другими предметами), ходить большим и мелким шагом, пружинистым шагом с подчеркнутым размахом рук, с вы­соким подниманием колен; изменять темп ходьбы (умерен­ный, ускоренный).

В занятия включаются упражнения для мышц плечевого пояса, шеи и головы (наклоны головы вперед и назад; пово­роты головы вправо и влево; расслабленное падение головы вперед и назад; поднимание и опускание плеч); упражнения для развития правильной и красивой осанки (из положения рук, сцепленных сзади на уровне пояса, отведение плечей назад; опускание сцепленных рук вниз, отведение плечей назад и прижимание лопаток одной к другой, переход в исходное полоясение); упражнения для мышц ног (мед­ленное полное приседание; перешагивание через палку, держась руками за ее концы; выпады вперед и в сторону; си­дя на полу, подтягивание согнутых ног к туловищу, не от­рывая стоп от пола; стоя на носках, опускаться на пятки и снова подниматься на носки); упражнения для туловища (из исходного положения руки на поясе повороты корпуса вправо и влево; наклоны вперед, назад, вправо, влево; из по­ложения лежа на спине попеременное поднимание ног (с вытягиванием носка) на небольшую высоту с поворотом головы в сторону движения).


Дети выполняют движения с предметами (лентами, обру­чами, мячами), разучивают танцевальные движения (на­пример, боковой ход, скользящий шаг на высоких полу­пальцах, веревочка, простая дробь, шаг польки, элементы народных танцев). Ведется работа над танцевальными ком­позициями, например «Танец с цветами» (вальс), белорус­ский танец («Лявониха», полька «Янка»), «Танец снежи­нок» (вальс), «Танец матрешек» (русская народная мело­дия), характерные танцы.

Ученики выполняют упражнения ритмической гимна­стики под музыку на современные ритмы.

В работу также включаются музыкальные игры, напри­мер «День и ночь» (музыка А. Островского), «Караси и щу­ки» (музыка В. Герчик), «Веселая карусель» (русская на­родная мелодия в обработке Е. Тиличеевой). На занятиях проводятся эстафетные игры (с различными предметами) по музыкальному сигналу.


В четвертом классе работа по развитию музы­кально-ритмических движений включает такие движения под музыку, как: непринужденная ходьба с естественными взмахами рук; ходьба на наружных сторонах стопы, с закры­тыми глазами, вперед спиной, скрестным шагом, с перекатом с пятки на носок, со сменой направления; ходьба с движением рук (движения руками и ногами выполняются с равной скоро­стью: на один шаг — два-три хлопка). На занятиях проводят­ся упражнения для мышц плечевого пояса, шеи, головы.

Важное значение придается правильной и красивой осан­ке при использовании следующих упражнений: из положе­ния стоя на коленях (руки свободно опущены вниз) сесть на пол сбоку от голени и вернуться в исходное положение; из положения стоя на коленях и упираясь руками в пол полное вытягивание верхней части корпуса вперед, касаясь грудью пола и до конца вытянув руки.

Дети овладевают правильным и ритмичным исполнением следующих танцевальных движений: большой и малый бат­маны, ковырялочка с притопом; движения ноги на пятку, на носок с притопом поочередно каждой ногой; шаг с поскоком. Четвероклассники разучивают народные, бальные и совре­менные танцы, например: «Пляска с притопами» (украин­ская народная мелодия, обр. Н. Метлова), «Полька парами» (чешская народная мелодия), «Новогодний хоровод» (музы­ка А. Филиппенко), «Бусинки» (музыка Т. Ломовой). На за­нятиях проводятся музыкальные игры.

Рассмотрим основные методические приемы, используе­мые при обучении глухих и слабослышащих школьников движениям под музыку.

Одним из основных приемов служит показ движений учителем. Показывая детям новое движение, учитель ис­полняет его выразительно, чтобы донести до них характер и особенности исполнения.

Словесные пояснения учителя, сопровождающие показ движений, должны быть лаконичными, доступными уча­щимся по уровню их речевого развития. Учитель подчерки­вает характерные особенности движений, разъясняет тех­нику их выполнения, например: «Спина прямая», «Тяните носок», «Выполняйте поскоки легко». Следует обращать внимание школьников на взаимосвязь движений и музы­кального сопровождения.



 

Новые термины вводятся при одновременном показе учи­телем движений. Например, учитель предлагает: «Будете выполнять галоп. Посмотрите». Затем он демонстрирует движение и предлагает ученикам: «Выполняйте галоп. Слу­шайте музыку. Музыка веселая, быстрая, легкая».

Краткий рассказ о новом танце или игре целесообразно сопровождать рисунками, помогающими школьникам по­нять объяснение учителя.

С первых уроков разучивания двигательных упражне­ний учеников побуждают вслушиваться в музыкальное со­провождение. Дети уясняют, что все «команды» дает им му­зыка и только при постоянном внимании к ней можно исполнять движения выразительно и ритмично.

Перед показом и разучиванием двигательного упражне­ния ученики обязательно слушают его музыкальное сопро­вождение, определяют характер музыки и доступные им средства выразительности. Слушание организуется с помо­щью предварительных вопросов, например: «Какая музы­ка: веселая или грустная?», «Какой темп?», «Как будете считать: на «два» или на «три»?».

В процессе разучивания упражнений на каждом занятии организуется прослушивание его музыкального сопровож­дения. Это помогает учащимся вспомнить характер музы­ки, уточнить ее выразительные средства.

В тех случаях, когда изменение движения связано с чере­дованием определенного средства музыкальной вырази­тельности, к нему привлекается внимание учащихся, на­пример: «Громкая музыка — будете выполнять галоп, тихая — кружиться на месте».

Иногда ученикам трудно сразу выполнить такое задание, ибо приходится внимательно следить за музыкой и правиль­но двигаться. В таких случаях целесообразно сначала нау­чить детей, ориентируясь на музыкальное сопровождение, чередовать элементарные движения (хлопки, притопы). На­пример, учитель говорит: «Слушайте музыку внимательно: громкая музыка — хлопайте, тихая музыка — топайте пра­вой ногой». Затем школьники выполняют под музыку ос­новные движения: чередуют галоп и кружение на месте.

Иногда бывает необходимо уточнить ритмичность Дви­жений учащихся. В этих случаях рекомендуется сначала научить детей самостоятельно ритмично хлопать под музы-


ку и только после этого исполнять разучиваемое движение под музыкальное сопровождение. При исполнении под му­зыку разученной композиции дети также побуждаются к постоянному вслушиванию в музыку, диктующую харак­тер, ритм, темп движений, их чередование.

При многократном повторении упражнений большое значение имеет конкретность предъявляемых заданий. Один элемент можно отрабатывать на протяжении несколь­ких занятий. При этом каждый раз перед учениками ста­вится новая задача.

Приведем пример разучивания хлопков в ладоши как элемента русской пляски. На первом занятии отрабатывает­ся правильность положения рук при хлопках (руки подняты вперед до уровня пояса, локти присогнуты, ладонь одной ру­ки ударяет сверху по ладони другой), ритмичность исполне­ния. На втором —целесообразно закрепить это умение, доби­ваясь свободного исполнения. На третьем занятии ученики выполняют движение самостоятельно, правильно, ритмич­но, свободно и эмоционально.

При выборе движений следует учитывать принцип дос­тупности детям их технического исполнения, систематич­ности и последовательности в обучении. Важно, чтобы в первоначальный период использовались простые, инте­ресные для учащихся двигательные задания. Дети должны почувствовать согласованность движений с музыкой, полу­чить удовольствие от непринужденности и легкости испол­нения. Появившийся на первых занятиях интерес к движе­ниям под музыку способствует успешному обучению.

Следует научить школьника готовиться к выполнению движения. Задание учителя «Приготовьтесь» означает для детей, что необходимо вспомнить движение, его характер, особенности музыкального сопровождения, занять исход­ное положение и внимательно ждать начала звучания му­зыки.

На музыкально-ритмических занятиях широко исполь­зуют танцевальные композиции. Приведем несколько при­меров.

Обучение элементарным движениям русского танца уча­щихся подготовительного и первого классов целесообразно осуществлять в танцевальной композиции под музыку рус­ской народной песни «Возле речки, возле моста» (такты \— 8 исполняются громко, такты 9—16 — тихо).


Сначала школьники разучивают все фигуры последова­тельно. Затем они соединяют их в танцевальную компози­цию. Ученики встают в круг парами, берутся за руки (маль­чики стоят с левой стороны).

фигура. Такты 1—8: дети идут хороводным шагом, останавливаются лицом в круг; такты 9—16: мальчики хлопают в ладоши. Девочка обходит вокруг мальчика и возвращается на место (шаг — переменный, легкий, руки немного разведены в стороны, ладонями вперед).

фигура. Такты 1—8, как в первой фигуре; такты 9—16: девочки сто­ят на месте, хлопают в ладоши, мальчики обходят свою пару (руки на поясе).

фигура. Такты 1 —8 как в первой фигуре, но в конце дети встают ли­цом друг к другу; такты 9—16: дети выставляют ногу на пятку и носок (мальчик выставляет сначала правую ногу, а девочка — левую).

фигура. Такты 1—8 как в первой фигуре; такты 9—16: школьники выставляют ногу на пятку с полуприседанием (мальчики — с правой, де­вочки — с левой ноги).

фигура. Такты 1—8: хоровод делится на два полукруга, дети берут­ся за руки цепочками. Обе цепочки идут вправо за ведущими, перестра­иваются в две шеренги у центральной стены (шаг переменный); такты 9— 16: дети выполняют плавные поклоны.

При обучении выполнению приставного шага можно ра­зучить несложную композицию «Падеграс» (музыкальный размер 4/4, темп умеренный).

И.п. (исходное положение) — учащиеся стоят по два по кругу левым боком к центру, взявшись за руки, свободная рука мальчика — на поясе, девочки держатся за юбочку, ноги в третьей позиции, правая впереди. На счет «раз» — шаг правой ногой в сторону, на «два» — левую ногу приста­вить к правой, полуприсесть, на «три» — шаг правой в сторону, на «четы­ре» — левую вперед на носок. Затем повторить движения, но в другую сторону и с другой ноги. На счет «раз, два, три» школьники выполняют три шага вперед, начиная с правой ноги, на «четыре» — левая нога впе­ред на носок; на счет «раз, два, три» — три шага вперед начиная с левой, на «четыре» повернуться лицом друг к другу. Затем повторить первые че­тыре движения и вторые четыре движения. После этого, подавая правые руки друг другу, на счет «раз, два, три» выполнить три шага по дуге впра­во вперед с поворотом на 90 градусов, на «четыре» — левую ногу вперед на носок. Движение повторить, но с другой ноги. Закончить исходным положением.


При выполнении шага галопа рекомендуется разучить композицию «Галоп» (музыкальный размер 2/4, темп уме­ренно-быстрый).

И.п. — стоя парами по кругу, левым боком к центру, ноги в третьей позиции, левая впереди, руки в стороны—книзу, взявшись за руки скрестно.

На счет «раз, два» — два шага галопа к центру, на счет «раз» — шаг ле­вой в сторону, на «два» — притоп правой.

На «раз, два, раз, два» — то же от центра с другой ноги, на счет «раз, два, раз, два» — четыре подскока вперед, начиная с левой ноги.

На «раз» — шаг левой вперед, на «два» притоп правой сзади левой, на «раз» — шаг правой назад, на «два» — притоп левой перед правой. Затем движения повторить.

При разучивании танцевальной композиции важно учить школьников запоминанию последовательности дви­жений. Для этого целесообразно выполнение двух-трех дви­жений с паузой между ними. Это дает ученикам время вспомнить следующее движение. Затем данная последова­тельность движений выполняется без паузы. После этого прибавляется еще одно движение и т.д. Определенную помощь в запоминании последовательности движений ока­зывает их словесное определение.

Выученные движения школьники используют в различ­ных танцевальных и гимнастических композициях, играх. При этом совершенствуется не только само движение, но и сочетание его с различной музыкой. Это способствует бо­лее глубокому осознанию детьми связи характера движе­ния с музыкой.

При обучении целесообразно сочетать индивидуаль­ную и коллективную проверку усвоения учебного мате­риала учащимися. При этом необходимо создавать атмо­сферу, вызывающую у неуверенных детей надежду на ус­пех и ограничивающую излишне самоуверенных учени- коц.

Выполнение заданий оценивает не только учитель, но и сами ученики. Эффективен показ упражнений одним из учеников. Замечено, что дети лучше схватывают движения, их связь с музыкой, когда упражнение выполняет ровес­ник. Такой прием учит их видеть и оценивать правильное исполнение.


При планировании работы по обучению музыкально- ритмическим движениям следует помнить, что на занятии на нее отводится не более 10 мин. Поэтому включение всех видов движений в одно занятие (например, основные дви­жения, элементы танца, танцевальные композиции, игры) не представляется возможным. В начале занятия не более 5 мин дети выполняют основные движения, перестроения, элементы танца. Важно, чтобы эти упражнения были свя­заны с основным содержанием занятия. Например, если на занятии в первом классе глухие дети учатся слушать танцы различного характера, то в начале занятия целесо­образно отработать какой-либо элемент танца — хоровод­ный шаг или галоп, а не маршировать или бегать под му­зыку. Если в танцевальной композиции предусмотрено пе ­рестроение группы, то целесообразно отработать его в на­чале урока.

Разучивание танцевальной композиции занимает не­сколько занятий. На первом занятии ученики знакомятся с новой композицией: учитель называет танец, показывает иллюстрацию, изображающую танец. Перед прослушива­нием музыкального сопровождения к танцу он предлагает детям определить, какая музыка: веселая или грустная (торжественная, спокойная), в каком темпе (быстром, мед­ленном или умеренном), плавная или отрывистая, громкая или тихая, как надо считать и т.п. При предъявлении зада­ний глухим детям (особенно в начале обучения) все слова, характеризующие музыку, написаны на табличках, при­крепленных на доске. После слушания музыки дети отвеча­ют на вопросы учителя, определяя характер и доступные им средства выразительности. Затем учитель выразительно ис­полняет танцевальную композицию. Музыка звучит в грам­записи.

Со второго занятия учащиеся начинают разучивать ком­позицию по отдельным элементам. В одно занятие включа­ется не более двух элементов.

Перед разучиванием движения учитель исполняет музы­кальное сопровождение к танцу, что помогает ученикам настроиться на него. Затем дети определяют характер му­зыки и элементы, важные для согласования движений с му­зыкальным сопровождением.

Учитель показывает движение, объясняет особенности его выполнения.


Ученики отрабатывают технику движения по подража­нию учителю без музыкального сопровождения или при привлечении «маленького учителя» под музыку. При этом они разучивают движения под счет, соответствую­щий ритму музыки (например, в вальсе под счет «раз, два, три»).

Сначала движения можно выполнять в более медленном темпе, потом обязательно в темпе, соответствующем музы­кальному. Это помогает школьникам ритмично выполнять упражнение под музыку.

Для отработки ритмичного исполнения движения снача­ла можно выполнить под музыку элементарные движения (хлопки), подчеркивая сильную и каждую доли такта, а за­тем самостоятельно исполнить под музыку разучиваемое движение.

На каждом занятии учитель побуждает школьников к выразительному исполнению упражнения в характере музыки. Например, учитель говорит: «Музыка веселая, легкая. Выполняйте движения весело, легко, ритмично».

После разучивания первого и второго движений целесо­образно научить детей исполнять их последовательно. За­тем ученики разучивают третье движение и исполняют под­ряд первое, второе и третье движения. Таким образом, они разучивают композицию до конца. В начале обучения для запоминания последовательности движений целесообразно записать их названия на доске. Например, в композиции «Танец моряков» движения можно назвать следующим об­разом: моряки идут, моряки смотрят в бинокль, моряки тя­нут канат, моряки плывут, моряки сигналят, моряки тан­цуют, моряки уходят.

После того как школьники познакомятся с понятием «вступление», они учатся начинать движение после вступ­ления в соответствующих музыке характере и темпе. Слу­шание вступления помогает детям настроиться, уточнит.!, характер музыки, средства музыкальной выразительности. В начальный период обучения, когда учащиеся затрудня- ются в определении окончания вступления, целесообразно посчитать вместе с ними число тактов в нем. Глухие и сла­бослышащие дети достаточно легко овладевают навыком выполнения движений после вступления, и это помогает им при исполнении танца.

 


С первых занятий школьники учатся согласовывать свои движения с движениями товарищей. В этом им помогает не только музыка, но и ориентация на хорошо успевающих учеников.

Важно предусмотреть планомерную работу над танцем, время и место специальных упражнений на конкретном за­нятии.

При правильной организации работы дети с нарушени­ями слуха успешно овладевают ритмичным и выразитель­ным исполнением гимнастических и танцевальных дви­жений, несложных гимнастических и танцевальных композиций. Они самостоятельно (без помощи учителя) исполняют танец, ориентируясь на музыкальное сопровож­дение.

Подчеркнем, что глухим и слабослышащим детям нра­вится этот вид исполнительской деятельности, они с удо­вольствием осваивают новые танцы на музыкально-ритми­ческих занятиях и в кружках.

Обучение игре на музыкальных инструментах

Обучение игре на элементарных музыкальных инстру­ментах является одним из разделов программы музыкаль­но-ритмических занятий в специальных школах для глу­хих и слабослышащих детей. Данный вид музыкально-ис- полнительской деятельности способствует развитию у уча­щихся звуковысотного, ритмического, динамического и тембрового слуха, эмоционального восприятия музыки. Школьники знакомятся с названиями музыкальных инст­рументов, овладевают приемами игры на разных инстру­ментах, учатся исполнять в ансамбле ритмический акком­панемент к музыкальной пьесе или песне на элементарных музыкальных инструментах (например, металлофоне, буб­не, ксилофоне, барабане, румбах, маракасах, треугольни­ках), а также выразительно играть несложные мелодии на фортепиано, ксилофоне, металлофоне, флейтах. При этом учитель в большинстве случаев исполняет ведущую партию на фортепиано.

В процессе обучения игре на элементарных музыкаль­ных инструментах используются звучание игрушек и инструменты:


игрушки-инструменты или инструменты с нефиксиро­ванным звуком, т.е. звуком неопределенной высоты (погремушки, бубны, барабаны, трещотки, кастанье­ты, колотушки, музыкальные молоточки, деревянные ложки, колокольчики);

игрушки-инструменты, издающие звук только одной высоты (свирели, дудки, рожки, свистульки);

игрушки с фиксированной мелодией (органчики, му­зыкальные шкатулки и др.);

игрушки-инструменты или инструменты с диатониче­ским либо хроматическим звукорядом (металлофоны, пианино, рояли, кларнеты, флейты, саксофоны, бая­ны, гармоники, губные гармошки, колокольчики, цит­ры, домры, балалайки);

электромузыкальные инструменты.

При подборе репертуара учитель может ориентироваться на соответствующие пособия для работы со слышащими детьми, например «Детский оркестр» Н.А. Ветлугиной.

Обучение глухих школьников младших классов включает следующее: в первом классе, обучаясь аккомпаниро­вать, дети одновременно исполняют только сильную долю та­кта в музыке двух-, трех-, четырехдольного метров в умерен­ном темпе; учащиеся во втором классе обучаются одновременно и поочередно исполнять на разных музыкаль­ных инструментах одинаковый ритмический рисунок; в третьем классе ученики осваивают воспроизведе­ние в аккомпанементе различных ритмических рисунков на разных инструментах. В четвертом и пятом классах ученики аккомпанируют на музыкальных инст­рументах в ансамбле при исполнении учителем на фортепиа­но ведущей партии, а также при декламации детьми песен под музыку; самостоятельно выбирают инструменты, соответст- ш вующие характеру музыки, подбирают подходящий ритмиче­ский аккомпанемент, выражая свое творческое начало в му­зыкально-исполнительской деятельности.

Слабослышащие первоклассники -учатся вое- j принимать на слух и воспроизводить на треугольниках, ложках, маракасах, румбах, бубнах и других элементарных I музыкальных инструментах (под аккомпанемент учителя на фортепиано) несложные ритмы, а также простые по рит­мическому рисунку песни.


Ученики второго класса исполняют на металло­фонах и других инструментах со звукорядом простые мело­дии, например «Тень-тень-потетень» (музыка Б. Калинни­кова), «Маленькой елочке холодно зимой» (музыка М. Красева), «Во саду ли, в огороде» (русская народная пес­ня), воспринимают и воспроизводят на слух различные рит­мы, в том числе ритмы разучиваемых песен.

В третьем классе эти умения у детей закреп­ляются и совершенствуются; усложняются ритмы, кото­рые ученики определяют на слух, отхлопывают и воспро­изводят на элементарных музыкальных инструментах; кроме того, дети исполняют на музыкальных инструмен­тах ритмический рисунок разучиваемых песен; учатся играть несложные мелодии, например на фортепиано, электрооргане.

В четвертом классе учащиеся исполняют не­сложные мелодии на фортепиано или электрооргане в со­провождении оркестра шумовых инструментов под дири­жирование ученика.

Игра на элементарных музыкальных инструментах в ан­самбле не только способствует развитию у детей с наруше­нием слуха общей ритмичности, возможностей восприятия характера музыки и основных средств музыкальной выра­зительности, но весьма полезна для развития чувства коллективизма, умения согласовывать коллективные действия. Участие в «детском оркестре» является одним из любимых видов музыкально-исполнительской деятельно­сти детей с нарушениями слуха.

4.3. Обучение исполнению песен

На музыкально-ритмических занятиях глухие школьни­ки учатся выразительной декламации песен под музыку. При этом глухие дети не воспроизводят голосом высоту музыкального звука, т.е. не поют. Они говорят текст песни под музыку, точно соблюдая ритмический рисунок и темп мелодии. Выразительность исполнения достигается благо­даря внятной, эмоционально окрашенной речи (в зависимо­сти от характера песни дети говорят спокойно, весело, гру­стно, торжественно), воспроизведению различных динами­ческих оттенков (громко, тихо, негромко, тише, громче),


выделению логического ударения, изменению темпа в соот­ветствии с характером песни или отдельного куплета, пере­даче определенного характера звуковедения (плавно, отры­висто, легко и т.п.).







Date: 2016-07-05; view: 471; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.028 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию