Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обучение восприятию музыки 7 page





Зачем учить глухих школьников декламации песен под музыку, если их исполнение никогда не достигнет красоты и выразительности пения слышащих детей? Отвечая на этот вопрос, подчеркнем, что школьники с тяжелыми на­рушениями слуха учатся декламации песен под музыку не ради исполнительско-концертной деятельности. Да и успе­хи их оценить могут только учителя, родители и одно­классники. Обучение декламации песен под музыку — это еще одно средство совершенствования произносительной стороны речи учеников, ее внятности, интонационной структуры.

Развивающиеся у учеников возможности восприятия му­зыки, осознание ими содержания и смысла слов помогают детям проникнуться ее настроением. Именно характер му­зыки и смысл слов побуждают учащихся к бодрому, энер­гичному исполнению песен-маршей, веселому, легкому — песен танцевального характера (в ритме польки), несколько грустному, немного протяжному исполнению лирических песен, спокойному — колыбельных. Кроме того, при декла­мации сама мелодия, ее выразительные средства диктуют необходимость воспроизведения глухими детьми важней­ших элементов речевой интонации: ученики вслушиваются в мелодию и учатся точно передавать ее ритмическую стру­ктуру, логическое ударение, динамические оттенки и тем ­повые изменения, говорить плавно или отрывисто. Раз- i| витие у школьников восприятия звуковысотной линии мелодии (звуки идут вверх или вниз; звуки идут по поряд­ку, скачут, звучат на одном месте), необходимость передачи при декламации кульминации в песне, логического ударения во фразе, связанных в музыке с изменением высо­ты и силы звуков-, побуждают детей к определенным моду­ляциям голоса. Это важно, ибо развитие голосовых модуля• ций необходимо для более естественного звучания речи глухих детей. Обучение декламации песен способствует также совершенствованию дикции: дети учатся внятно и четко воспроизводить слова песни, стремясь наиболее полно реализовать свои возможности в произношении.


Декламация песен под музыку содействует также разви­тию восприятия музыки. В процессе разучивания песен учащиеся постоянно обращаются к анализу музыки. Они определяют ее характер, форму произведения (запев, при­пев), манеру звуковедения (плавно, отрывисто), анализиру­ют звуковысотную и ритмическую структуру мелодии, динамические оттенки, темповые изменения. Все это, без сомнения, обогащает слуховые впечатления глухих учащихся о музыке. Разнообразная тематика песен спо­собствует развитию кругозора учеников, обогащению их словарного запаса новой лексикой.

Основным содержанием работы является обучение уча­щихся выразительной декламации песен в ансамбле под аккомпанемент учителя. Дети обучаются декламировать свободно, без напряжения. Этому способствует целенапра­вленная работа по развитию речевого дыхания. У детей формируется естественный вдох (спокойный, бесшумный, без поднимания плеч, через рот и нос) и глубокий выдох. При выработке правильного дыхания внимание детей обра­щается на движение брюшной стенки. При выборе упраж-^ нений, песен, попевок следует исходить из программных требований по развитию речевого дыхания, увеличивая ко­личество слогов, произносимых на одном выдохе (от 4—5 в подготовительном классе до 10—12 в третьем).

Например, в первоначальный период обучения целесооб­разно разучивать русские народные мелодии типа «Заинь­ка», прибаутки типа «Ладушки», песенки-попевки типа «Кошка» (музыка А. Александрова), «Паровоз» (музыка В. Красевой), «Барабанщик» (музыка Е. Тиличеевой), со­стоящие из коротких музыкальных фраз. В дальнейшем следует стремиться использовать репертуар, соответствую­щий возрасту учащихся.

Важное значение придается работе над силой голоса. Не следует добиваться от детей громкого исполнения. Это может привести к возникновению различных дефектов голоса, так как под действием слишком сильного напряжения воздуха края голосовых связок приходят в беспорядочное, негармо­ничное колебание. Целесообразно использовать умеренные динамические оттенки. В подготовительном и первом клас­сах школьники исполняют песни (попевки) негромко; во втором классе декламируют разные по характеру куплеты

15—3506 ы 225


громче или тише; в третьем классе выполняют усиление и ос­лабление звучания во фразе, куплете. Формирование у детей умения изменять силу голоса связано с осознанием ими вы­разительных свойств динамических оттенков. Ученики по­нимают, что контрастные по характеру песни исполняются в разной динамике (лирические, колыбельные — негромко; торжественные, маршевые, бодрые — громче).


При работе над голосом (при нормальном его звучании, без грубых дефектов) сначала необходимо научить школь­ников говорить мягко и спокойно. В дальнейшей работе, при разучивании бодрых песен-маршей, у них формируется и твердая атака звука: дети начинают говорить энергично и твердо. Если большинство учащихся склонны к вялой арти­куляции, инертности при произношении, то в репертуар следует сразу вводить песни и попевки энергичного, марше­вого характера. Такие песни будут активизировать детей, побуждать их к четкой, твердой артикуляции.

На занятиях у школьников формируется умение гово­рить плавно и отрывисто. С этой целью надо подобрать соот­ветствующий репертуар: народные песни (например, «Во поле береза стояла», «Дождик», прибаутки «Сорока, соро­ка», «Дод-дон»), а также песни для детей («Падают листья» М. Красева, «Веселый музыкант» А. Филиппенко, «Дож­дик» Д. Кабалевского, «Осенняя песенка» Д. Васильева- Буглая).

С первого года обучения дети учатся точно воспроизво­дить ритмический рисунок мелодии, выделяя логическое ударение. Известно, что логическое ударение во фразе мож­но сделать на любом слове в зависимости от того, что хочет подчеркнуть исполнитель. Например, в припеве русской народной песни «Как у наших у ворот» (первый класс) логи­ческое ударение можно каждый раз делать на первом слове, подчеркивая танцевальный характер песни:

Как у наших у ворот, как у наших у ворот, ай, люли, у ворот, ай, люли, у ворот.

В этом же припеве логическое ударение можно сделать в слове наших, как бы подчеркивая принадлежность; воз­можно выделить слово у ворот для указания места дейст­вия. При выборе слова, на которое будет падать логическое


ударение, следует учесть, что оно обязательно должно зву­чать внятно и четко, т.е. точное воспроизведение звукосло­тового состава выделяемого слова не должно затруднять большинство учащихся.

Декламация песен под музыку предполагает совершен­ствование четкого и внятного произношения детьми зву­ков и их сочетаний в словах.

Ученики побуждаются к максимальной реализации про­износительных возможностей. При этом используются пре­жде всего приемы подражания речи учителя и фонетиче­ская ритмика.

При работе над дикцией следует учесть, что два одинако­вых или разных гласных, встречающихся в одном слове или в конце одного и в начале другого слова, произносятся раз­дельно (например, в русской народной песне «А я по лугу» звуки а и я произносятся раздельно). Ученики должны вос­производить согласные легко, свободно и четко. В процессе обучения учитель специально отрабатывает с учащимися стечения согласных.

Большое значение придается работе над ансамблем: над ритмической и темповой слитностью, динамическим един­ством, одновременным началом и окончанием декламации в целом произведении и отдельных его частях (куплет, фра­за), единой манерой звуковедения. Дети учатся вслуши­ваться в собственное произношение и речь товарищей, не выделяться в ансамбле. У них развивается самоконтроль.

Репертуар составляют разнообразные по содержанию, характеру, средствам выразительности песни и попевки. В обучении широко используется народная музыка. Простота построения мелодий, яркая образность, широта, напев­ность — все это привлекает к народной песне как материалу обучения. На музыкально-ритмических занятиях школь­ники отрабатывают точное воспроизведение ритмического рисунка, разный темп исполнения, динамические оттенки, разучивая попевки, прибаутки, песни.


Текст песен должен быть понятен ученикам по смыслу и близок по содержанию. В начале обучения учитель предла­гает школьникам песни с несложным ритмическим рисун­ком, состоящим чаще всего из четвертных и восьмых долей, в умеренном темпе, с короткими музыкальными фразами, учитывающими возможности речевого дыхания детей, с

15* 227


простым мелодическим рисунком в диапазоне преимущест­венно первой октавы. Такие требования к репертуару обу­словлены задачей формирования у детей умения свободно декламировать песни под музыку, стремления к более есте­ственному звучанию речи.

При подборе песенного репертуара следует учитывать также произносительные возможности учащихся. Если у большинства детей речь скандированная, неслитная, то следует выбирать песни протяжные, напевного характера, но с короткими музыкальными фразами. Если у большинст­ва детей темп речи замедленный, то целесообразно использо­вать попевки в разном темпе, чтобы на выученном материа­ле добиваться произношения в умеренно-быстром темпе.

При отработке воспроизведения звукослогового состава слов большую помощь может оказать учитель индивидуаль­ных занятий: если слова песни содержат звуки, соответст­вующие теме данных занятий, то целесообразно включить эти слова в основной речевой материал для работы над про­изношением.

На музыкально-ритмических занятиях работа над пес­ней (или попевкой, прибауткой и т.п.) занимает не более 10 мин. Сложность песни и возможности учащихся опреде­ляют число песен для разучивания на четверть (в большин­стве случаев не более одной-двух).

Во время разучивания песни дети стоят или'сидят прямо, не горбясь, не поднимая плеч. Сидя на стуле, ученик опира­ется на его спинку. Руки удобно лежат ближе к туловищу.

В работе над песней школьники обязательно должны хо­рошо видеть лицо учителя, его руки, а также клавиатуру фортепиано и табличку, на которой записаны слова или ритмический рисунок мелодии, ноты.

В процессе работы над песней используется ряд методических приемов. Важное значение имеет образец выразительного исполнения учителем. При первичном предъявлении песни учитель выразительно поет ее, акком­панируя на фортепиано. С третьего класса, помимо прослу­шивания песни в исполнении учителя, используется грам­запись.

Целенаправленное слушание музыки сопровождает все этапы работы над песней. Знакомясь с песней, ученики ана­лизируют музыку, определяя ее характер, известные им


средства выразительности. Например, в первом классе при знакомстве с русской народной песней «Как у наших у во­рот» они определяют (с помощью учителя или самостоя­тельно), что песня веселая, музыка легкая, похожа на та­нец, негромкая, в умеренном темпе, считать надо на «два».


В процессе разучивания дети постоянно вслушиваются в музыку. На каждом занятии перед началом работы над песней они слушают мелодию, определяют ее характер, ана­лизируют основные средства выразительности: ритмиче­скую и мелодическую структуры, динамические и темповые нюансы. Затем ученики учатся вслушиваться в музыку, го­ворить ритмично, в характере песни.

В процессе работы используется прием слушания с одно­временным беззвучным проговариванием учениками тек­ста песни. Беззвучная артикуляция как бы моделирует в со­знании учащихся правильное исполнение.

Перед разучиванием песни полезна беседа с учащимися о характере музыки, содержании и смысле текста.

Слово учителя направлено на то, чтобы эмоционально на­строить школьников на восприятие песни и ее активное ра­зучивание. Например, при слушании песни «Как у наших у ворот» учитель говорит: «Послушайте веселую песню. Ког­да слушаешь эту песню, хочется танцевать. Послушайте и подумайте, какой танец вы захотите танцевать под эту музыку».

Разучивание песни также сопровождается словесным комментарием учителя. Однако на этом этапе не следует много рассказывать о музыке, лучше предложить детям еще раз послушать ее и самим высказать свои мысли и чувства.

Один из основных приемов работы над декламацией пес­ни — дирижирование. Целесообразно применение одновре­менного дирижирования учащегося и учителя, что способст­вует более быстрому, осознанному и прочному усвоению материала, так как дети опираются не только на зритель­ный и слуховой анализаторы, но и на двигательный. Учени­ки свободно овладевают дирижирование^, совместным с учителем, ибо уже в первом классе они учатся дирижиро­вать по двух- и трехдольной схемам, во втором классе — по четырехдольной. Дети обучаются (по подражанию учите­лю) показывать рукой дыхание, логическое ударение, хара­ктер звуковедения, динамические оттенки.


Напомним основные положения, касающиеся дирижер­ской техники (JL Андреева, 1969). Во время дирижирова­ния корпус тела держится свободно, естественно, не напря­женно, плечи развернуты, руки согнуты в локтях и разведе­ны немного в стороны на уровне середины грудной клетки. Кисть по отношению к предплечью чуть приподнята, ло­коть занимает положение ниже кисти. Кистью руки дирижер показывает характер звуковедения, фразировку и другие особенности исполнения. Кисть должна быть свобод­ной, подвижной и гибкой. Пальцы мягко согнуты, расстав­лены нешироко. Все движения сосредоточиваются в лучеза- пястном суставе, а пальцы сохраняют относительную не­подвижность.

При работе над песней учитель и ученики должны видеть лица друг друга. Во время дирижирования мимика учителя может многое подсказать ученикам, помочь в создании му­зыкального образа. Поэтому лицо дирижера должно быть выразительным, соответствующим характеру исполняемой музыки. Необходима четкая, но не утрированная артикуля­ция учителя, которая помогает школьникам в развитии дикции.

Основу дирижирования составляет метрическое так­тирование. Дирижерский взмах слагается из замаха (или ауфтакта), долевого движения, «точки» удара и момента отражения от «точки». После замаха рука активно устре­мляется к «точке» и, достигнув ее, получает импульс к дальнейшему движению. Интенсивность «точки» зависит от характера музыки: она может быть резкой или несколь­ко смягченной, но всегда четкой и ясной. Исполняя «точ­ку», кисть как бы совершает быстрый удар в воображае­мую плоскость и тут же отходит в противоположном на­правлении.

При метрическом дирижировании наглядно показывает­ся чередование сильных и слабых долей. Сильная доля яв­ляется основным организующим моментом дирижирования и всегда имеет направление сверху вниз. Перед сильной до­лей, как правило, делается замах и движение вниз выпол ­няется энергично до «точки». Движение на слабую долю об­личается от движения на сильную тем, что мышечная ак­тивность резко падает.


Приведем схемы простых размеров.

Двухдольная схема: на первой доле рука направляется со­бранным движением от себя к «точке» книзу и фиксирует ее в воображаемой плоскости, а затем по достижении «точки», мгновенно расслабившись, ведет вверх вторую долю. Вторая доля ведется так, как будто скрипач ведет смычок (рис. 2).

Трехдольная схема: первая доля, являющаяся сильной, ведется отвесно вниз до «точки» и фиксируется в вообража­емой плоскости. На «точке» первой доли кисть руки нахо­дится на одном уровне с локтем или чуть выше. Вторая до­ля имеет направление в сторону от дирижера, но не точно по горизонтальной плоскости, а немного сверху вниз. Пример­но половину первой доли занимает ауфтакт, служащий под­готовкой ко второй доле. Вторая доля ведется мягкой рукой до «точки» и как бы пружинит обратно снизу вверх. Движе­ние третьей доли должно быть мобилизирующим и целеуст­ремленным (рис. 3).

Рис. 2

з

Рис. 3


Четырехдольная схема: здесь имеется не только сильная доля (первая), но и относительно сильная — третья, испол­няющаяся почти так же активно, как сильная. После вы­полнения первой доли важно подготовиться ко второй. Для этого рука свободным движением отходит от «точки» пер­вой доли немного вверх, а затем уже идет к дирижеру. Веду­щей в этом движении является кисть. Затем снова подгота­вливается следующая доля и т.д. (рис. 4).

С первых же занятий необходимо формировать у уча­щихся умение одновременного вступления по руке дириже­ра.

Начало исполнения в дирижировании отмечается тремя моментами — это внимание, «дыхание», вступление. Мо­мент внимания предполагает сосредоточение коллектива на дирижере, привлечение внимания к его рукам. Сначала не-. обходимо «собрать» коллектив учащихся глазами в единое целое, привлечь их взгляды к себе. Затем коротким актив­ным движением учитель поднимает руку, принимая исход­ную позицию для начала дирижирования. С этого момента внимание учащихся фиксируется на руке дирижера. Важно не проявлять поспешность и не передерживать подготовку внимания. От правильного вступления зависит качество ис­полнения учащимися песни.

После фиксированного внимания учитель показывает «дыхание» движением руки на долю, предшествующую до­ле вступления (например, если вступление приходится на первую долю, то жест «дыхание» — на третью). Движение на «дыхание» соответствует характеру, темпу и динамике

Рис. 4


звучания. Например, при исполнении русской народной песни «Во поле береза стояла» с плавным, спокойным зву- коведением жест «дыхание» плавный, а в бодрой маршевой песне — волевой и энергичный.

Не менее важно окончание исполнения песни, которое должно быть одновременным в характере произведения. Окончание, как и вступление, состоит из трех моментов: выдерживания заключительного аккорда, подготовки снятия и собственно снятия звучания. Подготовка снятия звучания производится движением руки на долю, предше­ствующую окончанию, и всегда дается в характере и темпе исполняемой музыки. В жесте окончания очень важна «точка» снятия, когда кисть руки как бы хватает послед­ний звучащий аккорд (после снятия звучности пальцы должны быть свободны).

Правильное дирижирование — основа успешной работы над декламацией песен под музыку. Отметим, что при ис­полнении песен на школьных праздниках аккомпанирует учитель музыкально-ритмических занятий, а дирижирует другой учитель. Важно, чтобы и этот учитель овладел дири­жерской техникой, иначе он не поможет детям в исполне­нии песни.

Одним из приемов работы, направленных на преодоление трудностей при разучивании песни, является упражнение. При многократном повторении с целью исправления ошиб­ки важно, чтобы перед учениками всегда стояла конкрет­ная задача. Например, учитель говорит: «Повторим еще раз. Говорите легко и быстро», «Повторим первую фразу. Слушайте друг друга. Вова и Наташа, говорите тише».

При обучении мелодекламации применяется запись рит­мического рисунка или нотная запись. Это содействует бы­строму усвоению школьниками правильного и осознанного исполнения. Дети не знакомятся с названием длительно­стей. Значение соответствующих знаков они постигают пра­ктически, при прослушивании мелодии, отхлопывании ритмического рисунка, соотнесении его с графическим обо­значением.

Со второго класса можно использовать нотную запись. Названия нот дети не учат. Они анализируют только напра­вление и характер движения звуков (например, звуки на од­ном месте или идут вверх, вниз, по порядку).


Запись ритмического рисунка или нот сопровождается соответствующим текстом, где указаны орфоэпические нор­мы произношения.

На рисунке 5 показана запись ритмического рисунка первой фразы песни «Во поле береза стояла».

Вопо-лебе - рё-за сто-я-ла...

Рис. 5. Запись ритмического рисунка первой фразы песни «Во поле береза стояла».

Разучивание песни осуществляется под музыкальное со­провождение: учитель одной рукой дирижирует, а другой играет мелодию на фортепиано. Школьники разучивают песню сразу в ансамбле. При необходимости проводится ин­дивидуальная работа.

Разучивание песни включает три этапа, неодинаковых по продолжительности (Е.З. Яхнина, 1997).

Первый этап — знакомство с песней. Дети слушают пес­ню в исполнении учителя (с третьего класса — уже в грам­записи), определяют характер музыки и известные им сред­ства музыкальной выразительности. Затем они читают текст песни, отвечают на вопросы учителя по его содержа­нию, снова слушают песню в исполнении учителя.

Второй этап — разучивание песни. Учащиеся разучива­ют песню по фразам — элементам мелодии, в которых выра­жена более или менее законченная музыкальная мысль. Объем фразы составляет от двух до четырех тактов. Напри­мер, в песне «Как у наших у ворот» четыре фразы: первая — «Как у наших у ворот», вторая — «Как у наших у ворот», третья — «Ай люли, у ворот», четвертая — «Ай люли, у во­рот».

Каждую фразу школьники разучивают в течение не­скольких занятий. В процессе работы учитель одной рукой играет мелодию, другой дирижирует. При этом он четко проговаривает слова песни, активно «берет» дыхание. Сна­чала ученики должны запомнить ритм фразы: после слуша™ ния мелодии они упражняются в отхлопывании ритмиче'


ского рисунка под музыку. Кроме того, им значительно по­могает опора на графическое изображение ритма.

Затем школьники учатся воспроизводить под музыку ритм фразы хлопками и голосом, проговаривая элемен­тарные слогосочетания, например: mama,..., папа,.... Одновременному и четкому исполнению способствует показ учителем рукой (дирижируя) длительности каждо­го звука и четкое проговаривание им слогосочетаний. В процессе упражнений дети отрабатывают одновремен­ный вдох и длительный выдох (до конца фразы). Учитель обращает их внимание на то, что вдох должен быть в хара­ктере песни.

Затем отрабатывается воспроизведение слов во фразе под музыку в соответствии с ритмической организацией мелодии. Отметим, что слова, которые могут вызвать у школьников затруднения в правильном воспроизведе­нии, должны быть отработаны прежде всего с помощью приемов фонетической ритмики и подражания образцу ре­чи учителя. В процессе работы ученики два-три раза дек­ламируют фразу под музыку, ориентируясь на показ учи­телем при дирижировании каждой длительности. После того как ученики усвоят ритмический рисунок фразы, учитель переходит на дирижирование по соответствующей схеме. Постоянное использование «дробленого» дирижи­рования нецелесообразно, так как оно может провоциро­вать послоговую речь.

Далее школьники отрабатывают ритмичное воспроизве­дение фразы под музыку, выделение логического ударения (при ориентации на мелодию, исполняемую учителем на фортепиано, и на его дирижирование). Сначала учитель сам отмечает в тексте выделяемое слово (подчеркивает). В даль­нейшем ученики, вслушиваясь в мелодию и беззвучно про­говаривая при этом слова, учатся самостоятельно опреде­лять, какое слово главное, т.е. на какое слово приходится логическое ударение. В конце разучивания фразы они отра­батывают умение свободно и эмоционально ее произносить под музыку в темпе, указанном в нотах. На этом этапе важ­ное значение имеет работа над ансамблем — одновременное начало и окончание декламации, выдерживание одного темпа исполнения, воспроизведение динамических оттен­ков и др.


Аналогично разучивается вторая фраза. После этого дети учатся исполнять сразу обе фразы. Затем учат третью фразу и так до конца весь текст.

Третий этап — заключительная работа над песней.

Прежде всего школьники отрабатывают эмоциональ­ность, выразительность исполнения. На этом этапе дети уже могут четко и внятно говорить под музыку, передавая ритмический рисунок мелодии, динамические оттенки, темп. Поэтому создаются наиболее благоприятные условия для закрепления умения свободного и эмоционального ис­полнения песни в целом, а также ее ансамблевого исполне­ния — одновременного начала (после вступления или про­игрыша) и окончания декламации, выдерживания одного темпа и динамики.

Приведем фрагменты занятий по работе над песней на примере русской народной песни «Как у наших у ворот» (в первом классе). Цель занятий — выучить первую фразу этой песни.

На первом занятии у детей формируется умение исполнять под музы­ку ритм мелодии хлопками и произносить ритмично слоги: па-па-па... При этом используется табличка с записью ритмического рисунка пер­вой фразы.

Учитель сообщает школьникам: «Будем учить песню «Как у наших у ворот». Вы вчера слушали эту песню. Песня вам понравилась. Послушай­те еще эту песню и скажите, какая музыка». Он исполняет песню, акком­панируя себе на фортепиано. После слушания дети самостоятельно (или с помощью учителя) отвечают, что музыка веселая, похожа на танец, легкая, в умеренном темпе, надо считать на «два». Помощь учителя заключается в уточняющих вопросах, например: «Музыка веселая или грустная?», «Как будете считать?». Если дети затрудняются в ответах, учитель сам характеризует музыку, еще раз исполняет ее. Ученики слушают музыку, сопоставляя свои впечатления с ее характеристикой, данной учителем. После этого они обязательно снова самостоятельно характеризуют музыку.

Школьники учатся воспроизводить ритм мелодии хлопками и голо­сом, говоря при этом слоги па-па-па... Затем они выполняют это уп­ражнение самостоятельно, ориентируясь на графическое изображение ритма, сначала без музыки, а потом под музыкальное сопровождение. При этом учитель одной рукой играет мелодию, а другой дирижирует, подчеркивая кистью руки каждую длительность, четко проговаривая слоги.

На втором занятии школьники учатся одновременному взятию дыха­ния и воспроизведению ритма мелодии голосом на слоги па-па-па.


В начале занятия слушание песни проводится аналогично первому заня­тию. Дети слушают первую фразу. Учитель обращает внимание на ее ритм. Учащиеся отрабатывают одновременное «взятие» дыхания в харак­тере музыки по руке дирижера, четкое воспроизведение ритма мелодии хлопками и голосом на слог па. Затем дети говорят слоги па-па-па... в ритме мелодии под музыку, ориентируясь на дирижерский жест учите­ля, подчеркивающий каждую длительность звука, его четкую артикуля­цию (учитель поет мелодию на слог па).

На третьем занятии отрабатывается воспроизведение ритма мело­дии хлопками и голосом (на слог па) при дирижировании учителем по двухдольной схеме. Занятие проводится аналогично второму занятию, однако учитель не показывает рукой каждую длительность.

На четвертом занятии дети учатся воспроизведению в деклама­ции под музыку ритма мелодии. Слушание песни проводится анало­гично первому занятию. Затем учитель сообщает, что дети будут учиться говорить слова песни под музыку. Внятное воспроизведение слов отрабатывается с помощью фонетической ритмики. Учащиеся говорят под музыку, передавая ее ритмический рисунок. При этом учитель играет на фортепиано мелодию, поет и дирижирует по двух­дольной схеме.

На пятом занятии школьники учатся выделять логическое ударение во фразе. Учитель предлагает школьникам: «Слушайте мелодию и говорите слова тихо. Вы услышите, что одно слово звучит громче. Узнайте, какое слово звучит громче». Он исполняет немного громче первую долю, что соответствует слову как («гаку наших у ворот»). После слушания ученики определяют, что слово как звучит громче. Учитель подтверждает пра­вильность ответов и выразительно поет первый куплет под музыку, пере­давая задорный танцевальный характер песни.

Дети учатся воспроизводить фразу под музыку, выделяя логиче­ское ударение. При этом они ориентируются на дирижерский жест учителя (логическое ударение отмечается более широким движением руки).

На шестом занятии ученики закрепляют умение выделять логические ударения во фразе. Работа над логическим ударением проводится ана­логично пятому занятию. Целесообразно включить дирижирование де­тей совместно с учителем.

На седьмом занятии школьники закрепляют свободное, эмоциональ­ное воспроизведение первой и второй фраз. В данной песне вторая фра­за полностью совпадает с первой, поэтому дети учатся сразу исполнять обе фразы.

Ученики прослушивают выразительное исполнение песни учителем и тем самым настраиваются на эмоциональное исполнение первой и вто­рой фраз. После этого, упражняясь, дети закрепляют свободное и эмо­циональное исполнение данного фрагмента песни под управлением учи­теля.


В средних классах глухие дети учатся декламировать песни внятно (реализуя свои произноси­тельные возможности), эмоционально, выразительно, сво­бодно и легко, точно передавая ритмическую структуру ме­лодии, включая пунктирный ритм. В репертуар включается достаточно много песен в умеренно-быстром темпе, речевых упражнений под музыку, попевок в быстром темпе, что со­действует развитию у учащихся внятной речи в нормальном темпе. Дети учатся декламировать песни не только под аккомпанемент учителя, но и под грамзапись (исполнение этой же песни) и в ансамбле под управлением учителя.

При обучении декламации песен под музыку большое значение придается осознанности исполнения, умению са­мостоятельно определять характер исполнения и вырази­тельные средства (например, логическое ударение, кульми­нацию, динамические оттенки), оценивать исполнение дек­ламации свое и своих товарищей.

При подборе репертуара целесообразно ориентироваться на тему занятия по слушанию музыки. Это позволяет, как отмечалось выше, достигать содержательной целостности урока. Так, при работе по теме «Музыка моего народа» по­лезно включить в репертуар народную песню, например «Как пошли наши подружки»; при работе по теме «Музыка о детях и для детей» — песни соответствующего содержа­ния, например В. Шаинского «Вместе весело шагать», А. Пляцковского «Настоящий друг», А. Островского «Пусть всегда будет солнце», Д. Кабалевского «Наш край», Д. Львова-Компанейца «Дружат дети всей Земли»; по теме «Природа в музыке» — Ц. Кюи «Осень». При знакомстве с творчеством отечественных и зарубежных композиторов можно выучить песни тех авторов, произведения которых дети слушали, например Л. Бетховена «Сурок», В. Моцарт» «Колыбельная». Методика работы над песнями такая же, как в младших классах.







Date: 2016-07-05; view: 409; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.025 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию