Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Обучение восприятию музыки 7 page
Зачем учить глухих школьников декламации песен под музыку, если их исполнение никогда не достигнет красоты и выразительности пения слышащих детей? Отвечая на этот вопрос, подчеркнем, что школьники с тяжелыми нарушениями слуха учатся декламации песен под музыку не ради исполнительско-концертной деятельности. Да и успехи их оценить могут только учителя, родители и одноклассники. Обучение декламации песен под музыку — это еще одно средство совершенствования произносительной стороны речи учеников, ее внятности, интонационной структуры. Развивающиеся у учеников возможности восприятия музыки, осознание ими содержания и смысла слов помогают детям проникнуться ее настроением. Именно характер музыки и смысл слов побуждают учащихся к бодрому, энергичному исполнению песен-маршей, веселому, легкому — песен танцевального характера (в ритме польки), несколько грустному, немного протяжному исполнению лирических песен, спокойному — колыбельных. Кроме того, при декламации сама мелодия, ее выразительные средства диктуют необходимость воспроизведения глухими детьми важнейших элементов речевой интонации: ученики вслушиваются в мелодию и учатся точно передавать ее ритмическую структуру, логическое ударение, динамические оттенки и тем повые изменения, говорить плавно или отрывисто. Раз- i| витие у школьников восприятия звуковысотной линии мелодии (звуки идут вверх или вниз; звуки идут по порядку, скачут, звучат на одном месте), необходимость передачи при декламации кульминации в песне, логического ударения во фразе, связанных в музыке с изменением высоты и силы звуков-, побуждают детей к определенным модуляциям голоса. Это важно, ибо развитие голосовых модуля• ций необходимо для более естественного звучания речи глухих детей. Обучение декламации песен способствует также совершенствованию дикции: дети учатся внятно и четко воспроизводить слова песни, стремясь наиболее полно реализовать свои возможности в произношении. Декламация песен под музыку содействует также развитию восприятия музыки. В процессе разучивания песен учащиеся постоянно обращаются к анализу музыки. Они определяют ее характер, форму произведения (запев, припев), манеру звуковедения (плавно, отрывисто), анализируют звуковысотную и ритмическую структуру мелодии, динамические оттенки, темповые изменения. Все это, без сомнения, обогащает слуховые впечатления глухих учащихся о музыке. Разнообразная тематика песен способствует развитию кругозора учеников, обогащению их словарного запаса новой лексикой. Основным содержанием работы является обучение учащихся выразительной декламации песен в ансамбле под аккомпанемент учителя. Дети обучаются декламировать свободно, без напряжения. Этому способствует целенаправленная работа по развитию речевого дыхания. У детей формируется естественный вдох (спокойный, бесшумный, без поднимания плеч, через рот и нос) и глубокий выдох. При выработке правильного дыхания внимание детей обращается на движение брюшной стенки. При выборе упраж-^ нений, песен, попевок следует исходить из программных требований по развитию речевого дыхания, увеличивая количество слогов, произносимых на одном выдохе (от 4—5 в подготовительном классе до 10—12 в третьем). Например, в первоначальный период обучения целесообразно разучивать русские народные мелодии типа «Заинька», прибаутки типа «Ладушки», песенки-попевки типа «Кошка» (музыка А. Александрова), «Паровоз» (музыка В. Красевой), «Барабанщик» (музыка Е. Тиличеевой), состоящие из коротких музыкальных фраз. В дальнейшем следует стремиться использовать репертуар, соответствующий возрасту учащихся. Важное значение придается работе над силой голоса. Не следует добиваться от детей громкого исполнения. Это может привести к возникновению различных дефектов голоса, так как под действием слишком сильного напряжения воздуха края голосовых связок приходят в беспорядочное, негармоничное колебание. Целесообразно использовать умеренные динамические оттенки. В подготовительном и первом классах школьники исполняют песни (попевки) негромко; во втором классе декламируют разные по характеру куплеты 15—3506 ы 225 громче или тише; в третьем классе выполняют усиление и ослабление звучания во фразе, куплете. Формирование у детей умения изменять силу голоса связано с осознанием ими выразительных свойств динамических оттенков. Ученики понимают, что контрастные по характеру песни исполняются в разной динамике (лирические, колыбельные — негромко; торжественные, маршевые, бодрые — громче). При работе над голосом (при нормальном его звучании, без грубых дефектов) сначала необходимо научить школьников говорить мягко и спокойно. В дальнейшей работе, при разучивании бодрых песен-маршей, у них формируется и твердая атака звука: дети начинают говорить энергично и твердо. Если большинство учащихся склонны к вялой артикуляции, инертности при произношении, то в репертуар следует сразу вводить песни и попевки энергичного, маршевого характера. Такие песни будут активизировать детей, побуждать их к четкой, твердой артикуляции. На занятиях у школьников формируется умение говорить плавно и отрывисто. С этой целью надо подобрать соответствующий репертуар: народные песни (например, «Во поле береза стояла», «Дождик», прибаутки «Сорока, сорока», «Дод-дон»), а также песни для детей («Падают листья» М. Красева, «Веселый музыкант» А. Филиппенко, «Дождик» Д. Кабалевского, «Осенняя песенка» Д. Васильева- Буглая). С первого года обучения дети учатся точно воспроизводить ритмический рисунок мелодии, выделяя логическое ударение. Известно, что логическое ударение во фразе можно сделать на любом слове в зависимости от того, что хочет подчеркнуть исполнитель. Например, в припеве русской народной песни «Как у наших у ворот» (первый класс) логическое ударение можно каждый раз делать на первом слове, подчеркивая танцевальный характер песни: Как у наших у ворот, как у наших у ворот, ай, люли, у ворот, ай, люли, у ворот. В этом же припеве логическое ударение можно сделать в слове наших, как бы подчеркивая принадлежность; возможно выделить слово у ворот для указания места действия. При выборе слова, на которое будет падать логическое ударение, следует учесть, что оно обязательно должно звучать внятно и четко, т.е. точное воспроизведение звукослотового состава выделяемого слова не должно затруднять большинство учащихся. Декламация песен под музыку предполагает совершенствование четкого и внятного произношения детьми звуков и их сочетаний в словах. Ученики побуждаются к максимальной реализации произносительных возможностей. При этом используются прежде всего приемы подражания речи учителя и фонетическая ритмика. При работе над дикцией следует учесть, что два одинаковых или разных гласных, встречающихся в одном слове или в конце одного и в начале другого слова, произносятся раздельно (например, в русской народной песне «А я по лугу» звуки а и я произносятся раздельно). Ученики должны воспроизводить согласные легко, свободно и четко. В процессе обучения учитель специально отрабатывает с учащимися стечения согласных. Большое значение придается работе над ансамблем: над ритмической и темповой слитностью, динамическим единством, одновременным началом и окончанием декламации в целом произведении и отдельных его частях (куплет, фраза), единой манерой звуковедения. Дети учатся вслушиваться в собственное произношение и речь товарищей, не выделяться в ансамбле. У них развивается самоконтроль. Репертуар составляют разнообразные по содержанию, характеру, средствам выразительности песни и попевки. В обучении широко используется народная музыка. Простота построения мелодий, яркая образность, широта, напевность — все это привлекает к народной песне как материалу обучения. На музыкально-ритмических занятиях школьники отрабатывают точное воспроизведение ритмического рисунка, разный темп исполнения, динамические оттенки, разучивая попевки, прибаутки, песни. Текст песен должен быть понятен ученикам по смыслу и близок по содержанию. В начале обучения учитель предлагает школьникам песни с несложным ритмическим рисунком, состоящим чаще всего из четвертных и восьмых долей, в умеренном темпе, с короткими музыкальными фразами, учитывающими возможности речевого дыхания детей, с 15* 227 простым мелодическим рисунком в диапазоне преимущественно первой октавы. Такие требования к репертуару обусловлены задачей формирования у детей умения свободно декламировать песни под музыку, стремления к более естественному звучанию речи. При подборе песенного репертуара следует учитывать также произносительные возможности учащихся. Если у большинства детей речь скандированная, неслитная, то следует выбирать песни протяжные, напевного характера, но с короткими музыкальными фразами. Если у большинства детей темп речи замедленный, то целесообразно использовать попевки в разном темпе, чтобы на выученном материале добиваться произношения в умеренно-быстром темпе. При отработке воспроизведения звукослогового состава слов большую помощь может оказать учитель индивидуальных занятий: если слова песни содержат звуки, соответствующие теме данных занятий, то целесообразно включить эти слова в основной речевой материал для работы над произношением. На музыкально-ритмических занятиях работа над песней (или попевкой, прибауткой и т.п.) занимает не более 10 мин. Сложность песни и возможности учащихся определяют число песен для разучивания на четверть (в большинстве случаев не более одной-двух). Во время разучивания песни дети стоят или'сидят прямо, не горбясь, не поднимая плеч. Сидя на стуле, ученик опирается на его спинку. Руки удобно лежат ближе к туловищу. В работе над песней школьники обязательно должны хорошо видеть лицо учителя, его руки, а также клавиатуру фортепиано и табличку, на которой записаны слова или ритмический рисунок мелодии, ноты. В процессе работы над песней используется ряд методических приемов. Важное значение имеет образец выразительного исполнения учителем. При первичном предъявлении песни учитель выразительно поет ее, аккомпанируя на фортепиано. С третьего класса, помимо прослушивания песни в исполнении учителя, используется грамзапись. Целенаправленное слушание музыки сопровождает все этапы работы над песней. Знакомясь с песней, ученики анализируют музыку, определяя ее характер, известные им средства выразительности. Например, в первом классе при знакомстве с русской народной песней «Как у наших у ворот» они определяют (с помощью учителя или самостоятельно), что песня веселая, музыка легкая, похожа на танец, негромкая, в умеренном темпе, считать надо на «два». В процессе разучивания дети постоянно вслушиваются в музыку. На каждом занятии перед началом работы над песней они слушают мелодию, определяют ее характер, анализируют основные средства выразительности: ритмическую и мелодическую структуры, динамические и темповые нюансы. Затем ученики учатся вслушиваться в музыку, говорить ритмично, в характере песни. В процессе работы используется прием слушания с одновременным беззвучным проговариванием учениками текста песни. Беззвучная артикуляция как бы моделирует в сознании учащихся правильное исполнение. Перед разучиванием песни полезна беседа с учащимися о характере музыки, содержании и смысле текста. Слово учителя направлено на то, чтобы эмоционально настроить школьников на восприятие песни и ее активное разучивание. Например, при слушании песни «Как у наших у ворот» учитель говорит: «Послушайте веселую песню. Когда слушаешь эту песню, хочется танцевать. Послушайте и подумайте, какой танец вы захотите танцевать под эту музыку». Разучивание песни также сопровождается словесным комментарием учителя. Однако на этом этапе не следует много рассказывать о музыке, лучше предложить детям еще раз послушать ее и самим высказать свои мысли и чувства. Один из основных приемов работы над декламацией песни — дирижирование. Целесообразно применение одновременного дирижирования учащегося и учителя, что способствует более быстрому, осознанному и прочному усвоению материала, так как дети опираются не только на зрительный и слуховой анализаторы, но и на двигательный. Ученики свободно овладевают дирижирование^, совместным с учителем, ибо уже в первом классе они учатся дирижировать по двух- и трехдольной схемам, во втором классе — по четырехдольной. Дети обучаются (по подражанию учителю) показывать рукой дыхание, логическое ударение, характер звуковедения, динамические оттенки. Напомним основные положения, касающиеся дирижерской техники (JL Андреева, 1969). Во время дирижирования корпус тела держится свободно, естественно, не напряженно, плечи развернуты, руки согнуты в локтях и разведены немного в стороны на уровне середины грудной клетки. Кисть по отношению к предплечью чуть приподнята, локоть занимает положение ниже кисти. Кистью руки дирижер показывает характер звуковедения, фразировку и другие особенности исполнения. Кисть должна быть свободной, подвижной и гибкой. Пальцы мягко согнуты, расставлены нешироко. Все движения сосредоточиваются в лучеза- пястном суставе, а пальцы сохраняют относительную неподвижность. При работе над песней учитель и ученики должны видеть лица друг друга. Во время дирижирования мимика учителя может многое подсказать ученикам, помочь в создании музыкального образа. Поэтому лицо дирижера должно быть выразительным, соответствующим характеру исполняемой музыки. Необходима четкая, но не утрированная артикуляция учителя, которая помогает школьникам в развитии дикции. Основу дирижирования составляет метрическое тактирование. Дирижерский взмах слагается из замаха (или ауфтакта), долевого движения, «точки» удара и момента отражения от «точки». После замаха рука активно устремляется к «точке» и, достигнув ее, получает импульс к дальнейшему движению. Интенсивность «точки» зависит от характера музыки: она может быть резкой или несколько смягченной, но всегда четкой и ясной. Исполняя «точку», кисть как бы совершает быстрый удар в воображаемую плоскость и тут же отходит в противоположном направлении. При метрическом дирижировании наглядно показывается чередование сильных и слабых долей. Сильная доля является основным организующим моментом дирижирования и всегда имеет направление сверху вниз. Перед сильной долей, как правило, делается замах и движение вниз выпол няется энергично до «точки». Движение на слабую долю обличается от движения на сильную тем, что мышечная активность резко падает. Приведем схемы простых размеров. Двухдольная схема: на первой доле рука направляется собранным движением от себя к «точке» книзу и фиксирует ее в воображаемой плоскости, а затем по достижении «точки», мгновенно расслабившись, ведет вверх вторую долю. Вторая доля ведется так, как будто скрипач ведет смычок (рис. 2). Трехдольная схема: первая доля, являющаяся сильной, ведется отвесно вниз до «точки» и фиксируется в воображаемой плоскости. На «точке» первой доли кисть руки находится на одном уровне с локтем или чуть выше. Вторая доля имеет направление в сторону от дирижера, но не точно по горизонтальной плоскости, а немного сверху вниз. Примерно половину первой доли занимает ауфтакт, служащий подготовкой ко второй доле. Вторая доля ведется мягкой рукой до «точки» и как бы пружинит обратно снизу вверх. Движение третьей доли должно быть мобилизирующим и целеустремленным (рис. 3). Рис. 2 з Рис. 3 Четырехдольная схема: здесь имеется не только сильная доля (первая), но и относительно сильная — третья, исполняющаяся почти так же активно, как сильная. После выполнения первой доли важно подготовиться ко второй. Для этого рука свободным движением отходит от «точки» первой доли немного вверх, а затем уже идет к дирижеру. Ведущей в этом движении является кисть. Затем снова подготавливается следующая доля и т.д. (рис. 4). С первых же занятий необходимо формировать у учащихся умение одновременного вступления по руке дирижера. Начало исполнения в дирижировании отмечается тремя моментами — это внимание, «дыхание», вступление. Момент внимания предполагает сосредоточение коллектива на дирижере, привлечение внимания к его рукам. Сначала не-. обходимо «собрать» коллектив учащихся глазами в единое целое, привлечь их взгляды к себе. Затем коротким активным движением учитель поднимает руку, принимая исходную позицию для начала дирижирования. С этого момента внимание учащихся фиксируется на руке дирижера. Важно не проявлять поспешность и не передерживать подготовку внимания. От правильного вступления зависит качество исполнения учащимися песни. После фиксированного внимания учитель показывает «дыхание» движением руки на долю, предшествующую доле вступления (например, если вступление приходится на первую долю, то жест «дыхание» — на третью). Движение на «дыхание» соответствует характеру, темпу и динамике Рис. 4 звучания. Например, при исполнении русской народной песни «Во поле береза стояла» с плавным, спокойным зву- коведением жест «дыхание» плавный, а в бодрой маршевой песне — волевой и энергичный. Не менее важно окончание исполнения песни, которое должно быть одновременным в характере произведения. Окончание, как и вступление, состоит из трех моментов: выдерживания заключительного аккорда, подготовки снятия и собственно снятия звучания. Подготовка снятия звучания производится движением руки на долю, предшествующую окончанию, и всегда дается в характере и темпе исполняемой музыки. В жесте окончания очень важна «точка» снятия, когда кисть руки как бы хватает последний звучащий аккорд (после снятия звучности пальцы должны быть свободны). Правильное дирижирование — основа успешной работы над декламацией песен под музыку. Отметим, что при исполнении песен на школьных праздниках аккомпанирует учитель музыкально-ритмических занятий, а дирижирует другой учитель. Важно, чтобы и этот учитель овладел дирижерской техникой, иначе он не поможет детям в исполнении песни. Одним из приемов работы, направленных на преодоление трудностей при разучивании песни, является упражнение. При многократном повторении с целью исправления ошибки важно, чтобы перед учениками всегда стояла конкретная задача. Например, учитель говорит: «Повторим еще раз. Говорите легко и быстро», «Повторим первую фразу. Слушайте друг друга. Вова и Наташа, говорите тише». При обучении мелодекламации применяется запись ритмического рисунка или нотная запись. Это содействует быстрому усвоению школьниками правильного и осознанного исполнения. Дети не знакомятся с названием длительностей. Значение соответствующих знаков они постигают практически, при прослушивании мелодии, отхлопывании ритмического рисунка, соотнесении его с графическим обозначением. Со второго класса можно использовать нотную запись. Названия нот дети не учат. Они анализируют только направление и характер движения звуков (например, звуки на одном месте или идут вверх, вниз, по порядку). Запись ритмического рисунка или нот сопровождается соответствующим текстом, где указаны орфоэпические нормы произношения. На рисунке 5 показана запись ритмического рисунка первой фразы песни «Во поле береза стояла». Вопо-лебе - рё-за сто-я-ла... Рис. 5. Запись ритмического рисунка первой фразы песни «Во поле береза стояла». Разучивание песни осуществляется под музыкальное сопровождение: учитель одной рукой дирижирует, а другой играет мелодию на фортепиано. Школьники разучивают песню сразу в ансамбле. При необходимости проводится индивидуальная работа. Разучивание песни включает три этапа, неодинаковых по продолжительности (Е.З. Яхнина, 1997). Первый этап — знакомство с песней. Дети слушают песню в исполнении учителя (с третьего класса — уже в грамзаписи), определяют характер музыки и известные им средства музыкальной выразительности. Затем они читают текст песни, отвечают на вопросы учителя по его содержанию, снова слушают песню в исполнении учителя. Второй этап — разучивание песни. Учащиеся разучивают песню по фразам — элементам мелодии, в которых выражена более или менее законченная музыкальная мысль. Объем фразы составляет от двух до четырех тактов. Например, в песне «Как у наших у ворот» четыре фразы: первая — «Как у наших у ворот», вторая — «Как у наших у ворот», третья — «Ай люли, у ворот», четвертая — «Ай люли, у ворот». Каждую фразу школьники разучивают в течение нескольких занятий. В процессе работы учитель одной рукой играет мелодию, другой дирижирует. При этом он четко проговаривает слова песни, активно «берет» дыхание. Сначала ученики должны запомнить ритм фразы: после слуша™ ния мелодии они упражняются в отхлопывании ритмиче' ского рисунка под музыку. Кроме того, им значительно помогает опора на графическое изображение ритма. Затем школьники учатся воспроизводить под музыку ритм фразы хлопками и голосом, проговаривая элементарные слогосочетания, например: mama,..., папа,.... Одновременному и четкому исполнению способствует показ учителем рукой (дирижируя) длительности каждого звука и четкое проговаривание им слогосочетаний. В процессе упражнений дети отрабатывают одновременный вдох и длительный выдох (до конца фразы). Учитель обращает их внимание на то, что вдох должен быть в характере песни. Затем отрабатывается воспроизведение слов во фразе под музыку в соответствии с ритмической организацией мелодии. Отметим, что слова, которые могут вызвать у школьников затруднения в правильном воспроизведении, должны быть отработаны прежде всего с помощью приемов фонетической ритмики и подражания образцу речи учителя. В процессе работы ученики два-три раза декламируют фразу под музыку, ориентируясь на показ учителем при дирижировании каждой длительности. После того как ученики усвоят ритмический рисунок фразы, учитель переходит на дирижирование по соответствующей схеме. Постоянное использование «дробленого» дирижирования нецелесообразно, так как оно может провоцировать послоговую речь. Далее школьники отрабатывают ритмичное воспроизведение фразы под музыку, выделение логического ударения (при ориентации на мелодию, исполняемую учителем на фортепиано, и на его дирижирование). Сначала учитель сам отмечает в тексте выделяемое слово (подчеркивает). В дальнейшем ученики, вслушиваясь в мелодию и беззвучно проговаривая при этом слова, учатся самостоятельно определять, какое слово главное, т.е. на какое слово приходится логическое ударение. В конце разучивания фразы они отрабатывают умение свободно и эмоционально ее произносить под музыку в темпе, указанном в нотах. На этом этапе важное значение имеет работа над ансамблем — одновременное начало и окончание декламации, выдерживание одного темпа исполнения, воспроизведение динамических оттенков и др. Аналогично разучивается вторая фраза. После этого дети учатся исполнять сразу обе фразы. Затем учат третью фразу и так до конца весь текст. Третий этап — заключительная работа над песней. Прежде всего школьники отрабатывают эмоциональность, выразительность исполнения. На этом этапе дети уже могут четко и внятно говорить под музыку, передавая ритмический рисунок мелодии, динамические оттенки, темп. Поэтому создаются наиболее благоприятные условия для закрепления умения свободного и эмоционального исполнения песни в целом, а также ее ансамблевого исполнения — одновременного начала (после вступления или проигрыша) и окончания декламации, выдерживания одного темпа и динамики. Приведем фрагменты занятий по работе над песней на примере русской народной песни «Как у наших у ворот» (в первом классе). Цель занятий — выучить первую фразу этой песни. На первом занятии у детей формируется умение исполнять под музыку ритм мелодии хлопками и произносить ритмично слоги: па-па-па... При этом используется табличка с записью ритмического рисунка первой фразы. Учитель сообщает школьникам: «Будем учить песню «Как у наших у ворот». Вы вчера слушали эту песню. Песня вам понравилась. Послушайте еще эту песню и скажите, какая музыка». Он исполняет песню, аккомпанируя себе на фортепиано. После слушания дети самостоятельно (или с помощью учителя) отвечают, что музыка веселая, похожа на танец, легкая, в умеренном темпе, надо считать на «два». Помощь учителя заключается в уточняющих вопросах, например: «Музыка веселая или грустная?», «Как будете считать?». Если дети затрудняются в ответах, учитель сам характеризует музыку, еще раз исполняет ее. Ученики слушают музыку, сопоставляя свои впечатления с ее характеристикой, данной учителем. После этого они обязательно снова самостоятельно характеризуют музыку. Школьники учатся воспроизводить ритм мелодии хлопками и голосом, говоря при этом слоги па-па-па... Затем они выполняют это упражнение самостоятельно, ориентируясь на графическое изображение ритма, сначала без музыки, а потом под музыкальное сопровождение. При этом учитель одной рукой играет мелодию, а другой дирижирует, подчеркивая кистью руки каждую длительность, четко проговаривая слоги. На втором занятии школьники учатся одновременному взятию дыхания и воспроизведению ритма мелодии голосом на слоги па-па-па. В начале занятия слушание песни проводится аналогично первому занятию. Дети слушают первую фразу. Учитель обращает внимание на ее ритм. Учащиеся отрабатывают одновременное «взятие» дыхания в характере музыки по руке дирижера, четкое воспроизведение ритма мелодии хлопками и голосом на слог па. Затем дети говорят слоги па-па-па... в ритме мелодии под музыку, ориентируясь на дирижерский жест учителя, подчеркивающий каждую длительность звука, его четкую артикуляцию (учитель поет мелодию на слог па). На третьем занятии отрабатывается воспроизведение ритма мелодии хлопками и голосом (на слог па) при дирижировании учителем по двухдольной схеме. Занятие проводится аналогично второму занятию, однако учитель не показывает рукой каждую длительность. На четвертом занятии дети учатся воспроизведению в декламации под музыку ритма мелодии. Слушание песни проводится аналогично первому занятию. Затем учитель сообщает, что дети будут учиться говорить слова песни под музыку. Внятное воспроизведение слов отрабатывается с помощью фонетической ритмики. Учащиеся говорят под музыку, передавая ее ритмический рисунок. При этом учитель играет на фортепиано мелодию, поет и дирижирует по двухдольной схеме. На пятом занятии школьники учатся выделять логическое ударение во фразе. Учитель предлагает школьникам: «Слушайте мелодию и говорите слова тихо. Вы услышите, что одно слово звучит громче. Узнайте, какое слово звучит громче». Он исполняет немного громче первую долю, что соответствует слову как («гаку наших у ворот»). После слушания ученики определяют, что слово как звучит громче. Учитель подтверждает правильность ответов и выразительно поет первый куплет под музыку, передавая задорный танцевальный характер песни. Дети учатся воспроизводить фразу под музыку, выделяя логическое ударение. При этом они ориентируются на дирижерский жест учителя (логическое ударение отмечается более широким движением руки). На шестом занятии ученики закрепляют умение выделять логические ударения во фразе. Работа над логическим ударением проводится аналогично пятому занятию. Целесообразно включить дирижирование детей совместно с учителем. На седьмом занятии школьники закрепляют свободное, эмоциональное воспроизведение первой и второй фраз. В данной песне вторая фраза полностью совпадает с первой, поэтому дети учатся сразу исполнять обе фразы. Ученики прослушивают выразительное исполнение песни учителем и тем самым настраиваются на эмоциональное исполнение первой и второй фраз. После этого, упражняясь, дети закрепляют свободное и эмоциональное исполнение данного фрагмента песни под управлением учителя. В средних классах глухие дети учатся декламировать песни внятно (реализуя свои произносительные возможности), эмоционально, выразительно, свободно и легко, точно передавая ритмическую структуру мелодии, включая пунктирный ритм. В репертуар включается достаточно много песен в умеренно-быстром темпе, речевых упражнений под музыку, попевок в быстром темпе, что содействует развитию у учащихся внятной речи в нормальном темпе. Дети учатся декламировать песни не только под аккомпанемент учителя, но и под грамзапись (исполнение этой же песни) и в ансамбле под управлением учителя. При обучении декламации песен под музыку большое значение придается осознанности исполнения, умению самостоятельно определять характер исполнения и выразительные средства (например, логическое ударение, кульминацию, динамические оттенки), оценивать исполнение декламации свое и своих товарищей. При подборе репертуара целесообразно ориентироваться на тему занятия по слушанию музыки. Это позволяет, как отмечалось выше, достигать содержательной целостности урока. Так, при работе по теме «Музыка моего народа» полезно включить в репертуар народную песню, например «Как пошли наши подружки»; при работе по теме «Музыка о детях и для детей» — песни соответствующего содержания, например В. Шаинского «Вместе весело шагать», А. Пляцковского «Настоящий друг», А. Островского «Пусть всегда будет солнце», Д. Кабалевского «Наш край», Д. Львова-Компанейца «Дружат дети всей Земли»; по теме «Природа в музыке» — Ц. Кюи «Осень». При знакомстве с творчеством отечественных и зарубежных композиторов можно выучить песни тех авторов, произведения которых дети слушали, например Л. Бетховена «Сурок», В. Моцарт» «Колыбельная». Методика работы над песнями такая же, как в младших классах. Date: 2016-07-05; view: 409; Нарушение авторских прав |