Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личная гигиена и питание спортсмена. ответ1 Общая и моторная плотность урока





Общая и моторная плотность урока физической культуры. При определении общей плотности урока учитывается вся полезная деятельность учащихся и учителя. В моторную плотность урока входит только время, затраченное на выполнение физических упражнений, т.е. непосредственная физическая нагрузка.

Способами повышения моторной плотности урока являются применение нестандартного, универсального спортивного оборудования и проведение круговых тренировок. Моторная плотность урока представляет собой суммарное время двигательной активности одного конкретного ученика в течение всего урока, выраженное в процентах. Моторная плотность определяется по формуле:

МПУ = ВДА (ученика): ВУ x 100 %

где МПУ – моторная плотность урока;
ВДА–время двигательной активности ученика в минутах;
ВУ – время урока в минутах (35 – 45 мин).

Методика определения величины МПУ заключается в том, что до начала урока из состава класса выбирается любой ученик (ученица), за которым ведётся наблюдение в течение всего урока. Причём ни ученик, ни учитель, проводящий урок, об этом не должны знать. Наблюдатель держит в руке секундомер и включает его в момент начала любых двигательных действий ученика: строевых упражнений, ходьбы, бега, общеразвивающих и специальных упражнений, игр и т.д. По окончании выполнения упражнения секундомер выключается на время отдыха до начала следующего упражнения. Таким образом, секундомером суммируют время выполнения физических упражнений и не учитывают время отдыха, ожидания очереди выполнения, слушания объяснений учителя и т.п.
При анализе урока следует принимать во внимание, что на величину МПУ влияют многие факторы (например, возраст учащихся, их количество в классе, количество мальчиков и девочек, уровень подготовленности учащихся, грамотность использования оборудования и инвентаря и т.д.). Вместе с тем величина МПУ больше зависит от типа урока. Естественно, что на уроках ознакомления с новым материалом и его разучивания МПУ будет невысокой. Однако это не может служить критерием плохой работы учителя. С другой стороны, если на уроке совершенствования изученного материала не продумана методика организации занятий и ученики тратят много времени в ожидании возможности выполнить упражнение, то МПУ должна быть одним из основных критериев методической грамотности учителя.

Ответ 2
Метод сопряженного воздействия. Применяется в основном в процессе совершенствования разученных двигательных действий для улучшения их качественной основы, т.е. результативности. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих увеличения физических усилий. Например, спортсмен на тренировках метает утяжеленное копье или диск, прыгает в длину с утяжеленным поясом и т.п. В этом случае одновременно происходит совершенствование как техники движения, так и физических способностей.
При применении сопряженного метода необходимо обращать внимание на то, чтобы техника двигательных действий не искажалась и не нарушалась их целостная структура.
Метод сопряженного воздействия на физическое и психическое развитие

учащихся представляет собой взаимосвязанное (сопряженное) применение средств

двигательной активности и психорегулирующих воздействий в процессе обучения,

воспитания, и оздоровления детей.

Процесс физического воспитания оказывает непосредственное воздействие на

внутренний мир ребенка, его сознание и поведение. Под влиянием физических

упражнений изменяется характер деятельности всех органов и систем организма,

совершенствуется их строение, повышается устойчивость к заболеваниям,

воздействию стрессовых ситуаций, укрепляется физическое и психическое здоровье.
Основными средствами физического воспитания в данном методе являются

следующие:

статические упражнения (позы);

физические упражнения творческого характера;

мимические упражнения;

дыхательные упражнения;

упражнения на напряжение и расслабление мышц;

ритмические упражнения и танцы;

двигательные этюды;

игры (творческие, подвижные, спортивные).

Ответ3 Гигиена и питание спортсмена Одна из главных задач спортивной гигиены состоит в разработке гигиенических норм, способствующих сохранению здоровья, повышению работоспособности и снижению заболеваемости.

Высшие спортивные достижения требуют от атлета высоких физических, психических, нравственно-этических качеств, а также здорового, гигиенического образа жизни.


Тренировочную нагрузку, восстановительный отдых, а также нагрузку в профессиональной деятельности и повседневной жизни надо рассматривать как единое целое.
ГИГИЕНА СПОРТСМЕНА

9.2.1. Личная гигиена

Личная гигиена включает уход за кожей, за зубами и полостью рта, борьбу с усиленным потением, закаливание, а также соблюдение гигиенических условий работы и быта, отдыха, питания и одежды. Спортивная деятельность обязывает строго соблюдать условия гигиены. Большой спорт, где организм подвергается максимальным нагрузкам, предъявляет особенно высокие требования к личной гигиене.

9.2.2. Уход за кожей

Хорошее функционирование кожи составляет важную предпосылку здоровья и работоспособности. В качестве органа защиты, выделения, дыхания и тепловой регуляции кожа выполняет множество функций.

В спорте кожа подвергается большим нагрузкам. Это относится к ее главным функциям, а также к частным защитным функциям (например, кожа кистей, стоп, ягодиц, и т. д.). Постоянное усиленное потение в процессе напряженных спортивных занятий может привести со временем к повреждению кожи, поскольку с потом выделяются кислые продукты. Пот размягчает ее защитный покров и содействует воспалениям прежде всего на местах, подвергающихся сильному механическому воздействию (например, трение при соприкосновении кожи с одеждой, со спортивным снарядом и т. п.). Безусловно, необходимы поэтому обмывания после тренировки и профилактическая местная обработка таких участков кожного покрова. Методы специального ухода за кожей различны в разных видах спорта. Спортсмен должен определять их вместе со спортивным врачом.

9.2.3. Уход за полостью рта и зубами

Хорошие зубы — залог нормального пищеварения. Болезненные изменения зубов или ротовой полости вызывают нарушения функций желудочно-кишечного тракта, что, в свою очередь, приводит к потере аппетита и, следовательно, к недостаточному снабжению организма энергетическими веществами, а затем и к снижению работоспособности. Спортсмен поэтому должен уделять серьезнейшее внимание гигиене рта и зубов; минимум два раза в год нужно проходить профилактический осмотр у зубного врача.

9.2.4. Закаливание

Влияние погоды на организм во время занятий спортом очень многообразно. Это требует специальных мер по закаливанию организма. Зачастую закаливание происходит стихийно. Однако нужный закаливающий эффект может быть обеспечен лишь направленным использованием гигиенических факторов в общей системе тренировки, и в первую очередь в фазе активного отдыха.

Организм обладает способностью поддерживать тепловое равновесие на определенном уровне независимо от наружной температуры. Эту способность можно значительно повысить закаливанием, т. е. приучением к различным термическим воздействиям окружающей среды. В процессе закаливания совершенствуются терморегулирующие механизмы, благодаря чему возрастает сопротивляемость организма неблагоприятному воздействию внешних температурных колебаний. Систематические закаливающие процедуры в виде обливаний, воздушных ванн, плавания и т. д. резко уменьшают опасность так называемых простудных заболеваний, которые могут вызывать неоправданные перерывы в тренировочных занятиях и существенно снижать их эффективность.


9.2.5. Гигиена спортивной одежды

Для занятий спортом созданы, как известно, специальные виды одежды. Спортсмен должен обязательно следить за исправностью и чистотой своего костюма. Если, к примеру, одежда пропитана потом, она не может больше впитывать его и служить полноценной защитой от переохлаждения; дефектный щиток на голени футболиста не обезопасит его от травмы. Спортивную одежду следует носить только во время занятий спортом, но не в повседневной жизни. Негигиенично, скажем, в тренировочном костюме садиться к обеденному столу.

9.2.6. Возбуждающие средства

Возбуждающие средства — это такие вещества, которые практически не обладают ценной пищевой калорийностью, но определенным образом воздействуют на вкус и обоняние, на деятельность желудка, сердечнососудистой или центральной нервной систем. К этим средствам, в частности, причисляют кофе, чай, пряности, алкогольные напитки, табак.

Спортсмен должен, безусловно, избегать употребления алкоголя и никотина, особенно неблагоприятно влияющих на рост достижений. Алкоголь сначала воздействует на полушария головного мозга, причем размер симптомов зависит от алкогольной картины крови. В зависимости от стадии опьянения алкоголь вызывает неконтролируемое поведение, неудержимые позывы к речи, увеличение времени реакции, неточность или беспорядочность движений, сумбурное мышление и т. д. Это противоречит не только гигиеническим правилам спорта, но также спортивной этике и моральным принципам поведения спортсмена.

ПИТАНИЕ СПОРТСМЕНА

9.3.1. Основные требования к питанию

Правильное питание спортсмена создает своего рода базу для спортивного достижения, хотя, строго говоря, не существует пищи, непосредственно повышающей достижения. Нерациональное питание ведет к преждевременному утомлению и снижению работоспособности. Кроме того, плохим питанием могут быть вызваны нарушения в состоянии здоровья, которые также снижают спортивные достижения. Например, при бедной белками пище силовая тренировка сама по себе не может обеспечить накопления структурного белка в мышцах, поэтому ожидаемый тренировочный эффект — даже при правильно выбранных нагрузках — не достигается; у представителей стайерских видов спорта недостаток углеводов в пище ведет к обеднению энергетических резервов и к преждевременному утомлению в процессе тренировки. В питании спортсменов необходимо, таким образом, учитывать характер нагрузки.

К питанию спортсменов предъявляются следующие основные требования:

· Питание должно быть вполне достаточным по количеству и высоким по качеству. Суточный рацион хорош тогда, когда он не чрезмерно большой, но дает чувство сытости и состоит из доброкачественных, легкоусвояемых продуктов.

· Для питания спортсмена весьма важны также разнообразие, сочетание растительных и животных компонентов.

· Питаться следует в режиме, отвечающем общим гигиеническим требованиям и в то же время приспособленном к условиям тренировки и соревнования. Калорийность пищи регулируется при этом соответственно расходу энергии в режиме дневной нагрузки.


· Питание спортсмена должно удовлетворять повышенной потребности в витаминах и минеральных веществах.

Примечание. Чтобы получить фактическое содержание калорий и состав суточного рациона, нужно приведенные в таблице числа множить на вес тела спортсмена.

При составлении рациона питания нужно руководствоваться нормами, представленными в табл. 33. В общем, соотношение жиров, белков и углеводов должно составлять 0,7—0,8:1:4. При тренировках в горах на уровне выше 1000 м содержание жиров несколько сокращается. Количество белков должно составлять 2,5 г на 1 кг веса тела, причем необходимы преимущественно полноценные животные белки (до 55—60%). Богатые белками блюда желательны к завтраку и обеду.

Жиры в пище должны быть в основном животного происхождения (предпочтительно сливочное масло), поскольку они легче усваиваются. В рацион следует обязательно включать и растительное масло. Им нужно сдабривать салаты, рыбные блюда и т. д. Углеводы должны состоять на 65% из крахмала и на 35% из натурального сахара. Сахаристые вещества пригодны прежде всего в виде меда, так как в нем содержится много фруктозы, которая улучшает работоспособность сердечной мышцы.

Основные блюда должны быть богаты витаминами. При высоких спортивных нагрузках увеличенную потребность в витаминах приходится удовлетворять не только пищей, рекомендуется принимать поливитамины в драже. Яковлев рекомендует комбинацию витаминов, включающую: С — 100 мг, B1 — 5 мг, В2 — 2 мг, РР (амид никотиновой кислоты) — 15 мг, Вб — 2 мг, Bi2 — 50 гамма, фолиевую кислоту — 4 мг, пантотеновую кислоту — 1 мг, Р — 50 мг. Эту поливитаминовую смесь надо принимать один или два раза в день. Все же естественные источники витаминов необходимо использовать в пище самым широким образом.

Явления перетренированности и инфекционные заболевания особенно сильно повышают потребность в витаминах. Поэтому в случае переутомления, болезни и в период выздоровления необходимо принимать витамины дополнительно.

Большое внимание в питании следует уделять также минеральным веществам. В общем, организм нуждается ежедневно в 1,25 г фосфора, 0,8 г кальция, 15 мг железа и 0,5 г магнезии. Спортивная тренировка повышает эту потребность. Кроме того, следует обеспечить доставку организму таких микроэлементов, как кобальт, медь, фтор, марганец, кремний, цинк и др.

Суточная потребность организма в поваренной соли около 2 0 г. Сильное потение способствует ее обильному выделению. Одновременно из организма выводится хлор, необходимый для образования желудочных кислых солей, дефицит которых ведет к потере аппетита. В связи с этим рекомендуется включать в рацион спортсменов минеральные воды.

Экзаменационный билет №14

1. Этапы планирования годового плана учащихся общеобразовательных школ.

Разработайте годовой план – график учебного процесса по физической культуре

для начальных классов.

2. Характеристика основных принципов обучения.

3. Принципы спортивной тренировки.
ответ 1

Планирование физического воспитания — это предварительная разработка и определение на предстоящую деятельность целевых установок и задач, содержания, методики, форм организации и методов учебно-воспитательного процесса с конкретным контин­гентом занимающихся.

По срокам планирования различают следующие его виды: перспективное, текущее (этапное) и оперативное. Сл.2

Перспективное планирование — это планирование на длитель­ный срок (например, в общеобразовательной школе на несколь­ко лет с распределением программного материала по годам обу­чения).

Текущее планирование охватывает этапы работы (например, в общеобразовательной школе — это планирование на учебную чет­верть).

Оперативное планирование осуществляется на ближайшее вре­мя (на предстоящее занятие).

Планирование требует глубоких разносторонних профессиональ­ных знаний и практического опыта, всегда предполагает творчес­кий подход, так как оно не определяется жесткими рамками ме­тодических предписаний. (Холодов)

В профессии учителя, тренера, инструктора физической культуры оно является одним из основных компонентов его деятельности. Не имея плана, рассчитанного на тот или иной масштаб времени и достижение определенного результата, нельзя достичь успеха в работе, оценить просчеты в планировании, внести необходимые коррективы в работу. Практика показывает, что успешность овладения школьниками программным материалом во многом зависит от логики его распределения в структуре учебного процесса. Планирование содержания учебного материала по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» значительно отличается от планирования по другим учебным предметам.

Планирование процесса физического воспитания в школе включает следующие компоненты: Сл.3

1. Умелое формулирование целей и задач физического воспитания на длительный период (год) и ближайшие сроки (четверть, цикл уроков, урок).

2. Обоснованный отбор и последовательное расположение (напр. “сезонное”) учебного материала в соответствии с поставленными задачами

3. Проектирование деятельности учеников и своей собственной деятельности в процессе физического воспитания

4. Коррекция намеченных планов на основе данных учета результатов процесса физического воспитания учащихся. (Гуж)

По срокам планирования различают следующие его виды: перспективное, текущее (этапное) и оперативное. Сл.4

Перспективное планирование — это планирование на длитель­ный срок (например, в общеобразовательной школе на несколь­ко лет с распределением программного материала по годам обу­чения).

Текущее планирование охватывает этапы работы (например, в общеобразовательной школе — это планирование на учебную чет­верть).

Оперативное планирование осуществляется на ближайшее вре­мя (на предстоящее занятие).

Планирование требует глубоких разносторонних профессиональ­ных знаний и практического опыта, всегда предполагает творчес­кий подход, так как оно не определяется жесткими рамками ме­тодических предписаний. (Холодов)

Характеристика основных документов планирования в физи­ческом воспитании.

По своему функциональному назначению все документы пла­нирования делятся на три типа. Сл 5

  1. Документы, определяющие основную направленность и содержание учебного процесса в общеобразовательных школах, колледжах профессионального образования, средних и высших специальных учебных заведениях. К ним относится, например в общеобразовательной школе, учебная программа. Эти документы являются государственными и обязательными для выполнения.
  2. Документы, определяющие порядок организации процесса физического воспитания (план-график учебного процесса и расписание занятий).
  3. Документы методического характера, в которых преимущественно отражена методика физического воспитания (рабочий план и план-конспект занятия).

Учебные программы по физическому воспитанию разраба­тываются государственными органами (министерствами, комите­тами). Планы-графики учебного процесса, рабочие планы и пла­ны-конспекты уроков разрабатываются самими преподавателями исходя из отправных официальных документов — учебного плана и программы.

Основными документами планирования в фи­зическом воспитании являются Сл 6: учебный план, учебная про­грамма, план-график учебного процесса, рабочий (тематичес­кий) план, расписание занятий, планы-конспекты занятий. Все документы планирования логически и содержательно связаны между собой. Каждый последующий документ более частного характера разрабатывается в соответствии с предшествующим. Вместе с тем каждый документ имеет свое назначение в систе­ме планирования, выполняет определенную функцию. В целом же реализация основных документов планирования должна обес­печить необходимую организацию, оптимальный выбор средств и методики педагогического процесса с данным контингентом занимающихся.

 

ответ2
Характеристика принципов обучения

Все перечисленные принципы, как это явствует из дальнейшей их характеристики, неравнозначны. В представленной системе они подчинены ведущему принципу - принципу единства образовательной, развивающей и воспитательной функций обучения, который ориентирует работу учителя на приобщение школьников в процессе обучения к общечеловеческим ценностям.

Принцип единства образовательной, развивающей и воспитательной функций обучения предполагает, что обучение направлено на цели всестороннего развития личности, на формирование не только знаний и умений, но определенных нравственных и эстетических качеств, которые служат основой выбора жизненных идеалов и социального поведения. Реализация этого принципа требует подчинения всей учебно-воспитательной работы учителя в ходе обучения задачам всестороннего развития личности и индивидуальности ученика.

Принцип взаимообусловленности обучения и воспитания раскрывает соотношение между педагогическим руководством и развитием собственной активности обучающихся, между способами организации обучения и его результатами.

Принципы целостности и единства процесса обучения раскрывает соотношения части и целого в учебном процессе, обусловливает необходимость гармонического единства рационального, эмоционального, сообщающего и поискового, содержательного и эмоционального компонентов в обучении.

Принцип научности содержания и методов учебного процесса отражает взаимосвязь с современным научным знанием и практикой демократического устройства общества. Он предписывает, чтобы содержание обучения не противоречило объективным научным фактам, теориям, законам - современному состоянию наук. Этот принцип воплощается в учебных программах и учебниках, в отборе изучаемого материала, а также в том, что школьников обучают элементам научного поиска, методам науки.

Принцип научности нацеливает учителя на использование проблемных ситуаций в организации учебной деятельности школьников, вовлечение их в разнообразные наблюдения изучаемых явлений и процессов, научные споры, проведение анализа результатов собственных наблюдений, поиск дополнительной научной информации для обоснования сделанных выводов, доказательства своей точки зрения.

Принцип научности в реальной деятельности учителя реализуется через целый ряд правил, например: в процессе обучения ни в коем случае не следует сводить ознакомление учащихся с новыми идеями, восприятие нового к одному отдельному акту, а раскрывать каждое явление во все новых связях и отношениях; раскрывать перед учащимися генезис научного знания, эмбриологию истины, методы и сложности научного познания; поощрять исследовательскую работу школьников и др.

Принцип связи обучения с практикой предусматривает, чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать полученные знания в решении практических задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды. Для этого используются анализ примеров и ситуаций из реальной жизни, ознакомление учащихся с производством, общественными институтами, широко привлекается на уроках и внеклассных занятиях местный краеведческий материал и т.п. Одним из значимых каналов реализации принципа связи обучения с практикой, жизнью является активное подключение учащихся к полезной деятельности в школе и за ее пределами, к использованию окружающей действительности и как источника знаний, и как области их практического применения, вовлечение школьников в посильную трудовую и другие виды деятельности.

Принцип систематичности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенных порядке, системе. Он требует логического построения как содержания, так и процесса обучения, что выражается в соблюдении ряда правил. Например, первое — изучаемый материал планируется, делится на логические разделы — темы, устанавливая порядок и методику работы с ним; второе — в каждой теме надо установить содержательные центры, выделить главные понятия, идеи, структурировать материал урока; третье — при изучении курса устанавливаются внешние и внутренние связи между теориями, законами, фактами.

Требование систематичности и последовательности в обучении нацелено на сохранение преемственности содержательной и процессуальной сторон обучения, при которой каждый урок — это логическое продолжение предыдущего как по содержанию изучаемого учебного материала, так и по характеру, способам выполняемой учениками учебно-познавательной деятельности. Следуя этому положению исходные понятия изучаются раньше, а тренировочные упражнения, как правило, следуют за изучением теории.

Принцип систематичности и последовательности в овладении достижениями науки, культуры, опытом деятельности придает системный характер учебной деятельности, теоретическим знаниям, практическим умениям учащегося.

Принцип доступности требует учета особенностей развития учащихся, анализа материалах точки зрения их реальных возможностей и такой организации обучения, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок. Еще Я.А. Коменский дал несколько правил этого принципа:

  • переходить от изучения того, что близко (история родного края), к тому, что далеко (всеобщая история);
  • переходить от легкого к трудному, от известного к неизвестному.

Непосильный для данного возраста и уровня подготовленности учащихся учебный материал вызывает их быстрое утомление, снижение мотивационного настроя на учение, ослабевает волевое усилие и как следствие - падает работоспособность школьников. Но и излишнее упрощение учебного материала, системы заданий приводит к падению интереса учащихся к учению, искусственно тормозится развитие учащихся. Это экспериментально доказано и теоретически обосновано в дидактических системах В.В. Давыдова и Л.В. Занкова. В.В. Давыдов пришел к заключению, что обучение уже в начальной школе надо начинать не с простого, близкого, а с общего и главного, не с элементов, частей, а со структуры, с целого.

Л.В. Занков ввел принцип обучения на высоком уровне трудности. Но и он отвечает принципу доступности: обучать в зоне ближайшего развития, т.е. на том уровне, которого ребенок может достичь под руководством взрослого.

Следовательно, недоступность обучения, трудности, с которыми сталкивается школьник в ходе выполнения разнообразных учебных заданий, зависят в равной степени и от сложности содержания учебного материала, и от методического структурирования его, характера, структуры организуемой учителем деятельности учащихся, применяемых педагогом методов обучения.

Принцип наглядности — один из старейших и важнейших в дидактике — означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. Это «золотое правило» дидактики сформулировал еще Я. Коменский. В процессе обучения детям надо дать возможность наблюдать, измерять, проводить опыты, практически работать — через это вести к знанию. Если нет возможности дать реальные предметы на всех этапах педагогического процесса, используются наглядные средства: модели, рисунки, лабораторное оборудование и пр. Виды наглядности по линии возрастания их абстрактности можно, согласно концепции ТА. Ильиной, подразделить на:

  • естественную наглядность (предметы объективной реальности);
  • экспериментальную наглядность (опыты, эксперименты);
  • объемную наглядность (макеты, фигуры и т.п.);
  • изобразительную наглядность (картины, фотографии, рисунки);
  • звуковую наглядность (магнитофон);
  • символическую и графическую наглядность (карты, графики, схемы, формулы);
  • внутреннюю наглядность (образы, создаваемые речью учителя).

Однако использование наглядности должно быть в той мере, в какой она способствует формированию знаний и умений, развитию мышления. Демонстрация и работа с предметами должны вести к очередной ступени развития, стимулировать переход от конкретно-образного и наглядно-действенного мышления к абстрактному, словесно-логическому.

Принцип сознательности и активности учащихся в обучении — один из главных принципов современной дидактической системы, согласно которой обучение эффективно тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами деятельности включаются в процесс самостоятельного добывания знаний. Это выражается в том, что учащиеся осознают цели учения, планируют и организуют свою работу, умеют себя проверить, проявляют интерес к знаниям, ставят проблемы и умеют искать их решения.

Учащиеся должны осознавать личностную значимость учения и владеть приемами учебной работы, умениями оперирования знаниями в вариативных ситуациях учебной деятельности.

Активности и сознательности учащихся в процессе обучения можно добиться, если:

  • опираться на интересы учащихся и одновременно формировать мотивы учения, среди которых на первом месте — познавательные интересы, профессиональные склонности;
  • включать учеников в решение проблемных ситуаций, в проблемное обучение, в процесс поиска и решения научных и практических проблем;
  • использовать такие методы обучения, как дидактические игры, дискуссии;
  • стимулировать коллективные формы работы, взаимодействие учеников в учении.

Реализация рассматриваемого принципа способствует не только формированию знаний и развитию детей, но и их социальному росту, воспитанию.

Принцип прочности требует, чтобы знания прочно закреплялись в памяти учеников, стали бы частью их сознания, основой привычек и поведения. Психология учит, что запоминание и воспроизведение зависят не только от материала, но и от отношения к нему. Поэтому для прочного усвоения требуется сформировать позитивное отношение, интерес к изучаемому материалу. Есть и другие правила этого принципа, а именно:

  • прочное усвоение происходит, если ученик проявляет интеллектуальную, познавательную активность;
  • для прочного усвоения надо правильно организовать количество и периодичность упражнений и повторения материала, учесть индивидуальные различия;
  • прочность знаний обеспечивается, когда материал структурируется, выделяется главное, обозначаются логические связи;
  • прочность знаний обеспечивается систематическим контролем над результатами обучения, проверкой и оценкой.

Принцип прочности в первую очередь связывается со смысловой памятью, на основе которой в обучении ранее усвоенные знания, навыки и умения вводятся в структуру личного опыта школьника, а также с самостоятельным добыванием знаний, которые прочно оседают в сознании и постепенно переходят в убеждения.

Реализация принципа прочности обучения в реальной педагогической практике осуществляется через упражнения в применении знаний, навыков и умений, обсуждения и дискуссии, доказательства и аргументированные выступления и т.п.

Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы. В процессе обучения учитель может и должен использовать самые разнообразные формы организации обучения: урок, экскурсии, практикумы, а также различные способы взаимодействия учащихся в учебном процессе: индивидуальную работу, работу в постоянных и сменных парах, в малых и больших группах. Кроме того, обучение можно осуществлять в разнообразных видах деятельности детей вне урока: в походах, поездках, кружках, клубах, различных объединениях по интересам и других.







Date: 2016-07-22; view: 461; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.024 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию