Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные принципы физического воспитания





В планомерном физическом воспитании детей систематические занятия разнообразными физическими упражнениями должны сочетаться с правильным режимом учебы и отдыха и нормальными санитарно-гигиеническими условиями.

В режиме спортивно-оздоровительных групп физкультурным мероприятием отводится много времени, поэтому тренер-преподаватель должен иметь достаточные занятия в области физической культуры. Он не только организует и проводит работу по физическому воспитанию, но и удовлетворяет интерес к спорту, отвечая на вопросы, беседуя о спортивных событиях. Тренер-преподаватель знакомит детей с оздоровительным воздействием физической культуры.

Одним из основных принципов системы физического воспитания является всестороннее гармоническое развитие личности, для осуществления которого необходимо сочетать физическую подготовку с умственной, нравственной, эстетической.

Принцип оздоровительной направленности обязывает при подборе и применении разнообразных средств и методов занятий определять доступную нагрузку, учитывая состояние здоровья, пол и физическую подготовленность учащихся.

Принцип воспитывающего обучения подразумевает проведение любых форм физических занятий в воспитательных целях. Обстановка, в которой проводятся физкультурные мероприятия, должна вызывать положительные эмоции у детей.

Принцип сознательности и активности. Выполнение упражнения должно быть осознано, понятна польза и значение занятий для укрепления здоровья. Сознательное отношение к спортивной деятельности рождает активность, инициативу.

Принцип доступности. При подборе упражнений их необходимо подбирать в зависимости от возраста, пола детей и состояния их здоровья.

Принцип систематичности и последовательности. В процессе занятий следует предусматривать такой порядок прохождения учебного материала, при котором вновь изучаемые упражнения опираются на ранее сформированные навыки.

Принцип прочности. На занятиях учащиеся приобретают знания, формируют двигательные навыки, которые должны сохраниться в течение детского возраста и, доведенные до определенного уровня, становятся основой его общей работоспособности.

Принцип наглядности заключается в показе изучаемого упражнения.

Для реализации этого принципа применяются словесные действия и имитационные упражнения ("прыгать, как мячик", "идти, как медведь" и т. д.)

Принцип постепенного повышения требований. В практике физического воспитания этот принцип реализуется путем систематического усложнения структуры изучаемых упражнений и координационной сложности, повышения уровня физической нагрузки.

Тренер-преподаватель, осуществляя работу по физическому воспитанию, руководствуется основными методами и принципами обучения и воспитания. В зависимости от задач предпочтение может быть отдано реализации того или иного принципа с учетом их органической взаимосвязи.

Экзаменационный билет №9

1. Основные принципы физического воспитания и их характеристика.

2. Факторы, влияющие на проявление форм быстроты и скорости движения.

Составить комплекс упражнений для развития скорости движения.

3. Внетренировочные и внесоревновательные факторы оптимизации учебно-

тренировочного процесса.
Ответ1
В процессе обучения двигательным действиям важную роль играют учет индивидуальных особенностей учащихся. В своей работе учитель физической культуры должен постоянно учитывать: состояние здоровья и физического развития учащихся; уровень их физической подготовленности; половые и возрастные особенности; реагирование на физическую нагрузку; факторы внешней среды; анатомические и физиологические особенности.

Работая в процессе обучения над ошибками, характерными для многих учащихся, учитель должен постоянно вести индивидуальную работу, необходимо также учитывать возрастные особенности девушек.

Принцип систематичности и последовательности означает правильную последовательность в применении средств и методов физического воспитания. Необходимо располагать учебный материал в таком порядке, при котором каждое новое задание основывалось на предыдущем, и усиливало положительный эффект. Создание систематичности в учебном процессе способствует постепенно нарастающей трудности в учебных заданиях и определение системы в разученных упражнениях. А также за счет наращивания объема и интенсивности нагрузок, обеспечивающих развитие физических качеств.

Обеспечение принципа систематичности и последовательности:

- всю работу спланировать заранее, установить заблаговременно последовательность упражнений;

- учитывать результаты предыдущего занятия;

- обеспечить регулярность занятий;

- правильно распределять упражнения по времени;

- рационально чередовать нагрузку и отдых.

Принцип прочности. Принцип прочности в физическом воспитании означает сохранение двигательного навыка в течение более длительного времени. Хорошо закрепленный навык усиленно проявляется в соревнованиях, а плохо закрепленный навык быстро разрушается. Чем осознаннее навык, тем он прочнее.

Закреплению навыка способствует:

- многократное повторение;

- смена условий работы;

- систематический и разнообразный учет знаний и умений учащихся.

К специфическим принципам физического воспитания относятся:

1. Принцип непрерывности процесса физического воспитания.

2. Принцип системного чередования нагрузок и отдыха.

3. Принцип постепенного наращивания развивающе – тренирующих воздействий.

4. Принцип адаптированного сбалансирования динамики нагрузок.

5. Принцип циклического построения занятий.

6. Принцип возрастной адекватности направлений физического воспитания

Принцип непрерывности процесса физического воспитания раскрывается в следующих положениях:

1) Процесс физического воспитания – это целостная система, в которой предусматривается последовательность в проведении занятий физическими упражнениями. Последовательность является важнейшим условием процесса обучения движениям и процесса воспитания физических качеств. Реализация этого положения определяется дидактическими правилами: «от легкого к трудному», «от простого к сложному», «от освоенного к неосвоенному», «от знаний к умениям».

Закономерности воспитания физических качеств требуют строгой последовательности воздействий физическими упражнениями. Развитие физического качества происходит в результате адаптационных функциональных и морфологических изменений в организме. Это предусматривает строгую последовательность в предъявлении повышенных требований к его функциям. Для этого используются физические нагрузки более высокие, чем те, к которым организм привык.

В многолетнем плане последовательность заключается в тенденции: от общего широкого фундамента физической подготовки к более глубокой и узкой подготовке.

2) При построении системы занятий необходимо обеспечить постоянную преемственность эффекта занятий, устранить большие перерывы между ними с целью исключения разрушающего воздействия того, что было приобретено ранее в процессе занятий физическими упражнениями.

При обучении двигательным действиям и воспитании физических качеств эффект от проведенного занятия должен наслаиваться на эффект предыдущих занятий с тем, чтобы в конечном итоге произошло кумуляция (накопление, суммирование) этих эффектов. Следовательно, перерыв между занятиями должен быть оптимальным.

Принцип системного чередования нагрузок и отдыха. Это положение, от которого в конечном счете зависит суммарный эффект занятий. Оперируя различными вариантами отдыха между занятиями (ординарный или полный отдых обеспечивает восстановление работоспособности учащихся к началу следующего занятия; жесткий отдых предусматривает выполнение очередной нагрузки на фоне недовосстановления работоспособности учащихся; суперкомпенсаторный отдых обеспечивает повышенную работоспособность, наступающую при определенных условиях в силу закономерностей восстановительных процессов, что позволяет на очередном занятии выполнить более значительную, чем на предыдущей нагрузку), а также величиной и направленностью нагрузок можно добиться максимального эффекта при достаточно частом проведении занятий с относительно большой напряженностью. Учитывая разновременность восстановления различных сторон оперативной работоспособности, можно так построить систему занятий недельного цикла или одного дня, чтобы не было никаких отрицательных последствий и достигался положительный эффект.

Для сохранения повышенного уровня функционирования различных систем организма нужны повторные нагрузки через строго определенные интервалы отдыха. При длительном интервале отдыха между нагрузками организм может вернуться к прежнему уровню. При более коротких интервалах отдыха работоспособность организма не успевает восстановиться. Систематическое повторение нагрузок на фоне недовосстановления приведет к снижению работоспособности организма в результате истощения ресурсов. Вначале это будет происходить в физиологических пределах, а затем может привести к перетренированности и глубоким патологическим явлением.

Наилучшим интервалом отдыха будет такой промежуток времени между нагрузками, который потребуется для появления фазы сверхвосстановления (суперкомпенсации). При воспитании физических качеств не во всех случаях целесообразно пользоваться только оптимальными интервалами отдыха. Бывает полезными и ординарные, и укороченные «жесткие» интервалы.

Специфическим для реализации этого принципа является построение четкой системы и последовательности воздействий с учетом «следовых» явлений. Этим определяется такие методические пути реализации этого принципа, как:

- рациональная повторность заданий;

- рациональное чередование нагрузок и отдыха;

- повторность и вариативность заданий и нагрузок.

Принцип постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий обусловливает необходимость систематического повышения требований к проявлению у учащихся двигательных и связанных с ними психических функций за счет повышения сложности заданий и увеличения нагрузок.

Прогрессирующее развитие физических качеств возможно лишь при условии систематического повышения требований к функциональной деятельности организма человека. В основе механизма развития физических качеств лежат приспособительные функциональные перестройки в организме в ответ на физические нагрузки, превышающие по своей величине те, к которым организм приспособился. Важно выбрать оптимальную нагрузку, понимая под этим ту минимальную величину интенсивности, которая вызывает приспособительные перестройки в организме. Более интенсивное воздействие ведет либо к перенапряжению, либо при чрезмерных требованиях к превышению физиологических возможностей, к срыву нормальной деятельности организма.

У начинающих спортсменов прирост силы происходит в одинаковой степени и при умеренно больших и при околопредельных отягощениях. В этом случае не имеет смысла применять околопредельные и предельные нагрузки во избежание перенапряжения тех систем организма, которые к ним не подготовлены. Повышенная нагрузка оказывает неодинаковое воздействие на различные системы органов. При этом функциональные перестройки протекают быстрее, морфологические – медленнее. Динамика повышения физических нагрузок должна согласовываться со степенью и с характером приспособительных перестроек отдельных систем организма.

Для совершенствования двигательных действий в процессе обучения характерно не только систематическое совершенствование деталей технического приема, но и постепенное изменение техники движений в связи с ростом физических возможностей учащихся. В основе совершенствования двигательных навыков лежит процесс образования различных функциональных систем, соответствующих каждый раз требованиям меняющихся условий осуществления навыков. Следовательно, основным условием для образования этих систем должно быть систематическое изменение и усложнение требований и заданий по повышению изученных двигательных действий. Успешное и длительное совершенствование двигательных навыков указанным путем невозможно без обеспечения известной меры прочности их основы и поэтапного закрепления достигнутых сдвигов. Здесь мы сталкиваемся с диалектическим единством таких противоречивых тенденций, как изменчивость в целях совершенствования, сохранность и стабильность достигнутого для обеспечения надежности двигательного навыка в его использовании. В умении правильно разрешить это противоречие и заключается мастерство преподавателя.

Таким образом, принцип постепенного наращивания развивающе-тренировочных воздействий предусматривает планомерное увеличение и обновление заданий в сторону их усложнения, увеличения объема и интенсивности нагрузки по мере роста функциональных возможностей организма.

Принцип адаптированного сбалансирования динамики нагрузок. Из этого принципа вытекает три основных положения, в соответствии с которыми определены типичные формы динамики суммарной нагрузки в рамках этапов физического воспитания:

- суммарная нагрузка, используемая в процессе физического воспитания, должна быть такой, чтобы ее применение не вызывало негативных отклонений в здоровье. Это положение предусматривает систематический контроль за кумулятивным эффектом нагрузок;

- по мере адаптации к применяемой нагрузки, то есть перехода приспособительных изменений в стадию устойчивого состояния, необходимо увеличение параметров суммарной нагрузки. Чем выше достигнутый уровень подготовленности, тем значительнее увеличение параметров нагрузки;

- использование суммарных нагрузок в физическом воспитании предлагает на отдельных этапах в системе занятий ее или временное снижение, или стабилизацию, или временное увеличение.

В физическом воспитании используются две формы динамики суммарной нагрузки: ступенчато восходящую и волнообразно восходящую. Возможно использование и линейно восходящей формы. Однако ее можно использовать на очень коротких по временным показателям этапах.

Принцип циклического построения занятий. Процесс физического воспитания – это замкнутый круговорот определенных занятий и этапов, образующих циклы. Различают 3 вида циклов:

- микроциклы (недельные), характеризуются повторностью применения упражнений одновременно с их разнонаправленностью, чередованием нагрузки и отдыха;

- мезоциклы (месячные), включающие в себя от 2 до 6 микроциклов, в которых меняются содержание, порядок чередования и соотношения средств;

- макроциклы (годичные), в которых разворачивается процесс физического воспитания на протяжении долговременных стадий.

Данный принцип помогает осуществлять построение системы занятий с учетом и в рамках завершенных циклов, а также с учетом прогрессирования кумуляции эффекта занятий, общего хода физического воспитания и поступательного развития общей и специальной подготовленности занимающихся.
Принцип возрастной адекватности направлений физического воспитания. Он обязывает последовательно изменять направленность физического воспитания в соответствии с возрастными этапами и стадиями человека, то есть применительно к сменяющимся периодам онтогенеза и особенно периодам возрастного физического развития организма (дошкольный, младший, средний, старший возраст).
Вплоть до возрастного созревания направленность физического воспитания должна предусматривать общие широкие воздействия на организм занимающихся. Это выражается в формировании широкого круга двигательных умений и навыков и в разностороннем физическом развитии. В школьный период этот принцип обязывает учитывать при воспитании физических качеств чувствительные зоны, в которых создаются наиболее благоприятные возможности для развития физических качеств человека.
Принцип возрастной адекватности направлений физического воспитания является основополагающим при использовании физического воспитания в процессе многолетних занятий физическими упражнениями.

Ответ2
Проявление форм быстроты и скорости движений зависит от целого ряда факторов: 1) состояния центральной нервной системы и нервно-мышечного аппарата человека; 2) морфологических особенностей мышечной ткани, ее композиции (т.е. от соотношения быстрых и медленных волокон); 3) силы мышц; 4) способности мышц быстро переходить из напряженного состояния в расслабленное; 5) энергетических запасов в мышце (аденозинтрифосфорная кислота — АТФ и креатинфосфат — КТФ); 6) амплитуды движений, т.е. от степени подвижности в суставах; 7) способности к координации движений при скоростной работе; 8) биологического ритма жизнедеятельности организма; 9) возраста и пола; 10) скоростных природных способностей человека.
С физиологической точки зрения быстрота реакции зависит от скорости протекания следующих пяти фаз: 1) возникновения возбуждения в рецепторе (зрительном, слуховом, тактильном и др.), участвующем в восприятии сигнала; 2) передачи возбуждения в центральную нервную систему; 3) перехода сигнальной информации по нервным путям, ее анализа и формирования эфферентного сигнала; 4) проведения эфферентного сигнала от центральной нервной системы к мышце; 5) возбуждения мышцы и появления в ней механизма активности.
Максимальная частота движений зависит от скорости перехода двигательных нервных центров из состояния возбуждения в состояние торможения и обратно, т.е. она зависит от лабильности нервных процессов.
На быстроту, проявляемую в целостных двигательных действиях, влияют: частота нервно-мышечной импульсации, скорость перехода мышц из фазы напряжения в фазу расслабления, темп чередования этих фаз, степень включения в процесс движения быстро сокращающихся мышечных волокон и их синхронная работа.
Примерный комплекс для развития быстроты

1.И.п.:партнеры стоятдруг к другу на расстоянии 3м. Выполнение: быстрая передача и ловлямяча на месте.

2.И.п.: наклонвперед,руки в стороны,ноги на ширине плеч. Выполнение:вращение прямыхрукв вертикальной плоскости сфиксациейпрямой головы.

3.И.п.:высокий старт. Выполнение:челночный бег с ускорением 10м.

4. И. п.: лежа на животе ползание по-пластунски под препятствием (высота ворот 30 – 40см) с максимальной скоростью.

5.И.п.: упор присев. Выполнение:в быстром темпе выпрыгивание вверх со взмахом рук.

6. И.п.: высокий старт. Выполнение: бег с максимальной скоростью по кругу на расстояние от 100 до 120м.

Ответ 3
Среди факторов, оптимизирующих подготовку спортсменов, основное место занимают различные средства и методы восстановления и повышения спортивной работоспособности.
Как известно, восстановительные процессы в организме спортсменов представляют собой важнейшие психофизиологические процессы, суть которых заключается в том, что после мышечной деятельности происходят обратные изменения в работе тех функциональных систем, которые обеспечивали выполнение данной физической нагрузки. Все изменения, происходящие в этот период, можно объединить понятием "восстановление". Восстановление тренировочных нагрузок означает не только возвращение организма к исходному или близкому к нему уровню.
Система внетренировочных и внесоревновательных факторов подготовки спортсмена включает специальные меры по ускорению восстановительных процессов после тренировочных и соревновательных нагрузок (спортивно-реабилитационные факторы) специализированные гигиенические, психогигиенические, физиотерапевтические и другие процедуры, специализированное питание, витаминизация), специальные факторы, используемые для усиления либо дополнения эффекта тренировочных нагрузок (естественные и создаваемые искусственно факторы внешней среды, дополнительные биологические средства повышения спортивной работоспособности).
В современной системе восстановления спортсменов условно выделяют педагогические, гигиенические, медико-биологические и психологические средства.
1. Педагогические средства восстановления.Педагогические средства и методы восстановления являются важными факторами оптимизации тренировочного процесса, восстановления и повышения спортивной работоспособности. Рациональное и целенаправленное их применение обеспечивает проведение учебно-тренировочного процесса на современном научно-методическом уровне.
В работе профессоров рекомендуются следующие основные направления применения педагогических средств восстановления.
1. Рациональное планирование тренировочного процесса с учетом этапа подготовки, условий тренировок и соревнований, пола и возраста спортсменов, их функционального состояния, особенностей учебной и трудовой деятельности, бытовых и экологических условий и т.п.
2. Оптимальная организация и программирование тренировок в макро-, мезо- и микроциклах, обеспечивающих рациональное соотношение различных видов, направленности и характера тренировочных нагрузок и их динамическое развитие.
3. Правильное сочетание в тренировочном процессе общих и специальных средств подготовки.
4. Рациональное сочетание тренировочных и соревновательных нагрузок с необходимыми восстановительными циклами после напряженных тренировок и соревнований.
5. Рациональное сочетание в тренировочном процессе различных микроциклов: втягивающего, развивающего, ударного, поддерживающего, восстановительного с умелым использованием облегченных микроциклов и тренировок.
6. Систематическое применение тренировок в горных условиях в целях повышения спортивной работоспособности и ускорения восстановительных процессов.
7. Оптимальное планирование тренировок в микроциклах с обеспечением необходимой вариативности тренировочных нагрузок, периодов пассивного и активного отдыха, применения эффективных восстановительных средств и методов.
8. Обязательное использование после напряженных соревнований или соревновательного периода специальных восстановительных циклов с широким включением восстановительных средств, активного отдыха с переходом на другие виды физических упражнений и использованием благоприятных экологических факторов.
9. Систематический педагогический, врачебный контроль и самоконтроль за функциональным состоянием, переносимостью тренировочных и соревновательных нагрузок и необходимая коррекция тренировочного процесса спортсменов с учетом этих данных.
10. Важным педагогическим средством стимуляции восстановительных процессов является правильное построение тренировочного занятия. При этом следует соблюдать следующие основные положения:
- выполнение полноценной разминки перед тренировкой, что не только обеспечивает быструю врабатываемость и настройку организма на предстоящую работу, но и создает условия для оптимального развития физиологических и психических процессов. А это, в свою очередь, способствует более эффективному восстановлению организма между отдельными сериями упражнений в процессе тренировки;
выполнение упражнений для активного отдыха в интервалах между тренировочными нагрузками в одном занятии;
использование пассивного отдыха в состоянии полного расслабления в оптимальной позе;
выполнение упражнений в расслаблении в интервалах между тренировочными нагрузками и после занятий;
выполнение индивидуально подобранных упражнений для заключительной части тренировки (заминки). Постепенный выход из больших нагрузок - эффективное средство для активного развертывания восстановительных процессов после тренировки. При этом рекомендуется применять в течение 10-15 мин бег в невысоком темпе (ЧСС - 105-120 уд/мин) и комплекс специальных упражнений (Кузина В.В., Лаптева А.П.,1999).
2. Гигиенические средства восстановления.
Гигиенические средства восстановления рекомендуется применять в рамках системы гигиенического обеспечения подготовки спортсменов, эта система имеет определенную структуру и состоит из следующих элементов: оптимальные социально-гигиенические факторы микросреды, быта, учебы и трудовой деятельности спортсмена, рациональный суточный режим, личная гигиена, закаливание, специализированное питание, оптимальные условия проведения тренировок и соревнований, планирование подготовки с учетом биоритмов, психогигиены, отказ от вредных привычек, профилактика травм, специальные средства повышения работоспособности и восстановления, специализированные комплексы для быстрой адаптации в сложных условиях, реабилитационные мероприятия после травм и заболеваний (Лаптев А.П.,1975).
3.Медико-биологические средства восстановления. Медико-биологические средства восстановления и повышения работоспособности включают в себя следующие основные группы: фармакологические средства восстановления, кислородотерапию, теплотерапию.
Фармакологические средства в спортивной медицине применяются в следующих целях: для улучшения восстановительных процессов; после больших тренировочных и соревновательных нагрузок; для повышения устойчивости и сопротивляемости организма; для профилактики перенапряжений, а также лечения различных заболеваний. Они способствуют улучшению многих психофизиологических функций организма, повышению иммунитета, совершенствованию нервной и эндокринной регуляции, активизации ферментативных систем организма.
В целях стимуляции восстановительных процессов и повышения спортивной работоспособности применяются следующие виды кислородотерапии.
Кислородные коктейли - витаминно-питательные напитки с растворенным в них кислородом.
Гипербарическая оксигенация - дыхание кислородом или кислородными смесями под давлением, превышающим атмосферное. Для проведения гипербарической оксигенации используют специальные барокамеры. Наибольший положительный эффект от этого средства достигается при его целевом применении (6-9 сеансов) в следующем режиме работы камеры: давление кислорода - 0,9-1,0 атм., продолжительность сеанса - 45-60 мин.
и т.д.................

 

Экзаменационный билет №10

1. Источники и этапы развития ТФВ.

2. Методы воспитания скоростных способностей.

3. Средства спортивной тренировки

Ответ1
Источники возникновения и развития теории и методики физического воспитания следующие:

- практика общественной жизни. Потребность общества в хорошо физически подготовленных людях родила стремление познать закономерности физического воспитания и на их основе построить систему управления физическим совершенствованием человека;

- практика физического воспитания. Именно в ней проверяются на жизненность все теоретические положения, могут рождаться оригинальные идеи, побуждающие теорию и методики физического воспитания к разработке новых положений;

- прогрессивные идеи о содержании и путях воспитания гармонически развитой личности, которые высказывались философами, педагогами, врачами разных стран и разных эпох;

- постановления Правительства о состоянии и путях совершенствования ФК в нашей стране.

В своем развитии ТМФВ прошли несколько этапов:

Первый этап – этап эмпирических знаний о влиянии двигательных действий на организм. Человек получал их в результате повседневной деятельности. Накопление эмпирических знаний привело человека к осознанию эффекта «упражняемости» и к познанию способов передачи опыта. Это явилось одной из предпосылок возникновения физических упражнений, а с ними и физического воспитания (метание дротиков в цель перед охотой – культовый характер упражнений).

Второй этап - этап создания первых методик физического воспитания – охватывает периоды рабовладельческих государств, античности и средних веков. Создавались эти методики опытным путем. Философы, педагоги и врачи еще не знали закономерностей деятельности организма человека, не могли объяснить механизм воздействия физических упражнений, поэтому судили об эффективности занятий физическими упражнениями по «внешним» результатам (человек становился выносливее, сильнее, приобретал новые для себя умения). Пример, система Древней Греции, которая объединяла в единую систему определенные средства, а так же методы обучения и развития силы, выносливости и др. В средние века количество методик возрастает и появляются первые пособия по гимнастике, плаванию, играм, стрельбе из лука, верховой езде, фехтованию.

Третий этап – интенсивного накопления теоретических знаний о физическом воспитании – охватывает период с эпохи Возрождения (XIII век) до конца XIX века. Развитие науки о человеке о его воспитании и обучении, о его лечении побуждало философов, педагогов и врачей обращать внимание на проблемы физического воспитания. Происходит накопление философских, педагогических и медицинских сведений о сущности человеческого воспитания. Правда, сведения эти были еще разрозненными, ибо рождались внутри самостоятельных наук (философии, педагогики, медицины), так сказать, попутно. Попутно, но по необходимости, т.к. представители этих научных дисциплин понимали, что многие «собственные» проблемы невозможно решить без учета роли физического воспитания в жизни человека.

Уже в эпоху Возрождения педагоги-гуманисты и социалисты-утописты рассматривали физическое воспитание как обязательную часть воспитания в целом. Примером разработки системы физических упражнений внутри общепедагогической системы служит «Суставная гимнастика», созданная для развития двигательных способностей у детей швейцарским педагогом-демократом И.Г. Песталоцци (1746-1827г.г.). В XVIII веке анатомами проводятся исследования в области биомеханики физических упражнений, а в XIX веке появляются работы о физическом воспитании.

Именно на этом этапе была заложена основа теории физического воспитания, которая стала оформляться как самостоятельная область научных знаний с конца XIX века.

Четвертый этап – этап создания теории и методик физического воспитания как самостоятельной научной и учебной дисциплины в нашей стране – охватывает период с конца XIX века и до 30-40-х годов XX века. Он характеризуется интенсивным развитием специальных исследований проблем физического воспитания, что объяснялось возросшим влиянием физической культуры на многие области общественной жизни. Наиболее ярким представителем ученых в области физического воспитания был П.Ф. Лесгафт (1837-1909г.г
Пятый этап – этот этап характеризуется интенсивным развитием науки о физическом воспитании. Проблемы физического воспитания решаются комплексно целыми коллективами ученых, специализированными научными и учебными учреждениями. Обилие фактического материала, открытие новых закономерностей привело к дифференциации ранее единой научной и учебной – ТМФВ. Появляются новые дисциплины: организация физической культуры, биомеханика физических упражнений и др.
ответ2
Методы воспитания скоростных способностей.

Метод - это разработанная с учетом педагогических закономерностей система действий педагога (учителя, преподавателя, тренера), целенаправленное применение которой позволяет организовать определенным способом теоретическую и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую освоение им двигательных действий, направленных на развитие физических качеств и формирование свойств личности

Под методическим приемом понимают способы реализации того или иного метода в конкретной педагогической ситуации.

Иными словами методический прием - это способ реализации метода, в соответствии с конкретной задачей обучения.

Основными методами воспитания скоростных способностей являются:

1. Метод строго регламентированного упражнения.

2. Соревновательный метод.

3. Игровой метод.

Метод строго регламентированного упражнения включает в себя:

а) Методы повторного выполнения действий с установкой на максимальную скорость движения.

б) Методы вариативного (переменного) упражнения с варьированием скорости и ускорения по заданной программе в специально созданных условиях.

При использовании метода вариативного упражнения чередуют движения с высокой интенсивностью (в течение 4-5 секунд) и движения с меньшей интенсивностью - в начале наращивают скорость, затем поддерживают ее и замедляют скорость. Это повторяют несколько раз подряд.

Соревновательный метод предполагает специально организованную соревновательную деятельность, которая выступает в качестве оптимального способа повышения эффективности тренировочного процесса.

Соревновательный метод может применяться в форме различных тренировочных состязаний (прикидки, эстафеты, гандикапы) и финальных соревнований.

Эффективность данного метода очень высока, поскольку спортсменам разной подготовленности предоставляется возможность бороться друг с другом на равных основаниях с эмоциональным подъемом, проявляя максимальные волевые усилия.

Широко используется в процессе спортивной тренировки игровой метод. Он предусматривает выполнение разнообразных упражнений с максимально возможной скоростью, в условиях проведения подвижных и спортивных игр.

Данный метод обеспечивает широкую вариативность действий, препятствующий образованию скоростного барьера. Игровой метод применяется:

а) При начальном обучении движения,

б) Для комплексного совершенствования двигательного действия.

в) Для совершенствования двигательных качеств и способностей.

г) В качестве активного отдыха.
ответ 3
Средства спортивной тренировки

Средства спортивной тренировки могут быть подразделены на три группы упражнений: избранные соревновательные, специально подготовительные, общеподготовительные.

Избранные соревновательные упражнения это целостные двига­тельные действия (либо совокупность двигательных действий), которые являются средством ведения спортивной борьбы и вы­полняются по возможности в соответствии с правилами состяза­ний по избранному виду спорта.

Специально подготовительные упражнения включают элементы соревновательных действий, а также движе­ния и действия, существенно сходные с ними по форме или ха­рактеру проявляемых способностей. В зависимости от преимущественной направленности специ­ально подготовительные упражнения подразделяются на подводя­щие способствующие освоению формы, техники движений, и на развивающие, направленные на воспитание физических качеств (силы, быстроты, выносливости и т.д.). Такое деление, конечно, условно, поскольку форма и содержание двигательных действий часто тесно взаимосвязаны. Общеподготовительные упражнения являются преимущественно средствами общей подготовки спортсмена. В качестве таковых могут использоваться самые разнообразные упражнения — как приближенные по особенностям своего воздействия к специаль­но подготовительным, так и существенно отличные от них (в том числе и противоположно направленные).

При выборе общеподготовительных упражнений обычно со­блюдают следующие требования:

1) на ранних этапах спортивного пути общая физическая под­готовка спортсмена должна включать средства, позволяющие эф­фективно решать задачи всестороннего физического развития;

2) на этапах углубленной специализации и спортивного совер­шенствования она должна являться фундаментом для совершен­ствования соревновательных навыков и физических способностей, определяющих спортивный результат:

- при воспитании неспецифической, т.е. общей, выносливо­сти длительный бег умеренной интенсивности, лыжные кроссы, плавание;

- при воспитании собственно силовых способностей — уп­ражнения со штангой, заимствованные из тяжелой атлетики, а также упражнения спортивно-вспомогательной гимнастики с раз­личного рода отягощениями и сопротивлением;

- при воспитании быстроты движений и двигательной реак­ции — спринтерские упражнения, тренировочные разновидности спортивных игр и подвижные игры;

- при воспитании координационных способностей — элемен­ты спортивной гимнастики, акробатики, игры с высокими тре­бованиями к координации движений.

Экзаменационный билет №11

1. Характеристика быстроты, методика ее воспитания и возрастные особенности

проявления. Составить комплекс упражнений на воспитание быстроты

реагирования.

2. Методика оценки уровня физической подготовленности школьников.

3. Формы спортивной тренировки.
ответ1
ХАРАКТЕРИСТИКА КАЧЕСТВА БЫСТРОТЫ

При оценивании физического качества "быстрота" возникают определенные трудности. По логике вещей физическое качество "быстрота" нужно измерять в единицах скорости (м/с или рад/с). Но достижение предельной скорости в любом движении зависит не от одного, а от нескольких факторов: от силы работающих мышц, от осевого момента инерции разгоняемого звена (совокупности звеньев) тела, от степени релаксации мышц-антагонистов, от координации работы мышц. К тому же из четырех так называемых элементарных проявлений физического качества "быстрота", по которым принято его оценивать, только одно (причем далеко не самое информативное) - предельная скорость свободного движения - измеряется в единицах скорости. Остальные три: "градиент силы" - в кгс/с, латентное время простой сенсомоторной реакции - в с, частота малоамплитудных возвратных движений - в Гц или разах/с. То есть физическое качество "быстрота" определяют косвенным путем, используя корреляционные зависимости. Естественно, проблема учета локализации физического качества отнюдь не снимается.

Трудности, сопряженные с измерением физического качества "быстрота" изолированно от физического качества "сила", вызвали появление понятия "скоростно-силовые качества", недопустимого в рамках концепции физического качества хотя бы уже потому, что не имеет единой единицы измерения и отражает не одну, а две качественно особые базовые стороны моторики. Понимая это, иногда говорят о скоростно-силовых возможностях либо способностях, тем самым формально выводя эти стороны моторики за рамки концепции физического качества, но оставляя в то же время в ее рамках физического качества "выносливость", "гибкость", "ловкость".
Методика воспитания быстроты внутренне противоречива. С одной стороны, чтобы повысить скорость в каком-либо движении, его надо многократно повторять, с другой – многократные повторения приводят к образованию двигательного динамического стереотипа и вследствие этого к стабилизации параметров движения. Причем стабилизируются не только пространственные характеристики, но и временные – скорость и частота. Образуется так называемый скоростной барьер. Стабилизация скорости – главная причина, мешающая значительному повышению скоростных возможностей. Чтобы облегчить выполнение движений со скоростью, превышающей привычную, прибегают к ряду методических приемов:
- выполняют движения в порядке состязания занимающихся, применяют лидирование (например, бег за лидером), сигналы диктующие темп движения (например, звуколидер), используют наклонную дорожку при беге или разбегах в прыжках, облегчают снаряды при метаниях. Выполнение скоростных упражнений теряет смысл, как только вследствие утомления снижается скорость движений и быстрота двигательной реакции. В связи с этим нагрузки при воспитании быстроты имеют относительно кратковременный характер. Качество быстроты развивается с трудом и регрессирует при отсутствии упражнений весьма скоро. Все это вынуждает при совершенствовании качества быстроты руководствоваться правилом – заниматься чаще, но понемногу (в смысле объема нагрузки в каждом занятии). Следовательно, развитие быстроты предполагает соблюдение определенных методических правил:

1) упражнения должны соответствовать биомеханическим параметрам тренируемого движения;

2) техника движения должна быть проста или хорошо изучена;

3) темп выполнения движений – максимальный, время – минимальное, до наступления утомления;

4) с уменьшением темпа (скорости) занятие следует прекращать;

5) время отдыха между упражнениями должно обеспечивать практически полное восстановление организма. Для этого используются сходные по структуре движения малой интенсивности, способствующие более быстрой ликвидации кислородного долга.

Выбор средств тренировки для развития различных форм быстроты, по мнению В.А.Романенко, не является принципиальным. В зависимости от доминирующей цели применяют самые разные упражнения (бег 10 – 30 м с ходу и 60 м со старта, бег на месте, бег с горы, наклоны, повороты, выпады и т.п.), которые выполняются с максимальной скоростью 5 – 10 с. Для спортсменов это время увеличивается до 15 с и зависит от специализации, уровня подготовленности и функционального состоянии организма в конкретный момент времени.

Ответ2
Методика оценки уровня общей физической подготовленности детей среднего и старшего дошкольного возраста

Скорость – это способность выполнять двигательные действия в минимальный срок. Систематические упражнения развивают быстроту реакции и мышления, ловкость и координацию, смекалку и находчивость.

Date: 2016-07-22; view: 5379; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию