Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Механизмы и закономерности формирования двигательных умений и навыков (функциональная система по А.Н. Анохину).





3. Методы спортивной тренировки. Привести пример «методов самоконтроля за состоянием организма и его реакции на физическую нагрузку»

ответ 1
Наиболее разработанной и реально осуществимой для большинства школ является “Комплексная программа физического воспитания учащихся I-XI классов”.

В первой части программы определено содержание физкультурно-оздоровительных мероприятий, которые осуществляются в режиме учебного дня: гимнастика до учебных занятий, физкультурных минут во время уроков, физических упражнений и подвижных игр на удлиненных переменах, ежедневных физкультурных занятий в группах продленного дня.

Комплексная программа состоит из 3-х разделов: для младших (I-IV кл.), средних (V- IX кл.) и старших (X-XI кл.) классов. Для каждой возрастной группы школьников определены задачи физического воспитания, показатели физической культуры выпускников начальной, основной или средней школы (знания, двигательные умения, навыки и способности), примерный ежедневный объем двигательной активности по классам (2 часа в совокупности различных форм занятий).

Программный материал любой программы состоит из двух частей: базовой и вариативной (дифференцированной). Освоение базовой части необходимо и обязательно для каждого ученика. Она рассчитана на адаптацию к жизни (обеспечение нормальной жизнедеятельности) и эффективное осуществление трудовой деятельности в широком плане (достижение физической готовности к полноценной трудовой деятельности).

Базовый часть является федеральным (государственным) звеном программы, независимым от региональных, национальных и индивидуальных особенностей ученика; базовая часть составляет основу общегосударственного стандарта в сфере физической культуры.

Базовая часть включает основы знаний (здоровье и здоровый образ жизни, общие основы физической культуры и спорта, закаливание, саморегуляцию и самоконтроль, гигиену) и способы двигательной деятельности (двигательные умения, навыки и двигательные способности), формирующиеся в процессе занятий на уроках физической культуры по следующим разделам программного материала: гимнастике, легкой атлетике, подвижным и спортивным играм, плаванию, лыжной подготовке, элементам единоборств (для старшеклассников).

Вариативная часть программы определяется самой школой (по выбору учителя и учащихся) с учетом региональных, национальных и местных (материальной базы, культивируемых видов спорта) особенностей школы.
При 3-х и более разовых занятиях в неделю время на освоение отдельных разделов пропорционально увеличивается (согласно инструктивного письма Министерства образования РФ, (1989) «О предоставлении права учителям физической культуры общеобразовательных школ самостоятельно вносить изменения в распределении часов по разделам программы".

Занятия по плаванию рекомендуется начинать с IV-го класса, а при наличии соответствующих условий (бассейна) - с I-го класса. На освоение единоборств выделяется 3-4 часа.

Учебный материал (физические упражнения) изложен в программе по классам и по разделам.
Комплексная программа включает не только уроки физической культуры (часть 2), но и другие формы занятий физическими упражнениями (части 3-5), составляющие целостную систему физического воспитания в общеобразовательной школе.
Третья часть программы включает материал, направленный на профессионально-прикладную физическую подготовку учащихся с учетом выбираемой профессии.
Четвертая часть программы объединяет содержание внеклассных форм физического воспитания: занятий учащихся в кружках физической культуры, спортивных секциях, группах общей физической подготовки.
В пятую часть программы включено содержание общешкольных физкультурно-массовых и спортивных мероприятий: ежемесячных дней здоровья и спорта, внутришкольных соревнований, туристских походов и слетов, физкультурных праздников.

Ответ2
ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И МЕТОДЫ ИХ ИССЛЕДОВАНИЯ

Основу технического мастерства спортсменов составляют двигательные умения и навыки, формирующиеся в процессе тренировки и существенно влияющие на спортивный результат. Считают, что эффективность спортивной техники за счет навыка повышается в циклических видах спорта на 10-25%, а в ациклических — еще более.

ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ

Двигательные умения — способность на моторном уровне справляться с новыми задачами поведения. Спортсмену необходимо умение мгновенно оценивать возникшую ситуацию, быстро и эффективно перерабатывать поступающую информацию, выбирать в условиях дефицита времени адекватную реакцию и формировать наиболее результативные действия. Эти способности в наибольшей мере проявляются в спортивных играх и единоборствах, которые относят к ситуационным видам спорта. В тех же случаях, когда отрабатываются одни и те же движения, которые в неизменном порядке повторяются на тренировках и во время соревнований, умения спортсменов закрепляются в виде специальных навыков.
Общие принципы формирования функцио­нальных систем в онтогенезе по П.К.Анохину.

1. Системообразующим фактором функ­циональной системы любого уровня является полезный для жизнедеятельности организма приспособительный результат, необходимый в данный момент. Этому правилу подчиня­ются процесс созревания различных функци­ональных систем на разных этапах онтогене­за и деятельность функциональных систем зрелого организма. Примерами могут быть поддержание различных физиологических показателей (артериального давления, осмо­тического давления, рН внутренней среды организма, температуры тела) с помощью ре­гуляции функций внутренних органов и по­веденческих реакций; достижение результата социальной деятельности — в работе, учебе. В конечном итоге все множество полезных приспособительных результатов можно объ­единить в две группы: 1) поддержание посто­янства внутренней среды организма; 2) до­стижение результата в социальной деятель­ности. В системогенезе выделяют два основ­ных периода — антенатальный (внутриутроб­ный) и постнатальный (внеутробный).

2. Принцип гетерохронией закладки и гете-рохронного созревания компонентов функцио­нальной системы. В ходе антенатального он­тогенеза различные структуры организма за­кладываются в разное время и созревают с различными темпами. Так, нервный центр группируется и созревает обычно раньше, чем закладывается и созревает иннервируе-мый им субстрат. В онтогенезе созревают в первую очередь те функциональные системы, без которых невозможно дальнейшее развитие организма. Например, у плода развивается функциональная система, поддерживающая постоянство газового состава крови с помо­щью плацентарного кровообращения: кисло­род поступает из крови матери в кровь плода, а углекислый газ транспортируется в проти­воположном направлении — из крови плода

в кровь матери. У плода формируется функ­циональная система, обеспечивающая орто-тоническую позу — согнутые шея, туловище и конечности, благодаря чему плод в матке занимает наименьший объем. Формируется головное предлежание, обеспечивающее наи­лучшее прохождение плода по родовым путям. К моменту рождения сформированы функциональные системы поддержания тем­пературы тела, регуляции осмотического дав­ления и др. Наиболее зрелой, хотя и не за­кончившей свое развитие к моменту рожде­ния, является функциональная система под­держания постоянства газового состава в крови. К моменту рождения все компоненты, вне зависимости от их количества, должны составить единую функциональную систему, так как только в этом случае она сможет обеспечить новорожденному выживание в конкретных условиях постнатального онтоге­неза. Так, если у новорожденногоm.orbicu-larisorisпо причине незрелости не дает долж­ной герметизации ротовой полости, функци­ональная система сосательного акта никако­го положительного эффекта новорожденному не обеспечит из-за отсутствия обязательного звена в составе комплекса ее моторных эф­фекторов. Гетерохронная закладка и гетеро-хронное созревание структур организма — средство, с помощью которого неодинаковые по сложности компоненты системы подгоня­ются к одновременному включению в состав консолидированной функциональной системы. В постнатальном периоде развития организ­ма можно отметить проявления гетерохрон-ного развития. Например, из трех функцио­нальных систем, связанных с полостью рта, после рождения сформированной оказывает­ся лишь функциональная система сосания, позже формируется функциональная система жевания, затем — функциональная система речи.

3. Принцип фрагментации органов в про­цессе антенатального онтогенеза. Системо-генетический тип развития предполагает, что даже в пределах одного и того же органа от­дельные его фрагменты развиваются неоди­наково. Прежде всего в нем развиваются те фрагменты, которые обеспечивают к момен­ту рождения возможность функционирова­ния некоторой целостной функциональной системы. Например, лицевой нерв анатоми­чески представляет собой отдельное образо­вание. Однако его эфферентные волокна со­зревают по-разному. Так, нервные волокна, идущие к сосательным мышцам, демонстри­руют более раннюю миелинизацию и более раннее образование синаптических контак-

тов в сравнении с нервными волокнами, на­правляющимися к лобным мышцам. Анало­гичные соотношения отмечаются на уровне ядра лицевого нерва. Здесь разные клеточные группы созревают с разной скоростью, при­чем с наибольшей скоростью дифференциру­ются те фрагменты ядра, которые в будущем должны обеспечить функциональную систе­му сосания.

4. Принцип минимального обеспечения. Функциональные системы ребенка отлича­ются от функциональных систем взрослого организма относительной незрелостью. Это связано с тем, что у ребенка в состав функ­циональных систем, как правило, включается не весь орган (принцип фрагментации), ткань или же структурно-функциональный механизм, а лишь тот компонент органа, ткани, структурно-функционального меха­низма, который обнаруживает достаточную функциональную зрелость на данном вре­менном этапе развития ребенка. На основе принципа минимального обеспечения функ­циональная система начинает играть приспо­собительную роль задолго до того, как все ее звенья завершат свое окончательное струк­турное оформление. Полное завершение раз­вития функциональных систем организма на­блюдается в ходе постнатального онтогенеза.

5. Принцип консолидации компонентов функциональной системы объединение в функциональную систему отдельных фраг­ментов, развивающихся в различных частях организма. Консолидация фрагментов функ­циональной системы — критический пункт развития ее физиологической архитектуры. Ведущую роль в этом процессе играет ЦНС. Например, сердце, сосуды, дыхательный ап­парат, кровь объединяются в функциональ­ную систему поддержания постоянства газо­вого состава внутренней среды на основе со­вершенствования связей между различными отделами ЦНС, а также на основе развития иннервационных связей между ЦНС и соот­ветствующими периферическими структура­ми. Спинальные моторные центры мышц нижних конечностей, туловища, шеи, мотор­ные центры ствола мозга, мускулатура туло­вища и конечностей объединяются в функ­циональную систему сохранения вертикаль­ной позы человека на основе совершенство­вания эфферентных и афферентных связей между ядрами промежуточного, среднего, продолговатого, спинного мозга, с одной стороны, и мышечным аппаратом человека — с другой стороны.

6. Принцип изоморфной организации. Все функциональные системы различного уровня

имеют одинаковую архитектонику (структу­ру) как у развивающегося, так и у зрелого ор­ганизма

ответ3
В спортивной тренировке под термином метод следует понимать способ применения основных средств тренировки и совокупность приемов и правил деятельности спортсмена и тренера.

В процессе спортивной тренировки используются две большие группы методов: 1) общепедагогические, включающие словесные и наглядные методы; 2) практические, включающие метод строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы.

К словесным методам, применяемым в спортивной тренировке, относятся рассказ, объяснение, беседа, анализ, обсуждение и др. Они наиболее часто используются в лаконичной форме, особенно в процессе подготовки квалифицированных спортсменов, чему способствуют специальная терминология, сочетание словесных методов с наглядными. Эффективность тренировочного процесса во многом зависит от умелого использования указаний, команд, замечаний, словесных оценок и разъяснений.

К наглядным методам, используемым в спортивной практике, относятся: 1) правильный в методическом отношении показ отдельных упражнений и их элементов, который обычно проводит тренер или квалифицированный спортсмен; 2) демонстрация учебных фильмов, видеозаписи техники двигательных действий занимающихся, тактических схем на макетах игровых площадок и полей и др.; 3) применение простейших ориентиров, которые ограничивают направление движений, преодолеваемое расстояние и др.; 4) применение световых, звуковых и механических лидирующих устройств, в том числе и с программным управлением и обратной связью. Эти устройства позволяют спортсмену получить информацию о темпоритмовых, пространственных и динамических характеристиках движений, а иногда и обеспечить не только информацию о движениях и их результатах, но и принудительную коррекцию двигательного действия.

К методам строго регламентированного упражнения относятся методы, преимущественно направленные на освоение спортивной техники, и методы, направленные преимущественно на воспитание физических качеств.

Самоконтроль – это самостоятельные регулярные наблюдения за состоянием здоровья, физическим развитием и физической подготовленностью, за изменением этих показателей. Самоконтроль необходим всем занимающимся физическими упражнениями, но особенно он важен для тех, кто имеет отклонения в состоянии здоровья.

Наиболее удобная форма самоконтроля – ведение специального дневника. Для этого достаточно использовать обычную тетрадь.

В дневник самоконтроля необходимо вносить следующие данные: 1.Самочувствие определяется как:

хорошее - при ощущении бодрости и силы,

удовлетворительное - при небольшой вялости,

плохое - выраженная слабость, снижение трудоспособности, угнетенное состояние.

2. Сон оценивается по продолжительности и глубине, отмечаются нарушения сна (трудное засыпание, беспокойный сон, недосыпание и т.д.).

3. Аппетит характеризуется как хороший, удовлетворительный, пониженный и плохой. Можно отметить продукты, которые хотелось бы съесть или наоборот.

4. Настроение – очень существенный показатель, отражающий психическое состояние:

хорошее - если человек уверен в себе, спокоен, жизнерадостен; удовлетворительное – при неустойчивом эмоциональном состоянии;

плохое – когда человек растерян, подавлен.

5. Желание заниматься отмечается обычно словами: большое, безразличное, нет желания.

6.Болевые ощущения. Боли могут быть признаком травмы, заболевания, перенапряжения. Отметьте, в какой области и когда они возникают (в области сердца, головные, в области живота, поясницы, в покое, до или после физической нагрузки, при волнении, до или после еды и т.д.), опишите вид и длительность.

7.Переносимость нагрузки описывается степенью покраснения кожи, степенью потливости, наличием или отсутствием одышки и учащенным сердцебиением.

В состоянии хорошей подготовленности, как правило, у людей бывает хорошее самочувствие, крепкий сон, хороший аппетит и желание заниматься. При переутомлении это желание пропадает.

Все эти показатели можно отнести к субъективным.

Объективные показатели самоконтроля можно разделить на группы: показатели телосложения, физической подготовленности и состояния функциональных систем.

Date: 2016-07-22; view: 649; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию