Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образ Императора в IV-V вв.





После смерти святого равноапостольного Императора Константина I Великого для Римской Империи и её общества наступила новая эра. Принятие монархом христианства и узаконивание новой религии равной, а может даже превосходящей, древнюю веру Рима, дали государству новую имперскую идеологию и новый взгляд на мир.

Согласно ей христианство, со своим основателем Иисусом из Назарета, на самом деле являлось для Империи ромеев не «занозой», а «божьим даром», который он ниспослал на землю с самого начала установления монархической власти в бывшей Республике. Богословской основой для этого стали строки из Евангелия от Луки, где евангелист пишет, что время рождения Спасителя произошло во времена царствования «золотого Императора Рима» - Октавиана Августа «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле» (Лк. 2:1), а крещение Его и явление Бога Отца со Святым Духом в виде Голубя сошлось с правлением приемника Октавиана – Тиберием, о чём также свидетельствует Лука: «В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря…, Иисус крестившись молился, - отверзлось небо, И Дух Святый нисшёл на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой возлюбленный; в Тебе Моё благоволение» (Лк. 3:1; 3:21-22). В глазах христиан такое сочетание понималось как божественное благословение на весь мир, а главное на римский мир – «Ойкумену». Входя в её состав бывшие варварские племена получали свет греко-римской цивилизации – гуманитарные, математические, медицинские знания. Но главным же светом, который смогли получить дикари благодаря вхождению в Великую Римскую Империю, была вера и учение Иисуса Христа, который предав себя на муки страданий, а затем воскреснув, заповедовал ученикам своим идти и научить «все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, Уча их соблюдать всё, что Я (Христос – АБ) повелел вам (апостолам – АБ); и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:19-20).

Таким образом, Империя ромеев подразумевала под собой не просто мировое государство во главе с Императором, но страну, которая распространит своё влияние по всему свету и принесёт мир и покой, и истинную веру каждому народу.

Высказывать же эту идею христианские богословы стали ещё до правления Константина I Великого. Одним из первых её высказал апологет II века Мелитон Сардийский в своей «Апологии» к Великому Императору Марку Аврелию. В ней защитник христианства пишет, что «Наша философия окрепла и утвердилась сначала у варваров; расцвет же ее у твоего народа приходится на великое царствование Августа, твоего предка. Она принесла счастье твоей империи: с тех пор росли и мощь, и слава Рима. Ты желанный наследник их и пребудешь им вместе с сыном, храня философию, которая возросла вместе с империей и получила начало с царствованием Августа; предки твои чтили ее, как и прочие религии. А вот неоспоримое доказательство, что на благо счастливо начавшейся империи росло и крепло наше учение: начиная с царствования Августа на Рим не надвигалось никакой беды, наоборот, по молитвам всех все было прекрасно и славно» [75].

Такой же мыслью поделился и Великий теолог III века Ориген, который писал: «Известно, что рождение Иисуса последовало в правление Августа, который слил — если можно так выразиться — многочисленные народы земли в одно царство. И это было важно потому, что существование многочисленных царств, конечно, послужило бы препятствием в деле распространения учения Иисуса по лицу всей земли» [76].

Эту же идею упоминает и святой Григорий Богослов в своём «Первом обличительном слове» в адрес Императора Юлиана Отступника (361-363), который решил придерживаться политеистических верований в то время как уже многие граждане Империи приняли христианство. В послании же против него Святой Отец пишет: «с успехами христиан возрастало могущество римлян, что с пришествием Христовым явилось у них самодержавие, никогда ранее не достигавшее совершенного единоначалия» [77].

Все вышеупомянутые отрывки Святых Отцов первых веков христианской веры являются свидетельствованиями о новой идее, которая после принятия новой религии святым Императором Константином, легла в основу государства ромеев. Согласно ей, Римская Империя является миром, в который должны входить все народы и царства всей Земли. Император же является правителем этого мирового государства, и в его задачу входит не просто забота об Империи, но также и забота о Церкви и её распространение по всему миру.

Однако Римский Император мог и потерять свой трон и свою любовь народа, если нарушал две «заповеди» идеального монарха – личное благочестие Августа и его семьи, а также благополучие Церкви и государства.

От благочестия Римского Императора и его семьи зависела вся ситуация в государстве. Если ранее гражданам Империи не было интересна личная жизнь и моральные принципы монарха, то теперь, когда он являлся не только государем ромейским, но также и высшим членом Тела Христова, Император являлся высшим образом благочестивого и справедливого человека. Для христиан было важно, чтоб ими правил праведный монарх, соблюдающий все каноны христианской веры и не злоупотребляющий своими божественными полномочиями. Если он нарушал свои отцовские обязанности главы государства, переставал служить на благо Империи, а в особенности Церкви, народ мог спокойно отречься от своего правителя. Среди Императоров IV века самыми красочными и почтительными словами о благочестие был удостоен правитель западной части Римской Империи – Валентиниан II Младший (375-392).

Во 2-ой половине четвёртого столетия некогда единая при Константине I Великом Империя ромеев снова находилась в состоянии раздробленности и дуалистического правления. Приняв престол Западного Императора в четырёхлетнем возрасте, Валентиниан II большую часть своей жизни не являлся самовластным монархом, а вместо него политическими делами занимались родственники, главным из которых был его старший брат-соправитель Грациан (367-383). После смерти сводного брата в 383 году Валентиниан Младший был официально провозглашён Западным Императором Римской Империи и соправителем Восточного Августа святого Феодосия I Великого (379-395). Однако и теперь фигура юного Императора Запада была затемнена под тенью «титана Восточной Империи» и не представляла большой силы, чтобы не дать возможность свергнуть себя с престола. В 392 году, в возрасте 21 года, Валентиниан II был убит при загадочных обстоятельствах.

Являясь таким образ в истории Римской Империи не столь значительной политической фигурой юный Император, однако, не обошёлся без добрых слов со стороны христиан в лице св. Амвросия Медиоланского. Заслуженный епископ Милана был главным лицом Церкви в Италии 2-ой половины IV века и приближённым священнослужителем Валентиниана II и Феодосия I Великого. Его же перу принадлежит и утешительное «Слово на смерть Императора Валентиниана Младшего».

В своём «Утешительном слове» св. Амросий изобразил юного монарха, как самого благочестивого Императора на свете. Так, согласно тексту епископа Медиоланского, Валентиниан II с самого своего детства «воздерживался от самых детских игр, побеждал своевольство шатких лет своих, почитал за благо уменьшить публичную строгость, делать снисхождение старым, если обвиняются в каком-либо преступлении» [78]. Став правителем он «в судах слушал дела так, что когда самые престарелые мужи имели сомнение или увлекаемы были лицеприятием, Валентиниан, будучи юношей, духом Даниила выносил справедливое и зрелое решение» [79]. Сравнивая Императора с пророком Даниилом, св. Авросий даёт ещё один пример того факта, что первые христиане очень часто сравнивали Августов с ветхозаветными героями, одним из которых был и царь Давид.

Говоря о вере и покаяние Валентиниана Младшего, епископ пишет, что как «Давид говорит: «Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай» (Пс. 24:7), ибо юноша не только шаткостью лет своих падает, но и часто согрешает по неведению небесных повелений, однако скоро заслуживает прощение согрешающий по неведению» [80], так и Император «о грехе подобно пророку говорил: грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай, и не только говорил, но и прежде, нежели испытывал падение какое-либо, исправлял грех и заблуждение» [81]. Такой праведный образ, какой Медиоланский епископ придаёт монарху, создаёт ощущение, что пред нами предстаёт чистый и невинный агнец Божий – праведный и смиренный Император, который кается в своих грехах и в тоже время судит справедливо, как пророк библейский.

Разумеется, что такой благочестивый Император не может не быть награждён Царством Божием и венцом святого, который отныне пребывает на Небесах. О после смертном месте пребывания Валентиниана в Небесных Чертогах Бога св. Авросий пишет: «святая твоя душа смотрит на нас с заботой свыше. Ты вышел из тьмы века сего и светишь как луна, блистаешь как солнце; и справедливо сказал я, как луна: ибо хотя прежде в тени тела этого ты сиял и освещал тьму земли, но нынче, заимствуя свет от солнца правды, озаряешь дни наши. Почему кажется мне, что я вижу тебя, выходящего из тела и, прогнав ночной мрак, рано встающего, и как солнце приближающегося к Богу» [82]. Сравнение Императора с солнцем, как уже говорилось ранее, возможно является отсылкой на культ бога Непобедимого Солнца, который покровительствуя монарху, совместно с ним, источает свет всему мрачному миру.

О связи культа солнечного бога с Богом Авраама и монархами Рима свидетельствуют слова «как солнце приближающегося к Богу». Св. Амросий сравнивает Императоров с Непобедимым Солнцем и назначает их солнечными правителями, которые являясь светом миру, приближаются к Единому и Истинному Богу. Его же Богу Сыну, Иисусу Христу, епископ Медиолана уподобляет и юного правителя написав: «Валеитиниан мой, возлюбленный мой бел и румян, имей в себе образ Христов!» [83].

Иметь образ Иисуса были обязаны все Римские Императоры. Являясь ставленником Христа на земле, монархи являлись лицом не только государства, но и Церкви. У Тела Христово была не только Глава, которым был сам Спаситель, но и «Лицо» в образе Императора. Боль этого «Лица» касалась всего Тела Церкви, а его красота украшала её.

Об этом «Лице» и её чувственной связи с Церковью пишет и св. Амвросий в своём слове: «Как о Иерусалиме сказано: «горько плачет он ночью», так и наш Иерусалим, то есть, Церковь плачет ночью: потому что преставился тот, который верой и благочестием своим придавал ей сияние» [84]. В этих слова епископ Медиоланский указывает на боль утраты «Лица Тела Христова». Император являлся красотою всей Церкви. «Они являют собой красоту, приятный цвет и совершенный возраст Церкви, которые телесным воздержанием своим снаружи носят на себе как бы цвет и красоту гранатовых яблок, внутри же духовной мудростью согревают порученных им людей разного возраста и пола, и хотя они подлежат обидам века сего, но разделяют таинства. Плачет в девственниках своих, которые как лилии, исполненные смирны, украшаются цветом непорочности и славой победы над телесными прелестями» - такими красивыми и сладкими словами описывает св. Амвросий образ монарха, как «Лица Церкви».

Второй заповедью идеального монарха, как уже было сказано выше, являлось благополучие государства и Церкви. Последнее заключало в себе заботу Императора о Теле Христовом, что было святой обязанностью каждого правителя, вступившего на римский престол.

Если ранее народ Империи не следил за тем, что творил Император в делах своих политических, а лишь только формально поклонялись ему, как богу, то теперь для всего христианского мира он являлся не сколько правителем мирового государства, сколько покровителем Истинной Веры и ставленником Бога – государственным главой Церкви. Приняв её под своё орлиное крыло Рим, в лице Константина I Великого, объединился с ней в одно целое неразделимое состояние. Император – носитель высшей государственной власти находился под покровом своего хранителя и единственного повелителя – Господа Иисуса Христа, который, являясь Богом Вселенной, даровавший ему право повелевать всем миром земным. Условным же обязательствами со стороны Императора были задачи привести всех во всём мире к Вере Спасительной и сохранить чистоту Церкви, заботу о которой Господь даровал Императору вместе с Империей.

Бог – Император – Империя + Церковь – эта концепция была главной идеей новой императорской власти, которую поддерживала сама лично Церковь и её Святые Отцы, одним из которых был Святейший Папа Римский Лев I Великий. В своём послании к святому Императору Льву I Великому (457-474) он пишет, что «царская власть сообщена тебе не только для управления миром, но особенно для охранения Церкви, чтобы ты, обуздав незаконные дерзости, и добрые постановления защитил, и истинный мир восстановил там, где было возмущение» [85]. Хранение же Церкви заключалось в решении церковных вопросов и приведении к примирению спорящих.

Христианская Церковь IV-V вв. – это Церковь постоянных раздоров. Богословские и вероучительные споры приводили к тому, что многие восточные епископы постоянно анафеманствовали друг против друга приводя Истинную Веру в раскольную и мнимо «единую». Для установления гармонии во всём этом хаосе израненному Телу Христа необходим был врач, который смог бы излечить раненую Церковь. Лекарем же мог являться лишь один человек, должность которого была получена им не от простых смертных, а от самого Господа Бога. Император Рима был тем, кто мог своим словом поставить на ноги Тело Христа. « Для сильных болезней нужны и сильное лекарство и мудрый врач. – пишут участники IV Вселенского (Халкидонского) Собора – Поэтому-то Господь всех приставил ваше благочестие к страданиям вселенной, как наилучшего врача, чтобы вы исцелили их приличными лекарствами. И вы, христианнейшие, принявши божественное определение, пред всеми другими приложили приличную заботливость о Церкви, предписывая первосвященникам врачевство согласия. Ибо, собрав нас отовсюду, вы употребили все средства, чтобы уничтожить случившееся разногласие и укрепить учение отеческой веры» [86].

Лишь только Император имел ту могущественную лекарственную силу, от которой никто не мог уклониться. «Его слово имело шанс стать каноном для всех» [87] - пишет византолог Алексей Величко в своей научной работе «История Византийских Императоров».

Лекарством же против ран Тела Христа являлось собрание Вселенских Соборов, созыв которого имел право только лишь Август. «Блаженнейший император повелел собраться собору, — и он собрался по высочайшему изволению нашего благочестивейшего императора» [88] - пишет в своём прошение к Императорам Валентиниану III (425-455) и Маркиану (450-457) епископ Дорилейский Евсевий. Решение монарха на Соборе было неоспоримым и имело возможность быть повсеместно принятым всеми иерархами Церкви. Слово Императора было узакониванием всех принятых на Соборе актов, которые теперь должны были соблюдать все члены Церкви во всех краям Империи.

Такая соборная структура является примером того, как Церковь, используя силу императорского слова предложенного им самим, устанавливала новые догматы веры, которые должны были приниматься неукоснительно. В ином случае Август, как хранитель Церкви и её истин, должен был наказать инакомыслящих нарушающих не только догматы Веры, но и указ самого повелителя державы ромейской. И наказание это считалось праведным делом, поскольку шло в защиту Тела Христова.

Об этом правосудии и справедливом наказании со стороны правителя Империи пишет Святейший Папа Целестин I в своём послание к святому Императору Феодосию II Младшему, после окончания III Вселенского (Ефесского) Собора: «Илия не удовольствовался тем, что обличал лживых пророков, но он хотел еще наказать их, чтобы, преследуя их, погубить тех, в которых он видел причину погибели своего народа. У тебя равная с ним слава. Он восстал против лживых пророков, а ты против лживых учителей; тот преследовал пророков, изрекавших ложь на Бога, а ты прогоняешь священников, распространяющих нечестивые мысли о Христе, Боге нашем; тот заботился только о наказании, а ты так наказываешь нечестие, что вместе охраняешь то, что относится к вере» [89].

Сравнение Феодосия с пророком Илиёй является очередным свидетельством любви христиан первых веков сравнивать Августов с библейскими героями.

В этом же послание Святейший Понтифик Рима благодарит Императора за заботу оказанную Церкви, и говорит о благих последствиях, которые последуют благодаря лечению Августом Тела Христова: «попечением о вселенской Церкви вы возвратили всем спасение душевное. По милости вашего достославного царствования оказана защита душам всех, а не живущих только в какой-либо стране, или области» [90].

Забота о Церкви была заботой о народе и всей Империи. Император был тем, от кого зависело всё благосостояние Римской Империи. Церковный раскол значил духовный раскол всей Империи ромеев. И чтобы избежать гибели римской державы Император являл себя целителем и хранителем всей Ойкумены, включающую себя и Тело Христа, Главой которой был Спаситель, а Лицом – Август Рима.

 

23 августа 476 года шестнадцатилетний Император Западной Римской Империи Флавий Ромул Август отрёкся от своего императорского престола и сдал все свои правительственные полномочия. Власть Западных Римских Императоров была прекращена. Вместо Ромула Августа власть в Италии взял на себя вождь германских племён Одоакр, которому последний Император древнего града Рима преподнёс свои императорские регалии.

Однако лидер варваров не стал их себе присваивать, а вместо этого отослал все знаки императорской власти в восточную столицу Римской Империи – Константинополь, где отныне царствовал один лишь единственный и истинный наследник престола Октавиана Августа и Константина I Великого. Правивший тогда Император Зенон (474-475; 476-491) c гордостью принял посылку Одоакра, которого, по его личной просьбе, назначил римским патрицием.

Сам же Зенон теперь являлся абсолютным правителем единой Римской Империи, фактические территории которой распространялись только на Балканы, Малую Азию и Ближний Восток. Запад же весь был захвачен различными варварскими племенами, которые при этом признавали важность и величие Римского Императора в Константинополе. Теперь этот город стал новой столицей Империи Юлия Цезаря, Марка Аврелия, Диоклетиана, и уже в скором времени её ожидал приход нового Великого Василевса, чья эпоха в истории ромейской державы и Христианской Церкви, часто именуется «золотым веком». Имя этому новому Императору Рима и Лицу Церкви – Юстиниан I.

 

2. Святой Император Юстиниан I Великий – законодатель божественной власти Императора.

 

Римский Император Юстиниан I (527-565) воистину заслуживает звания «Великий». В истории греко-римской цивилизации его можно сравнить с такими легендарными личностями, которые упоминались в данной научной работе, как Александр Великий и Юлий Цезарь. Эпоха его правления стала не только временем расширения территорий Империи ромеев, но также временем административно-культурного рассвета государства. Одним из лучей этого рассвета стало религиозно-идеологическая политика Юстиниана I к Церкви и Империи.

Являясь межнациональным государством, в котором совместно жили представители нескольких народов, Римская Империя имела граждан, которые говорили на совершенно разных языках. В основном это зависело от местности и места нахождения провинции. Основными же языками являлась латынь и греческий. Первый был административным, второй культурным. С детства выросший на территории провинции Иллирик, находящийся по соседству Апеннинскому полуострову – центру римской цивилизации, Юстиниан являлся по духу более римлянином, нежели греком. Первым и родным его языком являлась латынь, а взгляд на историю всегда был устремлён на Запад, на Рим, на его былое величие и могущество. По этой причине идея о возрождение Империи ромеев никогда не давала ему покоя.

Вступив на императорский престол в 527 году, Император Юстиниан I начал свой огромный многолетний план с целью вернуть Империю к её великому званию. Пробыв уже несколько лет в должности главного советника Августа, при правлении своего дяди и предшественника Юстина, новый Василевс Константинополя знал, как править, чтобы достичь своей священной цели.

В своей внешней политике он стремился вернуть некогда утраченные земли в Европе, где уже несколько лет существовали независимые от «восточного Рима» варварские королевства. Восточно-Римские Императоры никогда не признавали права «дикарей» на эти территории и считали, что имеют все права на владения этими землями. Франки, готы, вандалы – они не являлись законными владельцами имперских провинций, а представляли собой нецивилизованных варваров, которые вторглись на земли Империи ромеев и незаконно основали свои государства.

Начав свою военную кампанию Император Юстиниан ставил своей целью вернуть под власть Константинополя все утраченные земли и воплотить в реальность имперскую идею о владычестве над Вселенной единого Вселенского Императора. При этом он считал, что не только в армии заключается сила государства, но также и в непрестанной работе над внутренними проблемами страны. Как пишет византолог прот. Иоанн (Мейендорф) в своей научной работе «Византийское наследие в Православной Церкви»: «Пока его (Юстиниана – АБ) войска сражались на западе, севере и востоке, он постоянно занимался созиданием юридического, административного и экономического фундамента, благодаря которому надеялся обеспечить прочность империи, навсегда объединившей всю христианскую οικουμένη» [91]. В его глазах Империя виделась единой, Богом установленной, административной структурой, главой которой является христианский Император, чья власть поддерживается не только народом, но также и Вселенскими Соборами, и самим Господом Иисусом Христом. Абсолютная власть Василевса является божественным даром, который никто не смеет отнять. Такой властью и обладал Юстиниан.

Своей же задачей он видел и установление гармонии внутри христианства, которое до сих пор раздирали богословские споры и разногласия. Сама Церковь, по мнению Юстиниана, не являлась отделённой от Империи. Он считал, что Церковь и Империя являются двумя частями одной сущности, и одна них не может быть без другой. Этой идеи Император посвятил преамбулу к 6-ой новелле: «Величайшие в человеках суть дары Божии, дарованные вышним человеколюбием, — священство и царство; одно служащее вещам божественным, другое — распоряжающееся и заботящееся о человеческих делах, причем оба они происходят от одного и того же начала и упорядочивают человеческую жизнь» [92].

Главной же задачей обоих частей является обоюдная совместная работа во благо Империи: «если одно повсюду будет безукоризненно и будет иметь открытое [Богу] сердце, а другое правильно и подобающим образом будет распоряжаться доверенным ему государством, то настанет некое благое согласие, преподносящее человеческому роду все, что ему полезно» [93].

Преамбула 6-ой новеллы заключает в себе структуру того построения отношений власти и Церкви, которую Юстиниан видел в идеале своей Империи. Роль священства заключается в постоянной молитве и совершение обрядов; власти же, в лице лишь одного Василевса, править человечеством мира, объединённого в одно единое государство.

Ромеи считали, что самим Богом было уготовано, чтобы именно их Империя стала подобием Царства Небесного. Императору же «земного Царства» предписано объединить все народы в одно божье государство и установить в нём справедливость. Такая задача является главным смыслом жизни Императора и лишь таким образом он исполнит земное служение Господу Богу, который даровал ему дар быть монархом. При этом Церкви надлежит поддерживать божественную императорскую власть, день и ночь молясь за ставленника Христа и поучая народ чтить его.

Епископам заповедано совершать Тайну Таин – Евхаристию, но установить её повсеместное совершение может лишь Император указом своим. Истинная Вера одна, но богословские размышления у неё разные, приводящие к раздорам. Устранить же их может лишь только Император, узаконив обоюдное решение Вселенского Собора. Вывод собрания епископов, при поддержке Августа, распространяется на всю Империю и весь мир, поскольку он одобрен тем, кто властвует над всеми землями Земли. Действие со стороны Императора на Соборе является свидетельством того, что он проходит при поддержке Вселенского монарха, противоречие которому является не только нарушением христианского учения о повиновение власти «Всякая душа да будет покорна высшим властям» (Рим. 13:1), но также и нарушением государственного порядка.

Тема закона, Церкви и императорской власти красной нитью проходит в идеологии Юстиниана. Хотя слово Императора в вопросах веры было свидетельством истины и при Августах IV-V века, при Юстиниане оно приобрело новый и более важный для Церкви эффект – эффект закона. Закона, влияние которого распространяется на всю территорию Римской Империи, а значит и всей Ойкуменэ. Главными источниками о связи закона и Церкви являются новеллы Императора.

Занимаясь возрождением Великой Империи, Юстиниан работал не только в направление возвращения государству ромеев старых территорий, но также и установлению, или пересмотру старых, законов. В результате кропотливой работы правительства, при участии самого Императора, в 529 году был издан новый свод законов, получивший название «Кодекс Юстиниана». Кроме этого Августом были написаны новеллы, посвящённые различным областям государственных вопросов – административным, гражданским, а также церковным. Последние являются главным свидетельством идеологии Юстиниана.

Основной мыслью, которая присутствует во всех церковных новеллах, является межличностное отношение Бога и Императора, и их отношение к закону. Так, в одном из своих эдиктов Юстиниан пишет: «Так высоко поставил Бог императорское достоинство над человеческими делами, что Император может все новые явления и исправлять, и упорядочивать, и приводить к надлежащим условиям и правилам» [94]. Императору, по постановлениям Юстиниана, Бог даровал возможность творить законы такими, какими их видит сам правитель. Если они окажутся неуместными, по его мнению, Император спокойно имеет право отменить их, даже если они, на самом деле, не несут за собой ничего дурного. Всё равно, независимо от этого, закон основывается по воле и усмотрению Императора.

О правах постановления законов монархом Юстиниан пишет: «То, что угодно Императору, имеет силу закона, так как по царскому закону, который принят относительно высшей власти Императора, народ ему всю свою высшую власть и полномочия уступил. Следовательно, то, что Император своим посланием постановил или по ознакомлении с делом повелел, или указом повелел, становится законом» [95]. Воля Августа теперь имела силу закона, как и любое его решение.

Конечно же, Юстиниан, как Император тесно сотрудничавший с Церковью и сам подчёркивающий это в своих документах, не собирался творить необдуманные и антиморальные дела, как некогда Цезарь Калигула (37-41). Целью своей законодательной политики Император ставил заботу о государстве и Церкви. В своей 133-ей новелле он пишет: «Нет ничего недоступного для надзора царю, принявшему от Бога общее попечение обо всех людях. Императору подобает верховное попечение о церквах и забота о спасении поданных» [96]. Разумеется, мысль об императорской заботе существовала и до Юстиниана, о чём выше было сказано, однако теперь она имела уже законодательную силу, и являлась строгой обязанностью ромейского монарха. Мысль о заботе и «спасение поданных» в отрывке из 133-ей новеллы поддерживаются, также, словами из 77-ой новеллы: «Всем благомысленным людям, мы думаем, вполне ясно, что забота наша и желание направлены на то, чтобы вверенные нам от Господа Бога люди жили достойно, и чтобы они нашли у Него благоволение, ибо человеколюбие Божье хочет не погибели, а обращения и спасения людей, и согрешивших и потом исправившихся Бог приемлет» [97]. Пред Императором, таким образом, ставилась задача не только установить мир и гармонию в Империи, но также и привести его граждан ко спасению души. Как Христос пришёл на землю, чтобы спасти мир людей грешных, так и Август Рима, ставленник Иисуса на земле, обязан был спасти народ свой. Здесь же сразу вспоминается и один из главных прототипов Императора Константина – пророк Моисей, который по Божьему благословению, спас народ свой из ига египетского. Поэтому для христиан, а также лично для самого Юстиниана, должность Императора Рима была не просто властным титулом, но званием быть «приемником» Моисея и самого Спасителя, которые были для народа Божьего (не обязательно еврейского) вождями ко спасению на Небесах, и жизненной гармонии в «новой обетованной земле» - Римской Империи.

Издавая же законы этой божественной земли, хотя при этом с правом вольности её земного царя, Август обязан был помнить, что всё, что он пишет, должно быть направлено во благо Империи. В 86-ой новелле Юстиниан пишет: «Поскольку Бог вручил нам Римскую Империю, мы заботимся направлять всё к пользе поданных дарованного нам от Бога государства» [98]. Принять от Бога власть над Империей ромейской, значит было полностью посвятить себя служению ей. Мысли о злоупотребление своей властью, хотя право издавать свои законы Императоры имели, Василевсы не должны были и иметь в своей голове.

Хотя, они и являлись божественными ставленниками, и никто не имел права, согласно имперской идеологии, противостоять им, на практике иногда всё было наоборот. Если Император поддерживал не христианские взгляды – еретические учения, а также преследовал свидетелей правильной веры, то в глазах народа он сразу становился тираном и деспотом, а Церковь поддерживала сопротивление «божественному ставленнику Христа». Таким образом почитание Императора зависело от его поведения и отношения по отношению даже не к народу, а к Церкви, которая имела духовно-мысленную власть над народом.

Правильные же и благочестивые Императоры, издававшие законы во благо людей, также имели право и трактовать мысль постановлений так, как они считали нужным. Об этом Юстиниан пишет: «Если только одному Императору позволено…принимать постановления, то и подобает, чтобы только один он был достоин обладать правом их толкования... Только Император будет законно считаться как творцом, так и толкователем законов» [99]. Август, таким образом, имеет абсолютное право власти над законом и его текстом. Так, как хочет Император, да будет так. Он создатель и творец законов Империи. «Бог подчинил Императору самые законы, посылая его людям одушевлённый закон» [100] - пишет Юстиниан в 105-ой новелле.

В последней новелле особенно интересны слова «одушевлённый закон». Император, согласно мысли Юстиниана, представляется таким образом самим носителем закона. Август сам закон, которому все должны подчиняться. Но вопрос – почему? А потому, что Император, являясь «другом Бога» и ставленником Христа, несёт за собой не только божественный образ Иисуса, но и учение его – законы благочестивой жизни христианской. Все постановления Императора, таким образом, строятся на законах Божьих – на учениях Его. Бог даровал возможность Август писать и трактовать законы, но с «условием», что они будут писаны на учениях Спасителя. Если Император обязан заботиться «о спасении поданных» своих, то спасение это может быть основано только на постановлениях благословлённых и заложенных самим Господом Богом Иисусом Христом. Цель же Августа в этом деле – ввести и распространить эти постановления и учения по всему миру, по всей Римской Империи, «новой обетованной земле».

Являясь таким образом постановлениями ставленника Иисуса, и находясь под благословением Божьим, издаваемые Августом законы приобретали силу не просто документа, но обоюдного соглашения монарха с Господом. Отныне они писались самим Христом, рукою правителя, а значит благодарить за их введение должно было не правителя, а самого Спасителя, который ввёл их ради гармонии Империи и спасения его народа. По этой причине, в конце одной из своих новелл, Юстиниан пишет: «Великому Богу и Спасу нашему Иисусу Христу все пусть воздадут благодарственные гимны за этот закон, который создаёт для них великие преимущества: жить спокойно в своих отечественных местах, с уверенностью в завтрашнем дне, пользоваться своими имуществами и иметь справедливых начальников. Ибо мы с той целью издали настоящее распоряжение, чтобы, почерпая силу в праведном законе, войти в тесное общение с Господом Богом и препоручить Ему наше царство, и чтобы нам не казаться невнимательным к людям, которых Господь подчинил нам на тот конец, дабы мы всемерно берегли их, подражая Его благости. Да будет же исполнен долг наш перед Богом, ибо мы не преминули исполнить по отношению к нашим подданным всё доброе, что только приходило на ум» [101]. Этот отрывок доносит до нас всю суть законодательной работы, которую предпринял Юстиниан. Возродить былую Великую Империю, привести народ ко Спасению, издавать законы вместе со Христом – вот чего желал, и отмечал в своих новеллах, Император. Соработничество со Спасителем – вот чего должен был делать «новый» христианский Василевс во благо Империи. От Бога всё могущество Рима-Константинополя, от Него Вселенский Император получает свою божественную власть, от их совместной работы зависит благополучие и гармония Ойкумены. «Мы убеждены в том, - пишет в 59-ой новелле Юстиниан - что наша единственная надежда на прочность Империи под нашим правлением зависит от милости Божьей, ибо мы знаем, что эта надежда есть источник безопасности души и надёжности управления» [102].

Правление святого благочестивого Императора Юстиниана I Великого привнесло в государственно-религиозную идеологию Римской Империи то, что ранее до него никто не решался сделать. В отличие ото всех остальных он узаконил важную божественную роль Августа, поставив таким образом печать, что монарх не является просто правителем, который решает дела Церкви и государства. Нет. Император законно является ставленником и наместником Христа на земле. Его земным воплощением. Почтение к Императору, как хранителю Церкви и Империи, которое существовало c IV века, при Юстиниане стало обязанностью каждого христианина и гражданина государства ромейского. Почитание Императора – «друга Спасителя» отныне было, на мой взгляд, новым «культом Императора». Только теперь он был не Господом Богом, а Его Вселенским наместником на Земле.


Заключение.

Зародившееся в культуре древних восточных царств, таких как Персия и Египет, почитание монарха было принято греко-македонской цивилизацией. Позаимствовавшие Александром Великим у бывшей персидской династии Ахеменидов царские традиции со временем были введены в эллинистических государствах Востока и являлись отныне частью греческой культуры. Римская же религиозная культура, включающая в себя почитание народом духов-хранителей – Гениев, а кроме них Глав семьи, также имела в себе зачатки будущего культа правителя. Царское прошлое Рима, а также поклонение его жителей избранным личностям, таким как Публий Сципион или братья Гракхи, имело влияние на почитание народом героев.

Все эти римские и эллинистические традиции стали твёрдой основой для становления почитания народом культа правителя и монарха в лице героев Рима – Юлия Цезаря и Октавиана Августа. Введённая последним императорская идеология отныне являлась главной государственной религией, которую обязаны были соблюдать все граждане Империи.

Культурно-религиозные изменения святого Императора Константина I Великого и принятие им новой религии – христианства, по идее должны были уничтожить языческий культ Императора, как бога во плоти. Однако в действительности всё случилось наоборот.

Почитание Августа так и не было отменено, а только наоборот усилилось. Монарх хотя и не было теперь богом, но его божественная роль так и оставалась в силе. Он был ставленником Истинного Бога, Его образом на земле, Его голосом и рукою на Вселенских Соборах.

Разница заключалась лишь в том, что ранее монарх был самим богом и не за что, не перед кем, не отвечал. Теперь же он был не богом, а наместником Всевышнего, и обязан был отвечать пред Ним за народ и Церковь Его. Император, как и раньше, оставался личностью, которая являлась внеземным образом и пред которым все должны были поклониться и пасть ниц, ибо видели они того, кого увидеть значило лицезреть Господа Бога.

Сам же простой народ, первоначально искренне почитающий героев-освободителей Юлия Цезаря и Октавиана Августа, затем равнодушно выполняющий формальности обряда поклонения культу Императора, в христианстве стал смотреть на монарха так, как того предписывало учение Церкви. Императора почитали не за то, что он герой-освободитель, не потому, что это нужно было делать как государственный обряд, а потому, что этому учило Священное Писание словами святого апостола Павла: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены,… (а) начальник (же) есть Божий слуга, тебе на добро» (Рим. 13:1; 13:4).

Начиная со святого Константина I Великого, и продолжая существовать во все последующие века Империи ромеев и её приемников (например Россия, Греция, Сербия), образ и религиозное отношение к христианскому правителю строилось на основании Божьего учения, а Церковь Христова являлась учителем народной любви к своему монарху - Римскому Императору, а со временем - в России к Русскому Царю.


Использованная литература.

Основная:

1. О.А. Джарман «Культ Императора в древнем Риме и Италии в межзаветную и раннехристианскую эпоху» // Христианское чтение №2 // СПбПДА // 2012

 

2. Ф.Ф. Зелинский «История античной культуры» 2-ое издание // «Марс» // Санкт-Петербург // 1995

 

3. «Культура древнего Рима» Том I. Под ред. Е.С. Голубцова // «Наука» // Москва // 1985

 

4. И.С. Свенцицкая «Особенности культа Императора в Малоазийских провинциях в I веке н.э.»

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Article/_Sven_KultImp.php

 

5. И.С. Свенцицкая «Культ Императора в Римской державе: от персонального обожествления к формальному культу носителя власти»

http://www.ecclesia.relig-museum.ru/Researches/sept/svenz2006.htm

 

6. А.Л. Дворкин «Очерк по истории Вселенской Православной Церкви» // Издание 4-е, исправленное // «Христианская библиотека» // Нижний Новгород // 2013

 

7. Игумен Михаил (Крастелев) «К 1700-летию Миланского эдикта Константина Великого. Его значение для Христианской Церкви» // Рязанский богословский вестник // Рязань // 2013

 

8. Стивен Уильямс «Диоклетиан: реставратор Римской Империи» // Пер. с англ. И.И. Хазановой // «Евразия» – ИД «Клио» // Санкт-Петербург – Москва // 2014

 

9. Прот. Иоанн (Мейендорф) «Единство Империи и разделение христиан: Церковь в 450-680 годах» // ПСТГУ // Москва // 2012

 

 

10. Прот. Иоанн (Мейендорф) «Византийское наследие в Православной Церкви»

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendorf/vizantijskoe-nasledie-v-pravoslavnoj-tserkvi/

 

11. Алексей Величко «История Византийских Императоров: От Константина Великого до Анастасия I» // «Вече» // Москва // 2012

 

12. Алексей Величко «История Византийских Императоров: От Юстина I до Феодосия III» // «Вече» // Москва // 2012

 

13. Плутарх «Сравнительное жизнеописание»

 

14. Гай Светоний Транквилл «Жизнь двенадцати Цезарей»

 

15. Страбон «География»

 

16. Петроний Арбитр «Сатирикон

 

17. Публий Корнелий Тацит «Анналы»

 

18. Тертуллиан «Апологетик»

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/apologetik/

 

19. Евсевий Кесарийский «О жизни блаженного василивса Константина»

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesarijskij/o-zhizni-blazhennogo-vasilevsa-konstantina/

 

20. Евсевий Кесарийский «Церковная история»

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesarijskij/tserkovnaja-istorija/

 

21. Ориген «Против Цельса»

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/protiv_celsa/

 

22. Св. Григорий Богослов «Первое обличительное на царя Юлиана»

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogoslov/slovo/4

 

 

23. Св. Амвросий Медиоланский «Слово утешительное на смерть Императора Валентиниана Младшего»

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Mediolanskij/slovo_uteshitelnoe_na_smert_imperatora_Valentiniana_Mladshego/

 

24. Послание Папы Льва к Императору Льву // «Деяния Вселенских Соборов»

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejanija-vselenskikh-soborov-tom4

 

25. Послание халкидонского собора к императорам Валентиниану и Маркиану // «Деяния Вселенских Соборов»

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejanija-vselenskikh-soborov-tom3

 

26. Прошение Евсевия, епископа Дорилейского, к императорам Валентиниану и Маркиану // «Деяния Вселенских Соборов»

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejanija-vselenskikh-soborov-tom3

 

27. Послание папы Целестина к Феодосию младшему, Августу, писанное после собора // «Деяния Вселенских Соборов»

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejanija-vselenskikh-soborov-tom2

 

Дополнительная:

28. Ф.Ф. Зелинский «Римская Империя» // «Алетейя» // Санкт-Петербург // 1999

 

29. «История древнего Рима» Под ред. В.И. Кузищина // «Высшая школа» // Москва // 1994

 

30. А.Б. Егоров «Культ личности и культ государства в религиозном почитание Императора в I веке н.э.» // Исследования и публикации по истории античного мира // Санкт-Петербург // 2004

http://centant.spbu.ru/centrum/publik/kafsbor/mnemon/2004/egorov.htm

 

31. Сергей Аверинцев «Поэтика ранневизантийской литературы» // «CODA» // Москва // 1997

 

32. Св. Афинагор Афинский «Прошение о христианах»

http://azbyka.ru/otechnik/Afinagor_Afinskij/proshhenie-o-khristianakh/

 

33. Свмуч. Дионисий Александрийский «Послание к Эрмаммону»

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Aleksandrijskij/k-ermammonu/

 

 

34. Свмуч. Дионисий Александрийский «Против еп. Германа»

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Aleksandrijskij/protiv-episkopa-germana/

 

35. Св. Григорий Богослов «Второе обличительное на царя Юлиана»

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogoslov/slovo/5

 

36. Св. Амвросий Медиоланский «Слово на смерть Феодосия Великого»

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Mediolanskij/slovo-na-smert-feodosija-velikogo/

 

37. Высочайшая грамота, посланная святому собору чрез придворного сановника Кандидиана, которому поручено и наблюдение благочиния на соборе // «Деяния Вселенских Соборов»

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejanija-vselenskikh-soborov-tom1/

 

38. Донесение Святого Собора благочестивейшим государям о низложении Нестория // «Деяние Вселенских Соборов»

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejanija-vselenskikh-soborov-tom1/

 

39. Послание Святого Собора к благочестивейшему императору Феодосию Великому, с приложением постановленных отцами правил // «Деяние Вселенских Соборов»

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejanija-vselenskikh-soborov-tom1/

 

40. Послание того же папы Льва к Маркиану августу // Деяние Вселенских Соборов»

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejanija-vselenskikh-soborov-tom4/

 

41. Прокопий Кесарийский «Тайная история»

http://azbyka.ru/otechnik/6/tajnaja-istorija/

 

42. Прокопий Кесарийский «О постройках»

http://azbyka.ru/otechnik/6/o-postrojkakh/

 


[1] Плутарх «Сравнительное жизнеописание» / Александр / II / Стр. 362

 

[2] Плутарх «Сравнительное жизнеописание» / Александр / XXVII / Стр. 388

 

[3] Ф.Ф. Зелинский «История античной культуры» 2-ое издание / Часть 4 Вселенский период / А. Эллинистический период / Стр. 238

 

[4] Ф.Ф. Зелинский «История античной культуры» 2-ое издание / Часть 2 Эллинистический период / Глава IV Религии / Стр. 111-112

 

[5] Ф.Ф. Зелинский «История античной культуры» 2-ое издание / Часть 4. Вселенский период. А. Эллинистический период / Стр. 239

[6] О.А. Джарман «Культ Императора в древнем Риме и Италии в межзаветную и раннехристианскую эпоху» / Гений Императора / Стр. 85

 

[7] Ф.Ф. Зелинский «История античной культуры» 2-ое издание / Часть 4. Вселенский период. B. Языческая Империя / Стр. 341

[8] О.А. Джарман «Культ Императора в древнем Риме и Италии в межзаветную и раннехристианскую эпоху» / Власть и божественность в Риме до Юлия и Августа / Стр. 63

[9] Плутарх «Сравнительное жизнеописание» / Ромул / 27

 

[10] Плутарх «Сравнительное жизнеописание» / Ромул / 27

 

[11] О.А. Джарман «Культ Императора в древнем Риме и Италии в межзаветную и раннехристианскую эпоху» / «Божественные почести» Юлию Цезарю / Стр. 79

 

[12] О.А. Джарман «Культ Императора в древнем Риме и Италии в межзаветную и раннехристианскую эпоху» / Власть и божественность в Риме до Юлия и Августа / Стр. 62

[13] О. А. Джарман «Культ Императора в древнем Риме и Италии в межзаветную и раннехристианскую эпоху» / Власть и божественность в Риме до Юлия и Августа / Стр. 63

 

[14] Иерофания (греч. «иерос» - священный, «фанос» - светоч, свет) – проявление священности.

 

[15] О. А. Джарман «Культ Императора в древнем Риме и Италии в межзаветную и раннехристианскую эпоху» / Власть и божественность в Риме до Юлия и Августа / Стр. 65

 

[16] О. А. Джарман «Культ Императора в древнем Риме и Италии в межзаветную и раннехристианскую эпоху» / Власть и божественность в Риме до Юлия и Августа / Стр. 66

[17] Гай Светоний Транквилл «Жизнь двенадцати Цезарей» / «Божественный Юлий» / 79 (2)

[18] Гай Светоний Транквилл «Жизнь двенадцати Цезарей» / «Божественный Юлий» / 6

 

[19] О.А. Джарман «Культ Императора в древнем Риме и Италии в межзаветную и раннехристианскую эпоху» / «Божественные почести» Юлию Цезарю / Стр. 80

 

[20] О.А. Джарман «Культ Императора в древнем Риме и Италии в межзаветную и раннехристианскую эпоху» / «Божественные почести» Юлию Цезарю / Стр. 80

[21] Гай Светоний Транквилл «Жизнь двенадцати Цезарей» / «Божественный Юлий» / 88

[22] О.А. Джарман «Культ Императора в древнем Риме и Италии в межзаветную и раннехристианскую эпоху» / Гений Императора / Стр. 87

[23] «Культура древнего Рима» Том I / Глава 2. Римская религия / 3. На путях к мировой религии. Религия Империи / Стр. 180

 

[24] И.С. Свенцицкая «Особенности культа Императора в Малоазийских провинциях в I веке н.э.»

 

[25] Страбон «География» / Книга XIV / I (14)

 

[26] И.С. Свенцицкая «Культ Императора в Римской державе: от персонального обожествления к формальному культу носителя власти»

[27] И.С. Свенцицкая «Особенности культа Императора в Малоазийских провинциях в I веке н.э.»

 

[28] И.С. Свенцицкая «Особенности культа Императора в Малоазийских провинциях в I веке н.э.»

 

[29] Гай Светоний Транквилл «Жизнь двенадцати Цезарей» / «Божественный Август» / 18

[30] Гай Светоний Транквилл «Жизнь двенадцати Цезарей» / «Божественный Август» / 94 (4)

 

[31] Гай Светоний Транквилл «Жизнь двенадцати Цезарей» / «Божественный Август» / 94

(5-6)

 

[32] Гай Светоний Транквилл «Жизнь двенадцати Цезарей» / «Божественный Август» / 50

[33] Публий Корнелий Тацит «Анналы» / Книга IV 6

[34] «Культура древнего Рима» Том I / Глава 2. Римская религия / 3. На путях к мировой религии. Религия Империи / Стр. 182

 

[35] И.С. Свенцицкая «Культ Императора в Римской державе: от персонального обожествления к формальному культу носителя власти»

 

[36] И.С. Свенцицкая «Культ Императора в Римской державе: от персонального обожествления к формальному культу носителя власти»

 

 

[38] А.Л. Дворкин «Очерки по истории Вселенской Православной Церкви» Издание 4-ое / Ч.1 «Становление Церкви» / Гл. 3 «Гонения» / Стр. 80

[39] Игумен Михаил (Крастелев) «К 1700-летию Миланского эдикта Константина Великого. Его значение для Христианской Церкви» / История и предание Церкви / Рязанский богословский вестник №1 (7) 2013 г. / Стр. 83

[40] Тертуллиан «Апологетик» / V (5)

 

[41] Терт. V (7)

 

[42] Терт. V (6)

[43] Терт. XXX

 

[44] Терт. XXXII

 

[45] Терт. XXXIII

[46] Терт. XXXII

 

[47] Терт. V (4)

 

[48] Терт. XXXI

[49] Отрезок между Императором Александром Севером (222-235) и Диоклетианом (284-305). Учитываются солдатские Императоры, Императоры Галлии, правители Пальмирского царства, Иллирийские монархи

 

[50] Стивен Уильямс «Диоклетиан: реставратор Римской Империи» / Ч.2 «Чрезвычайное положение» / Гл. 3 «Юпитер и Геркулес» / Cтр. 75

 

[51] Стивен Уильямс «Диоклетиан: реставратор Римской Империи» / Ч.2 «Чрезвычайное положение» / Гл. 3 «Юпитер и Геркулес» / Cтр. 77

[52] Стивен Уильямс «Диоклетиан: реставратор Римской Империи» / Ч.2 «Чрезвычайное положение» / Гл. 3 «Юпитер и Геркулес» / Cтр. 76

[53] Игумен Михаил (Крастелев) «К 1700-летию Миланского эдикта Константина Великого. Его значение для Христианской Церкви» / История и предание Церкви / Рязанский богословский вестник №1 (7) 2013 г. / Стр. 84

 

[54] Стивен Уильямс «Диоклетиан: реставратор Римской Империи» / Ч.4 «Триумфы и поражения» / Гл. 14 «Великие гонения» / Стр. 246

 

[55] Стивен Уильямс «Диоклетиан: реставратор Римской Империи» / Ч.4 «Триумфы и поражения» / Гл. 14 «Великие гонения» / Стр. 244

 

[56] Стивен Уильямс «Диоклетиан: реставратор Римской Империи» / Ч.4 «Триумфы и поражения» / Гл. 14 «Великие гонения» / Стр. 248

[57] «Культура древнего Рима» Т. I / Гл. 2. Римская религия / 3. На путях к мировой религии. Религия Империи / Стр. 181

 

[58] Прот. Иоанн (Мейендорф) «Единство Империи и разделение христиан: Церковь в 450-680 гг.» / Гл. 1 «Церковь и Империя» / Стр. 14

[59] Евсевий Кесарийский «О жизни блаженного василивса Константина» / Книга I / Гл. 3

 

[60] Евсевий Кесарийский «О жизни блаженного василивса Константина» / Книга I / Гл. 12

 

[61] Евсевий Кесарийский «О жизни блаженного василивса Константина» / Книга I / Гл. 12

 

[62] Евсевий Кесарийский «О жизни блаженного василивса Константина» / Книга I / Гл. 38

[63] «Деяния Вселенских Соборов» / Т. 4. / IV. Собор Халкидонский, Вселенский четвёртый (окончание) / Деяние шестое / Перевод латинской речи

 

[64] Евсевий Кесарийский «О жизни блаженного василивса Константина» / Книга I / Гл. 7

 

[65] Евсевий Кесарийский «О жизни блаженного василивса Константина» / Книга I / Гл. 8

 

[66] οἰκουμένη (древнегреч. «заселённая земля») – в имперско-христианском понимание подразумевало собой весь римскиий и эллинистический мир граничивший с варварским и диким миром.

 

[67] Евсевий Кесарийский «О жизни блаженного василивса Константина» / Книга I / Гл. 41

 

[68] Евсевий Кесарийский «О жизни блаженного василивса Константина» / Книга I / Гл. 40

 

[69] Евсевий Кесарийский «О жизни блаженного василивса Константина» / Книга I / Гл. 43

[70] А.Л. Дворкин «Очерки по истории Вселенской Православной Церкви» Издание 4-ое / Ч. 2 «Церковь в эпоху Вселенских Соборов» / Гл. 2 «Первый Вселенский Собор в Никее» / Стр. 187

[71] Евсевий Кесарийский «О жизни блаженного василивса Константина» / Книга III / Гл. 10

 

[72] Евсевий Кесарийский «О жизни блаженного василивса Константина» / Книга IV / Гл. 24

 

[73] Евсевий Кесарийский «О жизни блаженного василивса Константина» / Книга II / Гл. 68

 

[74] Евсевий Кесарийский «О жизни блаженного василивса Константина» / Книга III / Гл. 15

[75] Евсевий Кесарийский «Церковная история» / Книга 4 / 26 (7)

 

[76] Ориген «Против Цельса» / XXX

 

[77] Св. Григорий Богослов «Первое обличительное на царя Юлиана»

[78] Св. Амвросий Медиоланский «Слово утешительное на смерть Императора Валентиниана Младшего»

 

[79] Там же.

 

[80] Там же.

 

[81] Там же.

 

[82] Св. Амвросий Медиоланский «Слово утешительное на смерть Императора Валентиниана Младшего»

 

[83] Там же.

 

[84] Там же.

[85] «Деяния Вселенских Соборов» / Т. 4. / IV. Собор Халкидонский, Вселенский четвёртый (окончание) / Отделение третие / XXI. Послание Папы Льва к Императору Льву

 

[86] «Деяния Вселенских Соборов» / Т. 3 / IV. Собор Халкидонский, Вселенский четвёртый / Деяние третие Святого Халкидонского Собора / Послание халкидонского собора к императорам Валентиниану и Маркиану

[87] Алексей Величко «История Византийских Императоров: От Константина Великого до Анастасия I» / Династия Константина / II. Константин II (337-340), Констант I (337-350), Констанций (337-361) / Гл. 3. Личность Констанция / Стр. 129

 

[88] «Деяния Вселенских Соборов» / Т. 3 / IV. Собор Халкидонский, Вселенский четвёртый / Деяние первое Святого Халкидонского Собора / Прошение Евсевия, епископа Дорилейского, к императорам Валентиниану и Маркиану

 

[89] «Деяния Вселенских Соборов» / Т.2 / III. Собор Ефесский Вселенский Третий / Отделение третие / Послание папы Целестина к Феодосию младшему, Августу, писанное после собора

 

[90] Там же.

[91] Прот. Иоанн (Мейендорф) «Византийское наследие в Православной Церкви» / II. Церковь и государство / 1. Император Юстиниан, империя и Церковь.

 

[92] Прот. Иоанн (Мейендорф) «Византийское наследие в Православной Церкви» / II. Церковь и государство / 1. Император Юстиниан, империя и Церковь.

 

[93] Там же.

[94] Алексей Величко «История Византийских Императоров: От Юстина I до Феодосия III» / Династия Юстиниана / XVI. Святой благочестивый Император Юстиниан I Великий

(527-565) / Гл. 2 «Имперская и церковная идеология св. Юстиниана» / Стр. 56

 

[95] «Институции Юстиниана» / Книга первая / Титул I «О праве и справедливости» (Алексей Величко «История Византийских Императоров: От Юстина I до Феодосия III» / Стр. 57).

 

[96] Алексей Величко «История Византийских Императоров: От Юстина I до Феодосия III» / Династия Юстиниана / XVI. Святой благочестивый Император Юстиниан I Великий

(527-565) / Гл. 2 «Имперская и церковная идеология св. Юстиниана» / Стр. 59

 

[97] Алексей Величко «История Византийских Императоров: От Юстина I до Феодосия III» / Династия Юстиниана / XVI. Святой благочестивый Император Юстиниан I Великий

(527-565) / Гл. 2 «Имперская и церковная идеология св. Юстиниана» / Стр. 58

[98] Алексей Величко «История Византийских Императоров: От Юстина I до Феодосия III» / Династия Юстиниана / XVI. Святой благочестивый Император Юстиниан I Великий

(527-565) / Гл. 2 «Имперская и церковная идеология св. Юстиниана» / Стр. 57

 

[99] Алексей Величко «История Византийских Императоров: От Юстина I до Феодосия III» / Династия Юстиниана / XVI. Святой благочестивый Император Юстиниан I Великий (527-565) / Гл. 2 «Имперская и церковная идеология св. Юстиниана» / Стр. 55

 

[100] Алексей Величко «История Византийских Императоров: От Юстина I до Феодосия III» / Династия Юстиниана / XVI. Святой благочестивый Император Юстиниан I Великий

(527-565) / Гл. 2 «Имперская и церковная идеология св. Юстиниана» / Стр. 54

[101] Алексей Величко «История Византийских Императоров: От Юстина I до Феодосия III» / Династия Юстиниана / XVI. Святой благочестивый Император Юстиниан I Великий (527-565) / Гл. 2 «Имперская и церковная идеология св. Юстиниана» / Стр. 56

 

[102] Алексей Величко «История Византийских Императоров: От Юстина I до Феодосия III» / Династия Юстиниана / XVI. Святой благочестивый Император Юстиниан I Великий

(527-565) / Гл. 2 «Имперская и церковная идеология св. Юстиниана» / Стр. 48

Date: 2016-07-22; view: 257; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию