Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исторические предпосылки культа Императора.





Изучая предпосылки культа Императора, обязательно надо обратить внимание на исторические этапы римского государства. Рим не всегда был Республикой, которая в будущем переросла в Империю. Монархия была и до демократизации ромеев.

В древности с VIII-VI вв. до Р.Х. римское государство являлось царством, которое представляло собой один лишь на тот момент маленький город Рим с его окрестностями. Римляне ещё и представить себе не могли, что когда-то они овладеют целым миром. Пока же они жили лишь маленькой городской общиной, которой правили цари. В истории Древнего Рима это время именуется, как «Царский период» (753-509 гг. до Р.Х.), или «Период семи царей» - Ромула (753-716), Нума Помпилия (715-674), Тула Гостили (673-642), Анка Марция (642-617), Луция Тарквиния Приска (616-579), Сервия Тулия (578-535) и Луция Тарквиния Гордого (535-509). Память об этих монархов Рима не была забыта. Римляне Республиканского времени помнили, что когда-то ими правили цари. Воспоминания о них у народа было резко отрицательным. Они считались жестокими властолюбцами, укротителями народной свободы. Их ставили в сравнение с тиранами древней Греции. Однако, независимо от этого, среди них были и особенные личности, которых почитали и возводили в культ, как например Сервия Тулия, который был прославлен за свои государственные реформы и активные градостроительные работы.

Особенное почитание было посвящено первому царю Рима – Ромулу, который считался основателем славного города. Вокруг его образа всегда «витала» легенда о его брате Рэме и римской волчице, вскормившая их своим молоком. Отцом его считался сам Марс – римский бог войны, который полюбил мать Ромула – Рею Сильвию. Согласно греко-римскому биографу Плутарху в конце своего царствия Ромул был вознесён на небо не оставив на земле своего тела: «Исчез Ромул в ноны июля (или, по-старинному, Квинтилия)», «от Ромула не осталось ни частицы праха, ни клочка одежды» [9]. По словам того же Плутарха, после внезапного исчезновения Сенат приказал почитать Ромула богом и великим царём – воздавать почести и молиться ему: «приказали всем чтить Ромула и поклоняться ему, ибо он-де вознесен к богам и отныне будет для римлян благосклонным богом, как прежде был добрым царем» [10]. В поздние времена Республики обожествлённый Ромул стал почитаться как римский бог Квирин[11].

После свержения в 509 году до Р.Х. последнего римского царя Луция Тарквиния Гордого в римском государстве на почти целых пять веков устанавливается политический строй Республики. Как уже было сказано выше, отныне древние цари стали воспоминаниями о тёмных временах Рима, и лишь Ромул с Сервием Тулием оставались светлыми лучами той эпохи. Теперь же власть стала новой – народной, где все государственные решения принимает Сенат.

Однако структура власти всё равно оставалась сакральной и имела свои особенности. Так, например, согласно традициям римской республики, власть магистратов имела священный характер. Вручение полномочий основывались на «святом законе», согласно которому представитель власти становился под защиту религии. Личность народного трибуна являлась священной и неприкосновенной, независимо от его характера и человеческих качеств.

Кроме этого, слово «царь» так и не был выброшено из лексикона, а подразумевало теперь под собой титул человека, который выполнял ритуальные функции и имел звание «rex sacrorum», что с латинского переводится как «царь ритуалов»[12].

Члены Сената, главного органа власти, имели свою власть не только в государственных вопросах, но и в религиозных. Именно Сенат принимал решения по вопросам культов. Так, например, в 186 году до Р.Х. декретом Сената был запрещён культ Вакха.

Следует отметить, что члены Сената играли большую роль в совершение некоторых религиозных обрядов. Примером, по мнению Джарман, может служить «flamen Dialis» (лат. фламин Юпитера). Принадлежность к этому таинству могли иметь только те люди, которые вели свой род от сенаторов времён древних царей. Чтобы особенно подчеркнуть свою фамилию некоторые аристократы причисляли себя к потомкам богов от которых начиналась их династия. Так, например, Юлии считали себя потомками римской богини любви Венеры, которая являлась матерью Энея – молодого человека спасшегося из горящей Трои. Этот мифологический момент в будущем сыграл важную роль при установлении власти Гая Юлия Цезаря и Октавиана Августа, которые были родом из древней фамилии Юлиев.

Особенно свою «божественную» потомственность аристократы Рима представляли во время совершения торжественного ритуала триумфа, в котором они играли роль богов. Сам же обряд представлял собой проезд по улицам Рима полководца-победителя, который неподвижно стоял на колеснице. Лицо его было окрашено красной охрой, на голове одет золотой венок, на плечах лежала пурпурная мантия, а в руках полководец держал скипетр с фигурой орла. Для народа он представлялся как земной Юпитер. «Есть мнение, - пишет в своей научной работе Джарман - что это были одежды не Юпитера собственно, а царя этрусков, которые потом были перенесены на Юпитера» [13].

Начиная с III-II вв. до Р.Х., по мнению Ольги Александровны Джарман, на культуру Рима начали влиять традиции эллинистического мира. Активно начинаются обожествления римских полководцев и их личности. Ярким примером является Публий Корнелий Сципион Старший. Этот человек в истории Рима сыграл большую роль, сумев победить легендарного карфагенского полководца Ганнибала Барку, который для римлян был главной проблемой в течение II Пунической войны (218-201 гг. до Р.Х.). Одержав победу в крупномасштабном сражение при Заме, которая окончила вторую войну с Карфагеном, Публий Сципион наконец-таки смог победить ненавистного Римом Ганнибала и таким образом «вынуть из пальца занозу». В благодарность за это римляне дали ему прозвище «Африканский», поскольку Зама находится на территории современного Туниса, в античности бывшем государством Карфаген. В народе Публия Сципиона стали чтить как сына Юпитера. Особенно на это повлиял тот факт, что он очень часто уединялся в храме, отчего у народа пошли мысли о его божественности. Для Рима он являлся спасителем, героем-освободителем римской Республики от вечного давления со стороны Карфагена и Ганнибала.

В данном примере для нас огромную роль играет идея героя-освободителя. Очень часто героизм и обожествление человека были явлениями взаимосвязанными друг с другом. Пример этой взаимосвязи хорошо описан в работе Джарман «Культ Императора». Она пишет, что «если один из воинов во время битвы спасал другому жизнь, то спасителя венчали «corona civica» - венком из листьев дуба, дерева Юпитера. Спасённый должен был чтить спасителя, как своего отца, pater familias. Поскольку дуб был символическим деревом Юпитера и, тем самым, его иерофанией [14], то спаситель становился для спасённого Юпитером» [15].

Данный пример показывает, как проявление героизма переходило затем в обожествление. Совершение благодеяний, спасение человека и освобождение людей – такие деяние высоко ценились в римском обществе и толкали людей обожествлять своих героев.

Подобные ситуации, когда люди прославляли своего благодетеля, в истории римского общества происходили не один раз. Так, например, когда в 86 году до Р.Х. известный претор Марк Марий Гратидиан издал свой эдикт, восстановив им твёрдый денежный курс на фоне финансового кризиса, народ в благодарность воздвиг ему статуи и совершал возлияния в городских святилищах в рамках частного культа[16].

Также примерами могут служить почитания римлянами братьев Гракхов, которые в историю Рима вошли своими реформами в защиту прав бедного населения Республики и наделения их землями. Однако сенаторы не позволили братьям закончить своё благое дело, и они были убиты в 133 году до Р.Х. Но сам бедный народ навсегда запомнил своих благодетелей и им были установлены статуи в самых заметных частях Рима, а место где они были убиты для общества стало священным.

 

Таким образом, подводя итог о предпосылках культа Императора в римском обществе, можно сказать, что все основы для установления данного культа уже были готовы. Культ Гения повлиял на формирование образа духа-хранителя Императора. Семейная структура pater familias – по мнению Джарман – дала основу для монархической структуры Империи. А обожествление героев-освободителей и святость правительственной личности помогло в будущем установить свою власть Гаю Юлию Цезарю, а затем Октавиану Августу, который в истории Рима стал освободителем Республики от кровопролитной гражданской войны.


Глава II – Учреждение культа Императора.

Date: 2016-07-22; view: 322; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию