Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Усиление образа Императора.





2-ая половина III – начало IV века в истории Великой Римской Империи стало периодом изменения государства во многих её чертах. Это время, когда подходила к концу «кризисная» эпоха III века с её многочисленными восстаниями и провозглашениями армией новых правителей, и происходило становления нового государственного порядка, в том числе культурно-религиозного. Начало этому изменению дал Великий Римский Император Гай Аврелий Валерий Диоклетиан (284-305).

В историю государства ромеев Император Диоклетиан вошёл, как «полицейский Империи», на чью долю выпало наведение порядка после «лихого III века». В 284 году, по воле армии, он был объявлен новым Римским Императором. Являясь мудрым и дальновидным правителем, Диоклетиан решил установить новую форму правления Империей, которая отныне руководилась двумя монархами – один на Западе, другой на Востоке. Соправителем своим Диоклетиан назначил своего друга Марка Аврелия Валерия Максимиана, который являлся отныне западным правителем единой Римской Империи. Они одновременно друг с другом обладали титулом Августа, а также имели равные права в управление государством.

В 293 году, согласно обоюдному решению Августов, были избраны приемники западного и восточного правителя. Ими стали Констанций Хлор, правящий землями Галлии и Британии, и Галерий Валерий, имеющий власть над всей Иллирией (совр. Сербия). Согласно замыслу Диоклетиана, они получили титулы Цезарей и являлись соправителями-наследниками Августов. Теперь Римская Империя была разделена уже на четыре части единого государства с четырьмя монархами, из которых «первым среди равных» считался Диоклетиан. В истории государства ромеев такая форма правления получила название тетрархия (греч. Τετραρχία – четверовластие) и продолжалось до 313 года от Рождества Христова.

Время правления Диоклетиана, а также остальных тетрархов Римской Империи, стало временем нововведений в религиозную культуру Рима. В частности это касалось почитания народом Императора.

Как было сказано в предыдущей главе, уже к концу I – началу II века римский народ стал спокойно относится к почитанию культа Императора. Для граждан Империи принести ладан изображению монарха не означало что-то сакрального и искреннего. Они совершали это только как обязанность, не вкладывая никакого смысла. К концу же III века, когда уже за прошедшее столетие Императорами на троне были более 20 монархов[49], народ Империи окончательно потерял веру в божественность своего властителя.

Диоклетиан же решил исправить данную проблему. Придя к власти, и установив совместное правление с Максимианом, он придаёт дуалистической форме управления новый религиозный облик наполнив его глубоким сакральным смыслом, обращённым к прошлому Рима.

Согласно научной работе британского историка Стивена Уильямса «Диоклетиан: реставратор Римской Империи» Император установил почитание культа Юпитера и Геркулеса, сравнив с ними себя и Максимиана[50]. Как Юпитер был мудрым властителем Вселенной заключившим в оковы дикую расу титанов и установив гармонию олимпийцев, так и Диоклетиан сменил годы жестокого и бесчинного правления узурпаторов начав новую эру Империи. Как Геркулес был последним из земных сыновей Юпитера и отличался силой и подвигами, так и Максимиан являлся героем римской армии покоривший множество врагов и повстанцев Рима.

По этой причине на монетах времени правления Диоклетиана и Максимиана Императоры изображались с религиозными символами своих мифических героев – Юпитер с молнией, скипетром, орлом, а Геркулес с дубинкой сражающийся против Немейского льва и многоглавой гидры[51].

Однако при этом Диоклетиан не стал полностью отождествлять себя и соправителя с верховным богом римского пантеона и его героем. Официально установив культ Юпитера и Геркулеса он объявил себя и Максимиана земными детьми первоверховного бога, приняв имена Иовий и Геркуллий[52]. По этой причине все дети Диоклетиана-Иовия и Максимиана-Геркулия становились отныне божественными потомками и сам их род становился священным. Такая религиозно-мифическая власть напоминала образ священной династии Гая Юлия Цезаря и Октавиана Августа, чьими предками являлись древние цари Рима и сама богиня Венера – мать рода Юлиев.

Таким образом Диоклетиан придавал огромное значение сакрализации императорской власти, которая при этом не была ни единоличной, ни принципатной.

Чтобы ещё более подчеркнуть символический смысл монархической власти, и концепции Юпитера и Геркулеса, Диоклетиан вводит новые императорские одежды, которые не были особо связанны с римским миром, а больше относились к восточному эллинизму. Императоры стали носить лучистые короны, полностью расшитые золотом облачения, драгоценности. Всё подчёркивало безграничную царскую власть, которой никто не смеет противоречить, и которая дана монархам от верховного бога Юпитера.

Окончательным символам нового образа Императора конца III века стало народное «рабское» приветствие. Пред богоподобной личностью нельзя было просто поклониться по пояс. Пред ней надо было падать ниц, как в древние времена пред восточными царями, в том числе пред Александром Великим.

Для народа теперь обращение Императора должно было становиться настоящим божественным откровением, излиянием святой благодати. Въезд монарха в город должен был приветствоваться хвалебными гимнами, ладанами, факелами, поскольку в полис прибывал не просто правитель Римской Империи, но сам родственник и представитель Юпитера – властелина Вселенной и мира.

В последующие годы IV века нововедения Диоклетиана не исчезали, а только усилили почитание народом императорской власти. Беря свои истоки на Востоке, новые аспекты образа царя были приняты и христианами, которые хоть и не приносили ладан изображению Императора, но также, как и политеисты почитали монарха.


Date: 2016-07-22; view: 292; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию