Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Отношение к культу Императора римлян-политеистов.После блистательного правления первого Императора – Октавиана Августа, чьё время запомнилось в истории Римской Империи «Золотым веком», культ Императора продолжал существовать, принимая на себя роль государственной религии. Являя собой символ римской власти и военной силы легионов культ Императора нёс в себе все духовные ценности и идеи Империи. Каждый гражданин был обязан поклониться и воздать почести монарху. Человек имел право не верить в богов, не принимать участие в государственных празднествах, но он должен был неукоснительно почитать Императора. Ещё при правлении Октавиана, когда культ Императора был только-только официально учреждён, уже были засвидетельствованы случаи не поклонения культу Августа, нарушение которого приравнивалось к религиозному преступлению. Не возведение святилища Августу и богине Роме и не усердное в нём моление также были наказуемы, как и не почитание самого Императора. Так, согласно «Анналам» римского историка Публия Корнелия Тацита: «Жители Кизика были обвинены в нерадивом отправление священнодействий в честь божественного Августа… За это у них были отняты вольности» [33]. Однако само обожествление отдельного правителя Рима зависело от его личных деяний. Так, например, Императоры-безумцы Калигула и Нерон не были причислены к богам из-за своего самодурства и истребления тысячи невинных римлян. Но интересно заметить, что на Востоке – в эллинистическом мире, монархов продолжали обожествлять ещё при жизни и не зависимо от их поступков. Такое верное почитание греками Императора являлось продолжением видения образа правителя, как приемника благочестивого Октавиана – устроителя гармонии в Империи. Являясь верными «детьми» Императора и при этом хранителями своих традиций и веры греки во многих своих храмах практиковали слияние монархов с почитаемыми местными богами – в Милете с Апполоном, в Эфесе с Артемидой, в Пергаме с Асклепием Сотером. Так, - согласно работе Свенцицкой «Особенности культа Императора» - Император Адриан был назван Асклепием, а в городе Перге почитался Император Домициан с Артемидой Пергаей. Заметим, что последний Август не был обожествлён римлянами из-за своей жестокости и в конце жизни был убит. Было популярно изображать Императоров с регалиями греческих богов. Так Коммод выступал с атрибутами Геракла, Септимий Север - Сераписа. В Египте правители Рима изображались в виде древнеегипетских фараонов рядом с египетскими богами древности – Осирисом, Амоном, Гором[34]. Жрецы культа Императора одновременно исполняли должность жреца местного почитаемого бога. Прославление монархов также всегда осуществлялось и в возведении большого количества статуй в их честь. Через них гражданам передавалось ощущение приближённости главы Империи к каждому отдельному члену государства, а также представление его как воплотившегося бога. Так, - согласно Свенцицкой - на статуе из Прима-Порта Император Октавиан был изображён в виде полководца обращающегося к своим верным легионам. У его ног к нему был обращён Амур, который являлся символом связи Августа с богиней Венерой – родоначальницей избранного дома Юлиев. Особенно интересно заметить тот факт, что Император изображён босым, что было характерно для греков и что символизировало связь Августа не только с римским миром, но и с эллинистическим – миром Александра Великого. Однако ценность каждого образа Императора римлянами была не столь велика, как может казаться. Так, после смерти Домициана, скульпторы снесли голову со статуи бывшего монарха изображавшегося в виде Юпитера, и прикрепили вместо неё образ лица пожилого сенатора Нервы – нового правителя Рима[35]. Такой случай является свидетельством того, что люди к концу I – началу II века от Р.Х. уже начинали спокойно смотреть на роль Императора, не видя в нём бога во плоти. Такое остывание чувств народа заставляло правителей II-III веков причислять себе всё более и более пафосные титулы, как, например, «наибожественнейшим из бывших когда-либо Императоров» или «божественным и непревзойдённым Величеством». Однако в реальности все «наибожественнейшие» Августы очень часто были недолгими правителями, а их «благословеннейшие времена» в действительности были наполнены смутами и беззаконием чиновников[36]. Почитание культа Императора становился теперь уже просто формальностью и не нёс за собой любовь народа. Почитание правителя уже не было искренним, как это было во времена Юлия Цезаря и Октавиана Августа. Народ не видел в Императоре бога во плоти. Он искал себе нового бога – нового Спасителя, который построит мир и порядок на земле. И он нашёлся в образе Иисуса Христа – нового и истинного Бога Вселенной, чьи последователи всё более и более набирали религиозную силу в Империи. Здесь, мы переходим к новому разделу данной главы, а именно к вопросу отношения христиан к культу Императора.
|