Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Кумулятивный компонент одаренности.
Если мы говорим, что латентная одаренность есть необходимое условие для того, чтобы была активная одаренность, то спрашивается откуда беремся эта латентная энергия. Тут мы не можем иначе допустить, как существование аккумуляции этой энергии. Мы уже неоднократно, в других наших работах, говорили о кумулятивной энергии, о “кумулятивном компоненте”, как о некотором факторе, существующем как гипостатическое начало, т.е. как заторможенное, скрытое начало нормальным образом не могущее быть активным, благодаря торможению эпистатической психики. Здесь, в этой работе, остановимся на этом вопросе несколько подробнее. Мы попытаемся уяснить себе взаимоотношение аппарата сознания (или иначе говоря—эпистатического аппаратапсихики) к гипостатической психике, т.е. к скрытому психическому аппарату, находящемуся в заторможенном состоянии. Рассмотрим сначала нашу эпистатическую психику, как нормальный аппарат сознания и отношение этого аппарата к подсознательному психическому аккумулятору. Наш аппарат сознания, с точки зрения современного учения, мы можем рассматривать как некий регуляторно-сочетательный орган, находящийся между двумя средами и трансформирующйй неизвестные нам энергии этих двух сред, в одну психическую амальгаму, называемую “сознанием”. Из этих 2-х сред одна среда— это тот внешний мир настоящего, беспрерывно раздражающий, через посредство наших периферических органов, наш аппарат сознания и, таким образом, доставляющий свою часть материала в этот аппарат, для пеработки его в нечто сознательно-синтетическое. Другая среда—это психический клубок нашего кумулятивного опыта прошлого (как личного прошлого, так и родового и биологического), находящийся “внутри” нас и развертывающий беспрерывно психическую энергию прошлого. Развертывая беспрерывно эту психическую энергию, вторая среда доставляет, таким образом, аппарату сознания—другую часть материала для образования той психической амальгамы, называемой, “сознанием”, которая является результатом синтетической переработки энергии двух этих сред. Причем, эти элементы внешнего раздражения первой среды—являются всегда провоцирующим моментом для беспрерывного Свертывания элементов второй среды. Так, например, услышав внезапно звон колоколов внешней среды, мы осознаем его, как таковой, лишь тогда, когда из нашего прошлого психического опыта (второй среды) выплывут элементы такого же психического опыта восприятия колокольного звона, сольются с новыми раздражающими элементами вешней среды, и, таким образом, составят ту психическую амальгаму осознанного переживания звона колоколов—как результат синтетической работы той пропускной системы, которая называется аппаратом сознания. Как работает эта пропускная система и каковы отношения ее к элементам первой среды—нас здесь в данный момент не интересует. Нас интересует сейчас вторая среда, находящаяся “внутри” нас—тот огромныи “склад” психического материала (как активного, так и пассивного), в котором сложен наш опыт, в виде каких-то следов: опыт “воспоминаний”, опыт забытый, опыт никогда не бывший “сознаваемым” (опыт наших предков, нашего рода человеческого и вообще весь тот психический опыт, что был вообще в животном мире до нас, в прошлом). Весь этот опыт прошлого складывается в тот наш подсознательный аккумулятор психической энергии (накопленной нами в прошлом), благодаря которому элементы периферических раздражении первой (внешней) среды могут стать сознаваемыми слившись, предварительно, с кумулятивными элементами этого аккумулятора в аппарате сознания, как через пропускную систему сочетательности. Отношение этого кумулятивного прошлого к пропускной системе сочетательности—к аппарату сознания—мы можем образно сравнить с отношением сцены к закулисным сферам театра. Все, что происходит на сцене сознания, есть результат закулисной обработки, закулисного приготовления подсознательного. Закулисная сфера—подсознание дает весь необходимый материал для сцены: артистов, освещение, декорацию, грим, костюмы и пр. Зрительная зала—раздражитель—провоцирует этот материал к появлению его на сцену. Пока весь материал за кулисами, он представляет из себя разрозненный элемент подсознательности. Но, как только этот материал попадает на сцену “сознания”, из него, благодаря сочетательной работе режисера—сознания, образуется полный ансамбль, нечто синтетическое—связанное, нечто “сознательное” целое, хотя все таки нечто замаскированное этой обстановкой сцены. Но как только эти элементы возвращаются обратно—за кулисы—они перестают быть замаскированными и переходят в свое разрозненное, калейдоскопическое и потенциальное существование. Всякий хорошо знает, что не все участвующие в спектакле выходят на сцену. Наоборот, часто огромное число закулисных работников принимают активное участие в спектакле, но их совершенно не видно на сцене. Они остаются постоянными закулисными работниками. Да! можно сказать, что самая главная работа (подготовка) происходит за кулисами. Точно также не все то, что есть и существует подсознательно делается обязательно “сознательным”. Наоборот, огромное большинство психических элементов и переживаний существующих в нашем подсознательном так и остаются подсознательными и совершенно несознаваемыми. Точно также, как многие театральные элементы (например: актеры, статисты и прочий. живой материал) после игры на сцене переходят, хотя и в аморфное состояние, но все таки имеют свою частную организованную жизнь, так и психические элементы в подсознательной сфере имеют свою организованную жизнь в форме психических комплексов и целых систем таких комплексов, причем в психических процессах этой комплексивной жизни подсознательного имеются всегда атрибуты разумности интеллекта, атрибуты эмоциональности, а также волнения и хотения. Как, и по каким законам происходит закулисная работа этих подсознательных психических элементов—мы рассматривать здесь не будем. Скажем только, что вся наша психическая личность—есть результат этого закулисного подсознательного аккумулятора, или, иначе говоря, видимая амальгама сил этого подсознательного аппарата, развертывающая свою кумулятивную психическую энергию, под влиянием внешних раздражении, внешнего мира. Можно-ли представить нашу сцену без этих закулисных приготовлений? Можно-ли представить хорошую игру на сцене сознания без хорошей закулисной обработки, без хорошей труппы, декораций и проч.? Нет. Мы не можем себе представить ни одно явление “сознания” без подсознания. Только наивный человек может думать что все, что происходит на сцене—есть доподлинная действиюльность, а не результат обработки закулисной действительности. Убеждение в доподлинности игры на сцене говорит только за хорошую игру, за хороший ансамбль и постановку данной пьесы. И действительно, когда сцена и кулисы хорошо и в контакте работают, мы забываем о кулисах. Когда сознательный аппарат и подсознательное работают в контакте—мы не чувствуем нашего подсознательного, даже сомневаемся в его существовании, точно также, как здоровый человек не ощущает своих органов, но как только контакт между сценой и кулисами начинает хромать, (если, например, огромные размеры закулисных сил не соответствуют маленькой сцене)—мы невольно начинаем чувствовать закулисные сферы. Точно также, если между аппаратом сознания и подсознанием нарушается контакт, или, если размеры и богатства подсознания не соответствуют аппарату сознания, тогда мы начинаем чувствовать это подсознание и его закулисную жизнь и не сомневаемся в его существовании, точно также как некоторые невротики определенно чувствуют границы своего сердца без знания анатомической локализации этого органа. Итак, значит, вся наша личность есть результат нашего подсознательного аккумулятора психических элементов или, вернее говоря, результат развертывания той кумулятивной энергии, которая накоплялась как в онтогенетическом, так и в филогенетическом прошлом. И в самом деле, что такое представляет из себя новорожденный ребенок негра и новорожденный ребенок европейца—как не два таких потенциальных аккумулятора, с различными потенциалами кумулятивной энергии, с различной-способностью развертываться при одинаковых условиях воспитания, при одинаковых условиях внешних раздражении и при одинаковых условиях развития аппарата сознания (до наступления периода зрелости). Ясно, что вся психическая иерархия людей в отношении “способностей”, “ума”, “интеллекта” и проч. психических качеств, основана на различных степенях силы кумулятивной энергии подсознательного аккумулятора, а роль “сознания” в отношении этой различной кумулятивной силы психики—есть роль символизатора и реализатора этой энергии. Однако, всегда имеется в гипостатической психике нормальных людей более или менее неразряженный материал. Неразряженный он оказался потому, что тормазы эпистаза не позволяют большего разряда, чем это нужно. Весь остаток благодаря этому остается скрытым. Но, оставаясь скрытым, он, как мы увидим дальше, не только сохраняется, но и продолжает расти, кумулироваться из маленьких элементов в нечто большое. Об этом будет речь впереди, но пока отметим здесь, что процесс кумуляции скрытых задатков свойственен каждому человеку, и что каждый человек выявляет не все то, что он в себе имеет, а лишь то ограниченное, что позволяет ему его эпистатический аппарат. Теперь, посмотрим чем отличаются нормальные соотношения между этим подсознательным (аккумулятором) и аппаратом сознания. Во-первых: кумулятивные силы, или кумулятивные пзихические элементы развертываясь в аппарате сознания, развертываются, так сказать, в такой ограниченной дозе, что соответствуют гармонично пропускной способности данного аппарата сознания, иначе говоря, кумулятивное развэртывание психических элементов укладывается в данные рамки аппарата сознания. Ни больше, ни меньше. Во-вторых: объем этого подсознательного аккумялутора настолько велик, что гармонично соответствует самому аппарату сознания. Иначе говоря—сцена соответствует своим закулисным силам. Сцена сознания, хотя и маленькая, вполне гармонично отвечает тем скромным требованиям закулисных сил, которые имеются в наличности, и режиссер сознания может правильно регулировать эти сочетательные соотношения для повседневных потребностей. Таковы нормальные соотношения в “нормальной” психике людей между аппаратом сознания (эпистаза) и подсознательным аккумулятором (гипостаза). Отметим здесь, между прочим, что с того момента, когда эти соотношения в этой “нормальной психике” начинают нарушаться то-есть—когда кумулятивное развертывание подсознатеьлного перестает быть сочетательным с аппаратом сознания—сочетательная - работа режиссера сознания—нарушается, подсознательные психические элементы начинают действовать автономно, не считаясь, с одной стороны, с пропускной способностью аппарата сознания и с ограниченными объемными данными подсознания—с другой стороны; тогда перед нами выступаег диссоциативная психика психо-невротика или психотика. Эта диссоциативность может выражаться начиная с самых легких нарушений контакта между аппаратом сознания и подсознания (когда сами по себе эти органы не нарушены, нарушен только контакт между ними), и кончая формами диссоциативности, когда уже нарушаются функции того и другого органа в сильной степени. В легких случаях диссоциативности развертывание кумулятивной энергии может быть еще интенсивнее и помимо аппарата сознания (при полной сохранности и целости этого сознания), в тяжелых же случаях—развертывание может перейти уже в беспорядочные и бессистемные разряды всего аккумулятора подсознания, разрушая на пути весь аппарат сознания. В момент такой разрозненности гипостатического и эпистатического, когда оба аппарата работают автономно и бесконтрольно, все что есть кумулятивного в гипостазе начинает бессистемно выявляться (как это мы увидим после). Человек, до сих пор, в нормальном состоянии никогда не бравший в руки палитры, начинает в состоянии разрушения писать полотна, т.е. проявлять сильную энергию творческих наклонностей. Человек, до сих пор не имевший никаких научных наклонностей, начинает проявлять в бредовом состоянии тенденцию создать тy или иную системность своих комплексов, будь это религиозно-метафиэическая система, будь это научная система (perpetuum mobile, квадратура круга) или какие либо другие. Эти творческие тенденции— есть гипостатические, до сих пор скрытые свойства и выявляются теперь преждевременно как задаток творческий, недостаточно созревший, недостаточно кумулированный, архаический, а потому неполноценный. Но зато ценный в том смысле, что показывает нам во-первых, что у каждого человека есть нечто большее, чем он в психическом отношении проявляет при нормальном эпистатическом аппарате и, во-вторых, что творческая энергия у каждого человека заложена гипостатически и имеет тенденцию расти также гипостатически; чем и за чей счет питается этот рост мы ответим после, а пока перейдем теперь к выяснению тех же соотношений, т.е. соотношению эпистатического аппарата к гипостатическому у одаренно—гениальных людей. Для этого сначала посмотрим—чем отличается структура подсознательного акумулятора великого человека от подсознательного обыкновенного человека. Если мы гипостатический аппарат гениально одаренных станем исследовать, то мы увидим следующее. Гипостатический аппарат гениальноодаренного человека отличается тем особенным свойством, что обладает огромным объемом кумулятивной психической энергии, огромным объемом психических комплексов, который является необходимым условием для творческой работы гения. Чем мы докажем, что объем Действительно гипостатически существует? Мы увидим далее из иллюстраций, приводимых ниже, что у таких людей, как только аппарат сознания, т.-е. эпистатическая психика начинает разрушаться, так этот скрытый огромный объем, скрытый гипостатически, начинает выявляться наружу. Конечно, мы можем судить об “огромности” объема подсознательных комплексов по выявляющимся результатам, ибо у человека обыкновенного, не имеющего такого богатого объема, при диссоциировании его психики, т.е. при устранении тормазов эпистаза, ничего кроме психотизма или психо-невротизма не будет. Помимо того, симптомами большого объема кумулятивной одаренности являются еще следующие признаки: у людей с таким большим объемом подсознательных комплексов, эта кумулятивная энергия как бы пользуется всяким удобным случаем, каждой щелочкой, чтобы выползти наружу. Если это сновидение, то такой творческий комплекс проявляется во сне. У таких людей часто творческие идеи и задачи решаются во сне. Если данный эвро-реактивный тип, с таким богатым объемом, есть тип легко диссоциирующийся т.-е. расщепляющийся, то подсознательные творческие комплексы выплывают у него насильственно, как параллельная мысль, как параллельный с переживаемым в данное время комплексом. Так, например, слушая музыку какого-либо автора, т.е., переживая какой-то комплекс психический, параллельно с этим переживанием настраивается у такого типа и своя собственная музыкальная тема (или мысль), поющая как бы в унисон, благодаря слушаемой музыке, даже чуждой по духу, звучащему из подсознательного, своему мотиву. Точно также, во время чтения книги у таких субъектов в связи с этим рождается как бы комплекс своих мыслей совершенно новых. Таким образом, создается синкинетическое мышление. При слушании музыки синкинетическое звучание музыкального комплекса (или поэтического комплекса). Все эти творческие синкинезии служат симптомами и бывают на лицо у людей с гипостатически творческими залежами и богатым объемом подсознательных комплексов. Если же имеется какое-либо резкое диссоциированное состояние: аутизм, расщепление личности, галлюцинаторное состояние, состояние опьянения и проч., то тут, тем более, эти комплексы, пользуясь, так сказать “психической трещиной” или “дырой” вылезают наружу как из тесной норы на поверхность, доказывая этим, что они находятся в огромном избытке и что им тесно в “гипостатическом подполье”, настолько тесно, что они пользуются всяким удобным случаем, чтобы оттуда вырваться с динамикой “пробки, вылетающей из закупоренной бутылки”. Конечно, у человека не имеющего такого богатого объема, этих явлений не будет. Если мы спросим: откуда получает одаренный человек в подсознательном аккумуляторе своем такое богатое количество психического материала, откуда берет гениальный человек то богатство психического опыта, для приобретения которого иногда мало жизненного опыта 10 поколений, а не только 2—3 десят ков лет, имеющихся в наличии у такого человека? Повидимому, объем этого психического опыта далеко не совпадает с тем опытом, который приобретается им в период развития сознательного аппарата, сознательной зрелости. Наоборот, мы часто видим, что чем моложе такой человек, т.е. чем у него меньше сознательного опыта, сознательной эрудиции, тем более у него творческих рессурсов. Недаром говорят (Оствальд, “Великие Люди”), что величайшие идеи рождаются до 30 лет. Наконец, мы знаем, что огромное большинство великих людей проявляют свою одаренность в тот ранний детский период или юношеский возраст, когда аппарат сознания далеко еще не сформировался, между тем необычайное развертывание кумулятивной психической энергии, называемой гениальной одаренностью—имеется на лицо. Наоборот, в огромном большинстве случаев, мы видим, что вместе с ростом и зрелостью аппарата сознания, энергия гениальной одаренности уменьшается в интенсивности или даже совсем прекращает свое развертывание. Это мы видим у многих “вундеркиндов”. Напрасно хотят видеть многие авторы прекращение их одаренной энергии (в период сознательной зрелости) в неправильной эксплоатации этой энергии. Как мы увидим далее, не в этом кроется основная причина. Мы не хотим, только что сказанным, отрицать огромной роли аппарата сознания в творческой работе, мы хотим здесь указать лишь на небольшую роль аппарата сознания в образовании источников кумулятивной силы, называемой одаренностью. Мы хотим лишь подчеркнуть, что “сознательный” психический опыт меньше всех других источников психического опыта участвует в образовании того огромного объема психического материала, о котором идет речь. Наиболее важный источник богатства подсознательных комплексов, одаренный человек получает посредством подсознательного восприятия внешних впечатлений; подсознательное восприятие—т.-е. восприятие внешних впечатлений совершенно несознанных нами есть способность, присущая более всего одаренным личностям и может у некоторых достигнуть невероятных размеров. Здесь не место останавливаться на этом психическом процессе и на доказательстве того, что этот процесс действительно существует. Скажем только, что процесс подсознательного восприятия существует больше или меньше у каждого человека, а у высокоодаренных этот механизм подсознательного восприятия построен так, что он впитывает неимоверно-громадное количество внешних впечатлений, как губка впитывает воду, при этом, весьма часто—при наличии плохой “сознательной” памяти, плохого “сознательного” восприятия. При близком соприкосновении с этими людьми, невольно приходится поражаться как такой человек, с виду часто ограниченный, тупой, рассеянный, как будто не могущий воспринимать “сознательно” даже элементарнейшие вещи, потом, в своем творческом приступе, начинает развивать колоссальный, по количеству и по качеству, опыт психический. Конечно, ничего с неба не валится, чудес нет. Подсознательное восприятие и психическая переработка этого материала в подсознательном у гениального человека—неимоверно огромна. Еще с самого раннего детства совершается этот колоссальный по размерам процесс. Количество воспринятых и подсознательно переработанных психических комплексов у такого ребенка как Гоголь—хватит на десяток поколений обыкновенных людей. Итак, подсознательные восприятия есть крупнейший источник психического материала, которым оперирует подсознательная лаборатория даровитого человека. Этот материал и составляет источник психических комплексов, образующий тот большой объем, о котором была речь выше. Этот материал (также как и предыдущий) составляет, таким образом, материал восприятий в его подсознательном от окружающей среды, где совершается его онтогенетическое развитие. Но существует еще более важный источник психического материала, без которого одаренногениальное творчество совершенно невозможно представить. Источник, который образует, так сказать, главное ядро одаренности и специфической одаренности. Этот источник уже не приобретается личным опытом (сознательно или подсознательно—как предыдущие два источника). Этот источник уже филогенетический, то-есть он составляется из психического опыта антецендентов, который кумулировался из рода в род в подсознательных акумуляторов его предков, как специфический опыт, специфических комплексов (скажем, например, музыкальных комплексов). Этот кумулированный опыт предков, составляет, таким образом, кумулированный опыт филогенетической среды (в противоположность личному опыту онтогенетической среды). Таким образом, кумулированныйопыт рода, проходя через опыты предков, в лице данного человека как бы сконцентрировался в одном фокусе. Так что роль среды тут двоякая. Онтогенетическая—прямая, непосредственная и филогенетическая—косвенная, через посредство антецендентов. На огромной роли среды (как филогенетической, так и онтогенетической) мы намеренно не останавливаемся здесь подробно, имея ввиду вопрос разобрать в отдельной работе в близком будущем. Этот кумулированный опыт предков, наследуемый гипостатическим аппаратом данного лица как уже готовое предрасположение—составляет то ядро одаренности, вокруг которого сгрупируется весь его, лично приобретенный, психический опыт, (т.-е. опыт приобретенный путем подсознательных восприятии и путем “сознательным”). Вот все, главные, источники психических комплексов, доставляющих материал для образования того громадного объема заложенных комплексов в гипостатическом аппарате, о котором была речь выше. Все вышесказанное относится к количественной разнице. Громадный объем “количества” психических комплексов, доставляющих громадную кумулятивную психическую энергию—составляет количественную разницу гипостатического аппарата великого человека от гипостатического аппарата обыкновенного человека. Теперь перейдем к качественной разнице. Если мы будем говорить о качественной способности гипостатического аппарата великого человека, то мы должны отметить, как необычаиное свойство трансформацию огромного количества в огромное “качество”. Этот скачек из “количества” в “качество” есть именно результат кумулятивного процесса. Мы не знаем механизма этой трансформации. Но мы наблюдали и знаем, что такие процессы происходят. Эти процессы перехода из “количества” в “качество” мы должны приписать особым кумулятивным свойствам психической энергии. В нашем случае богатый объем психической энергии гипостаза имеет огромную кумулятивную энергию психическую, которой некуда деваться, не в чем выявить себя, чтоб как-нибудь разрядиться, так как то, что в повседневной жизни тратится и выявляется через аппарат сознания, недостаточно разряжает эту сгущенную психическую энергию. И вот тут то и выступает нa сцену то необыкновенное свойство сгущенной (или кумулированной) психической энергии, которое мы обозначаем как проявление кумулятивного свойства гипостатического аппарата великих людей и благодаря которому эта кумулированная энергия и разряжается. О кумулятивных свойствах гипостатического аппарата психики мы сумеем составить себе представление, если мы вспомним аналогию с кумулятивными свойствами наперстянки. Терапевтам-врачам и фармакологам хорошо известны эти свойства, в силу которых маленькие терапевтические дозы этого лекарства имеют ту особенность кумулироваться и потом сразу вдруг проявить себя в виде большой сгущенной дозы, выходящей из пределов терапевтической в токсическую дозу. Аналогично действию этих кумулятивных свойств наперстянки на сердце, психическая кумулированная энергия подсознательного аккумулятора гениальноодаренных людей обладает точно такими же кумулятивными свойствами. Эти кумулятивные свойства подсознательного, как мы уже говорили выше, есть результат чрезмерного накопления (сгущения) чрезмзрно большого обема гипостатического аппарата, не имеющие возможности разрядиться внутри, почему эти силы и ищут себе выхода через “качество”. Как эти силы находят себе выход—скажем после, здесь отметим лишь, что появление этих кумулятивных свойств есть главное качественное отличие подсознательного великих людей от подсознательного обыкновенных людей; ибо благодаря этим свойствам необыкновенная синтетическая сила гениальных людей получает необыкновенную мощь и оригинальность. Эти кумулятивные свойства гипостатического аккумулятора имеются также и у обыкновенных людей. Каждый из нас знает, как в повседневной жизни часто у нас накопляются мелкие неприятные переживания, сначала мыих как бы не замечаем или намеренно на них не обращаем внимания, но, в один прекрасный день, по какому-нибудь сравнительно ничтожному поводу, мы вдруг разряжаемся таким сильным переживанием горя (или гнева), которое внешне совершенно не соответствует непосредственно его вызвавшей причине. В данном случае мелкие переживания неприятного характера кумулировались в нашем подсознательном аккумуляторе постепенно, из года в год, а затем, в один прекрасный день, эта кумулированная в нечто большее энергия, начинает проявлять свои кумулятивные свойства, в виде большого разряда горя, или гнева. В противоположность этой кумуляции неприятных переживании, происходит гипостатическая кумуляция приятных переживаний или желаемых и мечтаемых переживаний. Так, целый ряд мелких “удач” в делах в течение известного промежутка времени кумулируются в большую радость, как результат проявления кумулятивных свойств подсознательного. Так, в долгие годы, слабо лелеемая мечта в один прекрасный день выявляется внезапно, как сильное желание, которое превращает эту мечту в действительность, казавшуюся до сих пор неосуществимой. Кумулятивные свойства, кумулированные из частых мечтаний, проявляются уже теперь, как сильное желание и волевой акт. Тут как будто громадное количество маленьких травматизаций скопилось в одну большую травму. Но как здесь скопилось бесчисленное количество неприятных травматизаций, так, обратно, могут быть травматизаций приятного характера. Мы привыкли думать, что травматизация может только вести к невротизму (или психотизму). Мы говорим о травматическом неврозе (resp. психозе), но, мы с таким же правом, можем говорить о “травматическом эврозе”, как результате “приятных”, жэлаемых и сильно “мечтаемых” травматизаций “приятного” характера, происходящих изо дня в день и накопляемых в одну большую кумулированную травму, которая затем выливается в “травматический эвроз”. Говоря здесь о “травматическом эврозе” мы имеем в виду нечто противоположное по своему качеству травматическому неврозу, не только по своей феноменологии, но и по своему образованию (так как “травматический эвроз” произошел от накопления приятных травматизаций, в то время как травматический невроз произошел от неприятных травматизаций). О травматическом эврозе мы будем говорить в другом месте и в одной из последующих работ. Понятно, что не все кумулированные желания и мечтания проявляют кумулятивные свойстза. Огромное большинство их подавляется и вытесняется, и они (как это покажет время) продолжают кумулироваться в подсознательном Проявляясь в патологических случаях. Как пример такого выявления кумулятивных свойств в патологическом состоянии, возьмем известный случай, приводимый Пьером Жане (“Неврозы”,—М., 1911, c. 5). Один молодой человек 17 лет, служивший в аптеке и, по-видимому, мечтавший все время сделагься врачем (характерные мечты фармацевтов) заболел, после разных тяжелых переживаний, такими припадками: почти каждый день, часто даже по нескольку раз в день, он бросает свои занятия, меняет позу и речь. Он стоит с открытыми глазами, с достоинством ходит посреди комнаты, затем останавливается у стены, постукивает пальцами, как бы перкутируя воображаемого больного, наклоняется, прикладывает ухо и выслушивает; потом выпрямляется и докторским тоном заявляет: “сегодня лучше, но у него еще сильный кашель и температура; слышны трескучие хрипы, знаете, как треск соли, брошенной в огонь, у него боль в боку, в голове;жажда, небольшое удушье; это бронхо-пневмония, воспаление паренхимы легкого. Пишите: тинктуру наперстянки 20 капель, порошки тиокола—чтоб зарубцовать легкое”. Говоря это он обходит палату и продолжает свои демонстрации. Вот перед ним предполагаемый эпилептик: “Это, господа, идиопатическая эпилепсия... Пишите: калиум бромати, натриум бромати, калиум иодатум 6 граммов, сирспу горьких апельсиновых корок, 30 граммов воды, q. s. на 300 грамм” и т. д. Все это он проделывает целые часы. Очевидно, он разыгрывает роль больничного врача, делающего обход своей палаты. Но спустя некоторое время он утомляется: говорит медленнее, закрывает глаза, потом несколько встряхивается и продолжает свои обычные занятия, даже не извинившись во всем происшедшем; когда же ему об этом напоминают, то он уверяет, что над ним смеются. Однако, немною спустя, припадок опять начинается, опять он в той же палате, с теми же больными на тех же местах проделывает те же жесты, повторяет те же слова. В приводимом случае мы видим как в течение, быть может, долгих лет кумулированная мечта превращает мечтателя в патологического реализатора этой мечты. Точно таким же образом кумулированные мечты людей о богатстве, о почестях, выявляются, как кумулятивная энергия в патологических случаях бреда величия, бреда богатства при прогрессивном параличе и других заболеваниях. Но такое резкое, проявление кумулятивных свойств—кумулированных мечтаний и желаний (накопляемых иногда поколениями) возможно только при разрушенном аппарате сознания, когда эта кумулированная энергия ничем не удерживается. В нормальных же отношениях кумулятивная энергия подсознательного, как мы уже говорили выше, разряжается лишь постольку, поскольку это нужно для повседневных потребносгей, поскольку это возможно проявить через пропускную систему аппарата сознания. Иначе дело обстоит с процессом кумуляции и проявлением кумулятивных свойств у гениальноодаренных людей. Тут мечты и желания специфического характера (скажем музыкального характера) кумулируются из рода в род, как предрасположения к такой мечтательности, к таким специфическим желаниям и травматизациям. Когда кумуляция таких желаний и мечтаний на каком-нибудь из потомков достигает достаточного объема и силы, тогда из пассивного желания она переходит в активное желание. Происходит такой процесс в подсознательном путем трансформации, когда мечтаемое входит и ассимилируется в состав личности мечтателя, точно также, как мечтаемые и желаемые, свойства врача, кумулируясь, перешли в состав личности аптекарского ученика, в случае, приведенном Пьером Жане. Когда такая трансформация в подсознательном уже произошла, тогда это кумулированное активное желание становится активным свойством данной личности, заставляющим его перейти к активности, т.-е. данное лицо перестает только мечтать, скажем, о музыке, но и пробует свои силы в музыке. Он становится мечтателем и диллетантом в музыке и эта склонность передается его потомкам, до тех пор пока она не кумулируется у кого-нибудь из потомков в определенные музыкальные способности, которые в свою очередь, кумулируются из поколения в поколение, как потенциальная сила таланта или даже гениальности. Когда же эта сила кумуляция достигнет определенного объема и когда условия для разряда этой огромной накопленной силы будут благоприятные, тогда начинают проявляться кумулятивные свойства этого родового аккумулятора, т.е. создадутся родовые условия родового подсознательного аккумулятора, который готов выявить свои кумулятивные свойства в форме гипостатической реакции гениальной одаренности. 3 Выявление этих кумулятивных свойств, т.е. гениальной одаренности, может появиться вдруг, неожиданно, с необыкновенной синтетической силой,4 как результат огромного объема накопления психического опыта в подсознательном. Только благодаря этим необыкновенным проявлениям кумулятивных свойств, проявлениям неожиданным, возможно понять внезапное появление гения в роду, с наростающей или чаще скрытонакопляющейся одаренностью. Точно также благодаря необыкновенной силе и интенсивности проявления этих кумулятивных свойств можно понять ту синтетическую силу подсознательного у гения, которая дает необыкновенную, так нас поражающую способность синтезировать в нечто небывалое, новое, оригинальное, те психические комплексы, которыми и богата подсознательная лаборатория великого человека. Это и составляет качественное преимущество его гипостатической сферы. Итак, из всего сказанного ясно количественное и качественное различие между подсознательным великих людей и подсознательным обыкновенных (не гениально одаренных людей). Это различие сводится к следующему: 1. В количественном отношении: подсознательное гениально-одаренного человека отличается неимоверно громадным обемом психических сил и комплексов, который является результатом родовой кумуляции психической энергии (специфической энергии). 2. В качественном отношении огромный объем с егокумулированной специфической энергией проявляет кумулятивные свойства—как стремление разрядить чрезмерно скопившуюся энергию из подсознательного наружу, и это обстоятельство дает необыкновенную ситетическую силу подсознательному аппарату гениального человека. Вот эти то, количественные и качественные, особенности и составляют особенности гениальной одаренности, кроющейся в этой особенной структуре подсознательной сферы великих людей. Каков психомеханизм выявления этой гениальной одаренности мы увидим из следующей работы.
1 Гипостатическая реакциягениальной одаренности. //Клинический архив гениальности и одаренности. Т. I, вып. 1, 1925. 2 Патогенез и биогенез великих людей.//Клинический архив гениальности и одаренности. Т. I, вып. 1, 1925. 3 См. I и II выпуски "Клинического архив гениальности и одаренности за 1925 г. 4 Это неожиданное, внезапное появление гения в роду его предков (негениальных) вызвало немало ложных толкований по вопросам наследственности, и понятно, что без идеи проявления кумулятивных свойств родового подсознательного аккумулятора—объяснить внезапное появление гения никак нельзя.
Date: 2016-07-22; view: 353; Нарушение авторских прав |