Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Модель построения работы до, во время и после экскурсии
Структура подготовки и проведения экскурсионной работы
| Наполнение структуры для экскурсии на производство
| Работа в образовательном учреждении до экскурсии
| Эпиграф или предварительная работа в школе в рамках классного часа или внеурочной деятельности.
Регламентированная дискуссия, модифицированные дебаты или эвристическая беседа на основе фрагментов художественных произведений, публицистики или документального кино.
Для каждого типа экскурсии необходимо подготовить методический материал - список рекомендованных литературных и кинофрагментов, подготавливающих к тематике посещения.
Итогом данного этапа работы становится формулировка личного вопроса каждым участником к будущей экскурсии.
| Пример темы и ролевых установок регламентированной дискуссии:
Тема: «Может ли сегодня работа на производстве стать хорошим стартом личностного и профессионального развития выпускника»?
Ролевые установки:
- Директор школы;
- Успешная современная мама;
- Руководитель высокотехнологического производства;
- Тренер спортивной команды;
- Учёный-эколог;
- Неработающая заботливая бабушка;
- Молодой менеджер без высшего образования;
- Папа – владелец мелкого бизнеса (например, автомастерской);
- Депутат Государственной Думы;
- Различные типы учащихся-старшеклассников.
Пример тезы и антитезы модифицированных дебатов.
Теза: «Экономика современного мегаполиса зависит от объёма высокотехнологичных производств». Антитеза: «Экономика современного мегаполиса НЕ зависит от объёма высокотехнологичных производств».
| Основная часть – экскурсионная работа
| Самоактуализация – знакомство участников экскурсии и экскурсовода.
Основные и уточняющие вопросы первого блока экскурсии задаются для того, чтобы уменьшить формальность диалога и расположить собеседников к заинтересованному и открытому общению.
| Пример начала беседы:
Знакомство:
Добрый день! Нам предстоит провести вместе некоторое время, поэтому имеет смысл познакомиться. Меня зовут Иван Иванович Иванов, я работаю старшим преподавателем колледжа, который готовит специалистов для этого предприятия и провожу экскурсии для старшеклассников. Мне интересно проводить для вас экскурсии, потому что так я могу себе представить, кто придёт к нам учиться и работать.
Пожалуйста, расскажите немного о себе: назовите имена (может, быть я и не сразу их запомню, но постараюсь), и скажите пару слов, о том, что бы вы хотели сегодня узнать?
Базовый вопрос:
Представьте себе, что для того, чтобы осуществить какую-то жизненно-важную цель, вам необходимо год-два проработать на каком-нибудь производстве, какое производство вы бы выбрали? (Если можно, отвечая назовите ещё раз свое имя).
Уточняющие вопросы:
- Видели ли вы когда-нибудь фильмы или мультфильмы, где показаны любопытные производственные процессы?
- Может вы уже были на экскурсиях в России или за рубежом на каких-то интересных производствах?
| Актуализация пространства и содержания встречи.
Вопросы необходимы для того, чтобы участники экскурсии перешли к активному восприятию экскурсионного пространства.
| Пример вопросов:
- Какие в этом пространстве есть отличительные черты, которые сразу подсказывают нам где мы находимся и для чего это пространство предназначено?
- Как вам кажется, задает ли это пространство какие-то правила поведения?
| Первая часть экскурсии. Накопление необходимой первичной информации и впечатлений.
| Общий производственный процесс – структурные подразделения производства и зачем они нужны.
| Промежуточная обратная связь - рефлексия: трудности и открытия.
Эта часть необходима для поддержания диалога, для обеспечения подлинного общения.
| Примеры вопросов:
- Скажите, пожалуйста, что осталось для вас непонятным в нашем предыдущем общении?
- Скажите честно, были ли какие-то моменты нашей экскурсии скучными, трудными или неприятными для вас? Что это были за моменты? Что вызвало негативную реакцию?
- А было ли что-то такое, что вас искренно заинтересовало или порадовало? Что именно?
Спасибо за искренность! Мне очень важно всё это знать.
| Подготовка к кульминации. Мастер-класс.
Эта фаза экскурсии нужна для того, чтобы дети могли почувствовать себя причастными к производственному процессу.
| В идеале на этой фазе учащиеся должны попрактиковаться в каком-то простейшем элементе технологического процесса (выбор основывается на потенциальной выполнимости задания и привлекательности для школьников).
При невозможности соприкоснуться с настоящим процессом, можно выбрать один из нескольких вариантов:
- Экскурсовод предлагает детям выполнить операции в виртуальной среде;
- Экскурсовод предлагает детям выполнить процесс в игровой форме – с воображаемыми предметами или на муляжах;
- Экскурсовод предлагает детям решить какую-либо логическую, конструкторскую задачку, которая может встать перед работниками данного производства;
- Экскурсовод предлагает детям реконструировать, как тот или иной технологический процесс выполнялся в прошлом;
- Экскурсовод показывает детям видеозапись процесса и предлагает определить, что на записи было сделано неправильно.
| Кульминация. Главное событие экскурсии. Демонстрация самого эффектного элемента производства, его гордости.
Основная задача этого этапа – подарить учащимся ощущение открытия, принципиально нового знания о производстве, нового эмоционального отношения к нему, нового уровня понимания.
| В идеале показ самого эффектного этапа производства тематически и технологически связан с предшествовавшим мастер-классом.
| Финальная рефлексия.
Эта фаза необходима для того, чтобы учащиеся перевели в слова и закрепили свои впечатления, размышления и новое знание, возникшее в результате экскурсии.
| Примеры возможных заданий:
- Объединитесь в несколько творческих групп (например, в три-четыре группы по 4-5 человек). Нарисуёте, пожалуйста, в каждой группе карту производства, отметьте на ней яркими цветами те участки, которые произвели на вас наиболее сильное впечатление. Представьте карты друг другу.
- Экскурсовод раскладывает на столе карточки с названиями все профессий, о которых шла речь на экскурсии. Карточек с каждым из названий несколько штук. Каждому учащемуся предлагается взять карточку, на которой написано название профессии, которая лично ему показалась наиболее значимой на данном производстве. Затем все дети, выбравшие одинаковые карточки объединяются в группы. Каждая группа готовит плакат «реклама профессии» и представляет его остальным.
| Работа в образовательном учреждении после экскурсии
| Послесловие.
Работа в школе после проведённой экскурсии необходима, чтобы перекинуть мостик от прожитого события к реальной повседневной жизни. Для того, чтобы опыт прожитого мог реально обогатить дальнейший образовательный процесс.
Желательно финальную часть работы построить как выход к текстопорождению, прямо или опосредовано отвечающему на личностный вопрос эпиграфа.
Целесообразно предложить определенную компактную форму высказывания, в которой может сочетаться свобода творческой фантазии и рамка определенного жанра. Наиболее интересной видится форма эссе, но также возможны: опросник для интервью, синквейн, диаманта, буримэ, рекламный слоган и т.д. Работы по желанию школьников могут быт подписаны настоящими именами или ник-нэймами.
Желающие представляют свою работу, остальные откликаются на нее, определяя, что в ней было наиболее неожиданным и интересным.
При желании участников тексты могут быть оформлены как интрнет-посты и выложены в то или иное интернет-пространство.
| Примеры вопросов и заданий:
1. Составление ДИАМАНТЫ:
- Одно слово – задается тема (имя существительное)
- Определение – два прилагательных.
- Действие – три глагола
- Ассоциации – 4 существительных. В этой строчке осуществляется переход к противоположному понятию
- Действие – три глагола (раскрывает действие противоположного понятия)
- определение (2 прилагательных)
- Завершение темы – введение противоположного 1-й строчке понятия. Например,
В нашем случае просим школьников в качестве главных тематических слов – первого и последнего совместно сформулировать самый главный ресурс и самый главный дефицит производства, где побывали учащиеся. Далее каждый самостоятельно сочиняет диаманту.
Например, базовые слова выбраны таким образом: + традиции – оборудование. Возможный текст:
Традиции
Плодотворные, разнообразные
Поддерживаются, развиваются, обогащаются.
Прибыль, довольство, покой, стагнация.
Изнашивается, устаревает, тормозит
Негодное, несовременное
Оборудование.
2. Составление вопросника для интервью.
Вспомните, пожалуйста, тот вопрос, который вы сформулировали для себя перед нашей экскурсией.
Наверное, сейчас у вас возникло гораздо больше вопросов к людям тех профессий, с которыми мы с вами повстречались. Определите для себя: с представителем какой профессии вам было бы интереснее всего подробнее побеседовать. Попробуйте составить вопросы интервью таким образом, чтобы вашему собеседнику было по-настоящему интересно отвечать на ваши вопросы, а вам было по-настоящему интересно его слушать.
|
Рекомендуемая литература:
1. Ванюшкина Л.М. Внеаудиторное образование – путь в новое образовательное пространство. Спб., 2003
2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя. М.Просвещение, 2010 г. – 223 с.
3. Казаренков В.И. Основы педагогики: интеграция урочных и внеурочных занятий школьников. М. 2003.
[1] В.И.Слободчиков. 2-я Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. (Москва, 12-14 апреля 2000 г.). М.: Экопсицентр РОСС – 336 с. – стр. 172-176
[2] Рубцов В.В Основы социально-генетической психологии. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж, НПО «МОДЭК», 1996. - 384 с. – стр. 369-370
[3] Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001.
[4] Лернер И.Я. Философия дидактики и дидактика как философия. – М., 1995.
[5] Тьюторство: концепции, технологии, опыт. – Томск, 2005.
[6] Дудчик С.В. Тьюторское сопровождение как средство развития познавательных интересов младших школьников: теоретические исследования. 2006 / под ред. Мясникова В.А. – М.:ИТИП РАО, 2007.
Date: 2016-07-22; view: 280; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|