Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Безоценочное интервью





Методологически близким к эвристической и тьюторской беседе, и прямо вытекающим из метода групповой рефлексии является метод безоценочного интервью. Если первые два метода развивались, прежде всего, в области профориентационной педагогики, то следующий метод родился в художественной педагогике. И если две предыдущие практики педагогического общения равно важны для любой фазы: подготовка, проведение и рефлексия по поводу экскурсии, то метод Безоценочного интервью больше всего подходит для последней, рефлексивной фазы.

В середине 80-ых годов XX века сотрудником педагогической части Московского ТЮЗа О. И. Троицкой была разработана методика обсуждения спектаклей на основе психологической методики безоценочного интервью. В основе методики лежит представление о том, что каждый человек имеет право испытывать по отношению к увиденному любые чувства, но никому не дано право вешать ярлык на какое либо явление. То есть каждый имеет права сказать: «для меня это было тягостно» или «мне было тепло и радостно во время экскурсии»; но в то же время лучше не позволять себе высказываний типа: «это безобразие, а это лучшее, что есть на свете». Методика основана также на представлении о том, что человеческое восприятие всегда движется от первичного ощущения к формированию устойчивого чувства, от чувства к попытке его осмысления, от мысли к идее и постижению целостного мыслеобраза. Выстраивая беседу в определённой логике, интервьюер помогает учащимся пройти путь самостоятельного и личностного постижения увиденного.

Работая в русле этой методики на протяжение более чем 20-ти лет, сотрудники кафедры эстетического образования и культурологии ГАОУ ВПО МИОО пришли к выводу, что таким образом можно говорить не только о произведении искусства, но и о любом впечатлении. Ниже мы предлагаем Вам примерный план построения такой беседы.

1. Вопрос на пробуждение эмоциональной памяти. Закройте глаза (по честному), какая картинка, (звук, текст и т. д.) всплывают у вас в памяти в первую секунду, когда произносят: «………» (название экскурсии, производства)?

2. Вопросы на легализацию и слив негативных эмоций. Например: Где вам было скучно? Что вас откровенно раздражало?

3. Вопросы на пробуждение позитива и разрешение эмоциональной реакции. Например: Где искренно смеялись? Где хотя бы улыбались?

4. Вопросы на глубинное переживание. Например: А где было ощущение, что экскурсия захватила вас по-настоящему и до конца?

5. Вопросы на личностную идентификацию. Например: кто из героев повествования Вам больше всего запомнился? Были ли такие моменты, когда вам было особенно радостно за отечественную науку и промышленность? Где вам было грустно или больно за потери и ошибки отечественных производств? Хотелось ли Вам что-то сделать, может быть изобрести для этого производства? Если бы вы могли выбрать цех, профессию для работы на этом производстве, вам хотелось бы кем-то тут какое-то время поработать? Где именно и кем? Почему именно так?

6. Вопросы на осознание сложившегося образа. Например: как бы Вы назвали нашу экскурсию? Если бы в нашей экскурсии отсутствовал такой-то раздел, изменилось бы что-то в вашем восприятии? Что?

7. Вопрос на осознание основной сути экскурсии. Например: Кому из своих близких и знакомых Вы посоветовали побывать здесь? Почему? И что бы Вы ему при этом сказали? Хотите ли вы сами побывать тут ещё раз? Или на каком-то другом производстве похожего профиля?

Применяя методику на практике, важно помнить, что приведённая выше структура – только лишь схема. В каждом конкретном случае нужно понять:

· Какие вопросы будут оптимальны для данной конкретной аудитории (возраст, характер, опыт), и сколько вопросов должно быть?

· Какие вопросы уместны для данных конкретных обстоятельств (экскурсия была только что, недавно, давно; утро, день, вечер, мера усталости; комфортная или не комфортная аудитория и т.д.)?

· Какие вопросы наиболее точно вскроют особенности данного конкретного посещения?

Как правило, вопросов в интервью получается гораздо больше, чем в приведённой выше схеме, потому что практически каждый пункт требует уточнения и развития. И для каждого конкретного события нужно придумать такой набор вопросов, который раскроет именно его своеобразие.

Основные источники, рекомендуемые для знакомства с методикой Безоценочного интервью:

1. Театральный фестиваль в школе. Учебно-методическое пособие по организации и проведению театрального фестиваля в школе и летнем лагере. Никитина А. Б., Рыбакова Ю. Н., Быков М. Ю., Супье С. В., Есина И. С., Кочнева Е. В., Незамутдинова А. И. М. МИОО-ОАО «Московские учебники», 2010 г.



Шапка вопросов

Методика «Шапка вопросов» также стоит в общем концептуальном ряду, но относится к тому разделу эвристических бесед, в которых главное – вопросы, которые задают сами учащиеся. Методика, так же как «Безоценочное интервью», больше всего подходит для организации финальной рефлексии.

Автор методики Александра Петровна Ершова так о ней рассказывает: «Есть у нас такое упражнение: придумайте вопрос, только, чтобы этот вопрос задавал не тот, кто его придумает, а другой. Ребёнок, например, на самом деле ничего сам не может придумать, чтобы произнести вслух, и тогда, пусть это придумает другой ребёнок, и даст первому повторить. Это что тогда за общение получается? Маленький шаг от себя к другому уже сделан. А то ведь как обсуждения проходят: «Вот я хочу задать вопрос! Вот я хочу выступить!» А по социоигровой технике – это такой тёмный лес, где «Я! Я! Я!» Поэтому мы стараемся делать все обсуждения по технике «Шапка вопросов». Кто-нибудь знает, что такое «Шапка вопросов»? Кто-то знает, кто-то нет. Вообще-то всё можно прочитать на сайте «Открытый урок»: http://www.openlesson.ru/. Это для тех, кто в интернете умеет получать информацию. А для других – книжки есть: Петра Михайловича Ершова, на основе работ которого сделаны все наши технологии, и наши книжки.

Итак, «Шапка» вопросов: Вид работы по любому учебному тексту или по личным впечатлениям, требующий общения и взаимосвязи детей друг с другом. Каждый участвующий бросает в «шапку» три записки, на каждой из которых им был записан вопрос (по литературному или изобразительному тексту). На каждой записке свой тип вопроса:

1. Вопрос, проверяющий знание текста.

2. Вопрос, ответ на который я сам не знаю, но хотел бы узнать (по тексту).

3. Вопрос по выяснению другого мнения о тексте и сравнению его со своим.

___Участники могут ограничиваться и одним-двумя вопросами-записочками.

___Смысл задания заключается в постановке ученика, формулирующего и записывающего эти вопросы, в три разные позиции: а) проверяющего, б) не знающего, в) советующегося.

___Отвечают на вопросы все ученики. Для этого они подходят к «шапке» и вынимают одну из бумажек. И возвращаются на место для подготовки.

___Во время выполнения задания хорошо и доступно для детей раскрывается понятие «интересного» и «неинтересного» как самого вопроса, так и ответа на него. Поэтому данное задание имеет своеобразную связь с художественным воспитанием. Один из примеров использования «шапки» вопросов на уроке литературы у старшеклассников приведен в разделе Странички ученичества «Хрестоматии игровых приёмов обучения» (М.,2002 / Букатов В., Ершова А.).

Основные источники, рекомендуемые для знакомства с методикой «Шапка вопросов»:

1. Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя: Пособие для учителя — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Московский психолого-социальный институт; Флинта, 1998. — 232 с.


Технология открытого образования «Дебаты»

Технология «Дебаты», разработанная Карлом Поппером, стоит в нашем обзоре несколько особняком, поскольку во-первых, предполагает очень жёстко структурированную, а не свободную беседу; во-вторых, игровую и состязательную структуру. Технология «Дебаты» может быть успешно использована в подготовительной и рефлексивной фазе.


Дебаты берут свое начало из Древней Греции, где они были важным элементом демократии. Сейчас дебаты используются для того, чтобы помочь получить знания и умения, необходимые для преуспевания в современном демократическом обществе. Применение образовательной технологии "Дебаты" в учебном процессе способствует созданию устойчивой мотивации к учению: обеспечивается личностная значимость учебного материала для учащихся, наличие элемента состязательности стимулирует творческую поисковую деятельность, тщательную проработку изучаемого материала.

Дебаты” – это интеллектуальная игра, в которой две команды (утверждающая и отрицающая), обсуждая заданную тему, сформулированную в виде утверждения, выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, чтобы убедить членов жюри в своей правоте и опыте риторики. Вместе с аргументами участники дебатов должны представить жюри доказательства, факты, цитаты, статистические данные, поддерживающие их позицию, которые составляют кейс команды. Участники дебатов задают вопросы противоположной стороне и отвечают на вопросы оппонентов; вопросы могут быть использованы для разъяснения позиции оппонентов и для выявления ошибок у противника. После выслушивания обеих команд жюри заполняют протоколы, которые фиксируют решение о предпочтении более убедительной в дебатах команды и представляют аудитории сравнительный анализ позиций сторон. В игре участвуют три игрока с каждой стороны, но число участников может быть увеличено в зависимости от типа дебатов. Регламент также оговаривается в каждом конкретном случае. Назначается и таймскипер, который следит за соблюдением регламента.

Новая педагогическая образовательная технология “Дебаты” базируется на следующих принципах: целостность, универсальность, вариативность, ориентация на демократизацию учебного процесса, личностная ориентированность обучения, ориентация на подготовку учащихся к самообразованию, добыванию знаний. Эта технология по праву принадлежит к открытой педагогике, в которой учеба рассматривается как процесс развития способностей, умений и личностных качеств ученика, а учитель выступает как координатор этого процесса.

Дебаты предполагают:

· Активное включение ученика в поисковую учебно-познавательную деятельность, организованную на внутренней мотивации;

· Организацию совместной деятельности, партнерских отношений обучающих и обучаемых, включение детей в педагогически целесообразные воспитательные отношения в учебной деятельности;

· Обеспечение диалогического общения между учителем и учениками и между учащимися в процессе добывания новых знаний.


Правила игры

Формулировка позитивной (утвердительной, не допускающей «размытости», разночтений, риторического вопроса) темы - один из ключевых этапов, который, собственно, и «запускает» игру.

Первый шаг в дебатах – формулировка темы. Тема должна:

- содержать значимые проблемы;

- быть актуальной, представлять интерес;

- быть пригодной для спора;

- быть сбалансированной и давать одинаковые возможности командам в представлении качественных аргументов;

- иметь четкую формулировку;

- стимулировать исследовательскую работу;

- содержать возможность обсуждения на различных уровнях;

- иметь положительную формулировку для утверждающей команды.

Тема задает дебатам определенные рамки. Участники дебатов ставят дополнительные ограничения путем определения основных понятий темы. Определения должны быть:

- четкими;

- обоснованными и корректными;

- стратегическими.

При подготовке к дебатам важно уделить особое внимание сбору и организации информации по теме. Речи, производящие наибольшее впечатление, возникают в результате тщательной подготовке, полноты знания в определенном вопросе. Необходим большой запас сведений, из которого можно отобрать самое нужное. Для поиска информации необходимо использовать все доступные источники: библиотеки, компьютерную сеть, мнения авторитетных специалистов, опросы общественного мнения и т.п.

Успешный информационный поиск требует владения рядом умений, а именно:

- пользоваться библиографическим и справочным аппаратом;

- обрабатывать справочную информацию;

- использовать рациональные способы работы с текстами разных типов (стилей, жанров).

Собранная информация используется для построения сюжета доказательств по теме дебатов. Сюжет доказательств строится с учетом стратегии утверждения и отрицания.

Выстраивается по определенному алгоритму:

Определение понятия темы – выдвижение критерия – аргументация – заключение.

Порядок проведения:

1. приветствие слушателей.

2. представление команды и самого себя.

3. вступление (обоснование актуальности темы).

4. определение понятий (дефиниций).

5. выдвижение критерия.

6. аргументация.

7. заключение.

8. благодарность за внимание.

Важнейшим элементом сюжета доказательств является критерий. Существуют разные процедуры выбора критерия и использования его при определении схемы выступления. Подготовленная речь должна быть записана на основе аргументов в определенной последовательности. Особое внимание следует уделить созданию аргументов, чтобы избежать возможных логических ошибок. Для усиления аргументации используются поддержки, представляющие собой необходимое фактологическое подтверждение.

В ходе доказательства следует соблюдать основные принципы рассуждения и использовать разные его типы. Первое правило: аргументы должны базироваться на свидетельствах (ссылках на источник). Второе правило: необходимо постоянно показывать связь между свидетельствами и утверждением (тезисами). Оппоненты будут всегда требовать демонстрации этой связи. Подобная связь и носит название «рассуждение». Его основные типы:

1. Рассуждение, основанное на обобщении фактов.

2. Рассуждение, основанное на аналогии.

3. Рассуждение, основанное на наблюдении.

4. Рассуждение, основанное на причинно-следственной связи. Для того, чтобы выводы, основанные на причинно-следственной связи, были корректными, необходимо соблюдать следующие условия:

- причина должна неизбежно вести к следствию.

- Причина должна быть достаточной для появления следствия.

- Связь не должна быть случайной.

- Не должно быть никаких побочных причин.

- Причина должна быть единственной собственно причиной.

- Следствие должно быть единственным следствием.

Следствие должно быть уникально для данной причины или условий.

5. Рассуждение, основанное на авторитетном заявлении.

Типичные ошибки при рассуждении:

§ вопрос заменяет ответ.

§ «хождение по кругу»: я хочу получить эту книгу, потому что хочу прочитать ее.

§ статистика, сбивающая с толку, ибо ее можно манипулировать, ничего не доказывает.

§ перепутаны причина и следствие.

§ выводы сделаны на основании причин, не ведущих к этим выводам.

§ неудачные обобщения.

§ атака не позиции, а личности оппонента.

§ предвзятость по отношению к определенным людям и общественным институтам основывается на стереотипах(перенесение какого-то свойства или характеристики на весь класс объектов).

§ «популисткие» фразы типа: так должно быть, потому что у всех так.

Правила игры и роли спикеров.

В игре “Дебаты” участвуют две команды по три игрока в каждой. Игроки в командах называются спикерами. Соответственно на стороне какой из команд они выступают эти игроки носят название первого, второго и третьего спикера утверждающей команды (У1, У2, У3) и первого, второго, третьего спикера команды отрицания (О1, О2, О3).

В ходе игры спикеры поочередно выступают с речами, чтобы продемонстрировать судьям большую убедительность своей позиции по сравнению с позицией оппонентов.

Наряду с выступлениями спикеров в игре есть раунд перекрестных вопросов. Спикер команды оппонентов задает выступившему спикеру вопросы для уточнения каких-либо моментов речи или для постановки под сомнения приведенной системы аргументаций.

Рассмотрим регламент и правила игры во время выступления.

спикер время роль
У1 6мин. Представление команды. Определение темы.
О3 и у1 3мин. Вопросы
О1 6мин. Уточнение определений.Опровержение рассуждений.
У3 и о1 3мин. Уточняющие вопросы.
У2 5мин. Опровержение аргументов.
О1 и у2 3мин. Уточняющие вопросы.
О2 5мин. Опровержение аргументов.
У1 и о2 3мин. Вопросы.
У3 5мин. Опровержение аргументов. Сравнительный анализ позиций.
О3 5мин. Опровержение аргументов. Сравнение позиций. Доказательство отрицающей линии.

Каждая команда имеет право взять на протяжении игры время для обдумывания и подготовки выступления – так называемый таймаут – продолжительностью не более двух минут на каждую подготовку. Общая продолжительность таймаута для всей команды не может превышать восьми минут.

За соблюдением регламента следит особый игрок – таймспикер (хранитель времени). Его функции:

-записывает время, используемое спикером;

-фиксирует продолжительность таймаутов для каждой команды;

- с помощью специальных карточек предупреждает команды о том, что до окончания выступления и/или подготовки осталось соответственно две минуты, одна минута, тридцать секунд;

- подает сигнал об окончании времени выступления (подготовки).

Необходимо отметить, что для новичков или для тренировочных игр регламент может быть сокращен вдвое. Поскольку дебаты – это, в первую очередь, командная игра, у каждого участника существуют свои обязанности.

Первый спикер утверждающей команды (У1):

-представляет свою команду;

-представляет тему (утверждение), ее актуальность;

- дает определение терминам (понятиям);

- представляет критерий и точку зрения утверждающей команды;

- обосновывает аспекты рассмотрения данной темы;

- представляет аргументы утверждающей стороны, которые будут доказываться командой в ходе игры, в соответствии с заявленными командой аспектами;

- переходит к доказательству выдвинутых аргументов;

- заканчивает выступление четкой формулировкой общей линии утверждающей команды;

- отвечает на вопросы третьего спикера отрицающей команды;

- задает перекрестные вопросы второму спикеру отрицающей команды.

Первый спикер отрицающей команды (О1):

-представляет свою команду;

-отрицает тему и формулирует тезис отрицания;

- принимает определения и критерии, представленные оппонентами или уточняет их;

- представляет позицию отрицающей стороны;

- принимает аспекты утверждающей команды или представляет другие;

- представляет аргументы отрицающей стороны, которые будут доказываться командой в ходе игры;

- опровергает аргументы утверждающей стороны, выдвинутые У1;

- заканчивает выступление четкой формулировкой общей линии отрицающей команды;

- отвечает на вопросы третьего спикера утверждающей команды;

- задает вопросы второму спикеру утверждающей команды.

Второй спикер утверждающей команды:

-восстанавливает точку зрения утверждающей команды с помощью гипотез, примеров, доказательств;

-восстанавливает утверждающий кейс (блок доказательств), пошагово, позицию за позицией, следуя первоначально заявленной структуре(обозначенной в выступлении первого спикера);

повторяет наиболее важные аспекты предыдущих доказательств;

- приводит новые доказательства;

- подробно развивает утверждающую стратегию;

- опровергает отрицательную стратегию;

- не приводит новых аргументов;

- заканчивает выступление четкой формулировкой общей линии утверждающей команды;

- отвечает на перекрестные вопросы О1.

Второй спикер отрицающей команды (О2):

-восстанавливает отрицательную стратегию, используя гипотезы примеры, доказательства;

- подробно развивает отрицающую стратегию, обосновывая ее;

- продолжает опровергать оппонентов;

- приводит новые доказательства;

- не приводит новых аргументов;

- заканчивает выступление четкой формулировкой общей линии отрицающей команды;

- отвечает на перекрестные вопросы У1.

Третий спикер утверждающей команды:

- еще раз акцентирует важнейшие моменты дебатов, т.е. обозначает для судей самые важные моменты – вопросы, по которым происходило столкновение мнений;

- соблюдает структуру утверждающей стратегии;

- возвращается к критерию и аспектам, выдвинутым У1, и объясняет, как они подтверждают стратегию утверждающей команды;

- выявляет уязвимые места оппонентов;

- тщательно сравнивает аргументы противоположных сторон и объясняет, почему аргументы утверждения более убедительны;

- не приводит новых аргументов;

- завершает линию утверждения, поэтому в данной речи может быть приведено меньше доказательств, чем в других;

- задает вопросы О1.

Третий спикер отрицающей команды (О3):

- еще раз акцентирует узловые моменты дебатов, обозначает вопросы, по которым происходило столкновение мнений;

- соблюдает структуру отрицающей стратегии;

- возвращается к критерию и аспектам, выдвинутым О1, и доказывает, как они подтверждают стратегию отрицания;

- выявляет уязвимые места в утверждающей стратегии;

- сравнивает аргументы противоположных сторон и объясняет, почему аргументы отрицания более убедительны;

- завершает линию отрицания (в этой речи может быть меньше доказательств, чем в других);

- не приводит новых аргументов;

- задает вопросы У1.

В школьных дебатах (формата Карла Поппера) различают три вида речей спикеров:

1. Конструктивная: У1 и О1.

2. Опровергающая (развивающая) речь:У2 и О2.

3. Заключительная (подведение итогов): У3 и О3.

Одним из ключевых понятий дебатов является опровержение. Это прямой конфликт идей, концепций, принципов, фактов и мнений. При опровержении подвергаются сомнению:

-критерий,

-аргументы,

-доказательства,

-рассуждения оппонента,

сюжет доказательства в целом.

Эффективность дебатов во многом определяется способностью правильно формулировать вопросы и грамотно отвечать на них.

Вопрос, являясь одной из логических форм, включает в себя:

§ исходную информацию, которая называется «базисом» или предпосылкой вопроса;

§ указание на недостаточность информации и необходимость ее дальнейшего дополнения и расширения.

Таким образом, цель любого вопроса – получение новой информации в виде ответа. Вопрос не является суждением, поэтому он не может быть истинным или ложным. Чтобы задать вопрос, необходимо уже иметь какое-то представление о предмете суждения. Чтобы ответить на вопрос, нужны определенные знания, способность правильно оценить содержание и характер вопроса. Следовательно, ответ – это сообщение, высказывание, вызванное вопросом.

Вопросы могут быть разными в зависимости от логической структуры, состава, формы, характера. По логической структуре вопросы бывают уточняющие (закрытые) и восполняющие (открытые). По составу и уточняющие, и восполняющие вопросы бывают:

a) простые(не могут быть расчленены, не включают в себя другие вопросы)

b) сложные(можно разбить на два или несколько вопросов)

По характеру вопросы могут быть:

a) благожелательные,

b) нейтральные,

c) неблагожелательные, провокационные.

Кроме того, необходимо выделить риторический вопрос- утверждение или отрицание в форме вопроса. На него не нужно отвечать, но его следует либо принять, либо отвергнуть.

Рассматривая ход дебатов как сложный многоуровневый процесс, можно говорить о принципиальных и операциональных вопросах. Принципиальные – это главные вопросы выдвинутого тезиса. Операциональные – частные вопросы, возникающие в ходе рассуждения и в итоге приводящие к ответу на принципиальный вопрос. В ходе дебатов существует специальный раунд перекрестных вопросов, имеющий практические и стратегические цели.

Верно поставленный вопрос дает возможность:

-уточнить точку зрения оппонента,

-получить от оппонента дополнительные сведения,

-глубже понять его отношение к обсуждаемой теме,

снизить значение аргументов оппонента,

-обнаружить пробелы в логической цепочке рассуждений противника, то есть в стратегии противоположной команды, подготовить опровержение своей команды, то есть наметить стратегическую линию опровержения.

Требования к ответу:

§ правильность и точность.

§ ответ должен даваться строго по существу заданного вопроса.

§ ответ должен быть понятен аудитории.

§ ответ по возможности должен быть дан в живой форме.

§ краткость, изящный лаконизм. Иногда достаточно ответить «да» или «нет».

Убедить в дебатах можно не спикеров команды оппонентов, а третью, нейтральную сторону – судей. Судьи в дебатах – это наиболее опытные тренеры и игроки. Судейство всегда осуществляется с помощью протокола, вместе с которым судья получает папку с пояснениями и методическими комментариями к нему.

Ежегодно проводится сертификация российских и региональных судей. Состав сертификационной комиссии утверждается экспертно-координационным советом. Судейская коллегия по просьбе игроков может прокомментировать игру с целью оказания методической помощи команде.

Решение судейской коллегии никогда не подлежит обжалованию. Слово судьи – закон в окончательной инстанции. Судейство осуществляется с помощью судейского протокола. Существует два вида протокола: «российский» и «международный».

Первый создан для этапа освоения игры «Дебаты» в формате Карла Поппера с целью обучения новых дебатеров и судей. Он предусматривает оценку речи спикера на основании трех критериев (трех «С»):

- содержания,

- структуры,

- способа.

По каждому из критериев максимальное количество баллов – 10.

Протокол построен таким образом, что судья, оценивая речь спикера, снимает за каждую замеченную ошибку некоторое количество баллов из максимально возможных 10. Вторым видом протокола пользуются при судействе всех видов дебатов. Он не имеет такой четкой структуры. Все замечания вносятся в графу «индивидуальные комментарии».Общее количество баллов по трем показателям – 30, как и в российском протоколе. При этом судья помнит, что 30 баллов могли бы получить величайшие ораторы человечества, например, У.Черчилль. Среднее количество баллов у хорошо подготовленного, опытного дебатера – 27-26.

Этический комплекс интеллектуальной игры «Дебаты».

Участвовать в дебатах могут все, кто разделяет цели и принимает следующие принципы программы:

- уважай всех участников игры;

- будь честным и благородным в игре;

- игра важнее, чем победа.

1. Уважение необходимо.

В ходе игры не затрагивается личность участников: нельзя унижать человека за то, что он не разделяет вашу точку зрения. Дебаты касаются идей и столкновений, а также того, какие идеи полезны человечеству. А в столкновении идей единственным приемлемым способом борьбы могут быть только обоснованные аргументы. Можно жестко атаковать аргументы оппонентов, их рассуждения и доказательства, но не самих оппонентов.

2. Честность обязательна.

Честность – моральный стержень дебатов. Иногда это означает признать, что у команды недостаточно материала для грамотного обоснования своей позиции. Иногда – ответ "Я не знаю» на вопрос, затрагивающий самую суть выбранной позиции. Иногда – признание ошибочности логических построений. Тем не менее, даже такие признания идут на пользу и могут быть использованы во благо команды:

-появляется возможность больше узнать и развить свои способности,

-такая позиция вызывает неизменное уважение у судей и оппонентов и помогает совместным поискам истины и способам ответа на подобные вопросы.

3. Проигравших нет.

Основное назначение дебатов – обогатить образование и одновременно получить интеллектуальное удовольствие. Поэтому первое назначение игры – обучение. Иными словами, обучение как процесс имеет большее значение, чем победа как результат. Если команда участвует в дебатах для того, чтобы выиграть, – цель поставлена неправильно. Обучение важнее, чем победа. Желание учиться и совершенствоваться вероятнее всего снижает возможность использования недозволенных приемов. А это, в свою очередь, помогает проявлять волевые качества, приобретать уважение со стороны окружающих. Победа как единственная цель не должна помешать самой игре и отвлекать от ее напряженного процесса.

Активное использование техники и методики дебатов в процессе обучения является одной из определяющих особенностей развития программы в России. Современные подходы позволяют рассматривать дебаты как эффективную педагогическую технологию. Методика дебатов используется в обучении иностранному языку, предметам гуманитарного, естественно-научного цикла. Дебаты могут быть использованы как ресурсная линия дополнительного образования.

В учебном процессе дебаты выступают в следующих формах:

- как модель урока;

- как элемент урока: актуализация знаний, организация самостоятельной работы, приобретения навыков обобщения и систематизации материала, закрепления учебного материала, обеспечение «обратной связи»;

- как форма аттестации и контроля учащихся.

Дидактические функции использования дебатов в процессе обучения связываются с двоякого рода задачами:

1.Освоение учебного материала:

-выявление противоречий, связанных с обсуждаемой темой;

- актуализация ранее полученных знаний;

- творческое переосмысление возможностей их применения.

2.Организация взаимодействия в группе:

- согласованность в обсуждении проблемы и выработка подходов к ее решению;

- соблюдение принятых в игре правил и процедур совместной деятельности.

А также:

§ переработка сведений, информации для убедительного изложения;

§ представление своей позиции, ее аргументация,

§ выбор подходов к решению проблемы.

Основные модели дебатов:

1. «Классические».

2. «Экспресс-дебаты». Эта модель, в которых подготовка и целевая установка сведены к минимуму. Элемент «обратной связи» при закреплении учебного материала. Подготовка осуществляется непосредственно на уроке по рассказу учителя, материалу учебника и т.п.

3. «Модифицированные дебаты». Эта модель предполагает использование отдельных элементов дебатов, в которых допущены изменения некоторых правил. Например,

- сокращен регламент выступления,

- увеличивается число игроков,

- допускаются вопросы аудитории,

- организуются «группы поддержки», к которым может обратиться команда за помощью во время тайм-аутов,

- осуществляется ролевая игра,

- создается особая группа экспертов, которая может осуществлять функции судейства, подводить итоги игры, демонстрировать столкновение позиций, вырабатывать компромиссные решения, если это необходимо для реализации учебно-воспитательных задач,

- может быть введена роль ведущего – учителя. Его функции определяются на каждом этапе в зависимости от подготовки учеников.

 

Основные источники, рекомендуемые для знакомства с технологией «Дебаты»:

1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». http://festival.1september.ru/articles/591143/

2. Польдяева О.В. Возможности технологии “Дебаты”. // Школьные технологии. № 1, 2007.

3. Т.В.Светенко. Путеводитель по дебатам. Е.Г.Калинкина. Дебаты на уроках истории. О.Л.Петренко. Задания по истории России для учащихся 10/1 1/х классов. Допущено Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации. Москва. «БОНФИ» 2001. ISBN 5-93085-011-9 Данное издание выпущено при поддержке Института «Открытое общество (Фонд Сороса) - Россия» в рамках программы «Гражданское общество» и Мегапроекта «Развитие образования в России» (Среднее образование). Дебаты: Учебно/методический комплект. - М.: Изд/во «Бонфи», 2001. - 296 с.

Сайт кафедры ООТ МИОО http://mioo.edu.ru/kaf-oot/2011-11-07-06-36-19/educational-technology/754-tehnologiya-qdebatyq-i-materialy


 







Date: 2016-07-22; view: 1793; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.074 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию