Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы и приёмы экскурсионной работы





В последнее время получило распространение «интерактивное обучение» с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двусторонним обменом информацией между ними.

Интерактивные технологии — это вид информационного обмена учащихся с окружающей информационной средой. Выделяют три режима информационного обмена.

Экстраактивный режим: информационные потоки направлены от субъекта (обучающей системы) к объекту обучения (учащемуся), но циркулируют в основном вокруг него, не проникая внутрь объекта.

Интраактивный режим: информационные потоки идут на ученика или группу, вызывают их активную умственную деятельность, замкнутую внутри них. Ученики выступают здесь как субъекты учения для себя, учащие себя. Этот режим характерен для технологий самостоятельной деятельности, самообучения, самовоспитания, саморазвития.

Интерактивный режим: в этом случае информационные потоки проникают в сознание, вызывают его активную деятельность и порождают обратный информационный поток, от ученика к учителю. Информационные потоки, таким образом, или чередуются по направлению, или имеют двусторонний (встречный) характер: один поток исходит от учителя, другой — от ученика. Этот режим и характерен для интерактивных технологий.

Самой общей задачей учителя-ведущего в интерактивной технологии является фасилитация (поддержка, облегчение) — направление и помощь процессу обмена информацией:

— выявление многообразия точек зрения;

— обращение к личному опыту участников;

— поддержка активности участников;

— соединение теории и практики;

— взаимообогащение опыта участников;

— облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников;

— поощрение творчества участников.

По сравнению с традиционным, в интерактивных моделях обучения меняется и взаимодействие с ведущим: его активность уступает место активности учащихся, задача ведущего — создать условия для их инициативы. В интерактивной технологии учащиеся выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее, чем опыт ведущего, который не столько даёт готовые знания, сколько побуждает учащихся к самостоятельному поиску.

Учитель выступает в интерактивных технологиях в нескольких основных ролях. В каждой из них он организует взаимодействие участников с той или иной областью информационной среды. В роли информатора-эксперта учитель излагает текстовый материал, демонстрирует видеоряд, отвечает на вопросы участников, отслеживает результаты процесса и т.д. В роли организатора-фасилитатора он налаживает взаимодействие учащихся с социальным и физическим окружением (разбивает на подгруппы, побуждает их самостоятельно собирать данные, координирует выполнение заданий, подготовку мини-презентаций и т.д.). В роли консультанта учитель обращается к профессиональному опыту участников, помогает искать решения уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые и т.д.

Приёмы, способствующие активизации деятельности учащихся:

· приём сравнение, позволяющий сосредоточить внимание на объектах сравнения, заставляя внимательно разглядывать их, находить и обосновывать общее и различное – можно сравнивать старое и новое оборудование, разные процессы, цеха, людей, работающих в них и т.д.;

· составление экскурсоводом или ребёнком короткого рассказа-описания (загадки) к какому-либо предмету, не называя его в прямую. Другие же должны будут отнести это описание к конкретному предмету;

· приём, способствующий эмоциональной включённости. При работе с чувствами ребёнка, его восприятием пространства культуры можно обратить его внимание на настроение людей, работающих на данном предприятии, их отношение к тому, что они делают, на их отношения друг с другом и обществом, их психологический портрет, ценностные и социальные ориентиры, на черты характера и особенности людей, работающих здесь, атмосферу в коллективе – можно попросить написать эссе, заметку, письмо, отзыв после посещения предприятия;

· приём, способствующий эмоциональному восприятию. Во время экскурсий стоит обращать внимание на органическую связь между внутренним состоянием живых существ и его внешним выражением. Можно задать детям вопрос: какой этот предмет (станок, продукт, здание, процесс,…) и предложить описать его прилагательными, выражающими настроение, внутреннее состояние, психологическую характеристику;

· приём на развитие «родственного внимания» - особого качества, характерного для человека, обладающего эстетическим отношением к действительности. Оно требует постоянного «вопрошания»: что стоит за внешними чертами предметов и явлений? Что неповторимый внешний облик вещи, явления природы, человека расскажет о его возможном внутреннем состоянии, характере, судьбе? Или: какие чувства, ассоциации, фантазии рождаются в самом человеке при внимательном вглядывании во внешний облик предметов и явлений? Например, можно предложить детям рассмотреть хорошенько какие-либо предметы, вслушаться в их голоса, а потом «перевести» рассказ каждого предмета о самом себе на понятный человеку язык. Это задание позволит увидеть за внешними признаками предмета: звуком, формой, цветом, размером — его возможный внутренний мир, образ жизни, характер, поведение. А теперь уберём из поля зрения данный предмет и предложим детям нарисовать его по памяти, но так, чтобы его можно было узнать и чтобы характер чувствовался. Чтобы те важные, неповторимые признаки, которые помогли детям очеловечить предметы и как бы поведали об их внутренней жизни, ярко выступили в рисунке. Детям можно предложить такое задание: пусть ребёнок просто всматривается внимательно в цвета и их сочетания, в формы, окружающие предметы и одновременно прислушивается к тому, какие чувства и ассоциации рождаются в нём самом под действием цвета, формы и т.д.. Далее можно попросить рассказать нам о «характере», «настроении» этих предметов наблюдения. Эти приёмы можно использовать как во время экскурсии, так и после её окончания;

· можно дать ребёнку познакомиться практически со свойствами материалов, а потом спросить, что, по его мнению, «хотел бы сделать» каждый из этих материалов? Какие темы, фигуры, предметы подходят ему по характеру, по настроению? Можно дать задание оживить кусочек, находящийся у ребёнка в руках;

· приём описания предмета, позволяющий взглянуть на него глазами человека, находящегося в разных эмоциональных состояниях или имеющего разный социальный статус – например, описать бутылку воды или коробку конфет от имени человека весёлого или занудного, испытывающего чувство голода или жажды, бизнесмена, ребёнка. Этот приём позволит увидеть по-разному, в зависимости от собственного состояния, выделить в неисчерпаемой реальности предмета различные его стороны, грани, качества, - это будет для ребёнка настоящим открытием! Этот приём можно усложнить, дав, например, детям индивидуальное задание (из каких ролей описывать), о котором никто не будет знать, чтобы все остальные смогли догадаться о его замысле – такие приёмы можно использовать во время экскурсии;

· задание: рассмотри хорошенько какой-либо предмет и расскажи о нём всё, что захочешь. При таких описаниях рождается внимание к предмету рассмотрения и к тому, кто этот предмет описывает, причём могут возникнуть некоторые споры и дискуссии, т.к. каждый видит предмет по-своему, у каждого возникают свои ассоциации, своё мнение, что рождает разговор между детьми, интерес и общение – такой приём используют во время проведения экскурсии;

· задание направлено на оживление «персонажей». Предлагаем детям принять на себя выбранную роль и выступить от имени «персонажа» или вступить в диалог с пространством, процессом, другим «персонажем» - приём, используемый во время экскурсии. Например, составить монолог или диалог конфет, сходящих с конвейера, человека и детали, лежащей на конвейере, механизмов и продукции;

· создание образа работника, процесса, продукта, предприятия, задавая соответствующие вопросы: как вы думаете, кем может быть этот человек? Чем он может заниматься? Как может двигаться? Что говорить? Каков его характер, психологические черты? Можно предложить сесть, встать в скульптурную позу. Важны также поза, мимика, напряжение или расслабление мышц, положение частей тела в пространстве. При разглядывании и словесном описании может помочь обращение к таким приёмам, как эпитеты и метафоры, которые позволят выразить чувства и мысли – этот приём может подойти для рефлексивного этапа;

· приём предполагает несколько последовательно задаваемых вопросов, отвечая на которые ребёнок получает возможность более внимательно и детально рассмотреть предмет, процесс и т.д., прийти к каким-либо своим (сугубо личным) выводам, увидеть за внешними сюжетами более глубокое содержание – можно эти задания давать до начала экскурсии;

· можно предложить сделать детям альбом впечатлений, полученных во время посещения предприятия или серии походов – сюда могут войти сделанные детьми фотографии, подобранные к ним стихи, написанные детьми тексты, придуманные маршруты по этим местам и т.д. А ещё можно предложить сделать макет того или иного здания, интересного места, придумать путешествие или задания к своей работе – эти приёмы сработают в момент рефлексии, в послеэкскурсионном обсуждении, подведении итогов;

· задание на соотнесение внутренних и внешних интерьеров зданий – сделать зарисовки, фиксировать соответствие своих предположений перед входом внутрь – задание может быть дано перед началом экскурсии;

· приём, позволяющий «оживить» объект: ответить на вопрос, как он звучит (что ты слышишь)? Как он звучал раньше (50, 100, 200 лет назад)? Какие запахи, вкусы просятся озвучиться? Чем пахнет город, дом? Если бы можно было прикоснуться к тому, что ты видишь, какие бы это были ощущения? Уместны всякие задания на тактильность (чувство материала, тепло-холод, мягкость-жёсткость, гладкость-шершавость и т.д.) – такого рода задания могут быть включены экскурсоводом в течение всей экскурсии;

· зарисовать план-схему предприятия, количество цехов, встретившихся профессий, их названия, специфика – можно давать эти задания как во время экскурсии, так и после неё (по памяти, по личным записям);

· сделать реальные предложения для усовершенствования производства, условий деятельности, осмысленности и очеловечивания производства – задания для рефлексивного этапа;

· придумать вопросы для интервью (чтобы хотел узнать) с работниками разных уровней (рабочий, мастер, директор,…) – такие задания можно использовать до, во время и после посещения экскурсии;

· задание продолжить фразы: после школы (другого учебного заведения) я готов (не готов) прийти на это предприятие, потому что…; мне здесь нравится (не нравится)…; если я сюда приду, то в роли…; все плюсы и минусы данной профессии, производства; чтобы работать на этом предприятии (в этой профессии), надо обладать следующими качествами (надо уметь)…- такие задания годятся для рефлексивного этапа.

· Проживание – когда экскурсия представляет из себя небольшую театрализованную постановку, в которой экскурсанты являются действующими лицами, что направлено на активизацию восприятия информации об истории нашей страны.

· Продуктивная игра – включение подрастающего поколения в практику социального действия, которая является неотъемлемой частью сферы потребностей современных подростков.

· Реконструкция реального пространства и помещение в него реального человека – в экскурсионной деятельности, используя технические возможности пространства: рельеф, интерьер, свет, звук и т.д. – организация «маршрута испытаний».

· Освоение топологии – пройдя по территории предприятия запомнить расположение производственных (тематических) блоков и отдельных предметов в них, затем по памяти нарисовать карту в цвете, по которой провести обзорную экскурсию для других групп.

· Прием контаминации – самостоятельная разработка текста экскурсии в соответствии с возрастом аудитории на основе материалов, взятых из разных источников.

Для разных предприятий подойдут различные формы заданий, интерактивные приёмы, однако очевидно одно – без личной заинтересованности, эмоционального отклика, личностной зацепки любая экскурсия станет бесполезным времяпрепровождением. А для того, чтобы получить максимальный результат, ребёнок должен чувствовать личное участие и интерес в любой момент экскурсионного пространства. Думается, что данные приёмы помогут детям и экскурсоводам выстроить наиболее человечные (неформальные) и эффективные взаимоотношения, основанные на взаимоуважении и заинтересованности друг в друге.

Рекомендуемая литература:

1. Город в подарок. Тетрадь для образовательных путешествий. Спб., 2003.

  1. Коробкова Е.Н. Вещь на уроке МХК. М., 2007
  2. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. М., 1995
  3. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. и др. Методики исследования и проблемы диагностики художественно-творческого развития детей. Дубна, 2009
  4. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М., 2005

Date: 2016-07-22; view: 358; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию