Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Псевдо-управленческие функции руководителей на рабочем месте gemba





Как указано ранее, работа менеджера делится на две основных задачи в рабочем месте gemba: поддержание и улучшение.

Поддержанием называется сохранение статус-кво — то есть менеджеру необхо­димо убедиться в том, что подчиненные соблюдают текущие стандарты в целях дости­жения ожидаемых результатов. Задача поддержания — убедиться в том, что вещи не выходят из-под контроля — отнимает много усилий. Без поддержания все на рабочем месте gemba спустя некоторое время испортится.

Улучшение, в то же время, имеет отношение к расширению и усовершенствова­нию текущих стандартов путем постоянной постановки новых и более высоких целей. Улучшение можно разбить на систему решения проблем kaizen и инновацию. Проще говоря, система решения проблем kaizen означает лучшее использование существую­щих внутренних ресурсов пяти М: рабочих, машин, материалов, методов и изМере-ний. Система решения проблем kaizen доводится до конца сменой способа, которым люди выполняют свою работу, а не тратой большого количества денег. Чтобы внедрить в жизнь систему решения проблем kaizen, нужен рабочий дух, поскольку люди всегда чувствуют себя более комфортно, если сохраняется способ выполнения работы, кото­рый они использовали в прошлом.

Я полагаю, что излишек ресурсов имеет непредвиденные недостатки: отсутствует импульс для системы решения проблем kaizen; отсутствует стимул для работы наших мозгов и поиска путей для улучшения — и до того, как это стало нам известно, мы проиграли в соревновании.

В контексте философии системы решения проблем kaizen, работа руководителя должна делиться на две функции: (1) поддержание, задача стабилизации и сохранения текущего процесса, а если возникает отклонение, то возвращение процесса обратно под контроль; и (2) улучшение, настолько же важное, как и поддержание. В функции улучшения администрация должна проверить, что руководители поставили назначен­ные администрацией цели. Поддержание порой называют "ежедневными мероприя­тиями", а улучшение - "мероприятиями по системе решения проблем kaizerT.

Руководители должны принимать все эти меры для того, чтобы реализовать QCD. Глава 3 указывает на реальную задачу администрации, заключающуюся в том, чтобы управлять качеством, стоимостью и доставкой одновременно. Руководителям не сле­дует сводить свою идею ни к соблюдению объема производства, ни к удовлетворению качества и/или стоимости с целью достижения этих производственных целей. Руково­дитель на рабочем месте gemba должен всегда стремиться к осуществлению QCD с помощью назначения целей с помощью администрации и спроса со стороны потреби­телей.

Правильно обученный японский руководитель участвует в претворении политики в жизнь с помощью постоянного хранения в памяти двух или трех ежегодных целей для системы решения проблем kaizen, таких как уменьшение наполовину процента брака и снижения количества запасов. В процессе принятия на себя такой ответствен­ности, руководители приходят к тому, что начинают считать себя членами админист­ративной команды — в душе, если не на самом деле.

 

ГЛАВА ДЕСЯТАЯ

ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ УПРАВЛЯЮЩИХ РАБОЧЕГО МЕСТА (GEMBA)

концепция решения проблем (kaizen) в компании

'ТОЙОТА АСТРА МОТОР" (TOYOTA ASTRA MOTOR COMPANY, ТАМ)

В предыдущей главе были описаны обязанности супервайзера. Другой важной проблемой являются области ответственности супервайзера. У каждого большого про­мышленного комплекса существует несколько слоев управления рабочим местом (gemba), и определение их соответствующих обязанностей и ответственности зачастую является проблемой. Следующий случай применения концепции решения проблем (kaizen) в компании "Тойота Астра Мотор" (ТАМ) ярко де монстрирует, что очень важно определить объем ответственности управляющих рабочего места (gemba).

Компания 'Тойота Астра Мотор" (ТАМ) - совместное предприятие компании "Той­ота Мотор" (Toyota Motor Company) и "Пи Ти Астра Интернешнл" (Р.Т. Astra International)-производит в Индонезии легковые автомобили и автомобили для коммерческих целей. Компания начала свою деятельность в 1971 году, и на сегодняшний день в ней работает 5000 сотрудников.

Несмотря на то, что данная компания работает в Индонезии на протяжении мно­гих лет, к 1991 году компания "Тойота Астра Мотор" (Toyota Astra Motor Company) осознала острую необходимость в четком определении обязанностей своих управляющих рабочего места (gemba). В компании имеются такие управляющие рабочего места (gemba), как супервайзеры, бригадиры, руководители группы, но зачастую возникает путаница в их соответствующих обязанностях. Когда возникла данная проблема, возник и ряд вопросов: Кто из этих управляющих должен заниматься решением данной определенной проблемы?


Кто должен применять временные контрмеры и стандартизировать новый метод, дабы предотвратить последующее возникновение данной проблемы?

Кроме того, необходимо обратить внимание и на другие проблемы - существова­ли проблемы, касающиеся систем и технологических процессов, а также людских (тру­довых) ресурсов. К тому же, необходимо управление многими различными аспектами - среди них качество, безопасность, снижение затрат, Пять "С" (5 S) и производитель­ность. Компания "Тойота Астра Мотор" (Toyota Astra Motor Company) отправила управ­ляющих рабочего места (gemba) различных рангов на стажировку в компанию "Тойота Мотор" (Toyota Motor Company, TMC) в Японию. Однако, когда управляющие верну­лись в Индонезию и попытались применить приобретенные знания на опыте, неопре­деленность в обязанностях управляющих рабочего места (gemba) так и осталась неразрешенной. В конечном счете, в 1992 году компания начала предпринимать серь­езные усилия, чтобы переопределить обязанности и ответственности каждого уровня управляющих рабочего места (gemba). Вначале, Эдди Пайно, управляющий службы по применению концепции решения проблем (kaizen) отправился в ТМС, чтобы тщатель­но изучить, как в ТМС определяются обязанности управляющего каждого уровня.

В ТАМ существовали следующие управленческие ступени: руководители группы, бригадиры, супервайзеры и начальники отделов. Последовательность подчинения управляющих в каждой категории была следующей:

Руководитель группы Один на 8 операторов

Бригадир Один на 2х руководителей группы

Супервайзер Один для 2-Зх бригадиров

Начальник отдела Один для 3-4 супервайзеров

Одной из первых задач, которые поставила перед собой компания, было определе­ние обязанностей разных управляющих и установка их в порядке очередности, чтобы избежать конфликтов и неопределенностей. В этот период многие из данных управля­ющих прошли курсы повышения квалификации, разработанные совместно службой kaizen и отделом трудовых ресурсов компании 'Тойота Астра Мотор" (ТАМ), а также приняли участие в заседаниях по решению проблем и групповых дискуссиях. Все это в большой степени способствовало определению обязанностей управляющих. В резуль­тате, в порядке очередности были определены обязанности управляющих рабочего места (gemba) на каждом уровне, что и показано в таблице 10-1.

 

Управляющий Обязанности в порядке очередности квалификаций Квалификация
Руководитель группы Контроль над качеством и возникновением возможных дефектов. Ответственнсть за установку линии. Должен быть способным помочь операторам следовать основному тенологическому процессу и основному рабочему листу на рабочих местах, и помогать начальнику цеха в разработке и применении норм работы и стандартов качества   Должен уметь подготовить стандартный рабочий лист  
Бригадир Улучшение производительности Снижение затрат Должен быть способным улучшить условия работы (следуя принципу производительность, затраты, качество),
Супервайзер    
Начальник отдела    

 


 

ДОЛЖНОСТНЫЕ ИНСТРУКЦИИ ДЛЯ УПРАВЛЯЮЩИХ КОМПАНИИ "ТАМ'(TOYOTA ASTRA MOTOR COMPANY)

Как только были определены обязанности управляющих в порядке очередности, руководство компании начало разрабатывать параметры оценки, чтобы оценивать, как исполняются обязанности управляющими на каждом уровне. Чтобы провести данную оценку, отдел трудовых ресурсов разработал и опубликовал карманные должностные инструкции управляющих рабочего места (gemba) каждого ранга, и снабдил каждого управляющего такой инструкцией.

Как правило, должностная инструкция делит задачи управляющих на две части: 1) обязанности, которые управляющие должны выполнять (действия, которые они дол­жны осуществлять) в течение дня; и 2) список действий, за которые управляющие не­сут ответственность. Как для руководителя группы, так и бригадира в должностной инструкции имеется список действий, которые они должны осуществлять ежедневно в течение рабочего времени. (Должностные инструкции супервайзеров и начальников отдела не содержат подобные списки, т.к. их ежедневные действия не могут быть опре­делены так же четко, как действия руководителей группы и бригадиров. Это означает, что супервайзеры и начальники отделов обладают большей свободой в выполнении своих ежедневных обязанностей.)

Исполнение обязанностей, осуществление действий и ответственность управля­ющих имеют также прямое отношение к их оценкам и зарплате. Например, в обязанно­сти руководителей группы входит контроль за возможным появлением дефектов и по­вреждений, ведение записей (регистрация фактов), ввод данных на определенные кон­трольные списки или графики и помещение данных контрольных списков или графи­ков на доску объявлений на рабочем месте (gemba). У каждого руководителя группы и бригадира есть своя доска объявлений, которой также пользуются рабочие второй и третьей смены. (Зачастую, на этой доске также демонстрируются описательные табли­цы, содержащие информацию о тех умениях, которыми должны обладать рабочие пред­приятия, а также другие таблицы.)

Должностные инструкции четко определяют предметы контроля, какие данные необходимо собрать, а также какие контрольные списки необходимо использовать. Пункты, по которым осуществляется контроль при проведении оценки, бывают разны­ми для каждого отдельного процесса, но они все относятся к таким существенным аспектам, как качество, техника безопасности, производительность, снижение себес­тоимости, обучение и полное техническое обслуживание (total productive maintenance, ТРМ).

Подобное ежедневное занесение данных на доску объявлений помогает руководи­телям группы и бригадирам сфокусироваться на вопросах, требующих немедленного рассмотрения. Их супервайзеры, в свою очередь, могут взглянуть на подобную доску объявлений и мгновенно оценить, как их руководители группы и бригадиры справля­ются с решением данных проблем и улучшением ситуации.


Супервайзеры затем могут поместить на свою доску объявлений суммар­ные данные, полученные их руководителями группы и бригадирами. У начальников отдела также имеются подобные доски объявлений. В сущности, ряд контрольных спис­ков и графиков, помещенных на доске объявлений, служит как наглядная система от­чета среди управляющих, позволяющая быстро идентифицировать определенные при­оритетные мероприятия, которые требуют немедленного внимания. Доска объявлений также служит как наглядная система контроля, демонстрирующая, насколько сходят­ся мнения управляющих.

 

Перед тем как начинается каждая рабочая смена, все собираются вместе вокруг доски объявлений на пятиминутку, во время которой руководитель группы может объяс­нить специфические проблемы, приводя данные с доски объявлений. (Также, доска объявлений представляет возможным рассказать посетителям, что происходит на ра­бочем месте (gemba). Когда гости или высшее руководство совершают «обход рабочего места (gemba)», они могут взглянуть на доску объявлений и узнать, что происходит, или подкрепить свои знания о прогрессе на разных линиях.)

В конце каждого месяца начальники отделов и супервайзеры собираются вместе, чтобы оценить работу своих подчиненных (руководителей группы и бригадиров). Их оценки затем помещаются на доску объявлений. Параметры, по которым производится оценка, берутся из должностной инструкции и делятся на такие категории, как актив­ность, инициатива, вклад и усилия по отношению к тому, как исполняются и усовер­шенствуются те пункты, за которые несут ответственность их подчиненные. Напри­мер, руководитель группы оценивается по следующим параметрам:

• Остановка линии по какой-либо причине

• Проверка и идентификация правил безопасности

• Дефекты качества

• Тревожные рапорты (Hiyari reports)

• Предложение планов действий

• Рабочие группы, ведущие контроль качества (Quality Circles)

• Пять "С" (5 S)

Бригадиры компании "ТАМ" оцениваются по следующим параметрам:

• Поддержание безопасности

• Прогул без уважительной причины

• Остановка линии по внешним причинам

• Человеко-час на количество часов

• Системы контроля качества

• Тревожные рапорты (Hiyari (scare) reports)

• Пять "С" (5 S)

• Действия по сокращению затрат

ОБЯЗАННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ГРУППЫ КОМПАНИИ "ТАМ"

Руководители группы выдвигаются из операторов и получают прибавку к зарпла­те за свою работу. Если они хорошо выполняют свою работу, у них есть шанс продви­нуться по службе на управленческий уровень. В основные обязанности руководителей группы входит поддержание качества и умение справиться с остановкой линии. Руко­водители группы должны иметь по крайней мере одну рабочую группу по качеству (quality circle) в своей группе и каждая рабочая группа по качеству (quality circle) долж­на выполнить 2 темы в год. Члены рабочей группы встречаются дважды в месяц. Еще одна обязанность рабочей группы (quality circle) бороться с прогулами без уважитель­ной причины. Если кто-либо из группы отсутствует, то руководитель группы либо на­ходит ему замену, либо сам занимает его или ее место.

Руководители группы должны каждый день заполнять контрольные списки, а в критических случаях, таких как остановка линии, каждый час. Руководители группы проводят пятиминутку со своей группой перед началом каждой рабочей смены, в течение которой обсуждаются следующие проблемы:

• Несчастные случаи, которые произошли за день до этого

• Некоторые проблемы,которые возникли во время ночной смены

• Цели, которые были достигнуты

• Любые возникшие электрические или механические повреждения

 

Руководители группы должны также руководить остановкой линии. При возникновении какой-либо проблемы рабочие могут остановить линию путем нажатия на ближайшую кнопку. В момент остановки линии начинают идти часы, показывающие время остановки агрегата. Руководитель группы проверяет часы каждый час. В случае если время остановилось на более долгое время, чем обычно, он или она проверяют, в чем заключается проблема и где возникло повреждение. Основываясь на этих данных, на каждый месяц определяются цели для остановки линии. Не приходится и говорить о том, что общее время остановки плохо отражается на производительности группы, т.к сокращает рабочее время.

 

 

Обязанности бригадиров компании «ТАМ»

 

Основная работа бригадира заключается в повышении производительности и снижении затрат. Чтобы добиться этого, бригадир должен сократить время работы (называемое kosu в Японии), а также усвтранить все бесполезные виды деятельнсти (muda). Время работы определяется следующим образом: общее количество часов работы на определенном процессе помноженное на действительное время работы и поделенное на количество произведенных элементов. Например, если 10 человек работали над одним процессом 9 часов, включая сверхурочное время, и произвели 200 элементов, время работы будет вычисляться следующим образом:

 

10 * 9: 200=0,45

 

Каждая рабочая группа по качеству должна рассчитывать время работы для каждого производимого элемента. Каждый руководитель группы, бригадир и супервайзер должны каждый месяц ставить цели для сокращения времени работы.

Прошло много времени, прежде чем в компании «ТАМ» начали использовать время работы как критерий повышения производительности и снижения затрат. Но сегодня время работы является настоящим индикатором повышения производительности и снижения затрат для каждого управляющего данной компании, вплоть до управляющего самого низкого уровня, и связь между улучшением kosu и улучшением результата очевидна для каждого в данной компании. На всех уровнях сотрудники компании «ТАМ» могут наблюдать, как их действия способствуют сокращению времени работы.

 

Обязанности супервайзеров в компании «ТАМ»

Основные обязанности супервайзеров касаются рабочего персонала:

 

• Развитие рабочих широкого профиля

• Рабочие группы по качеству (Quality circles)

• Безопасность и т.д.

Каждую неделю бригадиры и супервайзеры проводят собрания и обсуждают сле­дующие проблемы:

• Безопасность

• Производительность

• Расходы

• Качество

• Прогулы без уважительной причины

• Предложения

• Рабочие группы по качеству(С)иа1ку circles)

Каждый бригадир и супервайзер должен предоставлять недельные отчеты своим боссам.

КАТЕГОРИИ, КОТОРЫМИ НЕОБХОДИМО УПРАВЛЯТЬ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ (GEMBA)

В общем, на рабочем месте (gemba) необходимо руководить следующими катего­риями:

• Производительность

• Снижение затрат, включая сокращение времени работы (kosu)

• Безопасность

• Обучение персонала

• Мероприятия концепции решения проблем (kaizen)

• Пять "С" (5 S)

• Усовершенствование навыков и умений рабочего персонала

• Качество

• Остановка линии

Как уже было упомянуто выше, компания "ТАМ" разработала должностные инст­рукции, описывающие обязанности и уровни ответственности управляющих рабочего места (gemba). Работа всех управляющих делится на две части: 1) их ежедневные дей­ствия и 2) особые действия, за которые они несут ответственность. Список ежеднев­ных действий содержит подробное описание рабочего дня управляющего, пункт за пунктом. Управляющий несет ответственность за следующие категории:

• Производство

• Затраты

• Хозяйственный процесс

• Качество

• Персонал и его обучение

• Безопасность

Для каждой категории в должностной инструкции предоставляется список дей­ствий, которые управляющий должен осуществлять. Все эти категории разделяются между руководителями группы, бригадирами и супервайзерами, однако мероприятия для каждой категории и уровень участия в них различается среди трех уровней управ­ления.

 

ПЛАН ЕЖЕДНЕВНЫХ ДЕЙСТВИЙ РУКОВОДИТЕЛЯ ГРУППЫ: ПРИМЕРЫ ИЗ ДОЛЖНОСТНОЙ ИНСТРУКЦИИ КОМПАНИИ "ТАМ"

A. Перед началом работы

1) Войти на фабрику и пройти на рабочее место (gemba)

2) Просмотреть отчет предыдущей смены.

3) Приготовления перед работой:

a. Подготовить рабочую команду и проверить готовность всего оборудования, сбо­

рочных приспособлений, станков и всех запасных деталей.

b. Если кто-либо отсутствует, написать отчет и найти замену при помощи брига­

дира.

4. Утренняя зарядка и пятиминутка.

B. Утренние часы работы.

1. Начало работы.

2. Изменение техпроцесса: Помочь бригадиру обучить рабочих новому разрабо­

танному техпроцессу.

3. Проверить производственный процесс: Следить за тем, чтобы операторы линии

соблюдали стандартный рабочий лист.

4. В течение утреннего перерыва:

 

a) Провести выборочные проверки качества нескольких изделий.

b) Следить за тем, чтобы операторы предупреждали возникновение любых неисп­

равностей в течение своей работы.

c) Помогать или выполнять работу бригадира, когда он находится на собрании

или совещании.

5. Проводить обучение на рабочих местах, чтобы развить рабочих широкого про­

филя.

C. Послеобеденные часы работы:

1. Просмотреть результаты проверки

a) Просмотреть результаты утренней проверки персонала, отвечающего за конт

роль качества и попросить бригадира руководить процессом улучшения.

b) Следуя инструкциям бригадира, применить контрмеры для временного реше­

ния проблемы и попросить дальнейшего руководства для полнейшего решения воз­никшей проблемы.

 

2. Помочь операторам исправить и доделать работу, а также проверять и оцени­

вать их результаты.

3. Исследовать причину остановки линии: предложить бригадиру временные кон

трмеры.

4. При необходимости отдать распоряжения на сверхурочную работу.

5. Руководить операторами в осуществлении мероприятий Пять "С" (5S) на рабо­

чем месте (gemba).

D. После работы.

1. Написать отчет о работе своей смены и оставить необходимую информацию

для следующей рабочей смены.

2. Руководить собраниями рабочей группы (quality circle): активно поддерживать

действия рабочей группы и поднимать «боевой» дух рабочих.

 

ПРИМЕРЫ ДЕЙСТВИЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ГРУППЫ - ПРОИЗВОДСТВО, ЗАТРАТЫ И СОБЛЮДЕНИЕ КАЧЕСТВА, СОГЛАСНО ДОЛЖНОСТНОЙ ИНСТРУКЦИИ КОМПАНИИ "ТАМ".

В должностной инструкции также в деталях описываются те действия руководи­теля группы, за которые он несет ответственность, согласно категориям, упомянутым выше, а именно производство, затраты, полное техническое обслуживание (total productive maintenance), качество, персонал, обучение и безопасность. Например, сле­дующие действия руководителя группы, относящиеся к таким категориям, как произ­водство, затраты и качество:

A. Производство

1. Выполнять ежемесячный план производства:

a) Назначать рабочих для того, чтобы производственные процессы протекали бо­

лее плавно.

b) Помогать новым рабочим и обучать их

2. Подготовиться к ежедневному производству:

a) Проверить оборудование, станки, запчасти и материалы.

b) Выполнять задачи, следуя инструкциям бригадира.

c) Включить станки и подтвердить, что они функционируют должным образом.

3. Следовать следующему плану действий:

a) Исследовать причину неисправности.

b) Доложить бригадиру.

c) Принять временные меры.

d) Разработать дальнейшие контрмеры для полного решения возникшей пробле­

мы.

e) Докладывать бригадиру о любых совершенных действиях.

f) Помогать бригадиру, следуя инструкции.

4. После работы:

a) Подготовиться к следующей смене; проинформировать следующую рабочую

смену, в случае если были обнаружены неисправности.

b) Подтвердить, что все оборудование находится в выключенном состоянии.

c) Помогать старшим по должности подготавливать ежедневные отчеты.

5. Действия в случае остановки линии:

a) Исследовать внешнюю остановку линии.

b) Исследовать внутреннюю остановку линии.

c) Определить причину остановки и принять контрмеры

6. Подготовиться к вводу на линию новых моделей:

a) Помочь бригадиру

b) Изучить новую модель и проинструктировать операторов.

B. Затраты:

1) Спланировать снижение затрат: поделиться с бригадиром своей точкой зрения

и предложениями по уменьшению затрат.

2) Снизить трудоемкость: предложить свои идеи и помочь начальнику провести

снижение трудоемкости.

3) Снизить прямые затраты:

 

a) Вести запись об использовании материалов

b) Изучить причину увеличения расходов материала и предложить контрмеры.

4) Экономия энергии:

 

a) Идентифицировать случаи утечки, такие как утечка воздуха и/или воды.

b) Основываясь на своих исследованиях, принять решение, возможно ли справиться

с данной проблемой самостоятельно или следует просить помощи.

5) Ежедневные действия по усовершенствованию процессов:

a) Подготовиться к усовершенствованию.

b) Помогать бригадиру направлять усилия подчиненных на усовершенствование

процессов.

6) Остальные действия:

a) Проводить собрания с подчиненными, чтобы обсудить и объяснить результаты

проведенных мер по сокращению затрат.

b) Воспользоваться любым удобным случаем, чтобы повысить у операторов осоз­

нание затрат, возникающих в процессе их работы.

С. Качество:

1. Поддерживать и улучшать уровень качества.

a. Определить существующий уровень качества и сравнить, находится ли он в со­

ответствии с задачами, которые были поставлены перед членами группы.

b. Контролировать процесс вывода данных о существующем уровне качества.

c. Проанализировать причины ухудшения качества и принять контрмеры.

2. Ежедневно следовать принципу «Неотъемлемого Качества»:

a. Каждый рабочий день проверять первое и последнее произведенное изделие.

b. Осуществлять постоянную спланированную проверку, чтобы предотвратить

возникновение дефектов.

c. Следить за тем, чтобы рабочие выполняли свою работу в соответствии с рабо­

чими стандартами.

3. В случае обнаружения дефектов применить контрмеры.

a. Для дефектов производства, возникших внутри: Устранить дефекты и доложить

бригадиру, предлагая при этом свои контрмеры.

b. Для дефектов производства, возникших снаружи: Доложить бригадиру и по­

просить инструкции по их устранению.

4. Остальные действия:

Проводить ежедневные собрания со своей командой; информировать членов ко­манды о проблемах контроля качества и обсуждать с ними данные проблемы; повы­шать стремление всех членов команды производить качественную продукцию и предо­ставлять качественные услуги.







Date: 2016-07-22; view: 395; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.059 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию