Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Г. Задания, способствующие стабилизации самооценки





Эти задания полезны в группах, относящихся ко всем трем описанным типам. Они не только помогают преодолеть нарушения самооценки, но и повышают сплоченность группы, улучшают общую эмоциональную атмо­сферу. Нами использовались следующие задания:

• называние одним словом своего главного положительного качества;

• "автобиография";

• положительные взаимные характеристики участников группы

("комплименты");

• разные формы самопрсдъявлсния (рассказа о себе);

• "я в будущем".

Ведущее качество. Каждый из участников группы называет одним сло­вом свое главное положительное качество. Задание выполняется по очереди. Оно дастся на одном из первых занятий и составляет органическую часть процедуры знакомства.

Автобиографии. Каждый член группы рассказывает о тех событиях сво­ей жизни, в которых формировались или проявлялись его положительные личностные качества. Это задание, также как и предыдущее, дастся на одном из первых занятий.

"Комплименты". Все участники группы (включая руководителей) по очереди дают характер истину тому, на кого указал жребий. В характеристике разрешается называть только положительные качества, причем не придумы­вать их, а реально находить у обсуждаемого человека. В ходе одного занятия положительные характеристики даются трем-четырем членам группы. По­сле этого проводится обсуждение (выясняется, ожидал ли человек услышать о себе так много хорошего, приятно ли это ему было и т.п.). В первый раз задание дается на шестом - седьмом занятии, когда члены группы уже доста­точно хорошо знакомы друг с другом. Затем оно повторяется еще на не­скольких занятиях, чтобы каждый участник успел побывать в роли оценивае­мого ("получающего комплименты").

Самопредъявление, Участники группы по очереди рассказывают о себе. Так же как и в предыдущем задании, требуется называть только свои положи­тельные качества - причем не выдуманные, а реально существующие. Or задания "Ведущее качество'" оно отличается тем. что в этом случае требуется развернутая и подробная самохарактеристика. Самопредъявление желатель­но проводить после того, как данный человек уже обсуждался в задании "Комплименты", иначе оно вызывает у юношей и девушек неловкость и сму­щение. Руководитель просит всех участников группы задавать выступающе­му вопросы, которые помогут ему вспомнить свои положительные качества. Можно также впрямую что-то подсказать, если он явно затрудняется.

"Я и будущем". Каждый из участников группы рассказывает о том, ка­ким ему хотелось бы стагь и будущем. Это задание полезно проводить сразу же после задания "Комплименты".

* * *

Приведем пример того, как проходили взаимные характеристики в од­ной из групп второго типа. Каждому из членов группы было предложено дать положительную характеристику Леши, который был мало заметен в груп­пе. Вначале он долго пытался отказаться от роли обсуждаемого. Однако, бу­дучи вынужден принять эту роль, выслушивал похвалы в свой адрес с боль­шим удовольствием. Первые похвалы были весьма формальными ("Свой парень", "Не выпендривайся" и т.п.). Условие избегать Повторений привело к тому, ч ч о у частики группы стали вспоминай, конкретные ситуации, поло­жительно характеризующие Лешу, более дифференцированно оценивать его личностные качества, особенности общения с ним ("Не шпорит лишнего, но если говорит - то по делу", "Если обещает что-то, то ему можно доверять", "Как будто ничего не делает, а когда его в клубе нет, то чего-то не хвагает").

На последующих занятиях Леша стал значительно активнее, чем был до того. Кроме того, он стал гораздо регулярнее, чем раньше, посещать клуб.

Д. Драматизация

Драматизацию удобнее всего проводить в заключительной стадии заня­тия. В группах первого и второго типа мы завершали ею почти каждое заня­тие, что отчасти было вызвано требованиями самих старшеклассников, у ко­торых она сьановилась самой любимой формой работы. На первых занятиях давались наиболее простые виды драматизации, преимущественно без слов. Позднее задания усложнялись и выполнялись участниками все более самостоятельно. В группах третьего типа (с особо низкой успешностью) осущест­вить драматизацию нам не удавалось.

Когда драматизации были индивидуальными, то в течение занятия вы­ступали четыре - пять человек. Однако более частой формой работы были групповые драматизации. При этом все участники группы делились на три -четыре подгруппы. Все подгруппы готовили свое выступление одновремен­но. Затем они поочередно показывали свои сценки остальным участникам. По окончании всех выступлений показанные сценки кратко обсуждались.

Содержание сценок задавалось руководителями группы в соответствии с темами, поднимавшимися в обсуждениях или с направленностью предше­ствующих игр и упражнений, например:

• сцена, демонстрирующая нарушение половых или возрастных ролей;

• конфликт, вызванный взаимным непониманием;

• семейный конфликт;

• нарушение социальных ролей;

• показ одного из членов группы в заданной ситуации;

• загадывание эмоции;

• показ заданной эмоции.

* * *

В качестве примера влияния занятий драматизацией на преодоление личностных проблем старшеклассников приведем описание наблюдений за Артуром, занимавшимся в группе первого типа (высокого уровня).

Артур пришел на собеседование, прочитав объявление о наборе старшеклассников в психологическую группу. Ему было 16 лет и он учил­ся в 10 классе. По его словам, у него не налаживались контакты ни с кем из сверстников, что и привело его в психологическую группу. Психологическое обследование показало, что у Артура резко повышен уровень тревожности, снижена самооценка, ярко выражено ощущение своей ненужности, потери смысла жизни.

Поначалу на занятиях группы Артур был пассивен. Ярко проявлялись трудности в общении со сверстниками. Однако уже па третьем занятии стало заметно, что у него имеются актерские способности. Он с удовольствием участвовал в драматизациях, выбирая для себя роли пассивных неудачников и исполняя их с большим комизмом. Вскоре он приобрел большую популяр­ность в группе и к концу ее работы достиг статуса "звезды", что подтвердили результаты социометрии. В результате этого значительно повысилась его са­мооценка, и в дальнейшем он стал успешно устанавливать контакты также вне группы и клуба. Соответственно, снизилась тревожность. В целом психо­логическое состояние Артура нормализовалось. Как он сам, так и его родители считают, что решающую роль в этом сыграло участие в работе психоло­гической группы и клуба.

Date: 2016-07-20; view: 215; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию