Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Г. Задания, способствующие стабилизации самооценки
Эти задания полезны в группах, относящихся ко всем трем описанным типам. Они не только помогают преодолеть нарушения самооценки, но и повышают сплоченность группы, улучшают общую эмоциональную атмосферу. Нами использовались следующие задания: • называние одним словом своего главного положительного качества; • "автобиография"; • положительные взаимные характеристики участников группы ("комплименты"); • разные формы самопрсдъявлсния (рассказа о себе); • "я в будущем". Ведущее качество. Каждый из участников группы называет одним словом свое главное положительное качество. Задание выполняется по очереди. Оно дастся на одном из первых занятий и составляет органическую часть процедуры знакомства. Автобиографии. Каждый член группы рассказывает о тех событиях своей жизни, в которых формировались или проявлялись его положительные личностные качества. Это задание, также как и предыдущее, дастся на одном из первых занятий. "Комплименты". Все участники группы (включая руководителей) по очереди дают характер истину тому, на кого указал жребий. В характеристике разрешается называть только положительные качества, причем не придумывать их, а реально находить у обсуждаемого человека. В ходе одного занятия положительные характеристики даются трем-четырем членам группы. После этого проводится обсуждение (выясняется, ожидал ли человек услышать о себе так много хорошего, приятно ли это ему было и т.п.). В первый раз задание дается на шестом - седьмом занятии, когда члены группы уже достаточно хорошо знакомы друг с другом. Затем оно повторяется еще на нескольких занятиях, чтобы каждый участник успел побывать в роли оцениваемого ("получающего комплименты"). Самопредъявление, Участники группы по очереди рассказывают о себе. Так же как и в предыдущем задании, требуется называть только свои положительные качества - причем не выдуманные, а реально существующие. Or задания "Ведущее качество'" оно отличается тем. что в этом случае требуется развернутая и подробная самохарактеристика. Самопредъявление желательно проводить после того, как данный человек уже обсуждался в задании "Комплименты", иначе оно вызывает у юношей и девушек неловкость и смущение. Руководитель просит всех участников группы задавать выступающему вопросы, которые помогут ему вспомнить свои положительные качества. Можно также впрямую что-то подсказать, если он явно затрудняется. "Я и будущем". Каждый из участников группы рассказывает о том, каким ему хотелось бы стагь и будущем. Это задание полезно проводить сразу же после задания "Комплименты". * * * Приведем пример того, как проходили взаимные характеристики в одной из групп второго типа. Каждому из членов группы было предложено дать положительную характеристику Леши, который был мало заметен в группе. Вначале он долго пытался отказаться от роли обсуждаемого. Однако, будучи вынужден принять эту роль, выслушивал похвалы в свой адрес с большим удовольствием. Первые похвалы были весьма формальными ("Свой парень", "Не выпендривайся" и т.п.). Условие избегать Повторений привело к тому, ч ч о у частики группы стали вспоминай, конкретные ситуации, положительно характеризующие Лешу, более дифференцированно оценивать его личностные качества, особенности общения с ним ("Не шпорит лишнего, но если говорит - то по делу", "Если обещает что-то, то ему можно доверять", "Как будто ничего не делает, а когда его в клубе нет, то чего-то не хвагает"). На последующих занятиях Леша стал значительно активнее, чем был до того. Кроме того, он стал гораздо регулярнее, чем раньше, посещать клуб. Д. Драматизация Драматизацию удобнее всего проводить в заключительной стадии занятия. В группах первого и второго типа мы завершали ею почти каждое занятие, что отчасти было вызвано требованиями самих старшеклассников, у которых она сьановилась самой любимой формой работы. На первых занятиях давались наиболее простые виды драматизации, преимущественно без слов. Позднее задания усложнялись и выполнялись участниками все более самостоятельно. В группах третьего типа (с особо низкой успешностью) осуществить драматизацию нам не удавалось. Когда драматизации были индивидуальными, то в течение занятия выступали четыре - пять человек. Однако более частой формой работы были групповые драматизации. При этом все участники группы делились на три -четыре подгруппы. Все подгруппы готовили свое выступление одновременно. Затем они поочередно показывали свои сценки остальным участникам. По окончании всех выступлений показанные сценки кратко обсуждались. Содержание сценок задавалось руководителями группы в соответствии с темами, поднимавшимися в обсуждениях или с направленностью предшествующих игр и упражнений, например: • сцена, демонстрирующая нарушение половых или возрастных ролей; • конфликт, вызванный взаимным непониманием; • семейный конфликт; • нарушение социальных ролей; • показ одного из членов группы в заданной ситуации; • загадывание эмоции; • показ заданной эмоции. * * * В качестве примера влияния занятий драматизацией на преодоление личностных проблем старшеклассников приведем описание наблюдений за Артуром, занимавшимся в группе первого типа (высокого уровня). Артур пришел на собеседование, прочитав объявление о наборе старшеклассников в психологическую группу. Ему было 16 лет и он учился в 10 классе. По его словам, у него не налаживались контакты ни с кем из сверстников, что и привело его в психологическую группу. Психологическое обследование показало, что у Артура резко повышен уровень тревожности, снижена самооценка, ярко выражено ощущение своей ненужности, потери смысла жизни. Поначалу на занятиях группы Артур был пассивен. Ярко проявлялись трудности в общении со сверстниками. Однако уже па третьем занятии стало заметно, что у него имеются актерские способности. Он с удовольствием участвовал в драматизациях, выбирая для себя роли пассивных неудачников и исполняя их с большим комизмом. Вскоре он приобрел большую популярность в группе и к концу ее работы достиг статуса "звезды", что подтвердили результаты социометрии. В результате этого значительно повысилась его самооценка, и в дальнейшем он стал успешно устанавливать контакты также вне группы и клуба. Соответственно, снизилась тревожность. В целом психологическое состояние Артура нормализовалось. Как он сам, так и его родители считают, что решающую роль в этом сыграло участие в работе психологической группы и клуба. Date: 2016-07-20; view: 240; Нарушение авторских прав |