Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть IV. Групповая работа с подростками и старшеклассниками





IV.1. Состав групп, задачи и организация групповой работы

В работе с подростками и юношеством, направленной на предупрежде­ние и преодоление неблагоприятных вариантов личностного развития, веду­щее место занимают групповые методы.

Общеизвестно, что в подростковом и старшем школьном возрасте ос­ложняются отношения ребенка с родителями. Сели же в это время семья переживает стресс, связанный с трудностями социальной адаптации, то слож­ности становятся во много раз большими. Родители, занятые налаживанием быта, поисками работы, попытками разобраться в новой действительности, нередко совершенно теряют контакт со своим ребенком. Резкое падение их социальною статуса окончательно лишает их уважения в его глазах. В итоге возникают уходы из дома, потеря контактов с семьей, что дополнительно осложняет адаптацию подростков и юношества.

Психологическая работа, способствующая адаптации старшеклассни­ков в обществе, предполагает:

• предоставление подросткам и юношеству условий для полноценной
реализации своих способностей и потенциальных возможностей;

• коррекцию неблагоприятных психологических особенностей, приводящих
к трудностям в межличностном общении;

• повышение уровня эмоционального комфорта.

У подростков особо высока потребность в межличностном общении. Неудовлетворенность этой потребности - самый частый источник отрица­тельных переживаний в атом возрасте. В связи с этим мы считаем основным типом психологических групп для подростков группы развития средств общения.

А. Участники группы

Для практических целей удобно выделить три основных типа групп: I. Старшеклассники со средней и высокой социальной успешностью (хо­рошо учащиеся в школе и ориентированные на продолжение образования), но с выраженными трудностями в сфере общения, с проблемами самоопре­деления в новой для них социальной среде. Для большинства из них характерна сознательная мотивация к психологической работе, направленной на пре­одоление имеющихся у них трудностей. Наиболее распространенные психо­логические синдромы - психологическая инкапсуляции, семейная изоляция и сужение сферы деятельности.

II. Молодежь с низкой социальной успешностью (не учащаяся в школе
или учащаяся с большими трудностями). Для этих юношей и девушек харак­терно осознание стоящих перед ними бытовых проблем, но непонимание
имеющихся психологических трудностей. Наиболее распространенные пси­хологические синдромы - групповая изоляция, социальная дезориентация,
отверженность и тотальный регресс.

III. Социально неблагополучные подростки и юноши с девиантным (ино­гда - делинквентным) поведением. Для большинства из них затруднено адекватное осознание не только психологических, но и бытовых проблем, по­скольку асоциальное поведение воспринимается ими как вполне нормаль­ный, естественный и потенциально эффективный способ разрешения этих проблем. Наиболее распространенный психологический синдром - группо­вая изоляции.

Разумеется, группа не должна быть полностью однородна. Однако наш опыт показывает, что существуют определенные ограничения в подборе уча­стников. Так, в группе, в основном состоящей из старшеклассников, отнесен­ных нами к первому типу, не удерживаются юноши и девушки, отнесенные к двум другим типам. Пребывание в окружении старшеклассников со значи­тельно более высокой социальной успешностью негативно сказывается на самооценке, стимулирует негативисгичсские тенденции

Включение молодежи с выраженным девиантным поведением (третий тип) в группу, в основном состоящую из двух других категорий, резко затруд­няет психологическую работу. Если коррекция подобных форм поведения не становится одной из центральных задач работы, то эти участники дезоргани­зуют группу в целом. Если же руководитель сосредотачивается на коррекции девиантного поведения, то занятия становятся мало продуктивными для ос­тальных участников.

Таким образом, нежелательно, чтобы в группе имелись отдельные стар­шеклассники с социальной успешностью, резко сниженной по отношению к основной массе участников. Напротив, отдельные старшеклассники с более высокой социальной успешностью, чем у основного контингента группы (относящиеся к типу I - в группе типа II или относящиеся к типу II - в группе типа III), чувствуют себя вполне комфортно и имеют хорошую возможность для повышения своей самооценки. Такие подростки и юноши становятся хорошей опорой для руководителей группы, облегчая решение психокоррекционных задач.

Итак, при подборе группы желательно обеспечить относительную од­нородность ее состава по уровню социальной успешности, социальным и общекультурным ориентациями (резкая неоднородность этих ориентации край­не затрудняет сплочение группы и замедляет групповую динамику). Вместе с тем, полезно иметь среди членов группы небольшое количество старше­классников с более высоким общекультурным уровнем, чем у основной мас­сы участников.

Наш опыт свидетельствует о том, что нет никакой необходимости в под­боре группы, однородной по другим параметрам - таким как политические взгляды ее членов, индивидуальные психологические проблемы, психотип, характерологические особенности и т.п. Работа в группе облегчается, если в ней примерно поровну юношей и девушек. Это способствует выработке правильных образцов мужского и женского поведения, повышает эмоцио­нальную насыщенность виутригруппового общения, расширяет круг тем, затрагиваемых участниками группы в дискуссиях.

Противопоказаниями для участии ч группе являются грубые психо­патические реакции, выраженная гиперактивность, серьезные психические заболевания.

Date: 2016-07-20; view: 406; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию