Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Часть IV. Групповая работа с подростками и старшеклассниками
IV.1. Состав групп, задачи и организация групповой работы В работе с подростками и юношеством, направленной на предупреждение и преодоление неблагоприятных вариантов личностного развития, ведущее место занимают групповые методы. Общеизвестно, что в подростковом и старшем школьном возрасте осложняются отношения ребенка с родителями. Сели же в это время семья переживает стресс, связанный с трудностями социальной адаптации, то сложности становятся во много раз большими. Родители, занятые налаживанием быта, поисками работы, попытками разобраться в новой действительности, нередко совершенно теряют контакт со своим ребенком. Резкое падение их социальною статуса окончательно лишает их уважения в его глазах. В итоге возникают уходы из дома, потеря контактов с семьей, что дополнительно осложняет адаптацию подростков и юношества. Психологическая работа, способствующая адаптации старшеклассников в обществе, предполагает: • предоставление подросткам и юношеству условий для полноценной • коррекцию неблагоприятных психологических особенностей, приводящих • повышение уровня эмоционального комфорта. У подростков особо высока потребность в межличностном общении. Неудовлетворенность этой потребности - самый частый источник отрицательных переживаний в атом возрасте. В связи с этим мы считаем основным типом психологических групп для подростков группы развития средств общения. А. Участники группы Для практических целей удобно выделить три основных типа групп: I. Старшеклассники со средней и высокой социальной успешностью (хорошо учащиеся в школе и ориентированные на продолжение образования), но с выраженными трудностями в сфере общения, с проблемами самоопределения в новой для них социальной среде. Для большинства из них характерна сознательная мотивация к психологической работе, направленной на преодоление имеющихся у них трудностей. Наиболее распространенные психологические синдромы - психологическая инкапсуляции, семейная изоляция и сужение сферы деятельности. II. Молодежь с низкой социальной успешностью (не учащаяся в школе III. Социально неблагополучные подростки и юноши с девиантным (иногда - делинквентным) поведением. Для большинства из них затруднено адекватное осознание не только психологических, но и бытовых проблем, поскольку асоциальное поведение воспринимается ими как вполне нормальный, естественный и потенциально эффективный способ разрешения этих проблем. Наиболее распространенный психологический синдром - групповая изоляции. Разумеется, группа не должна быть полностью однородна. Однако наш опыт показывает, что существуют определенные ограничения в подборе участников. Так, в группе, в основном состоящей из старшеклассников, отнесенных нами к первому типу, не удерживаются юноши и девушки, отнесенные к двум другим типам. Пребывание в окружении старшеклассников со значительно более высокой социальной успешностью негативно сказывается на самооценке, стимулирует негативисгичсские тенденции Включение молодежи с выраженным девиантным поведением (третий тип) в группу, в основном состоящую из двух других категорий, резко затрудняет психологическую работу. Если коррекция подобных форм поведения не становится одной из центральных задач работы, то эти участники дезорганизуют группу в целом. Если же руководитель сосредотачивается на коррекции девиантного поведения, то занятия становятся мало продуктивными для остальных участников. Таким образом, нежелательно, чтобы в группе имелись отдельные старшеклассники с социальной успешностью, резко сниженной по отношению к основной массе участников. Напротив, отдельные старшеклассники с более высокой социальной успешностью, чем у основного контингента группы (относящиеся к типу I - в группе типа II или относящиеся к типу II - в группе типа III), чувствуют себя вполне комфортно и имеют хорошую возможность для повышения своей самооценки. Такие подростки и юноши становятся хорошей опорой для руководителей группы, облегчая решение психокоррекционных задач. Итак, при подборе группы желательно обеспечить относительную однородность ее состава по уровню социальной успешности, социальным и общекультурным ориентациями (резкая неоднородность этих ориентации крайне затрудняет сплочение группы и замедляет групповую динамику). Вместе с тем, полезно иметь среди членов группы небольшое количество старшеклассников с более высоким общекультурным уровнем, чем у основной массы участников. Наш опыт свидетельствует о том, что нет никакой необходимости в подборе группы, однородной по другим параметрам - таким как политические взгляды ее членов, индивидуальные психологические проблемы, психотип, характерологические особенности и т.п. Работа в группе облегчается, если в ней примерно поровну юношей и девушек. Это способствует выработке правильных образцов мужского и женского поведения, повышает эмоциональную насыщенность виутригруппового общения, расширяет круг тем, затрагиваемых участниками группы в дискуссиях. Противопоказаниями для участии ч группе являются грубые психопатические реакции, выраженная гиперактивность, серьезные психические заболевания. Date: 2016-07-20; view: 447; Нарушение авторских прав |