Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
IV.2. Задания для групповой работы
В ходе работы мы пришли к выводу о целесообразности сочетания разнообразных методов, традиционно используемых в разных формах групповой работы. Это связано как с большим разнообразием задач работы со старшеклассникам и, так и со своеобразием этого возрастного периода: разнообразием интересов, тенденцией к смене видов активности и поиску тех из них, которые более отвечают индивидуальным склонностям. Применяемые методы можно классифицировать но двум параметрам: по решаемым с их помощью психологическим задачам и по формам активности, задаваемой руководителями. Для простоты изложения мы попытались построить единую классификацию, используя оба этим принципа одновременно: 1. Задании, развивающие вербальные средства общения 2. Задания, развивающие невербальные средства общения 3. Тематические обсуждения и дискуссии 4. 'Задания, способствующие стабилизации самооценки 5. Драматизация Далее будут представлены примеры использования этих методов в работе с группами старшеклассников. Следует иметь в виду, что вес описываемые задания могут сильно видоизменяться в зависимости от особенностей группы, этапа работы, конкретных задач, стоящих перед руководителями и т.п. 1. Задания, развивающие вербальные средства общения Для развития вербальных средств общения могут быть рекомендованы следующие игры и задания: • подбор синонимов и антонимов к заданному слову, а также слов, связанных с ним по ассоциации; • составление "коллекций" слов, обозначающих: — человеческие чувства; — настроения; - качества характера; — человеческие достоинства и недостатки; - моральные оценки; • ".эмоциональные ассоциации''; • ответы на вопросы руководителя и участников группы, задавание другим • коллективное придумывание различных способов употребления заданного • "30 секунд". При занятии с группой первого тина {с достаточно высоким общскуль-турным уровнем) игры, описанные в этом разделе, рекомендуется включать в разминку, с 1руппами второго и третьего типа в основную часть занятия. Синонимы. Участников просят называть синонимы к слову, заданному руководителем или одним из членов группы (ведущим). В случае необходимости предварительно объясняется значение слова "синоним" (предполагается называние не только точных, но и приблизительных синонимов; степень точности коллективно обсуждается). Для начала игры используются слова, имеющие много достаточно точных синонимов (например, глаголы "есть" или "умереть"), затем -- любые приходящие в голову слова. Синонимы могут называться всеми участниками по очереди или по выбору руководителя. Возможен также вариант по типу игры "испорченный телефон": каждый участник называет частичный синоним к слову, названному предыдущим (слово говорится шепотом на ухо - так, чтобы слушающий мог хорошо его разобрать, н то время как остальные участники игры его не слышат). В итоге значение слова может очень сильно измениться, что обычно вызывает живую реакцию участников группы. Смысловые изменения, произошедшие в процессе передачи слов, обсуждаются в конце игры. Аналогично проводятся игры Антонимы и Ассоциации. Названия чувств. Играющим предлагается но очереди называть слова, обозначающие человеческие чувства. Предлагаемые слова обсуждаются с точки зрения их адекватности (например, действительно ли словом "трусость" обозначается чувство, или же трусость - это человеческое качество, а для соответствующего ему чувства используются другие слова - скажем, "страх"). В продвинутой группе (типа "А"} полезно ставить более тонкие задачи: на- пример, различать слова, обозначающие чувство-отношение ("любовь", "уважение'', "презрение" и т.п.) и чувство-состояние ("радость", "тоска", "раздражение" и т.п.). Аналогично проводится игры Настроения, Качества характера. Человеческие достоинства и недостатки. Моральные оценки и т.п. Подобные игры очень полезны на первых этапах работы группы. Они позволяют естественно перейти к содержательной дискуссии (например, от обсуждения смыслового различия между словами "любовь" и "увлечение" - к дискуссии на чему о человеческих взаимоотношениях) и актуализируют необходимый для нее словарь. Эмоциональные ассоциации. Руководитель группы ставит вопросы типа: "Что можно назвать словом "красивое"? словом "прекрасное"? "приятное"? "страшное"? "ужасное"?" и т.п. Задачи те же, что и у предыдущей игры. Вопросы и ответы. Руководитель задаст вопрос и бросает мяч одному из участников группы, который должен как можно быстрее (''не думая") дать ответ. Желательно, чтобы вопросы были достаточно эмоционально значимы {например: "'Каково главное качество мужчины (женщины)?", "Где бы ты хотел сейчас оказаться, если бы мог выбрать любое место на Земле?", "Что такое счастье?"). В дальнейшем правила игры видоизменяются: ответивший участник сам задает следующий вопрос и бросает мяч тому, от кого хочет усльгшать ответ. При этом важная задача руководителей - специально отмечать и поощрять серьезные, значимые вопросы и содержательные ответы. Употребление предмета. Задание представляет собой модификацию гилфордоского "теста употребления". Участникам предлагается назвать как можно больше разных способов употребления какого-либо предмета, указанного руководителем или кем-либо из участников группы (например, ставится вопрос: "Для чего можно использовать лопату?"). Предлагаемые варианты использования обсуждаются с точки зрения их адекватности, специфичности и оригинальности. Скажем, использование лопаты в качестве зонтика не вполне адекватно - вряд ли она сможет надежно защитить от дождя. Ее использование для того, чтобы дать кому-либо по голове (вариант, регулярно предлагаемый в группах второго и, особенно, третьего типа), не специфично, так как с этой целью можно использовать почти любой предмет. Использование лопаты для перерубания тонких веток (т.е. в качестве топора) адекватно и специфично, но мало оригинально. 30 секунд. Каждому участнику группы дастся 30 секунд, в течение которых он может сказать все, что захочет. Вели кто-либо из участников не хочет говорить, то отведенные ему 30 секунд проводятся в молчании. Задача игры не только в том, чтобы сделать более свободной речь участников группы, но и в том, чтобы научить их внимательно выслушивать друг другa, не перебивая говорящего. Эту игру не следует проводить часто. Ее полезно в первый раз провести на начальном этапе работы (на 2-м - 3-м занятии), затем один -два раза сыграть в нес ближе к концу работы группы и, наконец, дать се на завершающем занятии. Высказывания полезно записывать на диктофон. Сравнивая высказывания в начале, в середине и в конце занятий группы, можно будет увидеть, насколько они стали свободнее и содержательнее. Такое сравнение помогает участникам группы осознать произошедшие у них изменения, способствует фиксации и последующему сохранению достигнутых результатов. На последнем занятии участники часто спонтанно начинают использовать свои 30 секунд для рассказа о том, что им дала группа. * * * В качестве иллюстрации той роли, которую играют эти и методы в формировании поисковой активности, направленной па ориентировку в социальных отношениях, приведем наблюдение, сделанное в одной из групп третьего типа (с низким образовательным уровнем и выраженными девиантными тенденциями). Па занятии с участниками группы проводилась игра "'Вопросы и ответы": руководитель группы бросал мяч одному из участников и задавал вопрос, па который участник должен был ответить, после чего перебрасывал мяч другому участнику (по своему выбору) и задавал ему свой вопрос. После занятия юноши активно обсуждали между собой крайне взволновавшее их происшествие: накануне один из членов группы был задержан милицией по подозрению в изнасиловании (впоследствии обвинение оказалось ложным). Обсуждение шло сумбурно, все говорили, не слушая друг друга. Внезапно Заза - лидер группы - отозвал в сторону Диму и взял мяч, лежавший в углу комнаты. Бросив Диме мяч, он спросил: -Если бы той друг оказался в беде, что бы ты сделал? - Вес, что смог бы, чтобы ему помочь, - ответил Дима, бросая мяч обратно. Дальше диалог продолжался в том же возвышенном тоне, сопровождаясь перебрасыванием мячом. Это поведение совершенно не было ориентировано на руководителя, который в это время стоял за дверью в коридоре и слышал диалог Зазы с Димой чисто случайно. Как форма, так и содержание беседы резко отличались от обычного для.этих юношей стиля общения между собой. Обобщенная постановка вопросов, лексика и даже само грамматическое строение фраз были для них необычными. В соответствии со степенью значимости темы они перешли на тот стиль общения, который строился на групповых занятиях. При этом соответствующий стиль оказался не полностью интериоризован, и перебрасывание мячом выступило в качестве внешнего средства, организующего деятельность (в соответствии с принципами, описанными Л.С.Выготским). Date: 2016-07-20; view: 245; Нарушение авторских прав |