Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Б. Задачи групповой работы





Задачи групповой работы определяются составом группы и этапом ра­боты. В группах второго и, особенно, третьего тина остро стоит задача фор­мирования элементарных правил поведения в группе — таких как обязатель­ность выслушивания партнера, недопустимость нецензурных выражений, оскорблений, унизительных прозвищ. Решение этих задач не только важно для организации самой групповой работы, но и способствует социализации ее участников. В группе второго типа эта задача относится, преимуществен­но, к начальному этапу работы, в группе третьего типа (с выраженными девиантными тенденциями) - ко всему периоду занятий.

Для групп третьего типа характерна предельно жесткая иерархизация. Это приводит к стереотипшации деятельности в группе. Участники с низким статусом оказываются в роли "козлов отпущения", подвергаются всеобщим насмешкам, что ведет к формированию у них пассивного поведения, препят­ствует нормализации самооценки. Для старшеклассников с высоким стату­сом, занимающих в группе лидирующее положение, характерна установка на стандартные формы поведения, приносящие им успех. Эта установка так­же неблагоприятна: она снижает возможности самоизменения, преодоления негативных проявлений. Поэтому одна из важных задач работы в такой группе снижение уровня иерархизации. Решение этой задачи имеет большое •значение как для благополучной социализации молодежи с низким стату­сом, так и для поддержания благоприятной атмосферы в группе.

В группах второго и третьего чипов существует своего рода негласный запрет на обсуждение серьезных тем. Преодоление этого запрета, обеспече­ние готовности к разговору на серьезные темы - еще одна задача группо­вой работы. Однако, кроме формирования такой готовности, нужна и работа по активизации соответствующих форм речи, обогащению словарного запа­са, развитию умения вести диалог.

В группе второго типа существенная задача работы — формирование у участников осознания своих психологических проблем и направленности на их преодоление. Важно научить их различать психологические и бытовые проблемы, понимать, что решение последних тесно связано с психологиче­ским настроем, который отнюдь не однозначно определяется жизненной си­туацией, а в очень большой степени зависит от общих установок и ориента­ции личности.

В группах первого типа значительно больший удельный вес, чем в дру­гих группах, имеют задачи непосредственного тренинга средств общения. Необходимо также преодолеть характерное для многих старшеклассников представление о том, что накопленный ими культурный багаж не представляет ценности в современных социальных условиях. Это представление снижа­ет самооценку старшеклассников, блокирует их направленность на саморас­крытие и самореализацию.

Индивидуальные задачи, возникающие при работе в группе, определя­ются как психологическими синдромами, имеющимися у тех или иных уча­стников, так и их семейной и социальной ситуацией, прошлым жизненным опытом, общим психологическим состоянием на данный момент и т.н. Мы остановимся лишь на наиболее типичных задачах, определяемых психологи­ческим синдромом.

Для старшеклассников с психологической инкапсуляцией и сужением сферы деятельности на первый план выступают задачи преодоления огра­ниченности круга общения, трудностей в установлении контактов, занижен­ной самооценки. В зависимости от глубины имеющихся проблем эти задачи могут решаться разными средствами. В некоторых случаях желаемый эф­фект достигается уже благодаря самому факту включения старшеклассника в группу сверстников, которые могут стать для него подходящими партнера­ми для общения. В большинстве случаев, наряду с этим, необходим целена­правленный тренинг средств и способов установления контактов, умения выступать в разных ролях (ведущего, ведомого, равноправного партнера). На начальном этапе работы группы психологическая инкапсуляция сменяется более мягким синдромом групповой изоляции, который преодолевается на последующей стадии работы. В наиболее серьезных случаях требуется пре­одоление имеющихся у старшеклассника невротических проявлений или ау-тистических тенденций, так что работа с ним приобретает выраженную пси­хотерапевтическую направленность. Это в наибольшей мере относится к стар­шеклассникам с тотальным регрессом.

При семейной изоляции, как уже указывалось, имеется более или менее выраженная инфантильность. Для этих подростков характерна неуверенность s себе, боязнь окружающего мира, пассивная жизненная позиция. Следова­тельно, в задачи психологической работы входит пробуждение у подростка интересов, типичных для его сверстников, формирование самостоятельно­сти, тренинг принятии решений и руководстве действиями группы. Важно также привить этим детям стремление активно участвовать в социальной жизни, чувство своей причастности к ней.

Групповая изоляция порождает различные психологические проблемы в зависимости от ориентации группы, к которой принадлежит юноша или девушка. Работа наиболее эффективна в том случае, когда она проводится со всей этой группой. Помещение старшеклассника в другую, "искусственную" группу дает значительно меньше шансов на успех. При групповой изоляции индивидуальные задачи работы практически не могут быть отделены от общегрупповых, поэтому они здесь не будут освещаться подробнее.

Задачи, стоящие при работе с подростками, у которых проявляются син­дромы социальной дезориентации и отверженности, можно разделить на две большие группы:

• преодоление эгоцентризма и развитие чувствительности к социальным
нормам;

* фондирование правильных форм поведения.

При демонстративном нигилизме главной задачей становится преодо­ление грубых проявлений демонстративное™, т.е. стремления любыми спо­собами привлечь к себе внимание окружающих.

Date: 2016-07-20; view: 244; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию