Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Б. Задания, развивающие невербальные средства общения





К этому типу относятся задания разной степени сложности, большинст­во из которых с удовольствием выполняется участниками групп самого раз­ного уровня. Мы использовали следующие игры и задания:

• передача хлопка в ладоши по кругу;

• приход по стульям цепочкой;

• дирижирование "хором", составленным из участников группы;

• отгадывание заданного действия с использованием принципа игры,
"горячо - холодно";

• "броуновское движение";

• демонстрация разных форм поведения в ситуации, когда два человека
встречаются на узком мосту;

• обмен местами на основе "договоренности" посредством взгляда глаза в
таза;

• разные варианты задания "Слепой и поводырь";

• измерение индивидуальной дистанции в разных условиях.

Передача хлопка в ладоши по кругу: Члены группы по очереди хлопа­ют в ладоши (но часовой стрелке или против). Каждый должен хлопнуть как можно быстрее после того, как хлопнул его сосед (соответственно, слева или справа), но ни в коем случае не до него. При достаточно высокой согласован­ности действий хлопок равномерно "бежит по кругу". Эту игру удобно встав­лять для разрядки после какого-либо серьезного обсуждения. Она хороша также для завершения занятия в целом или какой-либо его смысловой части (например, разминки).

Проход по стульям (щепочкой): Четыре человека берутся за руки. Их задача состоит в том, чтобы, не разнимая рук, пройти по стульям, на которых сидят участники группы. Для этого стулья должны стоять по кругу и расстоя­ния между ними должны быть не слишком велики. Никакие указания сидя­щим не даются, п они сами выбирают способ своего поведения. По окончании игры это поведение коллективно обсуждается. Обычно большинство членов группы старается затруднить четверке выполнение задания, не усту­пая своею места и не пропуская се мимо себя. Следует обсудить поведение четверки - и, в первую очередь, ее ведущего (т.е. того, кто идет впереди), -направленное на преодоление этого сопротивления, сравнить эффективность способов, использовавшихся разными четверками (просьба, требование, попытка пройти прямо по ногам сидящих, попытка силой сгонять их со стуль­ев и т.п.). Естественно, что поведение руководителей группы в то время, когда четверке надо пройти по их стульям, задает остальным участникам некото­рый образец (т.е. оно должно быть направлено не на затруднение, а на облегчение выполнения задания). Однако этот образец не формулируется словес­но и отнюдь не всегда принимается молодежью, что тоже дает хорошую тему для последующего обсуждения. Эту игру полезно давать на начальном этапе работы и не имеет смысла повторять на последующих занятиях.

"Дирижер": Игра направлена на выработку умения выступать в каче­стве лидера. Она хороша для групп первого и второго типа. Для групп третье­го типа (с особо низким общекультурпьтм уровнем и особо низкой социаль­ной успешностью) она непригодна.

Членам группы предлагается спеть какой-нибудь звук. "Дирижер" управ­ляет громкостью "хора". Перед началом дирижирования ему дается график, изображающий требуемый результат - например, такой, как на рис. 2, где предусмотрено два повышения громкости звука - одно длительное и одно кратковременное. График лежит перед "дирижером" так, чтобы другие уча­стники его не видели. Управление "хором" производится без слов, средства управления "дирижер" придумывает самостоятельно. Если с первой попыт­ки не удалось добиться требуемых изменений громкости, то попытка повто­ряется.

 

 

В группе первого типа (с высоким общекультурным уровнем) после того, как два-три "дирижера" успешно справились со своей задачей, реко­мендуется ввести усложнение. Группа разделяется на две подгруппы. На гра­фике изображается "партитура" каждой из них (см. рис. 3). "Дирижер" дол­жен добиться одновременного согласованного звучания обеих подгрупп (ка­ждой - и соответствии со своей партитурой). Еще более сложный вариант -назначение двух "дирижеров", каждый из которых управляет своей подгруп­пой (обе "партитуры" при этом изображены на одном графике, как показано на рис. 3). В этом случае "дирижеры" должны не только управлять своими группами, но и согласовывать свои действии между собой (использовать для общения речь по-прежнему запрещается).

"Горячо —холодно". Эта игра наиболее полезна для групп второго и третьего тина (со средней и низкой успешностью), однако и в группах первого тина она может с успехом использоваться на разминке или в промежутке между другими, более серьезными заданиями.

Игра представляет собой модификацию широко известной игры, в кото­рой водящий должен найти спрятанный предмет, ориентируясь на указания остальных играющих: "горячо"-если он находится близко к цели, "холодно" - если далеко. Отличие в том, что вместо простого прятанья предмета загады­ваются различные действия, характер которых заранее не известен водящему (например, может быть дано задание связать шнурки туфель присутствую­щих, или снять очки с одного из участников и надеть их другому, или поста­вить в центр круга стул и встать на него и т.п.). Задание придумывается члена­ми группы совместно в отсутствие водящего. Оно обязательно должно быть действенным (не годятся задания типа "прокукарекать три раза").

"Броуновское движение". Задание используется для разминки. Всем участникам предлагается быстро ходить по комнате, все время меняя на- правление движения. Сначала ставится задача как можно меньше соприка­саться (сталкиваться) друг с другом. Затем она меняется на противополож­ную: задевать окружающих как можно чаще (однако, разумеется, не толкая друг друга сильно).

"Узкий мостик". Двое играющих идут навстречу друг другу но вооб­ражаемому узкому мостику, разойтись на котором невозможно. Задача каж­дой такой пары - продемонстрировать какой-либо вариант поведения в этой ситуации, не показывавшийся предшествующими парами. Полезно чередо­вать однополые и разнополые пары.

Обмен местами. Задача каждого из участников - поймать взгляд друго­го члена группы и, "договорившись" с ним глазами, обменяться местами. Обычно на первых этапах работы группы некоторые участники ставят перед собой противоположную задачу: избежать встречи взглядов. Надо побуж­дать их отказаться от этой позиции, но не следует применять грубое давление (наиболее уместная реакция руководителя на такое поведение сожаление или огорчение, но никак не недовольство или возмущение).

"Слепой и поводырь". На этом принципе основано несколько разных заданий. Широко известный простейший вариант состоит в том, что одному из участников завязывают глаза, а другой молча знакомит его с окружающим пространством, обстановкой комнаты и т.н. Задание выполняется нескольки­ми парами одновременно. Через некоторое время ведущие и ведомые меня­ются ролями. По окончании обсуждаются ощущения и переживания ведо­мых, а также цели, способы действия и ошибки ведущих.

Другой вариант задания - словесное управление действиями "слепого". Давая словесные команды (без физического контакта), ведущий должен до­биться того, чтобы ведомый с завязанными глазами прошел по заданному маршруту, требующему достаточно сложных маневров (огибания предме­тов и т.п.). Разные пары выполняют это упражнение не одновременно, а по­очередно. Если в нескольких парах подряд указания ограничиваются фор­мальными командами ("Два шага вперед. Теперь повернись направо. Три шага вперед" и т.п.), то полезно, чтобы руководитель группы задал другой образец поведения ведущего — включающий информационные и оценоч­ные высказывания ("Сейчас ты стоить около стола. Подойди и ощупай его. Отлично! Теперь поверни вдоль стола направо..."). Это полезно проделать с ведомым, которым ранее уже руководили чисто формально, чтобы он смог почувствовать, что информация и оценка повышают комфортность ситуа­ции, снижают ощущение опасности и облегчают выполнение задания (все это выясняется в последующем обсуждении).

Наиболее сложный вариант задания (рекомендуемый для групп перво­го тина) - это вариант, когда ведущий должен без слов донести до ведомого какую-либо отвлеченную идею (примеры: "Мир безопасен", "Мир опасен", "Предметы существуют не изолированно, а взаимосвязаны друг с другом", "Красивых вещей вокруг больше, чем безобразных"). Соответствующее вы­сказывание записывается на листке и дается ведущему. Больше никто его не знает. Все участники группы вместе со "слепым" пытаются отгадать, что хочет сообщить ему "поводырь". Их преимущество в том, что у них, в отли­чие от ведомого, не завязаны глаза, "слепого" - в наличии физическою кон­такта с ведущим. "Слепому", как и остальным участникам, разрешено гово­рить - строить догадки и предположения, задавать вопросы. Однако ведущий не может отвечать на них словесно (он "немой" и может обьясняться только жестами - причем такими, которые будут замечены и поняты ведомым). Обычно вначале, после сообщения правил, участники расценивают задачу как невыполнимую. Тем больший эффект дает обнаружение того, что даже столь отвлеченные идеи могут быть переданы без слов, с помощью невер­бальных средств коммуникации.

Измерение индивидуальной дистанции. Это упражнение рекоменду­ется для заключительной фазы работы в продвинутой группе (псовою типа). Оно демонстрирует участникам различия между ними в величине психоло­гической дистанции.

Человек, чья психологическая дистанция измеряется (испытуемый), с завязанными глазами становится около стены. Остальные участники по оче­реди подходят к нему, останавливаясь в тот момент, который он укажет, оце­нивая дистанцию как наиболее комфортную для себя. Эта дистанция измеря­ется. Подходить надо медленно, чтобы испытуемый успевал оценивать свои ощущения. По окончании измерения высчитывается средняя дистанция, ус­танавливаемая каждым из участников (но формуле для подсчета среднего арифметического).

Для демонстрации того, что комфортная дистанция различна в зависи­мости от конкретных условий, можно измерить ее в разных вариантах — на­пример, когда испытуемый стоит лицом к подходящим, и спиной к ним, я "открытой" позе (с руками, разведенными в стороны) и в "закрытой" (с рука­ми, сцепленными перед собой).

Возможно измерение дистанции и с открытыми глазами, но в этом слу­чае у руководителя возникает дополнительная серьезная задача, связанная с обсуждением межличностных отношений в группе. Они отражаются в раз­личии дистанции, устанавливаемой испытуемым по отношению к разным членам группы.

В качестве примера тот, как "работают" задания, отнесенные к этой группе, опишем прохождение по стульям в одной из групп первою типа (с высоким образовательным уровнем). Четверка должна была пройти по стуль­ям, занятым остальными участниками группы. Никаких инструкций каса­тельно своего поведения ни эти четверо, ни остальные участники не получа­ли. Упражнение проводилось дважды подряд. В первый раз выполняющую его четверку вела девушка по имени Ира, пользующаяся в группе всеобщей симпатией (по результатам социометрии она оказалась наиболее яркой "звез­дой"). Четверка быстро прошла по всем стульям, поскольку почти все осталь­ные члены группы охотно вставали или подвигались, оставляя проходящим достаточно места.

Задержка возникла только один раз: когда Ира подошла к стулу, на кото­ром сидела Зина — девушка, имеющая в группе весьма высокий статус и явственно конкурирующая с Ирой. Зина не захотела подвинуться, мотивируя это тем, что Ира недостаточно вежливо ее попросила. Ира не стала повторять просьбу и некоторое время простояла молча. В конечном итоге, уступая молчаливому, но достаточно явному давлению группы в целом, Зина подви­нулась.

Во вторую четверку, выполнявшую упражнение, входили Зина и Женя -юноша, претендующий на роль лидера, но не принятый группой в этом каче­стве (хотя и имеющий довольно высокий социометрический статус). Осталь­ные двое участников имели в группе не особенно высокий, но удовлетво­ряющий их статус. После недолгого совещания четверку повел Женя, Зина оказалась второй.

Как только четверка начала движение, Полина - девушка, конкурирую­щая с Зиной, но не решающаяся открыто конкурировать с Ирой, - располо­жилась на стуле, стараясь занять как можно больше места, чтобы максималь­но затруднить продвижение. Тем не менее. Женю она пропустила без особо­го сопротивления. Наиболее острый конфликт возник, когда Зина должна была встать на стул, занятый Полиной, а в то же время Женя - на стул, где сидел Миша, который, как и он сам, безуспешно претендует на роль лидера груп­пы. Разрешение этого конфликта заняло около 5 минут, в течение которых вся четверка не могла сдвинуться с места.

В последующем обсуждении члены группы самостоятельно пришли к некоторым весьма адекватным выводам относительно сравнительной эф­фективности разных форм поведения. Были обсуждены также возможности сознательной коррекции своего поведения.

Date: 2016-07-20; view: 231; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию