Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В. Тематические обсуждения и дискуссии





Как показал наш опыт, в группах высокого уровня (первого типа) обсу­ждения и дискуссии чрезвычайно полезны с самого начала работы. В груп­пах второго типа (с более низкой социальной успешностью) они становятся возможны только во второй половине работы группы (начиная с 6-го - 7-го занятия). К этому времени участники группы благодаря играм, развиваю­щим вербальную активность, успевают освоить необходимый словарь и спо­соб выражения своих мыслей. В группах третьего типа (с наиболее низкой социальной успешностью) нам не удавалось проводить содержательные об­суждения даже к концу работы группы.

Тематика дискуссий была весьма разнообразной. В основного она кон­центрировалась вокруг следующих проблем:

• социальная адаптация, облегчающие и затрудняющие ее факторы;
" преодоление трудностей в межличностном общении;

• проблемы принятия решений и лидирования в группе;

• личностные проблемы и возможности их компенсации;

• анализ процессов, происходящих в группе.

Остановимся несколько подробнее на темах, затрагивавшихся примени­тельно к каждой из этих проблем.

Социальная адаптация, облегчающие и затрудняющие ее факторы. В рамках этой проблемы проводилось сопоставление трудностей социальной адаптации, вызванных разными причинами (индивидуальными особенно­стями человека, особенностями его жизненного опыта, неблагоприятным социальным окружением, эмиграцией, этническими различиями и т.п.). Рас­сматривались формы поведения, способствующие и препятствующие ус­пешной социальной адаптации. Сравнивались нормы поведения, характер­ные для разных культур и для разных субкультур внутри одного общества. Ставился вопрос о способах, позволяющих овладеть этими нормами.

Преодоление трудностей в межличностном общении. В связи с про­блемой межличностного общения обсуждались такие темы как вербальные и невербальные средства общения; различия в индивидуальной психологи­ческой дистанции; критерии выбора партнеров по общению (в том числе, в рамках взаимоотношений полов); различные варианты межличностных от­ношений разной степени тесноты; социальная, межличностная и половая роль. Все эти обсуждения проводились в сочетании с описанными выше играми и заданиями, развивающими невербальные средства общения.

Проблемы принятия решений и лидирования в группе конкретизиро­вались в обсуждении таких тем как способы принятия группового решения (авторитарное принятие решений; демократические формы - коллективное обсуждение, голосование, консенсус; принятие решения с помощью жре­бия или оракула и т.п.); зависимость способа принятия решения от особенно­стей ситуации; способы разрешения конфликтов в группе; типы лидеров и психологические качества, необходимые лидеру; структура малой группы, социометрический статус, проблема непринятого лидера и лидера оппози­ции. Обсуждение этих тем было тесно связано с опытом, полученным участ­никами группы в играх и заданиях, формирующих согласованность дейст­вий, и в различных видах драматизации. Опыт принятия коллективных реше­ний посредством консенсуса (т.е. выработки единого мнения) приобретался в ходе игровых заданий - как, например, задание "Свой дом". Участники группы должны были совместно разработать "типовой проект" дома с тем, чтобы каждому из них был построен такой дом.

Личностные проблемы и возможности их компенсации. Естествен­но, что эта проблематика вызывала у подростков и молодежи чрезвычайно большой интерес. При ее обсуждении использовались различные классиче­ские техники, разработанные в психотерапии. Так, в отдельных случаях про­водился анализ ранних детских воспоминаний членов группы. Руководители задавали общую логику этого анализа, в основном же он проводился самими подростками. Во избежание нанесения психологической травмы, мы не до­пускали чрезмерного углубления в обсуждение вытесненных представлений и переживаний, детских конфликтов и комплексов и т.п. Таким образом, ин­терпретации оставались па достаточно поверхностном уровне, однако наш опыт показал, что и при этих условиях участники группы существенно про­двигаются в понимании своих личностных проблем. Наряду с детскими вос­поминаниями, подобным же образом обсуждались более недавние эмоцио­нально значимые воспоминания. При этом мы просили участников группы рассказывать не о содержании происходивших с ними событий, а только о своих переживаниях, связанных с этими событиями. Это позволяло избе­жать чрезмерного "сам о обнажения", чреватого появлением чувства стыда и неловкости. В группах типа "А" (с высоким обще культурным уровнем уча­стников) успешно использовались элементы сценарного анализа (Э.Берн, 1992), причем интерпретации и в этом случае давались, в первую очередь, группой, а не руководителями. Ценный материал для обсуждения личност­ных проблем предоставляло описанное выше игровое задание "Свой дом".


Анализ процессов, происходящих в группе. Материалом для анализа процессии, происходящих в группе, служили высказывания участников в процессе игры "30 секунд", а также специальные задания: "Сформулируй в двух-трех словах ю, чем мы сегодня занимались в группе"; "Вспоминал ли ты наши занятия или кого-нибудь из членов группы в течение той недели, что мы не виделись? Перескажи свои воспоминания" (в обоих случаях ответы дава­лись всеми участниками, включая руководителей, по очереди). В образной форме эти процессы отражались в "коллективном портрете" группы. Зада­ние состояло в том, чтобы представить группу в виде некого фантастическо­го существа. Каждый участник излагал свое мнение о внешнем виде и харак­тере этого существа. Все высказывания записывались, и итоговый "портрет" представлял собой мозаику, составленную из всех полученных описаний.

* * *

В качестве примера опишем одно из тематических обсуждений в группе второго типа (с низким образовательным уровнем, но без девиантных тен­денций). Специфика этой группы определялась тем, что она была собрана из старшеклассников с неблагоприятной семейной ситуацией. Задание "по­стройка дома", требующее создания коллективного описания дома, в кото­ром каждому из участников группы хотелось бы жить, вызвало в этой группе неожиданную реакцию.

Начальная фаза выполнения задания проходила обычно: один из участ­ников предложил построить трехэтажную виллу, затем девушка предложила сделать вокруг виллы сад. Но далее развитие сюжета пошло по новому на­правлению: стали обсуждаться средства охраны. Сначала было предложено поселить в саду большую собаку, затем к ней добавили пантеру и леопарда. Сад решили окружить забором и долго решали, каким его сделать. Были по­следовательно предложены следующие описания забора:

• "высокий, выше человеческого роста";

• "с колючей проволокой",

• "проволока - под током";

• "стена из толстых броневых плит".

Следующим этапом стал поиск безопасного места. Вот некоторые из предлагавшихся вариантов:

• построить дом на необитаемом острове;

• в лесу, чтобы с трех сторон было болото, а с четвертой - воинственные
пигмеи, которые убивают каждого, кто к ним приблизится;

• в подземной пещере;

• на морском дне;

• на Луне.

На этом занятии (оно было седьмым но счету) мы не стали проводить интерпретацию и обсуждение результатов выполнения задания, а перешли к другому заданию ("комплименты"). Мы полагали, что полезно предоставить участникам время для самостоятельной переработки актуализировавшихся переживаний, прежде чем обеспечить их разрядку в результате обсуждения и интерпретации.

На следующем занятии после разминки был задан нейтральный вопрос: "Вы помните, что в прошлый раз мы строили дом? Напомните, пожалуйста, какие были высказаны предложения". Участники группы вспомнили, что они собирались построить трехэтажную виллу с садом. Все остальное оказа­лось вытеснено. Однако вытеснение было не особенно глубоким: после неко­торого напоминания ("Кажется, еще вы собирались сделать забор. А не пом­ните, где вы хотели строить свой дом?") юноши и девушки довольно полно воспроизвели предшествующее обсуждение. Это воспроизведение было зна­чительно менее эмоциональным, чем обсуждение, проходившее на прошлом занятии. Следовательно, за прошедшую педелю, несмотря на вытеснение, действительно имела мест некоторая переработка переживаний.


Не давая собственных интерпретаций, мы предложили проинтерпрети­ровать происшедшее самим старшеклассникам. В результате небольшого обсуждения они совершенно адекватно, хотя и в весьма смягченной форме, объяснили общий смысл переживаний, отразившихся в "построении дома": "Мы хотим, чтобы пас никто не трогал"; "Не хотим, чтобы к нам приставали" и т.п. Все это стало основой для обсуждения таких тем как боязнь окружаю­щего мира, проблема самоизоляции, влияние ожиданий и стереотипов па взаимоотношения разных групп населения.

Это занятие стало переломным в работе группы. До него участники уклонялись от откровенного обсуждения серьезных тем, прикрывались ци­ничными шутками или ерничаньем; теперь же они начали делиться своими проблемами. Это отличие особенно бросилось в глаза на десятом занятии. Хотя к этому времени прием в группу новых членов был давно прекращен, мы сделали исключение для двух старшеклассников, за которых очень проси­ли их друзья, занимавшиеся н группе с самого начала. На занятии обсужда­лись критерии выбора партнера для отношений разной степени близости (начинал с совместного похода в кино или в кафе и кончая браком). Двое новичков вели себя так же, как и остальные участники группы в начале рабо­ты: плоско острили, когда высказывался кто-либо из других ребят, и потерян­но молчали, когда предлагалось высказаться им самим. Резкий контраст с поведением остальных старшеклассников, которые посетили все девять заня­тий или, по крайней мере, большую часть из них, был замечен всеми у част-

киками группы (эти двое не участвовали в последних двух занятиях, но впо­следствии посещали следующую группу).

 







Date: 2016-07-20; view: 235; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию